Экологическое занятие "Всё о зиме"
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
Благовещенская общеобразовательная школа-интернат
Экологическое занятие
«Всё о зиме»
Разработала и провела:
Камышникова Наталья Владимировна,
воспитатель 3 класса
2024-2025 учебный год
«Все о зиме»
Цели:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о зиме, о зимних явлениях;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- корригировать мышление на основе упражнений в анализе-синтезе.
Ход:
- Организационный момент. СЛАЙД 1 - пустой
- Ребята. Обратите внимание, у нас сегодня гости.
Прозвенел звонок для нас.
Вы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вдохнем,
Разговор наш заведем… СЛАЙД 2 - солнышко
- На улице пасмурно, холодно, небо затянуто тучами, а у нас в классе светит яркое и красивое солнышко ( на экране, обратите внимание). Оно смотрит на вас и протягивает лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее. Улыбнитесь друг другу, и ваше настроение будет приподнятым и всем захочется узнать что-то новое, ведь это так интересно!
2. Введение в тему:
- Ребята, а чтобы узнать о чем пойдет речь на занятии сегодня, я предлагаю вам посмотреть несколько фрагментов из мультфильмов («Зима в Простоквашино», «Морозко», «Падал прошлогодний снег»)
- Что объединяет эти кадры?
- В какое время года происходят действия в мультфильмах?
- Итак, сегодня мы будем говорить… о (продолжите мою мысль) о зиме.
И называется наше занятие «Все о зиме» СЛАЙД 3 - название
3.Основная часть.
- А почему мы будем говорить именно о зиме, а не о другом времени года? (потому что наступила зима)
- После какого времени года к нам приходит зима? ( после осени, ответы детей)
- А по каким признакам можно определить, что наступила зима?(деревья голые, идет снег, небо стало хмурое, солнышка почти нет) СЛАЙД 3, 3-1,3-2,3-3, 3-4
- Ребята, я вам предлагаю ЗАДАНИЕ № 1 СЛАЙД 4-Признаки зимы
На столах у вас конверты 1, возьмите их. Выберите из всех слов только те, которые относятся к признакам зимы:
- Сосульки
- Листопад
- Снегопад
- Мороз
- Гроза
- Иней
- Метель
- Дождь
- Небо хмурое
На доске слово ЗИМА, магнитиками прикрепим под словом зима слова, которые относятся к признакам зимы.
- Итак, молодцы, справились с заданием.
- Скажите, а какие месяцы есть у зимы? (ответы детей)
- Сколько их?
- Какой первый месяц?
- Декабрь. СЛАЙД 5-1 Начало зимы. Этот месяц год заканчивает, а зиму начинает. Это первый снежный месяц. Радуются снегу люди, а особенно детишки. В народе его называют ВЕТРОЗИМ – дуют холодные ветры и метели.
- Второй месяц зимы? СЛАЙД 5-2
Это самый холодный месяц. Этот месяц год начинает. Особенно холодно бывает в ясную солнечную погоду. В народе его называют СТУДЕНЬ – значит холодный.
- Третий месяц? СЛАЙД 5-3
В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Месяц снегопадов и метелей. Погода немного теплее, чем в январе. В народе его называют БОКОГРЕЙ. Солнце припекает – бока пригревает.
- А сейчас какой месяц?
- Какой он по счету? СЛАЙД 6 - пустой
- Ребята, сейчас я буду зачитывать пословицы, а вы должны отгадать, к какому месяцу это относится.
… месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца (февраль)
… год заканчивает, зиму начинает (декабрь)
… году начало, зиме – середина (январь)
- Расположите название зимних месяцев в порядке их наступления в природе. СЛАЙД 6 – расположение месяцев
- ребята, а теперь внимательно посмотрите на экран. СЛАЙД 7 – дети в зимней одежде Что вы видите? А что вы заметили во внешнем виде детей? (Ответы детей: они тепло одеты)
- А что меняется в одежде людей с приходом зимы? (ответы детей: одеваются теплее)
- А что именно одевают люди? (пальто, шапки, варежки штаны, сапоги и т.п.)
А сейчас я предлагаю вам игру «МАГАЗИН» СЛАЙД 8
- На доске картинки, которые мы с вами раскрасили: ШАРФ, ШАПКА,БРЮКИ,ВАРЕЖКИ,ШУБА,ВАЛЕНКИ,ТУФЛИ,КЕПКА,ШОРТЫ.
Купить можно то, что подходит для зимнего времени года. По одному человеку выходим и покупаем одежду (по одному предмету). С купленной одеждой стоим у доски.
- Ребята, почему вы выбрали эту одежду? (ответы детей: зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться) Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло. СЛАЙД 8-1, 8-2, 8-3, 8-4, 8-5, 8-6
Молодцы, справились.
- А какие любимые занятия у детей зимой? (кататься на лыжах, на коньках, играть в хоккей и др.) СЛАЙД 9. 9-1,9-2, 9-3 – названия игр
- Давайте выполним с вами следующее ЗАДАНИЕ №2:
Вам необходимо соединить по цифрам рисунок, и мы узнаем, чем же вы больше всего любите заниматься зимой.
- И что у вас получилось? Правильно снеговик. Вы любите лепить снеговиков? Конечно, это ваше любимое занятие. СЛАЙД 10 - снеговик
ИГРА «ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ ЗИМОЙ?» СЛАЙД 11
- Если мы это делаем зимой, то хлопаем в ладоши, если нет, то топаем:
- В снежки играем мы с друзьями?
- Грибы по лесу собираем?
- С горки на санках катаемся?
- В деревне на речке купаемся?
- По лесу на лыжах бродим?
- А много цветов находим?
- В саду своем грядки копаем?
- А с Дедом Морозом мы пляшем?
- Ну, молодцы!
А теперь немного отдохнем. ФИЗМИНУТКА.Слайд 12
- Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки, мы пушинки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили (руки вверх-вниз)-
Крыши пухом замели (руки в стороны)
Землю бархатом укрыли (руками как будто посыпаем)
И от стужи сберегли.
Продолжаем. Стали все в круг. Бросаем друг другу снежок (мячик), каждый должен поймать его и назвать любое слово, которое относится к зимнему времени года.
- А теперь расскажите, что делают зимой растения и животные. Что происходит с деревьями? СЛАЙД 13 - пустой
- Правильно, большинство деревьев стоят голые,СЛАЙД 13 -1 кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Они почти спят, вернее они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.
- Все ли деревья сбрасывают листья?
- Как называют такие деревья? (хвойные) СЛАЙД 13-2
- Хвойные деревья не сбрасывают свои иголочки, потому что они покрыты восковым налетом и поэтому им не страшен мороз. Снег для деревьев и кустарников является теплым покрывалом. Температура воздуха под таким покрывалом намного теплее чем снаружи.
- А сейчас будьте особенно внимательны. Поиграем в игру «Доскажи словечко» СЛАЙД 14 - название
- Пышный хвост торчит с верхушки
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко
Ну, конечно, это … (белка) Слайд 14-1
- Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется… (зайка) СЛАЙД 14-2
- На овчарку он похож
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк) СЛАЙД 14-3
- Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной … (медведь) СЛАЙД 14-4
- Рыжий хвост мелькнул в кустах,
И пропал в лесу.
Очень трудно увидать хитрую…(лису) Слайд 14-5
- Дети, а как можно одним словом назвать этих животных? (дикие) Слайд 14-6
- Что меняется в их жизни с приходом зимы? Как звери приспосабливаются к изменениям температуры? Что зимой происходит с белкой и зайцем? (меняют окраску) Для чего это нужно? Чтобы не быть таким заметным. Снег белый и шкурка (окраска) у зайца белая. Как звери добывают корм?
- Есть звери, которые делают запасы с осени (такие как белка, мышь)
- Есть звери, которые и зимой находят пропитание. Для этого подходит сухая трава, кора деревьев, веточки. Кого устраивает такой корм? (зайца, лося, кабана)
- есть еще звери, которых мы не видим зимой в лесу, потому что они спят. Какие звери впадают в спячку? (Это медведь, барсук, еж) СЛАЙД 15-1, 15-2, 15-3
Медведь спит в берлоге и сосет лапу, но он ее не сосет, а лижет. Зимой у него на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Вот медведь ее и слизывает языком. Если медведь летом мало ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Тогда медведь встает и начинает искать пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с голодным медведем-шатуном опасна для человека.
ЗАДАНИЕ №3 «Анаграммы «Что за зверь?» СЛАЙД 16
Расшифруйте слова, буквы заблудились, расставьте их по местам:
ЯЦАЗ КОЛВ
АСИЛ КИЖЕ
АКЕЛБ СОЛЬ
- Кто справился, поднимаем руки. 1 группа, 2 группа. СЛАЙД 16-1 – расшифрованные слова
- Теперь, внимательно послушайте стихотворение и запомните, о ком говорится в нем.
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц,
Ведь очень уж холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда,
Им будет легко пережить холода!
- О каких птицах говорилось в стихотворении? (о воробьях, галках, синицах) - Как их можно назвать, одним словом? Какие они?
_ Перелетные или зимующие? А еще, какие есть зимующие птицы? (вороны, сороки, дятлы) Слайд 17, 17-1, 17-2, 17-3, 17-4, 17-5- названия птиц
- Как мы можем помочь им? Мы можем изготовить им кормушки из любого подручного материала: из пластмассовых бутылок, из картонных коробок, из дерева) и кормить, насыпать им корм в кормушки. СЛАЙД 18-1, 18-2. 18-3
- А что любят птицы? Семечки, хлебные крошки и др. СЛАЙД 19 - пустой
- Ребята, мы сегодня побывали в гостях у зимы. Это самое красивое и сказочное время года. Потому что вся земля, деревья, растения покрыты сказочным снежным покрывалом.
4. Итог занятия.
- Итак, давайте подведем итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Можем ли мы теперь утверждать, что сейчас за окном зима?
- Какие признаки характеризуют зиму?
- Назовите зимние месяцы?
- Происходят ли изменения в жизни людей?
- Что происходит с деревьями? (листья опадают, деревья голые, хвойные остаются зелеными)
- А с животными, птицами? (животные впадают в спячку, меняют окраску, перелетные птицы улетают)
- Вот и подошло к концу наше занятие. СЛАЙД 20 - солнышко Посмотрите, солнышко по-прежнему светит нам ярко. Ему интересно, не загрустили ли вы? У вас на столах разные снежинки – веселые и грустные. Если занятие вам понравилось, и вы узнали что-то новое, прикрепите магнитиком на доску радостную, веселую снежинку; если не понравилось и ничего нового не узнали, то грустную снежинку.
Можно сделать вывод, что занятие не прошло даром, узнали много нового. Всем спасибо. Все хорошо поработали. Спасибо за внимание. СЛАЙД 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Чтобы зима была доброй
В методической разработке экологического проекта «Чтобы зима была доброй» представлен материал для осуществления работы по экологическому воспитанию детей. Он может быть использован учител...

Экологическая акция "Помоги зимующим птицам"
Как построить кормушку и чем подкармливать птиц зимой"...

Экологический проект Помоги зимующей птице
Учителю отводится ответственная роль – не только научить языку своего предмета, но и развить лучшие стороны личности ученика, заложить стремление познать и улучшить мир, в котором мы живём. Поэтому оч...

Экологическая акция "Помоги зимующим птицам!"
Зима –это суровое время для зимующих птиц: сильные морозы, ветра, недоступность естественного корма- приводят к гибели пернатых.С наступлением холодов многие птицы начинают искать пропитан...

Инновационный проект духовно- нравственной и экологической направленности «Зимушка- зима»
Проект «Зимушка - зима» ориентирован на воспитание экологической культуры учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивид...

Республиканская экологическая акция "Поможем зимующим птицам"
Формировпние заботливого отношения к природе начинается с маленьких шагов - бережному отношению к природе, заботе о младших, неравнодушному отношению ко всему живому. Зимой мы з...