Курсовая работа : Развитие коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности
материал

Вороная Алёна Сергеевна

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronaya_a._kursovaya_01.04.docx86.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ВВЕДЕНИЕ

Формирование коммуникативных умений младших школьников –актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативные умения формируются и совершенствуются как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на развитие  коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности.

Актуальность проблемы, её социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».

Цель: на основе изучения теоретического аспекта и анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования составить и апробировать программу развития  коммуникативных навыков общения у младших школьников.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования – процесс развития коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятия коммуникативных умений младших школьников.

2. Рассмотреть содержание  по организации внеурочной деятельности.

3. Выявить уровень сформированности коммуникативных  умений младших школьников.

4. Организовать работу по развитию коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности.

             В нашем исследовании мы выдвигаем следующую гипотезу: успешность и интенсивность развития коммуникативных навыков будут зависеть от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

  Методы исследований:

  1. Теоретические (анализ научной педагогической литературы, синтез, обобщение);
  2. Эмпирические (эксперимент).

База эксперимента: МБОУ «Верхне-Идинская СОШ»  2 «А» класс и 2 «В» класс  в количестве 18 человек и 16 человек .

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.  Коммуникативные умения младших школьников: понятие, содержание

Федеральная образовательная программа начального общего образования ориентирует на результаты образования из которых являются коммуникативные умения. Общение одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений:

  • Воспринимать и сформулировать суждения, выражать эмоции в соответствии целями и условиями общения в знакомой среде
  • Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признать возможность существования разных точек зрения
  • Корректно и  аргументировано высказывать свое мнение
  • Строить речевое высказывание с поставленной задачей
  • Создавать устные и письменные тексты
  • Подготавливать небольшие публичные выступления

[1;15].

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.

Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Развитие коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.  

Последствия проблемы развития коммуникативной компетентности младшего школьного возраста.

Недостаточная коммуникативная компетентность может привести к ряду негативных последствий для детей. Например, дети, не умеющие правильно общаться на языке, могут испытывать трудности в учебе, так как не могут понять задания или объяснения учителей, а также не могут выразить свои мысли и идеи на бумаге или устно. Это может привести к снижению успеваемости и недовольству со стороны родителей и учителей [14; 889].

Кроме того, дети с проблемами коммуникативной компетентности могут испытывать трудности в общении со сверстниками и взрослыми, что может привести к социальной изоляции и низкой самооценке. В долгосрочной перспективе, это может привести к проблемам в личной жизни, карьере и общественной жизни [17; 23-25].

          Г.М. Андреева считает, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [3; 232].

По мнению Епишина Л. В., коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [11;12].

Мудрик А.В. под коммуникативными умениями понимает умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение  

сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения [20;105].

Применительно к младшему школьному возрасту «коммуникативные умения» - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Г.М. Андреева выделяет 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной). Группа умений, соответствующая коммуникативной стороне общения, - это цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа - интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях [3;235].

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, выделенные Бодалевым А.А. [5;25].

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без которого любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Второй критерий - общение это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение - процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Рассматривая критерии общения можно выделить и три основных его мотива. Под мотивами мы понимаем те качества партнёра, ради которых ребёнок вступает в общение с ним:

деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;

познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый - источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка;

личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью.

Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнёра по общению и через его посредство.

При этом потребности и мотивы общения, удовлетворяются с помощью определенных средств:

экспрессивно-мимически (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица);

предметно-действенно (позы, жесты);

речевым способом.

На основе анализа научно-педагогических исследований о сущности коммуникативных умений и можно увидеть следующую структуру коммуникативных умений младших школьников, включающую компоненты:

эмпатийный (стремление установить эмоциональный контакт в процессе общения, умение почувствовать эмоциональное состояние собеседника);

креативно-деятельностный (умение использовать приобретенные ранее коммуникативные знания, умения, навыки в новых ситуациях общения, самостоятельно конструировать социально одобряемые формы общения, проявлять инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в различных ситуациях общения, стремление регулировать свои эмоциональные проявления);

оценочно-рефлексивный (умение адекватно оценивать свои качества личности и поступки в процессе общения, адекватно воспринимать и оценивать поступки и качества личности партнера по общению).

По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений:

вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);

ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком;

соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения);

соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).

Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений:

согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий);

доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю);

применять индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике);

оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному).

Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, открытость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Существуют два вида формирования коммуникативных компетенций: вербальные и невербальные.

К вербальным относятся:

  • умение слушать и слышать собеседника;
  • умение корректно задавать вопросы;
  • умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы;
  • умение допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога, которая позволяет обучающимся во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без опасения, что их одернут, остановят);
  • установка на совместную деятельность;
  • групповая и парная формы работы.

К невербальным относятся: 

  • визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз),
  • акустические (интонация, паузы и логические ударения), 
  • тактильные (дистанция, прикосновение).

Для развития невербальных и вербальных умений возможно использовать учебную (содержание общения труднее, оно является предметным) и внеурочную деятельность (игры, тренинги, дети общаются адекватно, общение носит неформальный характер).

Проанализировав взгляды исследователей на определение понятия «коммуникативные умения», мы будем употреблять данное понятие в значении: коммуникативные умения - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

1.2. Организация внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста: цели, задачи, направления

         Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоение основной образовательной программы начального общего образования.   Основная цель программ внеурочной деятельности – достижение учащимся необходимо для жизни в обществе социального опыта и формирование их принимаемой обществом системы ценностей [22;51].

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

           Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

        Основными задачами внеурочной деятельности является:

  1. Поддержка учебной деятельности в достижении планируемых результатов   освоения программы начального общего образования;
  2. Совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
  3.  Формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
  4. Повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
  5. Развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
  6. Поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
  7. Формирование культуры поведения в информационной среде [1;3986].

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает:

  1. Особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав);
  2. Результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
  3. Возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
  4. Особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация[1;3897].

Возможные формы организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; соревновательные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсия, мини-исследования; общественно полезные практики и другие. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения, участвующего во внеурочной деятельности.

           Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение и являются для образовательной организации общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе направлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений.

Объем внеурочной деятельности в образовательных организациях не должна превышать 10 часов. Один час рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном».

 Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

Основные направления внеурочной деятельности:

  • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • Проектно-исследовательская деятельность;
  •  "История родного края";
  • Мир шахмат.
  • Коммуникативная деятельность
  • Художественно-эстетическая творческая деятельность.
  • Информационная культура.
  • Интеллектуальные марафоны. 
  • "Учение с увлечением!"[1;3899].

       Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста вида деятельности. В 1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет:

         - 35 минут, если занятия спаренные – 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов... На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использование единых форм организации.

                                           Вывод по 1 главе

           Развитие коммуникативных умений во внеурочной деятельности у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

 В этой главе мы узнали какие есть виды и группы формирования коммуникативных умений.

         Внеурочная деятельность в процессе обучения младшего школьника имеет большую роль в развитии и воспитании. Также внеурочная деятельность имеет много направлений которые могут заинтересовать школьника.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников

              С целью изучения уровня развития коммуникативных навыков у младших школьников нами было проведено исследование на базе МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» в течение 3 месяцев декабрь – февраль. В эксперименте приняли участие 2 одновозрастные группы 1 группа экспериментальная и 2 группа контрольная с которой работа не проводилась:

1) девочки и мальчики 2-го «А» класса, в количестве 18 человек;

2) девочки и мальчики 2-го «В» класса, в количестве 16 человек.

Так был составлен план проведения опытно-экспериментальной работы:

  1. Констатирующий эксперимент: выявить уровень сформированности коммуникативных способностей младших школьников на данное время.

   2.  Формирующий эксперимент: составить программу для развития коммуникативных навыков младших школьников.

   3.  Контрольный эксперимент: отследить динамику и сравнить результаты.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (констатирующий эксперимент) в начале эксперимента мы провели диагностику коммуникативных навыков учащихся данных групп.  «Анкета для учащихся по методике В.В. Синявского и В.А. Федорина» (Приложение 1).

Методика В.В. Синявского и В.А. Федорина включает в себя 20 вопросов. Цель данного теста: определение уровня сформированности коммуникативных способностей у детей. На каждый вопрос предлагается три варианта ответа: да, нет, иногда. Ответ «да» предполагает 1 балл, «нет» – 0 баллов и «иногда» – 2

балла. После прохождения теста подсчитывается общее число баллов, затем баллы суммируются и подводится итог:

  • низкий уровень – от 15 до 20 баллов (ребёнок не коммуникабелен, замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество и поэтому у него, наверное, мало друзей);
  • средний уровень – от 9 до 14 баллов (у ребёнка нормальная коммуникабельность, он в известной степени общителен и в незнакомой обстановке чувствует себя вполне уверенно);
  • высокий уровень – от 0 до 8 баллов (ребёнок весьма общительный, ему свойственны любопытность и разговорчивость).

Цель первого этапа: выявить коммуникативные навыки учащихся обеих групп.

Ответы на вопросы «Анкета для учащихся по методике В.В Синявского и В.А. Федорина» могут дать много полезной информации об учащемся, которой педагог может воспользоваться для постановки более точного диагноза о коммуникативных проблемах, характерных для данного ребенка, и для принятия решения о путях и способах устранения этих проблем.

   Таким образом, перед нами встала проблема развития коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста.

На втором этапе нашего исследования (формирующий эксперимент), получив путем наблюдения, опроса, необходимую информацию о развитии коммуникативных навыков у детей, мы поставили цель: разработать программу по развитию коммуникативных навыков младших школьников.

Цель третьего этапа нашего исследования (контрольный эксперимент): провести повторное тестирование коммуникативных навыков учащихся и сравнить результаты исследований.

2.2. Организация работы по развитию коммуникативных умений  младших школьников во внеурочной деятельности

        При работе с детьми, мы решали следующие задачи по развитию коммуникативных навыков младших школьников:

Чтобы обеспечить хорошую речевую среду для воспитанников, нами создавались речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи младших школьников.

Для развития их интересов, потребностей и возможностей самостоятельной речи, мы обеспечили учащихся правильным пониманием и усвоением достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировали с помощью речевых упражнений имеющийся словарный запас.

Мы вели постоянную специальную работу по развитию коммуникативных навыков, связывая ее с творческими занятиям.

Создавали атмосферу, которая способствует развитию высокой культуры речи.

Возрастные особенности младших школьников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят нас перед необходимостью поиска новых методов работы с детьми. Во внеурочной деятельности легче всего создать оптимальные условия для развития коммуникативных навыков у детей.

Внеурочная деятельность направлена на достижение метапредметных и личностных планируемых результатов. Виды внеурочной деятельности:

-игровая деятельность;

-познавательная деятельность;

-проблемно-ценностное общение;

-досугово-развлекательная деятельность;

-художественное творчество;

-трудовая (производственная деятельность) ;

-спортивно-оздоровительная деятельность;

-туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность отлична от уроков и реализуется в таких формах как: экскурсии, кружки, секции, конференции, круглые столы, диспуты, и т.д. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте,  значимости  для других людей [24].

Нашей задачей для развития коммуникативных навыков, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, более всего подходит организация работы в кружках малыми группами.

Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других. Первоклассников мы учим объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.

Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами и т.д.[23

]

Эффективными формами работы с учащимися по развитию их коммуникативной культуры являются кружковые занятия, для которых нами создана программа развития коммуникативных навыков, рассчитанная на учащихся 2-3-х классов. Занятия проходят во внеурочное время в форме заседаний кружка «КОТ- Клуб Общения Товарищей». Первое начинается со знакомства ребят с котиком Молчуном, который пришел к ним из неизвестной страны «Жестов» и хочет как можно больше узнать о нашей земле, ее жителях и о том, как они общаются. Ребятам нужно рассказать о себе, о жителях нашей страны, научить котика Молчуна общаться так, как принято у людей нашей страны. С этой целью и создается клуб «КОТ».

Организация клуба позволяет:

1) ориентировать учащихся на бесконфликтное позитивное общение, на котором, и построена разыгрываемая ими роль представителей жителей нашей страны;

2) стимулировать интерес учеников к коммуникативной деятельности - ведь они выступают в роли учителей общения для котика Молчуна;

3) обратить внимание учащихся на важность общения в жизни человека и на различные аспекты коммуникативной деятельности;

4) вовлечь в процесс общения малоконтактных, замкнутых детей.

Заседания клуба проходят один раз в неделю  в пятницу в течение всего эксперимента, их продолжительность варьируется от 25 до 35 минут, тематика и содержание занятий разбиты на три блока.

Блок 1. «Мы - жители планеты Земля».

Цель: формирование у младших школьников целостного представления о человеке как об одном из жителей нашей планеты; воспитание чувства ответственности за свою деятельность на планете.

Тематика занятий: «Земля - наш дом», «Наши земные соседи», «Хозяин ли человек на Земле?»

Блок 2. «Я - человек».

Цель: ознакомление с психологическим портретом человека; формирование отношения к человеку как к личности.

Тематика занятий: «Кто такой человек?», «Твой имидж», «Человек в прошлом», «Что умеет человек?», «Как ты выглядишь?», «Наши мысли», «Наши поступки», «Твой характер», «Что значит быть хорошим человеком?»

Блок 3. «Я и Мы».

Цель: ознакомление с правилами и особенностями общения людей; формирование отношения к человеку как к субъекту общения.

Тематика занятий: «Человек и общение», «Общение без слов», «Речевой этикет», «По одежке встречают…», «Глаза - зеркало души», «Как аукнется - так и откликнется», «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Вместе - дружная семья», «Цветик-семицветик», «Хорошо ли быть зазнайкой?», «Рождается ли истина в споре?», «Давайте говорить друг другу комплименты».

Содержание каждого занятия построено таким образом, чтобы получаемая школьниками информация приобретала для них личностно значимый смысл и определенную эмоциональную окраску. Например, на втором занятии «Земля - твой дом» в ходе беседы о том, как выглядела наша планета раньше и какой она стала сейчас, дети рассматривают иллюстрации и фотографии красивых пейзажей, описывают уголки природы, которые им запомнились, где они любят бывать. Завершает занятие игра: ученики должны в обычном пейзаже за окном подметить что-то необычное, красивое. Одно из занятий второго блока называется «Наши мысли», где с детьми проводится игра «Что случилось?» (Приложение 3). На нем дети в доступной форме знакомятся с понятием «мышление», а затем обсуждают, каким образом мысли человека влияют на его общение с другими людьми. Школьники рисуют цветными карандашами плохие и хорошие мысли, при помощи мимики изображают лица людей, которых одолевают дурные и приятные мысли. Затем учащиеся обсуждают вопросы:

С кем из тех людей, которых вы изображали, приятно общаться? Почему?

Вспомните, как вы ведете себя, когда вы бываете негативно (отрицательно) настроены и у вас преобладают плохие мысли.

Как ваше поведение в данный момент влияет на общение с другими людьми? Приведите примеры из личной жизни.

Учащиеся включаются в практико-ориентированную деятельность посредством беседы, рассказа, соревнования, игры, поведенческого тренинга, упражнений. Работа осуществляется фронтально и индивидуально, в парах и группах сменного состава.

Упражнения, проводимые в рамках программы, направлены на овладение экспрессивными (выразительность), кинетическими (подкрепление речи мимикой, пантомимикой, жестикуляцией), проксемическими (пространственная организация общения) умениями, а также на формирование навыков ведения диалога. Например, для развития выразительности речи используются следующие упражнения:

- Двое или более участников читают по ролям текст, причем каждый должен придерживаться определенной интонации (обвинять, уговаривать, подбадривать, упрашивать, извиняться и др.).

- Внимательно наблюдая за жестами учителя, определить, соответствует ли жестикуляция интонации, с которой учитель произносит фразу (например, фраза произносится с недоумением, а учитель сопровождает ее угрожающими жестами; фраза произносится с грустью, но сопровождается жестами удивления и др.).

- Выразить заданное эмоциональное состояние (восхищение, недоверие, насмешку, раздражение, радость и др.) интонационно и соответствующими жестами, мимикой.

- Определить, где знак препинания, стоящий в конце предложения, не соответствует содержанию фразы: «Ура, мы едем домой?», «Где ты был!», «Как здесь красиво», и т.п.

Для овладения культурой пространственной организации общения учащимся предлагаются такие упражнения:

- Обсудите в парах интересный фильм (важное событие или любую тему, интересующую обоих собеседников), располагаясь в разных концах класса, сидя рядом, напротив друг друга; выберите наиболее удобный вари ант расположения в данной ситуации.

- При помощи расстояния и расположения между тобой и твоим собеседником дай ему понять, что ты обижен, недоволен, с удовольствием общаешься, заинтересован беседой и др.

- Попрактикуйтесь и из предложенных вариантов расположения собеседников (лицом к лицу, сидя в пол-оборота, рядом) выберите те, которые соответствуют следующим ситуациям общения: деловой беседе, непринужденной дружеской беседе, выполнению совместной работы, задания. У младших школьников часто отсутствуют навыки ведения диалога.

В этой связи в программе занятий представлен цикл упражнений, способствующих формированию культуры ведения диалога: развитие функционального и личностного слушания; ознакомление с этикетными формулами; запрос информации; точность словоупотребления.

Например, для развития функционального слушания каждому ребенку предлагается воспроизвести (можно своими словами) смысл фразы, сказанной ему учителем.

Для личностного слушания предназначены специальные виды упражнения, например рассчитанные на работу в парах. Каждый участник должен выслушать рассказ собеседника (о каком-нибудь произошедшем с ним случае, об интересном фильме и т.д.), соблюдая следующие правила: быть внимательным, не перебивать, стараться понять смысл рассказа, поддерживать говорящего мимикой, жестами, репликами. После данного упражнения дети делают вывод о том, что гораздо легче общаться с собеседником, когда он активно слушает, проявляя интерес к сказанному.

Приобретенные младшими школьниками знания и умения ведения диалога закрепляются в процессе бесед «за круглым столом» с элементами сюжетно-ролевой игры: «Почему люди общаются?», «Ты - частичка человечества», «Я и Они», «Что имеем - не храним, потеряем - плачем».

Например, беседа «Что имеем - не храним, потеряем - плачем» проводится в форме суда над грубостью и лживостью. Ребятам предлагаются на выбор роли судей, присяжных, свидетелей. Роли обвиняемых в грубости и лживости детям не предлагаются, а соответствующие реплики озвучивает учитель.

На занятиях клуба «КлубаОбщенияТоварищей» преобладают сюжетно-ролевые игры и игры с правилами, поскольку игра в таком возрасте еще очень значима. Сюжеты ролевых игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения. Детям предлагаются реальные, жизненные ситуации: беседа двух попутчиков, покупатель обращается к продавцу за консультацией, в театре перед спектаклем, хозяин принимает гостей, общение с родителями, в библиотеке и т.д. Разбившись на несколько групп, участники игры инсценируют заданную учителем ситуацию так, как считают нужным. После каждой инсценировки проводится обсуждение и выявляются ошибки (если они были) или сразу делается вывод о правилах общения в каждой ситуации.

Аналогично строится работа в ходе сюжетно-ролевых игр с вымышленным сюжетом, где нужно прочитать по ролям предложенную сценку с участием известных сказочных героев и найти ошибки в их общении.

Работа со стимульным материалом осуществляется практически на каждом занятии.

Тема занятия «Твой имидж».

Вступительное слово учителя:

- Сегодня вы познакомились с понятием имидж. Вы узнали о том, что во внешности и поведении человека характеризует его образ. Молчун решил помочь вам и попытался составить имидж ученика. Посмотрите, все ли правильно сделал гномик. Напишите, что во внешности Молчуна не соответствует имиджу ученика.

Отметьте, что должен делать настоящий ученик.

Хорошо учиться. Слушать внимательно учителя. Разговаривать вежливо.

Опаздывать на уроки. Сорить в классе. Выполнять домашнее задание.

Громко разговаривать в классе. Играть на уроках в «Морской бой».

Каждое занятие завершается работой с «лесенкой успеха». Этот прием помогает детям отслеживать свои достижения.

Один раз в месяц в клубе проводится тематический день, например: День комплиментов, День сюрпризов, День помощи, День похвалы, День улыбок, День наоборот, День прощения, День примирения, День благодарения.

Проведению каждого тематического дня предшествует беседа на соответствующую тему. Так, прежде чем проводить День комплиментов, учитель объясняет детям значение этого слова, обсуждает вместе с ними, как нужно делать комплименты. В течение всего дня дети выполняют общее задание, сформулированное таким образом: «Доброе слово и кошке приятно», - гласит пословица. Постарайтесь сегодня сказать друг другу как можно больше комплиментов».

Каждый тематический день обязательно завершается его анализом. Например, обсуждаются следующие вопросы:

1. Трудно ли было говорить комплименты (улыбкой отвечать на грубость, прощать и т.д.)? Почему?

2. Что ты при этом чувствовал? Было ли тебе приятно от того, что ты сделал что-то хорошее для другого человека?

3.Хочется ли тебе, чтобы эти ощущения повторились?

4.Как нужно строить свои взаимоотношения с окружающими, чтобы они относились к тебе хорошо?

Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра - своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, которое, в свою очередь, оказывается залогом социального и эстетического освоения этого мира.

Выделяя место сюжетно-ролевой игры в огромном многообразии детских игр, обозначим несколько ее функциональных особенностей и назначений.

1. Функции данной игры заключаются в том, что она позволяет детям занимать новые эмоционально привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.

2. Общение детей в сюжетно-ролевой игре органично и естественно. Командование и подчинение друг другу протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.

3. Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования ранее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к реальным, возможным в жизни действиям.

4.В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности.

Отметим, что сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных навыков, облегчает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.

Развитию коммуникативных навыков способствует игра коммуникативнаятак как при общении дети делятся друг с другом новыми знаниями, тем самым, обогащая процесс познания и постижения окружающей действительности.

Коммуникативная игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание. В начальной школе особенно актуально использование методов и приемов, направленных на параллельное развитие образного и логического мышления. Коммуникативная игра, являясь одним из таких приемов, несомненно, должна быть, использована для развития детей. Ребенок, как известно, мыслит действиями. Эти действия есть обобщенные образы внешнего мира. На каждом следующем витке развития игры эти образы становятся информативнее. Работа с образами, пронизывающими всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления, в том числе и творческую интуицию. Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников игры. В ряду приёмов обучения коммуникативной культуре есть место и риторическим задачам и играм, которые, на наш взгляд, имеют особое значение. В риторической задаче указываются значимые компоненты речевой ситуации и формулируются задания, вопросы и т.д.; требуется создать устное или письменное высказывание. Пример риторической задачи: «Вы пригласили гостей на свой день рождения. Праздник в самом разгаре. Неожиданно раздается звонок в дверь, на пороге - с подарком ваш одноклассник, которого вы не захотели пригласить… Как вы поступите? Что вы скажете?» Адресат - одноклассник; место общения - квартира; обстановка - неофициальная, праздничная; сфера общения - бытовая. Описанная ситуация воспринимается учащимися как реальная, при которой ученик должен словесно реагировать на происшедшее. В ходе решения риторических задач возникает, как правило, несколько вариантов, иногда значительно отличающихся друг от друга. Необходим следующий этап работы - анализ предложенных вариантов, определение (если возможно) наиболее удачного высказывания (соответствует оно или нет конкретной речевой ситуации, решена ли и в какой мере поставленная задача, эффективна ли «работа» голоса, уместны ли жесты, мимические движения). Как и риторическая задача, риторическая игра основывается на описании значимых компонентов речевой ситуации: адресат и адресант речи, речевая задача, место общения и др. Риторическая игра предполагает определение победителя (победителей) по заранее указанным критериям.

Риторическая игра состоит из нескольких частей: начальной (вводной), основной и заключительной.

В начальной (вводной) части можно выделить подробную описательную инструкцию, которая содержит основную информацию для участников игры:

1) описание воображаемой ситуации;

2) обозначение и распределение ролей;

3) сообщение правил игры, последовательности выполнения игровых действий;

4) обозначение условий и критериев оценки, последовательности определения победителей;

5) сообщение о времени для подготовки к выступлению; текст - резюме, в котором кратко (сжато, лаконично) повторяется установка на выполнение игровых действий. Т.А. Ладыженская советует: «Прежде всего введите ребят в игровую ситуацию. Опишите её так, чтобы у детей возникло желание включиться в работу (поиграть, а не просто выполнить задание)»[18;89]. Основная часть (проведение игры) включает деятельность игроков, ведущего, работу жюри. Как показывает опыт проведения риторических игр, при подведении итогов следует обращать внимание учеников на корректность, уместность поведения всех игроков и членов жюри. При этом очень важно, чтобы на протяжении всей игры в классе сохранялась доброжелательная, располагающая к общению обстановка, что ни в коей мере не исключает азартности игроков и духа соревновательности.

Заключительная часть (подведение итогов) - это анализ игровых действий, сообщение результатов игры, обобщение приобретённого опыта.

Для того чтобы подготовить и провести игру, учителю необходимо выполнить следующие шаги.

Шаг 1. Особая предварительная деятельность - анализ и отбор игры (в том числе текста-сценария) в соответствии с задачами урока, адаптирование и редактирование текста.

«Предварительная подготовка - это определённый эмоциональный настрой прежде всего самого учителя. Он становится тоже участником игры, поэтому любая назидательность, использование стандартных (скучных!) вопросов в данном случае особенно неуместны» [18: 88].

Шаг 2. Подготовка игроков.

Шаг 3. Успешная реализация своего коммуникативно-методического замысла и выбранной речевой модели поведения.

«…Для организации игровых упражнений нужна особая интонация: несколько удивлённый, интригующий тон, как бы приглашающий к игре, доброжелательно заинтересованная форма всех заданий, дружелюбное поощрение каждого удачного ответа» [18;89].

Шаг 4. Критический анализ хода и результатов игры по риторическим критериям (насколько умело, искусно, эффективно решали участники общую коммуникативную задачу).

«Если у вас выбрано жюри, предоставьте членам его оценивать не только результаты, но и ход соревнования, избегайте резких, категоричных суждений, будьте предельно объективными, не пресекайте инициативы ребят, но следите за точностью речи» [18;88].

Итак, риторические задачи и игры стимулируют активную речемыслительную деятельность учеников, способствуют развитию и совершенствованию их коммуникативно-речевых навыков

В повторном исследовании двух групп, при выявлении изменений коммуникативных качеств мы получили следующие результаты: дети первой группы-  9 человек имеют высокий уровень коммуникативных склонностей, 6 - средний уровень, имеющих низкий уровень развития коммуникативных склонностей -3 Результаты диагностики второй группы остались без изменения. (Рисунок2.3).

            Таким образом, после повторного исследования уровня коммуникативных навыков, мы видим улучшение развития  у  учащихся первой экспериментальной группы.

Изменились и отношения ребят между собой. К концу эксперимента 9 человек из класса значительно улучшили уровень коммуникативных навыков. Дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда их помощь нужна окружающим.

Наиболее эффективной для развития коммуникативных навыков у учащихся, на наш взгляд, является работа в малых группах, в виде кружковых занятий, проводимые в  форме игровой деятельности, с использованием сюжетно-ролевых комбинаций.

                                             Вывод по 2 главе

Таким образом, успех работы по развитию коммуникативных навыков у учащихся начальных классов зависит не только от степени подготовленности младших школьников, но и от реализации нами задач для развития :

Чтобы обеспечить хорошую речевую среду для воспитанников, была создана программа внеурочной деятельности «КлубОбщенияТоварищей» (Приложение 4) в которой, создавались речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи младших школьников

Для развития интересов, потребностей и возможностей самостоятельной речи детей, мы обеспечили учащихся правильным пониманием и усвоением достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировали с помощью речевых упражнений имеющийся словарный запас.

Мы вели постоянную специальную работу по развитию коммуникативных навыков, связывая ее с творческими занятиями.

Создавали атмосферу, доброжелательности, взаимного уважения и доверия, дружеских связей у детей, развивали у них интерес ко всему происходящему, что способствовало развитию высокой культуры речи.

                                                       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и навыков.

Решая первую задачу данной работы, мы выяснили определение понятия «коммуникативные умения». «Коммуникативные умения» - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Решая вторую, мы выявили средства развития коммуникативной компетентности младших школьников. Мы выяснили, что сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников. Развитию коммуникативных умений способствует игра коммуникативнаятак как при общении дети делятся друг с другом новыми знаниями, тем самым обогащая процесс познания и постижения окружающей действительности.

Риторические задачи и игры стимулируют активную речемыслительную деятельность учеников, способствуют развитию и совершенствованию их коммуникативно-речевых умений.

В повторном исследовании получили следующие результаты: 9 человек имеют высокий уровень коммуникативных склонностей, 6 - средний уровень, имеющих низкий уровень развития коммуникативных склонностей-3.

Мы видим значительное улучшение развития коммуникативных способностей учащихся младшего школьного возраста.

Успешность и интенсивность развития коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась или во всяком случае не противоречит результатам исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательные материалы/нормативные документы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования/от  31 мая 2021 №286 стр 18-19
  2. Федеральная образовательная программа начального общего образования от 18 мая 2023г № 372 зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022г стр 15  
  3. Постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования стр 2

Книжные издания

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст непосредственный] - М.: Аспект Пресс, 2006.].
  2.     Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998].
  3.    Бодалев, А. А. Психология общения [Текст непосредственный]: избранные психологические труды. - М., 2002.
  4.    Бориснёв, С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018].
  5.   Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст] // В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям (ОПД.Ф.01-Психология) Изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.]./ Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Гуманитар
  6.     Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5.М.: Педагогика, 1983.
  7.   Давыдов, В. В., Слободчиков, В. И., Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] // Вопросы психологии. - 2019. № 3-4. - с.].
  8.  Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999].
  9.   Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. - 2020. - №11. - С. 12-17.].
  10. Заваденко, Н. Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование [Текст] // Петрухин, Манелис, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова [и др]. - 1996. - 421с.].
  11.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997].
  12. Запятая, О.В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников / О.В. Запятая. - М.: Учитель, 2019. - c.889].
  13. Колосова М.В. Формирование универсальных учебных действий  младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова  // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2019. № 2].
  14.   Коломинский Я.Л. Психология общения. – М.: Знание, 1974].
  15.  Курдакова А. А. Проблема развития коммуникативной компетентности младшего школьного возраста // Научные высказывания. 2023. №7(31) С.23-25
  16.     Ладыженская, Н.В. Развитие коммуникативных умений в начальной школе. // Начальная школа. - 2007. - №5. - С. 43 - 45.
  17. Лихачев, С.В. Основы научной коммуникации: Учебное пособие. – М.: Экон-Информ, 2019. – 134 с.
  18.  Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания/   А. В. Мудрик. - М.: Педагогическое

общество России, 2001.

  1. Мальсагова Р.С/ Начальная школа 2020/№4 стр 51
  2. Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова.- М., 1960]        

      Сайты в сети «Интернет»

  1. Коммуникативная компетенция и ее формирование/27.02.2023/ Никитина Татьяна  -  https://www.syl.ru/article/171385/new_kommunikativnaya-kompetentsiya-i-ee-formirovanie 
  2. . 13.03.2021\ Работа в группах для улучшения взаимоотношений в классе\ https://skyteach.ru/methods/children/rabota-v-gruppax-dlya-uluchsheniya-vzaimootnoshenij-v-klasse/ 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Определение уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста (Методика В.В. Синявского и В.А. Федорина)

Цель: определение уровня сформированности коммуникативных способностей

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да», «нет» или «иногда»

Вопросы:

1. Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?

2. Долго ли ты обижаешься на кого-либо из своих товарищей?

3. Нравится ли тебе знакомиться с новыми друзьями?

4. Тебе больше нравиться читать или заниматься какими-либо другими занятиями, чем общаться с людьми?

5. Легко ли ты общаешься с людьми, которые старше тебя по возрасту?

6. Трудно ли тебе включаться в новые компании друзей?

7. Легко ли ты общаешься с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли тебе осваиваться в новом коллективе?

9. Стремишься ли ты при любом удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10. Если ты хочешь побыть один, раздражают ли тебя окружающие люди?

11. Нравится ли тебе постоянно находиться среди новых людей?

12. Чувствуешь ли ты себя комфортно, когда тебе нужно познакомиться с новым человеком?

13. Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?

14. Чувствуешь ли ты себя неуверенно, попав в малознакомую компанию?

15. Сможешь ли ты оживить малознакомую компанию?

16. Хочешь ли ты ограничить круг своих знакомых, небольшим количеством товарищей?

17. Чувствуешь ли ты себя уверенно, попав в малознакомую компанию?

18. Чувствуешь ли ты себя уверенно, когда общаешься с большой группой людей?

19. У тебя много друзей?

20. Смущаешься ли ты, когда разговариваешь с мало знакомыми людьми?

Обработка результатов и интерпретация

Оценка ответов: за каждое «да» – 1 балл, «иногда» – 2 балла, «нет» – 0 баллов. Затем общее число баллов суммируется и подводятся итоги:

  • низкий уровень – 15-20 баллов (ребенок не коммуникабелен, замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество, и поэтому у него, наверное, мало друзей);
  • cредний уровень – 9-14 баллов (нормальная коммуникабельность, ребёнок в известной степени общителен и в незнакомой обстановке чувствует себя вполне уверенно);
  • высокий уровень – 0-8 баллов (ребёнок очень общительный, ребенку свойственны любопытность и разговорчивость).

Рисунок 2.1 Результат исследования уровня сформированности

                                                                                             

                                                                                             Приложение 2                                                                       

Рисунок 2.3 Динамика уровня развития.

                                                                                               

                                                                                                 

                                                                                                                Приложение 3

Игра : Что случилось?

Задачи:

•  развивать вербальную и невербальную коммуникацию;
•  учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;
•  развивать слуховое восприятие и память;
•  учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них; учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
•  учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;
•  учить использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.

Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин .

Описание игры:

Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики». Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы: - Кто это? - Какое у него настроение? - Какие чувства (эмоции) он испытывает? - Почему? Что с ним случилось? - Что ты ему посоветуешь? «Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение. Затем водящий меняется, игра возобновляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуника...

Курсовая работа "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности".

Цель - изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности....

Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)

На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...

Тема выступления: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внима...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

развитие коммуникативных способностей младших школьников это очень непростая задача требующая системной, организованной работы, построенной с учетом специально отобранных принципов педагогического воз...