РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Соловьева Марина Аркадьевна,
воспитатель ГПД Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 277 Кировского р-на
г. Санкт-Петербурга.
Внеурочная деятельность дает массу возможностей для развития различных сторон личности младшего школьника, позволяет акцентировать внимание педагога и обучающихся на таких качествах, которые в процессе уроков остаются малозадействованными. Пути развития коммуникативных способностей определяются исходя из сущности данного качества, его структуры и специфики развития современного младшего школьника.
Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. На смену традиционному эпистолярному жанру приходит виртуальное взаимодействие через Интернет-переписку и sms. Несмотря на подобные изменения, общение как главный способ взаимодействия остается востребованным на протяжении всей жизни человека. Высокий уровень развития коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
Проблема развития общения и проблема развития коммуникативной способностей учащихся - одна из ключевых проблем для современной школы. Результаты многих исследований (Г.Б. Адлер, Н.В. Бриченко, К.П. Зайцева, О.С. Руль и др.) показывают, что уже в начальной школе процесс обучения требует от школьника довольно развитых коммуникативных способностей. Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с малых лет. Психологи считают, что в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. Именно в этот период начального обучения раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро его личности. В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Проведенные наблюдения и опросы детей и их родителей показали, что более младшие школьники испытывают значительные затруднения в построении коммуникаций, в том числе и в процессе обучения, что значительно снижает успешность обучения. Так по данным И.В. Кукушкиной и М.В. Мицкой уровень развития коммуникативных способностей выше среднего отмечается лишь у 40 % учащихся младших классов, 20 % детей имеют уровень развития таких способностей ниже среднего. Поэтому возникает необходимость оптимизации психолого-педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.
Следует констатировать, что в настоящее время не существует универсальных рекомендаций по развитию коммуникативных способностей у младших школьников. Однако в теории педагогики и психологии накоплен существенный опыт в решении данного вопроса, анализ и переработка которого поможет определить возможные пути решения обозначенной проблемы.
Можно констатировать, что изучение коммуникативных способностей лежит в рамках изучения генезиса общения, который как предмет исследования возник относительно недавно. Из зарубежных исследователей можно отметить Дж. Боулби, Р. Спитц и А. Фрейд. В нашей стране проблему генезиса общения изучали Н.М. Щелованова и его ученики Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская, Р.В. Тонкову-Ямпольская. М.И. Лисина разработала концепцию коммуникативной деятельности, на основе которой строится все современные прикладные работы по формированию и развитию общения и его компонентов, в том числе коммуникативные способности.
В современном мире наряду с термином «общение» все чаще используется термин «коммуникация». Впервые этот термин обнаруживается научных в начале трудах XX века.
Отметим, что в нашем исследовании под коммуникативными способностями вслед за Р.Р. Калининой мы будем понимать умение и стремление передавать и воспринимать информацию в условиях межличностного и массового общения [3].
Рассматривая сущность коммуникативных способностей, немаловажным вопросом является определение структурного состава рассматриваемого явления. Многие авторы (Г.С. Васильев, Г.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.К. Петровский, Б.М. Теплов и др.) в структуру коммуникативных способностей включают [1, 6]:
1. гностические способности, под которыми понимается способность человека понимать людей. При этом сюда входят такие составляющие, как интерпретация смысла слов, мимики и интонаций говорящего; умение слушать другого человека; стремление к пониманию говорящего;
2. экспересивные способности, т.е. способности к самовыражению в общении, которые включают в себя желание быть понятым, развитую культуру речи, осведомленность о своих особенностях как участника общения, правдивость и т.д.;
3. интеракционные способности, определяющие эффективность обмена информацией в процессе общения, т.е. способность влиять на других и получать желаемый результат. В структуру данного компонента включают вежливость, тактичность, решительность, требовательность, дисциплинированность.
Процесс развития коммуникативных способностей представляется длительным и многофакторным. Это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы, требующей учета множества влияющих условий и факторов.
Прежде чем приступить к этому, необходимо определиться с основными направлениями, правилами, принципами, обеспечивающими развитие учебной мотивации.
Исходя из анализа научно-педагогической и психолого-педагогической литературы, а так же из собственного опыта работы мы выделили следующие принципы:
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей.
- Опора на субъектный опыт учащихся.
- Принцип практической направленности.
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей обусловлен следующими соображениями. Каждый ученик обладает индивидуальными личностными характеристиками (индивидуально-личностными способностями, особенностями интеллектуальной деятельности, уровнем самооценки, работоспособности и т. д.) [5].
Младший школьник старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере [2].
Следующим, выделенным нами принципом является обеспечение субъектной позиции учащихся в процессе обучения.
Для этого необходимо сделать учащегося действительно равноправным участником обучения, когда он выступает в роли не только ретранслятора, но и коммуникатора, т.е. носителя знаний.
Мы рассматриваем обучающегося как субъекта познания и предлагаем строить обучение на основе его познавательного опыта, способностей и интересов, предоставляя обучающемуся возможность реализовать себя в познании.
Принцип практической направленности – один из фундаментальных педагогических принципов, поскольку оправдывает себя практически во всех направлениях работы педагога. Деятельность – форма человеческой активности, позволяющая ему самореализоваться, приобрести новые знания, навыки, проявить свои задатки и способности.
По мнению В.С. Мухиной стать человеком — это значит научиться действовать, вести себя по отношению к окружающим людям и предметам так, как это свойственно человеку. Когда мы говорим о том, что ребенок под руководством взрослых овладевает общественным опытом, достижениями человеческой культуры, то имеем в виду усвоение им не только умения правильно употреблять предметы, созданные руками человека, общаться с другими людьми при помощи языка, поступать в соответствии с правилами: общественной морали, но и способов запоминания, мышления и др. Именно в процессе овладевания человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психические качества и свойства личности [4]. В равной степени это относится и к развитию коммуникативных способностей.
Таким образом, развитие коммуникативных способностей младших школьников – задача непростая и требует системной, организованной работы, построенной с учетом специально отобранных принципов педагогического воздействия.
Список литературы
- Васильев, Г.С. Методика изучения коммуникативных свойств личности. Вып. 2. [Электронный ресурс] / Г.С. Васильев. – Свердловск, 1973. Научная библиотека диссертаций и авторефератов /
- Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 511 с.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р.Р. Калинина. – Санкт-Петербург: Речь, 2011. – 144 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия. 2010. – 456с.
- Соколов, Е.А. Психология познания: методология и методика преподавания [Текст] / Е.А. Соколов. – М.: Логос, 2007. – 384 с.
- Толковый переводоведческий словарь [Текст] / под. Ред. Л.Л. Нелюбина. - 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука, 2013. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одно из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,...
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"
Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через: 1. Проектную деятельность. 2. Вышивание ка...
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Выступление на методическом объединении...
Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.
Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуника...
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Статья будет интересна учителям начальных классов. Дети младшего школьного возраста – это самый благоприятный период для развития творческих способностей. В статье приведены примеры упражнений, которы...
«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих с...
Тема выступления: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внима...