Экологическое занятие "Всё о зиме"
методическая разработка (3 класс)

Камышникова Наталья Владимировна

Занятие для воспитанников с ОВЗ. Возраст детей 9-11 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Благовещенская общеобразовательная школа-интернат

Экологическое занятие

«Всё о зиме»

Разработала и провела:

Камышникова Наталья Владимировна,

воспитатель 3 класса

2024-2025 учебный год

«Все о зиме»

Цели:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся о зиме, о зимних явлениях;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • корригировать мышление на основе упражнений в анализе-синтезе.

Ход:

  1. Организационный момент.  СЛАЙД 1 - пустой

- Ребята. Обратите внимание, у нас сегодня гости.

 Прозвенел звонок для нас.

Вы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вдохнем,

Разговор наш заведем… СЛАЙД 2 - солнышко

- На улице пасмурно, холодно, небо затянуто тучами, а у нас в классе светит яркое и красивое солнышко ( на экране, обратите внимание). Оно смотрит на вас и протягивает лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее. Улыбнитесь друг другу, и ваше настроение будет приподнятым и всем захочется узнать что-то новое, ведь это так интересно!

    2. Введение в тему:

- Ребята, а чтобы узнать о чем пойдет речь на занятии сегодня, я предлагаю вам посмотреть несколько фрагментов из мультфильмов («Зима в Простоквашино», «Морозко», «Падал прошлогодний снег»)

- Что объединяет эти кадры?

- В какое время года происходят действия в мультфильмах?

- Итак, сегодня мы будем говорить… о (продолжите мою мысль) о зиме.

И называется наше занятие «Все о зиме» СЛАЙД 3 - название

3.Основная часть.

- А почему мы будем говорить именно о зиме, а не о другом времени года? (потому что наступила зима)

- После какого времени года к нам приходит зима? ( после осени, ответы детей)

- А по каким признакам можно определить, что наступила зима?(деревья голые, идет снег, небо стало хмурое, солнышка почти нет) СЛАЙД 3, 3-1,3-2,3-3, 3-4

- Ребята, я вам предлагаю ЗАДАНИЕ № 1 СЛАЙД 4-Признаки зимы

На столах у вас конверты 1, возьмите их. Выберите из всех слов только те, которые относятся к признакам зимы:

  • Сосульки
  • Листопад
  • Снегопад
  • Мороз
  • Гроза
  • Иней
  • Метель
  • Дождь
  • Небо хмурое

На доске слово ЗИМА, магнитиками прикрепим под словом зима слова, которые относятся к признакам зимы.

- Итак, молодцы, справились с заданием.

- Скажите, а какие месяцы есть у зимы? (ответы детей)

- Сколько их?

- Какой первый месяц?

- Декабрь. СЛАЙД 5-1 Начало зимы. Этот месяц год заканчивает, а зиму начинает. Это первый снежный месяц. Радуются снегу люди, а особенно детишки. В народе его называют ВЕТРОЗИМ – дуют холодные ветры и метели.

- Второй месяц зимы? СЛАЙД 5-2

Это самый холодный месяц. Этот месяц год начинает. Особенно холодно бывает в ясную солнечную погоду. В народе его называют СТУДЕНЬ – значит холодный.

- Третий месяц? СЛАЙД 5-3

В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Месяц снегопадов и метелей. Погода немного теплее, чем в январе. В народе его называют БОКОГРЕЙ. Солнце припекает – бока пригревает.

- А сейчас какой месяц?

- Какой он по счету?  СЛАЙД 6 - пустой

- Ребята, сейчас я буду зачитывать пословицы, а вы должны отгадать, к какому месяцу это относится.

… месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца (февраль)

… год заканчивает, зиму начинает (декабрь)

… году начало, зиме – середина (январь)

- Расположите название зимних месяцев в порядке их наступления в природе. СЛАЙД 6 – расположение месяцев

- ребята, а теперь внимательно посмотрите на экран. СЛАЙД 7 – дети в зимней одежде Что вы видите? А что вы заметили во внешнем виде детей? (Ответы детей: они тепло одеты)

- А что меняется в одежде людей с приходом зимы? (ответы детей: одеваются теплее)

- А что именно одевают люди? (пальто, шапки, варежки штаны, сапоги и т.п.)

А сейчас я предлагаю вам игру «МАГАЗИН» СЛАЙД 8

- На доске картинки, которые мы с вами раскрасили: ШАРФ, ШАПКА,БРЮКИ,ВАРЕЖКИ,ШУБА,ВАЛЕНКИ,ТУФЛИ,КЕПКА,ШОРТЫ.

Купить можно то, что подходит для зимнего времени года. По одному человеку выходим и покупаем одежду (по одному предмету). С купленной одеждой стоим у доски.

- Ребята, почему вы выбрали эту одежду? (ответы детей: зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться) Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло. СЛАЙД 8-1, 8-2, 8-3, 8-4, 8-5, 8-6

Молодцы, справились.

- А какие любимые занятия у детей зимой? (кататься на лыжах, на коньках, играть в хоккей и др.) СЛАЙД 9.  9-1,9-2, 9-3 – названия игр

- Давайте выполним с вами следующее ЗАДАНИЕ №2:

Вам необходимо соединить по цифрам рисунок, и мы узнаем, чем же вы больше всего любите заниматься зимой.

- И что у вас получилось? Правильно снеговик. Вы любите лепить снеговиков? Конечно, это ваше любимое занятие. СЛАЙД 10 - снеговик

ИГРА «ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ ЗИМОЙ?» СЛАЙД 11

- Если мы это делаем зимой, то хлопаем в ладоши, если нет, то топаем:

- В снежки играем мы с друзьями?

- Грибы по лесу собираем?

- С горки на санках катаемся?

- В деревне на речке купаемся?

- По лесу на лыжах бродим?

- А много цветов находим?

- В саду своем грядки копаем?

- А с Дедом Морозом мы пляшем?

- Ну, молодцы!

А теперь немного отдохнем. ФИЗМИНУТКА.Слайд 12

- Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки, мы пушинки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили (руки вверх-вниз)-

Крыши пухом замели (руки в стороны)

Землю бархатом укрыли (руками как будто посыпаем)

И от стужи сберегли.

Продолжаем. Стали все в круг. Бросаем друг другу снежок (мячик), каждый должен поймать его и назвать любое слово, которое относится к зимнему времени года.

- А теперь расскажите, что делают зимой растения и животные. Что происходит с деревьями? СЛАЙД 13 - пустой

- Правильно, большинство деревьев стоят голые,СЛАЙД 13 -1  кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Они почти спят, вернее они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

- Все ли деревья сбрасывают листья?

- Как называют такие деревья? (хвойные) СЛАЙД 13-2

- Хвойные деревья не сбрасывают свои иголочки, потому что они покрыты восковым налетом и поэтому им не страшен мороз. Снег для деревьев и кустарников является теплым покрывалом. Температура воздуха под таким покрывалом намного теплее чем снаружи.

- А сейчас будьте особенно внимательны. Поиграем в игру «Доскажи словечко» СЛАЙД 14 - название

- Пышный хвост торчит с верхушки

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко

Ну, конечно, это … (белка) Слайд 14-1

- Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется… (зайка) СЛАЙД 14-2

- На овчарку он похож

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк) СЛАЙД 14-3

- Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной … (медведь) СЛАЙД 14-4

- Рыжий хвост мелькнул в кустах,

И пропал в лесу.

Очень трудно увидать хитрую…(лису) Слайд 14-5

- Дети, а как можно одним словом назвать этих животных? (дикие) Слайд 14-6

- Что меняется в их жизни с приходом зимы? Как звери приспосабливаются к изменениям температуры? Что зимой происходит с белкой и зайцем? (меняют окраску) Для чего это нужно? Чтобы не быть таким заметным. Снег белый и шкурка (окраска) у зайца белая. Как звери добывают корм?

- Есть звери, которые делают запасы с осени (такие как белка, мышь)

- Есть звери, которые и зимой находят пропитание. Для этого подходит сухая трава, кора деревьев, веточки. Кого устраивает такой корм? (зайца, лося, кабана)

- есть еще звери, которых мы не видим зимой в лесу, потому что они спят. Какие звери впадают в спячку? (Это медведь, барсук, еж) СЛАЙД 15-1, 15-2, 15-3

Медведь спит в берлоге и сосет лапу, но он ее не сосет, а лижет. Зимой у него на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Вот медведь ее и слизывает языком. Если медведь летом мало ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Тогда медведь встает и начинает искать пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с голодным  медведем-шатуном опасна для человека.

ЗАДАНИЕ №3 «Анаграммы «Что за зверь?» СЛАЙД 16

Расшифруйте слова, буквы заблудились, расставьте их по местам:

ЯЦАЗ             КОЛВ                                                                                                            

АСИЛ            КИЖЕ

АКЕЛБ           СОЛЬ

- Кто справился, поднимаем руки.  1 группа, 2 группа.  СЛАЙД 16-1 – расшифрованные слова

- Теперь, внимательно послушайте стихотворение и запомните, о ком говорится в нем.

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц,

Ведь очень уж холодно в воздухе им!

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить и тогда,

Им будет легко пережить холода!

- О каких птицах говорилось в стихотворении? (о воробьях, галках, синицах) - Как их можно назвать, одним словом? Какие они?

_ Перелетные или зимующие? А еще, какие есть зимующие птицы? (вороны, сороки, дятлы) Слайд 17, 17-1, 17-2, 17-3, 17-4, 17-5- названия птиц

- Как мы можем помочь им? Мы можем изготовить им кормушки из любого подручного материала: из пластмассовых бутылок, из картонных коробок, из дерева) и кормить, насыпать им корм в кормушки. СЛАЙД 18-1, 18-2. 18-3

- А что любят птицы? Семечки, хлебные крошки и др. СЛАЙД 19 - пустой

- Ребята, мы сегодня побывали в гостях у зимы. Это самое красивое и сказочное время года. Потому что вся земля, деревья, растения покрыты сказочным снежным покрывалом.

4. Итог занятия.

- Итак, давайте подведем итог занятия.

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Можем ли мы теперь утверждать, что сейчас за окном зима?

- Какие признаки характеризуют зиму?

- Назовите зимние месяцы?

- Происходят ли изменения в жизни людей?

- Что происходит с деревьями? (листья опадают, деревья голые, хвойные остаются зелеными)

- А с животными, птицами? (животные впадают в спячку, меняют окраску, перелетные птицы улетают)

- Вот и подошло к концу наше занятие. СЛАЙД 20 - солнышко Посмотрите, солнышко по-прежнему светит нам ярко. Ему интересно, не загрустили ли вы? У вас на столах разные снежинки – веселые и грустные. Если занятие вам понравилось, и вы узнали что-то новое, прикрепите магнитиком на доску радостную, веселую снежинку; если не понравилось и ничего нового не узнали, то грустную снежинку.

Можно сделать вывод, что занятие не прошло даром, узнали много нового. Всем спасибо. Все хорошо поработали. Спасибо за внимание. СЛАЙД 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Чтобы зима была доброй

В методической разработке экологического проекта «Чтобы зима была доброй» представлен материал  для осуществления работы по экологическому воспитанию детей. Он может быть использован учител...

Экологическая акция "Помоги зимующим птицам"

Как построить кормушку и чем подкармливать птиц зимой"...

Экологический проект Помоги зимующей птице

Учителю отводится ответственная роль – не только научить языку своего предмета, но и развить лучшие стороны личности ученика, заложить стремление познать и улучшить мир, в котором мы живём. Поэтому оч...

Экологическая акция "Помоги зимующим птицам!"

Зима –это  суровое время для зимующих птиц: сильные морозы, ветра, недоступность естественного корма- приводят к гибели пернатых.С наступлением холодов многие птицы начинают искать пропитан...

Инновационный проект духовно- нравственной и экологической направленности «Зимушка- зима»

Проект «Зимушка - зима» ориентирован на воспитание экологической культуры учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивид...

Республиканская экологическая акция "Поможем зимующим птицам"

Формировпние  заботливого отношения к природе  начинается с маленьких шагов -  бережному отношению к природе, заботе о младших, неравнодушному отношению ко всему живому. Зимой мы з...