«Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
учебно-методический материал
Методика для детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_izuchenie_motivatsii_obucheniya_u_mladshih_shkolnikov_m.r._ginzburga.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диагностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тенденция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.
В методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов. Во втором же классе можно сделать акцент только на уровень мотивации к обучению.
Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как составляющей одного из показателей личностных БУД.
Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
Инструкция для учащегося. Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
Анкета для учащегося (класс)
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали;
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Бели я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!
Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обработки результатов).
Внешний мотив - 0 баллов.
Игровой мотив - 1 балл.
Получение отметки - 2 балла.
Позиционный мотив - 3 балла.
Социальный мотив - 4 балла.
Учебный мотив - 5 баллов.
Таблица обработки результатов
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
а | 2 | 3 | 5 | 5 |
б | 3 | 3 | 3 | 2 |
в | 4 | 0 | 3 | 3 |
г | 4 | 4 | 3 | 3 |
д | 3 | 1 | 3 | 3 |
е | 3 | 3 | 0 | 3 |
ж | 3 | 5 | 0 | 4 |
з | 0 | 3 | 4 | 0 |
и | 0 | - | - | 0 |
к | 5 | - | - | - |
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения. Он заносится в сводный оценочный лист (образец листа см. выше).
Интерпретация полученных данных.
Оценочная таблица
Уровни мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
I | 41-49 |
II | 33-40 |
III | 25-32 |
IV | 15-24 |
V | 5-14 |
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
I - очень высокий уровень мотивации учения;
II - высокий уровень мотивации учения;
III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV - сниженный уровень мотивации учения;
V - низкий уровень мотивации учения.
Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
– количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
– количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
– количество учащихся с низким и сниженным уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации обучения у младших школьников
quot;Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться" В.А.Сухомлинский...
Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 2Б класс
Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 2Б класс...
Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 3Б класс
Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 3Б класс...
Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 4Б класс
Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 4Б класс...
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг-ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче-ния; степень развития целеп...
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг- ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче- ния; степень развития цел...
«Изучение мотивации обучения у младших школьников» (автор М.Р. Гинзбург)
Диагностическая методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М. Р. Гинзбурга направлена на выявление уровня развития учебной мотивации учащегося....