«Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
учебно-методический материал

Екатерина Даниловна Козлова

Методика для детей младшего школьного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга

          В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диагностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тенденция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.

         В методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов. Во втором же классе можно сделать акцент только на уровень мотивации к обучению.

       Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как составляющей одного из показателей личностных БУД.

       Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.

       Инструкция для учащегося. Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

Анкета для учащегося (класс)

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Бели я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

Спасибо за ответы!

Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обработки результатов).

Внешний мотив - 0 баллов.

Игровой мотив - 1 балл.

Получение отметки - 2 балла.

Позиционный мотив - 3 балла.

Социальный мотив - 4 балла.

Учебный мотив - 5 баллов.

Таблица обработки результатов

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

2

3

5

5

б

3

3

3

2

в

4

0

3

3

г

4

4

3

3

д

3

1

3

3

е

3

3

0

3

ж

3

5

0

4

з

0

3

4

0

и

0

-

-

0

к

5

-

-

-

Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения. Он заносится в сводный оценочный лист (образец листа см. выше).

Интерпретация полученных данных.

Оценочная таблица

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41-49

II

33-40

III

25-32

IV

15-24

V

5-14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I - очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV - сниженный уровень мотивации учения;

V - низкий уровень мотивации учения.

Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

– количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

– количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

– количество учащихся с низким и сниженным уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации обучения у младших школьников

quot;Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться" В.А.Сухомлинский...

Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 2Б класс

Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 2Б класс...

Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 3Б класс

Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 3Б класс...

Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 4Б класс

Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 4Б класс...

Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга

В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг-ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче-ния; степень развития целеп...

Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга

В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг- ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче- ния; степень развития цел...

«Изучение мотивации обучения у младших школьников» (автор М.Р. Гинзбург)

Диагностическая методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М. Р. Гинзбурга направлена на выявление уровня развития учебной мотивации учащегося....