План работы социально – психологической службы «Школа будущего первоклассника» на 2021-2022 учебный год
материал

Пупова Дарья Дмитриевна

Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально – психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_shbp.docx18.4 КБ
Файл rekomendatsii_ot_logopeda.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

директор МБОУ «СОШ №11»

___________Н.Н. Тулина

План работы социально – психологической службы

«Школа будущего первоклассника»

на 2021-2022 учебный год

Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально – психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.

Цель: ознакомление с контингентом будущих первоклассников, изучение индивидуальных особенностей детей, выявление уровня психологической готовности детей к школьному обучению, формирование уровня развития познавательной деятельности и благоприятного отношения детей к школе, оказание помощи в подготовке к обучению.

Задачи работы:

  1. Диагностировать уровень психологической готовности дошкольников к обучению в школе, но не с целью отбора, а для определения их индивидуального развития. Определить уровень развития коммуникативных способностей ребенка;

  1. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению. Работая по запросам родителей, обеспечить их информацией и знаниями необходимыми для повышения умственного развития своего ребенка.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Разработка и подготовка к утверждению плана социально – психологической службы «Школа будущего первоклассника»

Апрель

2022 г.

Пупова Д.Д.

2

Формирование учебных групп

по подготовке детей к школе.

Апрель

2022 г.

Пупова Д.Д.

Акимова М.М.

3

Диагностирование детей и консультирование родителей социально – психологической службой

(учитель – логопед, педагог – психолог, учитель – дефектолог)

Апрель

2022 г.

Пупова Д.Д.

Духовникова Л.М.

Тысячникова К.М.

4

Подготовка рекомендаций для

родителей

Май

2022 г.

Пупова Д.Д.

Духовникова Л.М.

Тысячникова К.М.

5

Создание буклетов:

- Мой ребенок первоклассник.

- Речевая готовность детей к школе.

- Роль родителей в образовательном процессе.

Май

2022 г.

Пупова Д.Д.

Духовникова Л.М.

Тысячникова К.М.

6

Анкетирование родителей через Google формы

Май

2022 г.

Социально – психологическая служба

7

Результаты работы по подготовке детей к школе.

13 мая

Май

2022 г.

Социально – психологическая служба, Акимова М.М., Администрация школы

8

Родительский университет (дистанционный формат):

Лекция по теме: «Насколько важным в жизни ребенка является период перехода от детского сада к школе?»

Май

2022 г.

Пупова Д.Д.

Духовникова Л.М.

Тысячникова К.М.

9

Заключительное собрание. Информирование родителей по теме: «Ответственное отношение»

Май

2022 г.

Акимова М.М.

Слепкова Л.А.



Предварительный просмотр:

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Совсем немного времени осталось до того момента, когда  ваш ребенок пойдет в 1 класс. Все мы хотим, чтобы наши дети  были успешными в учёбе, в общении, в жизни. У каждого родителя есть возможность помочь своему ребёнку, подготовить его к школьной жизни.

Одним  из важнейших критериев подготовки к школе является развитие речи, именно от него  зависит во многом успех будущего первоклассника.  Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Чтобы адаптация и обучение  у детей  проходили в более легкой форме, к началу первого класса у них  должны быть сформированы некоторые критерии готовности к обучению:

Критерии готовности к обучению

Ребенок должен уметь

Последствия несформированности речевых функций

1.Внимание к речи окружающих

-слушать и слышать других

Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем  в устной форме.

2.Звуковая сторона речи

- правильно произносить все звуки речи;

- четко и внятно произносить слова со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр)

      Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения, но, надо знать, что школьные логопеды практически не занимаются коррекцией произношения, поэтому  даже такие нарушения должны быть исправлены до школы.

Если у ребенка нарушено несколько звуков, их неправильное произношение может привести к ошибкам на письме. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шапка – «сапка», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

   

 В устной речи возможны перестановки  и пропуски слогов, что отразится и на письме (мотоциклист- «моцитоклист»)  

3. Функции языкового анализа

- делить предложения на слова;

- делить слова на слоги;

- уметь выделять все звуки в словах;

-устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

-слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;  раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

-пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

-пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

-перестановки букв (комната – «конмата»);

4. Лексическая сторона речи (словарный запас)

-точно подбирать слова;

-ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

-дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

-употреблять сложные слова (например: длинноногий);

-пользоваться эпитетами (например: чистое поле); 

-подбирать метафоры (например: туча комаров);

-использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

-подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);

Словарь ребёнка, поступающего в первый класс должен составлять не менее 3-4 тысяч слов и включать в себя множество лексических тем. В противном случае школьнику трудно выражать свои мысли, давать правильные ответы на уроке, даже если он понимает изучаемый материал.

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного текста, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

У школьников с бедным словарным запасом уже во 2  классе возникают трудности в подборе проверочных слов при изучении орфограмм.

5. Грамматическая сторона речи:

а) Навыки словоизменения

б) Навыки словооб-разования

-изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

        

-употреблять различные предлоги;

-согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

-правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);

-образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

-образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

-образовывать название детенышей животных;

-образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья);

     В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

-ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

-пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

-ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);

-замены суффиксов (козлята – «козленки»);

 

-замены приставок (захлестнула –  «нахлестнула»);

6.Связная речь

-свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

-поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

-рассказывать о пережитых событиях;

-пересказывать содержание сказки, рассказа;

-описывать окружающие предметы;

-раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в дальнейшем в  написании сочинений и изложений.

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

7.Мелкая моторика кистей рук.

-уметь управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук ;

-правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

От того, развиты ли мелкие мышцы руки, зависит, сможет ли ребёнок быстро научиться ровно и красиво писать, сможет ли соблюдать наклон букв, удерживать ровную строку. Ведь для написания букв и цифр требуется совершать мельчайшие и точные движения. Трудности приводят к негативному отношению, нежеланию, депрессивному настроению.

8. Пространственная ориентация

-ориентироваться на листе бумаги,

- видеть строчку,

 -знать правую и левую стороны, причем не только у себя, но и у человека, стоящего напротив,

-понимать значения предлогов под, над, между, после, перед, за

Недоразвитие умения ориентироваться в пространстве будет мешать детям усваивать написание элементов  букв и цифр, затем слов, а в дальнейшем усвоению и других школьных предметов (геометрии, географии)

     

     Уважаемые родители, если вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо поработать над этим. Вы можете обратиться за консультацией к логопедам, воспитателям детских садов, поискать необходимую информацию в Интернете.

   При подготовке к школе будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если вам это кажется элементарным. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?»,  кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.  Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.

Только ваша любовь, терпение, поддержка и своевременная помощь помогут детям быть успешными в учебе и в общении. Удачи Вам!

1. Примерные задания для развития звукового анализа:

  1. придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
  2. отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
  3. разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
  4. подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
  5. составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
  6. добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
  7. преобразовать слова:

       а)  добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

       б)  изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп  и т.д.;

  1. составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
  2. от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
  3. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

2. Примерные задания для развития языкового анализа:

  1. придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
  2. придумать предложение с определенным количеством слов;
  3. увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
  4. определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
  5. поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

3. Развитие слогового анализа:

  1. повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
  2. определить количество слогов в названных словах, показать  соответствующую цифру;
  3. разделить картинки на группы в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых1, 2 или 3 слога.

4. Примерные задания для развития лексики:

  1. развитие ассоциаций- взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
  2. классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
  3. отгадывание загадок;
  4. придумывать слова -  «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
  5. объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;

5. Примерные задания для развития словообразования:

  1. назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
  2. Где что храниться?  (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
  3. назвать детенышей животных;
  4. назвать профессии, например:  «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.

6. Нарушение грамматического строя речи :

 1) употребление различных  предлогов: на столе, под столом, у стола, перед столом, в столе, из-за стола, из-под стола и т.д. Обращать внимание на окончания существительных,

2) согласование  существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце, голубого полотенца, о голубом полотенце);

3) согласование  существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей)

7. Примерные задания для развития навыков связной речи:

  1. пересказ небольших текстов;
  2. рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
  3. составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
  4. составить рассказ по сюжетной картинке;
  5. составить рассказ по серии сюжетных картинок.

8. Примерные занятия для развития мелкой моторики кистей рук:

1) лепка (катаем колбаски не на доске, а в руках, можно слепить буквы.)

2) вырезание;

3) поделки из бумаги в технике оригами;

4) вышивание;

5) игры с пазлами, бусами, мозаикой, перебирание крупы;

6) игры с песком;

7) игры с конструктором «Лего»;

8) рисование и раскрашивание цветными карандашами (не фломастерами);

9) рисование по клеточкам и др.


При подготовке материала была использована следующая литература:

«Программа обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении» под ред. М.А. Васильевой, Москва, 2005г.,

 Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985 г.,

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Учитесь говорить правильно», М. 1993 г.,

Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», М. 1985 г.,

Лалаева Р.И. «Нарушение процесса овладения чтением у детей», М., 1983 г.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа социально-психологической службы по профилактике правонарушений в молодёжной среде"

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с профилактической работой с молодёжью. Материал предназначен для педагогов....

Годовой план работы социально-психологической службы школы

Данный план работы включает в себя работу по всем основным направлениям  деятельность педагогов-психологов, социального педагога школы, включая работу по ФГОС НОО и деятельность ИМОЦ...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1А класса МБОУ СОШ №1 г. ОНЕГИ 2021/ 2022 учебный год.

Главные заповеди воспитания:Главная цель воспитания – счастливый человек.Воспитание без уважения – подавление.Интеллигентность – антипод невежества.Дорожи доверием своих воспитаннико...

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2021-2022 учебный год МБОУ «СОШ №2 г.Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Основные задачи методической работына 2021 – 2022 учебный год Тема: «Повышение эффективности  качества образования, проектно- исследовательской деятельности учащихся, как средств...

ПЛАН работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2021-2022 учебный год

Методическая тема МО учителей начальных классов:«Создание условий для получения качественного образования учащихся с различными образовательными потребностями». Цель школьного методич...

План предметной недели учебно-методического объединения социально-психологической службы

Методическая разработка плана предметной недели УМО СПС. Междисциплинарное взаимодействие....