Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
тест (2 класс)
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг- ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче- ния; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тен- денция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в пове- дении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.
В методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в
средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.
Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как состовляющей одного из показателей личностных УУД.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг- ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче- ния; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тен- денция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в пове- дении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.
В методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в
средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.
Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как состовляющей одного из показателей личностных УУД.
Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и ва- рианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
Инструкция для учащегося.
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых от- ветов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы под-
черкни.
Анкета для учащегося
Дата _________________________ Ф.И. ______________________________________________________________________
Класс _________________________
- Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку; б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег; д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница; ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.
- Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо; в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал; з) я не успеваю работать вместе со всеми.
- Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны; в) я буду считаться хорошим учеником; г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь; ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
- Бели я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал; б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной; д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна; ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь. Спасибо за ответы!
Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет оп- ределенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обра- ботки результатов).
Внешний мотив - 0 баллов. Игровой мотив - 1 балл.
Получение отметки - 2 балла. Позиционный мотив - 3 балла. Социальный мотив - 4 балла. Учебный мотив - 5 баллов.
Таблица обработки результатов
Варианты | Количество баллов по номерам предложений | |||
ответов | 1 | 2 | 3 | 4 |
а) | 2 | 3 | 5 | 5 |
б) | 3 | 3 | 3 | 2 |
в) | 4 | 0 | 3 | 3 |
г) | 4 | 4 | 3 | 3 |
д) | 3 | 1 | 3 | 3 |
е) | 3 | 3 | 0 | 3 |
ж) | 3 | 5 | 0 | 4 |
з) | 0 | 3 | 4 | 0 |
и) | 0 | — | — | 0 |
к) | 5 | — | — | — |
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации уче- ния. Он заносится в сводный оценочный лист (образец листа см. выше).
Интерпретация полученных данных
Оценочная таблица
Уровни мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
I | 41-49 |
II | 33-40 |
III | 25-32 |
IV | 15-24 |
V | 5-14 |
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из на- чальных классов в средние.
- - очень высокий уровень мотивации учения;
- - высокий уровень мотивации учения;
- - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
- - сниженный уровень мотивации учения;
- - низкий уровень мотивации учения.
Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с низким и сниженным уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики диагностики мотивации учебной деятельности младших школьников
Мониторингу в начальной школе придается особое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личност...
Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 2Б класс
Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 2Б класс...
Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 3Б класс
Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 3Б класс...
Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 4Б класс
Протокол мониторинга "Изучение мотивации обучения у младших школьников" 4Б класс...
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг-ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче-ния; степень развития целеп...
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...
«Изучение мотивации обучения у младших школьников» (автор М.Р. Гинзбург)
Диагностическая методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М. Р. Гинзбурга направлена на выявление уровня развития учебной мотивации учащегося....