«Повышение мотивации обучающихся начальной школы через интегрированные уроки (шахматы+ математика)»
методическая разработка
Методическая разработка «Повышение мотивации обучающихся начальной школы через интегрированные уроки (шахматы+ математика)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 738.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Калужской области
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
«Повышение мотивации обучающихся начальной школы через интегрированные уроки (шахматы+ математика)»
учителя начальных классов
Артамоновой С.В.
(соответствие занимаемой должности).
2017г.
АННОТАЦИЯ
Моя методическая разработка посвящена возможности интеграции таких предметов как шахматы и математика, потому что оба этих предмета играют большую роль в формировании логического и системного мышления, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Я разработала 4 интегрированных урока (шахматы + математика) – приложение #1052;оей разработкой могут пользоваться учителя начальных классов, которые ведут и шахматы, и математику.
ВВЕДЕНИЕ.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. На основании письма министерства образования и науки Калужской области от № 07-021/2418-16 «О внедрении и реализации проекта «Шахматы – в школу» в общеобразовательных организациях Калужской области в нашей школе в 2016 году в учебный план был введён предмет «Шахматы». На мой взгляд, этот предмет перекликается с математикой. Достаточно посмотреть на познавательные УУД, которые помогает сформировать предмет «Шахматы»:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, находить нестандартные решения ситуации.[1]
А разве возможно успешное изучение математики без этих умений? Поэтому у меня возникла идея интеграции этих двух предметов. Я считаю такое обучение более рациональным.
Я согласна с мнением заслуженного учителя РФ лауреата государственной премии СССР Е.Н.Потаповой, что цель интегрированного обучения – научить ребёнка методам одновременного усвоения знаний из различных учебных дисциплин и областей действительности и тем самым подготовить его к более успешному самообразованию в окружающем мире.
В настоящее время шахматы все активнее включают в дополнительное образование школы. Но характерным является тот факт, что этот потенциал используется недостаточно. В большинстве случаев, упор делается на раннее шахматное мастерство, упуская из вида воспитательный, креативный потенциал шахматной игры. С помощью шахмат и шахматного материала можно стимулировать творческую активность детей, способствовать самовыражению и их творческой самореализации. На мой взгляд, шахматы можно использовать как наглядность в изучении многих тем по математике.
Новизна данной разработки заключается в том, что предмет «Шахматы» был введён недавно и вопрос его интеграции с другими предметами практически не освещён в методической литературе.
Цель: разработка и апробация серии интегрированных уроков (математика + «Шахматы»).
Задачи:
- Изучить методику проведения интегрированных уроков.
- Проанализировать программы изучения курсов «Шахматы» и «Математика» на предмет интеграции данных предметов.
- Разработать и провести интегрированные уроки (шахматы+ математика; ведущий предмет – шахматы).
- Проанализировать эффективность (влияние на мотивацию обучающихся) данных уроков.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Начну с определения понятия «интеграция». В словаре Ушакова «интеграция» трактуется, как объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. Интеграция - это нестандартный вид урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Считается, что интегрированный урок позволяет за одно занятие изучить две дисциплины. Но кроме этого преимущества, есть ряд других:
- Такие уроки способствуют стимуляции мыслительной деятельности ребёнка. А это благоприятно сказывается на навыках анализа, сравнения и поиска межпредметных связей.
- Благодаря непривычному ходу урока, дети меньше подвержены утомляемости, так как новые условия привычных дисциплин вызывают интерес и активность.
- Такие занятия носят характер научной деятельности. Ученики в некотором смысле являются исследователями и, как результат, урок полон открытий и находок.[2]
Мне захотелось проверить это утверждение на примерах проведения интегрированных уроков (шахматы+ математика).
В интегрированном уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Ведущим предметом в разработанной мною серии учебных занятий является предмет «Шахматы».
Древняя игра шахматы берет свое начало в Индии и имеет многовековую историю. Она сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта, способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить.
Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.[3]
На своих уроках я использую базовые технологии системно-деятельностного подхода в обучении: технологию проблемного обучения (обучение на основе «учебных ситуаций»), информационно-коммуникационные технологии, уровневую дифференциацию. Также одной из ведущих технологий на моих уроках является игровая технология.
По определению Е. Л. Мельниковой проблемно – диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. На уроках открытия новых знаний обязательно прорабатываются два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Вот пример «учебной ситуации», использованной мною на уроке по теме: «Шахматная нотация. Ломаная».
У: Послушайте одну историю.
Подумайте, как можно помочь мальчикам.
Дима и Кирилл играют в шахматы. Урок подходит к концу, пора заканчивать игру. Ребята не успели доиграть партию и расстроились. Учительница сказала: «Не грустите — доиграете завтра! А сейчас соберите шахматы и готовьтесь к следующему урока». «Но мы забудем к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы продолжим игру?» - спросил Дима.
-Можно ли помочь ребятам? Как?
На уроке по теме: «Шахматные фигуры. Цена. Количество.Стоимость».
Задание №4 в учебнике по математике.
Начерти прямоугольник, длина которого 7 см, а ширина 5см. Вычисли периметр этого прямоугольника.
Можно ли из этого прямоугольника сделать шахматное поле?
-Почему?
-Какой должна быть сторона квадрата, чтобы легко начертить шахматную доску в тетради?
В моих классах занимаются ребята, которые начали изучать предмет «Шахматы», уже имея определённые навыки игры в шахматы, и были дети, которые впервые начали знакомиться с этой игрой на наших уроках. К тому же в классе обучаются дети с очень разными математическими способностями. Поэтому использование технологии дифференцированного обучения я считаю особенно актуальным при изучении данных предметов.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Чаще всего на своих уроках я использую дифференциацию учебных заданий по уровню трудностей.
Например, на уроке по теме: «Конь» выполняют такое задание:
- базовый; 2- повышенный; 3- высокий.
- Цепочка – белый конь должен побить все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре.
- Задание за два хода добраться до фигуры и побить ее.
- Взятие – белый конь должен побить незащищенную фигуру противника. Например: четыре фигуры защищают другие свои фигуры. Кроме одной, которую и должен побить конь.
- Дифференциация заданий по объёму учебного материала.
Например, на уроке по теме: «Рокировка».
-Определи, в какую сторону могут рокироваться белые.
2. Могут ли белые, черные сделать короткую или длинную рокировку в следующих позициях?
- Дифференциация работы по степени самостоятельности.
На уроке по теме: «Король» при выполнении задания используется вспомогательная карточка;
Задание№1.Покажи точками все ходы короля: белого и чёрного.
Вспомогательная карточка.
Король ходит в любую сторону только на одну клетку.
Король не может ходить на то поле, которое атаковано любой из фигур соперника.
Задание№2.Побей за один ход незащищённую фигуру и покажи этот ход стрелкой.
Вспомогательная карточка.
Вспомни, как ходят фигуры, которые есть на шахматном поле.
Посмотри, какие фигуры может взять король.
При взятии фигуры, будь внимателен, нет ли угрозы королю.
- Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
- Дифференциация заданий по уровню творчества.
На уроке по теме: «Ферзь».
Раскрась ферзя.
Нарисую ферзя.
Придумай сказку про ферзя.
При изучении и математики, и предмета «Шахматы» мы не ограничиваемся использованием учебника, рабочих тетрадей, а также самих шахмат. Теперь любой урок трудно представить без использования информационно-коммуникационных технологий.
Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучающемуся, средством осуществления которых является компьютер.
Использование информационно- коммуникативных технологий позволяет мне:
- совершенствовать контроль знаний;
- активизировать познавательную активность учащихся;
- более рационально организовывать учебный процесс;
- обеспечивать дифференциацию обучения;
- проводить уроки на более высоком эстетическом уровне;
- обеспечивать доступ к различным информационным ресурсам
На уроках «Шахматы» я использую: презентации, разработанные мной самостоятельно, мультфильмы, видеоуроки, и другие ЦОРы сети Интернет.
Национальная электронная детская библиотека
С Шахматы для начинающих.
Использование игровой технологии обусловлено не только возрастными особенностями обучающихся, но и тем, что шахматы по своей природе остаются, прежде всего игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи (Разгадаем ребус и узнаем тему урока по математике).
Тема урока: «Шахматные фигуры. Цена. Количество. Стоимость».
*сцена,(цена)
Расположите их в правильном порядке и узнаете второе слово.(количество)
К | Л | 8 | ||||||||||
7 | ||||||||||||
О | Е | В | 6 | |||||||||
О | 5 | |||||||||||
4 | ||||||||||||
И | С | 3 | ||||||||||
Т | Ч | 2 | ||||||||||
1 | ||||||||||||
A | B | C | D | E | F | G | H |
B8 E5 F8 C3 E2 C6 G3 A2 G6 A6
100иь(стоимость))
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
Например, на уроке по теме: «Слон».
Разработай такой маршрут, чтобы, двигаясь к цели, слон собрал все яблоки.
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
На уроке по теме: «Король».
Кто первый проведёт короля на ягодную полянку так, чтобы он не наступил ни на один мухомор.
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.[4]
Чтобы проследить, как интегрированные уроки влияют на мотивацию обучающихся, я использовала методы наблюдения, анкетирования.
По моим наблюдениям во время интегрированных уроков мои ученики активнее работают, а это говорит о повышении познавательного интереса и повышении мотивации учения. Они менее подвержены утомляемости. Это подтверждают и результаты анкет, которые я давала на этапе «рефлексия».
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / недоволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | устал / не устал |
Моё настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / непонятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |
76% считают, что они работали активно (в сравнении: на уроке математики так считали - 64 %, а на уроке «шахматы» - 76%)
82% обучающихся остались довольны своей работой (в сравнении: на уроке математики так считали - 64%, а на уроке «шахматы» - 70%)
82% обучающихся считают, что урок показался коротким (в сравнении: на уроке математики так считали - 76%, а на уроке «шахматы» - 88%)
88% обучающихся считают за урок не устали (в сравнении: на уроке математики так считали - 70%, а на уроке «шахматы» - 94%)
76% обучающихся считают, что настроение стало лучше (в сравнении: на уроке математики так считали - 70%, а на уроке «шахматы» - 88%)
82% обучающихся считают, что материал урока понятен, полезен и интересен (в сравнении: на уроке математики так считали - 64%, а на уроке «шахматы» - 76%)
76% обучающихся считают домашнее задание лёгким и интересным(в сравнении: на уроке математики так считали - 70%, а на уроке «шахматы» - 88%)
ВЫВОД
Я пришла к выводу, что преимуществами интегрированных уроков являются следующие:
- эта форма проведения уроков способствует улучшению мотивации обучающихся;
- такая форма проведения интегрированных уроков увлекательна;
- интегрированные уроки способствуют снятию утомляемости учеников благодаря переключению на различные виды деятельности;
А использование различных технологий на таких уроках позволяет сделать их интересными, динамичными, наглядными.
Свой опыт по проведению интегрированных уроков я представляла на РМО, которое проходило на базе нашей школы. А урок по теме «Шахматная нотация. Ломаная линия» был опубликован мною на сайте «Инфоурок». В будущем я планирую практиковать проведение интегрированных уроков (шахматы+ математика) не только с ведущим предметом «Шахматы», но и «Математика».
Приложение 1
Артамонова Светлана Викторовна
МКОУ «Хвастовичская средняя школа»
Урок математики к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой. УМК «Перспектива» 2 класс.
Урок «Шахматы» к учебнику Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой. УМК «Шахматы в школе» 1 класс.
Предмет: Интегрированный урок шахматы + математика.
Тема урока: Ломаная линия. Шахматная нотация.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока «Шахматы»: ввести новое понятие «шахматная нотация», научить детей определять «адреса» шахматных полей, закрепить полученные знания с помощью выполнения дидактических заданий.
Цель урока «Математика»: познакомить с понятием «ломаная», научить чертить ломаную, различать замкнутую и незамкнутую.
Целевые установки урока:
Предметные:
Развитие умения ориентироваться на шахматной доске и осуществлять запись шахматных позиций.
Знать, как отличать ломаную от других фигур;
Уметь чертить ломаные линии, обозначать вершины ломаной и называть её звенья.
Метапредметные:
Личностные: | Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в усвоении новых приёмов игры в шахматы. Проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения, формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности . |
Познавательные: | Понятие о том, что такое «шахматная нотация». Развитие умения обозначать шахматные поля. Развитие умения видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматных позиций. Ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя. Использовать приобретённые знания в практической деятельности. |
Регулятивные: | Формирование умения ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Выполнять самоконтроль; выполнять учебное действие в соответствии с заданием; |
Коммуникативные: | Принимать участие в работе парами. Выражать свою точку зрения. Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности. |
.
Этапы урока | Задача – результат каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД, формируемые н каждом этапе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной готовности; формирование положительной мотивации к учению. | -Ребята, когда у человека хорошее настроение? -Давайте выберем те качества, которые помогут в учёбе. - У нас необычный урок Сегодня мы будем изучать шахматы вместе с математикой. - Я вам желаю успехов и хорошего настроения. | Ученики высказывают своё мнение. Дети выбирают внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | - актуализация имеющихся знаний; -привлечь учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов | Что вы знаете о шахматной доске? Какую линию образуют поля разного цвета на шахматной доске, расположенные слева направо? Какую линию образуют поля разного цвета на шахматной доске, расположенные сверху вниз? Как называется линия, состоящая из полей одного цвета? Какой формы шахматная доска? Где в математике вам встречались линии? Какой формы шахматная доска? На какую геометрическую фигуру похожа линия, если провести её по диагонали? Если соединить горизонталь и вертикаль, какая фигура получится? Разделите эти фигуры на две группы. Начертите в своей тетради угол, который нарисован у меня на доске. Понятно вам какой угол надо перерисовать? А что надо сделать, чтобы было понятно? Буквами какого алфавита мы обозначаем геометрические фигуры? Посмотрите, что тоже есть на шахматной доске? Буквы, какого алфавита написаны на шахматной доске? Послушайте одну историю. Подумайте, как можно помочь мальчикам. Дима и Кирилл играют в шахматы. Урок подходит к концу, пора заканчивать игру. Ребята не успели доиграть партию и расстроились. Учительница сказала: «Не грустите — доиграете завтра! А сейчас соберите шахматы и готовьтесь к следующему урока». «Но мы забудем к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы продолжим игру?» - спросил Дима.- -Можно ли помочь ребятам? Как? Ребята, а вы знаете, как в шахматах называется местоположение шахматных фигур на доске? Какую задачу мы поставим перед собой сначала? | Дети вспоминают материал, который изучали на прошлом уроке(Шахматная доска состоит из квадратиков белого и чёрного цвета, всего 64 поля: 32 белых и 32 чёрных, есть центр, горизонталь, вертикаль, диагональ) Высказывают предположения. Дети отвечают, что эти фигуры можно разделить на отрезки и углы. Дети отвечают, что есть буквы и цифры. Буквы латинского алфавита. | -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребята, а вы знаете, как в шахматах называется местоположение шахматных фигур на доске? Какую задачу мы поставим перед собой сначала? | Дети предполагают, узнать, как в шахматах называется местоположение шахматных фигур на доске | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания | -организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся; -эффективность восприятия и осмысления нового материала | Мы узнаем, если отгадаем ребус #1054;тгадайте ребус слайд№1 - Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока по шахматам? -Кто знает, что обозначает этот термин? -Сравните свои предположения с определением в учебнике. Шахматнаянотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске. Какую ещё задачу поставим перед собой? Для чего надо научиться записывать позицию? -Можете ли вы сказать, как называется фигура, которую я выложила с помощью шахматных фигур? | Отгадывают ребус. Дети отвечают, это термин НОТАЦИЯ Предполагают, что тема урока - шахматная нотация. Высказывают предположения. Научиться записывать местоположение шахматных фигур. | -анализ, группировка, сравнение; -подведение под понятие; -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | -организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи; - правильность и осознанность основного содержания Изученного материала большинством учащихся | Откроем учебник по математике стр.36 и узнаем, как она называется. Работа с правилом. Из чего состоит ломаная? Могут ли два соседних отрезка лежать на прямой? Как называется такой отрезок? А его концы? Как обозначается ломаная? Как вы думаете, для чего буквы и цифры нужны в шахматах? Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура. Король живёт на улице «b» в доме № 7. Теперь запишем на шахматном языке. Приняты такие сокращения: Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»! Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Игра «Шахматный почтальон» - Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там ставьте фигуру. (Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске) -Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали. На какую фигуру похоже наша расстановка фигур? Какая она замкнутая или незамкнутая? Постройте замкнутую линию с помощью шахматных фигур? Работа с учебником по математике. №1(устно)Найди на рисунке замкнутые и незамкнутые ломаные. №2 Начерти в тетради две ломаные, состоящие из трёх звеньев: первую незамкнутую, а вторую замкнутую. | Работа в парах (дети отвечают по карточке-помощнице) для обозначения полей Учащиеся выполняют задание, Один ученик работает у доски, Проверяют. Находят замкнутые и незамкнутые ломаные. Чертят в тетради. | -моделирование; -выполнение действий по алгоритму; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме; -достижение договорённостей и согласование общего решения; -осознание ответственности за общее дело | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения маятника) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | Установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами содержание новых понятий, закономерностей. Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. Ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала. | Вспомним правила работы в группе. Возьмите листок с шахматным полем. Прочитайте задание. Выполните их. Поставьте точки на тех полях, которые указаны в шахматной нотации . Соедините точки. Какая фигура получилась? Сколько звеньев? Какая она: замкнутая или незамкнутая? | Работа в группах Самопроверка по образцу. | -выполнение действия по алгоритму -контроль -планирование учебного сотрудничества | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний | -обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях -углубление знаний и способов действий учащихся | Работа по учебнику математики. №4 Заполни пропуски такими числами, чтобы получились верные равенства. На каком поле располагается ответ первого примера, второго, третьего, четвёртого? | Выполняют решение в тетради. Объясняют свой выбор. | -строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | -способствовать формированию оценки результатов собственной деятельности | 14. «Для меня сегодняшний урок…» Каждый учащийся получает карточку, в которой нужно подчеркнуть слова и фразы, характеризующие урок и работу ученика на уроке. Интересно Скучно Безразлично Работал(а) Отдыхал(а) Помогал(а) другим Понял(а) материал Узнал(а) больше, чем знал(а) Не понял(а) | Оценивают свою работу на уроке названные ученики. | - способность к самооценке своей работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Дифференцированно. 1 группа: составить самостоятельно шахматную нотацию. 2 группа: Вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами. Запишите в своих тетрадях шахматную нотацию. 3 группа: С 12-13, рабочая тетрадь. |
Приложение 2
Артамонова Светлана Викторовна
МКОУ «Хвастовичская средняя школа»
Урок математики к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой. УМК «Перспектива» 2 класс.
Урок «Шахматы» к учебнику Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой. УМК «Шахматы в школе» 1 класс.
Предмет: Интегрированный урок (шахматы + математика).
Тема урока: Шахматные фигуры. Цена. Количество. Стоимость.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока «Шахматы»:познакомить обучающихсяс шахматной фигурой «король», её местоположением в начальной позиции, объяснить способы передвижения короля по доске.
Цель урока «Математика»:познакомить с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления.
Целевые установки урока:
Предметные:Знакомятся с новой фигурой «король».
Знакомятся с новым арифметическим действием – деление.
Метапредметные:
Личностные: | Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в усвоении новых приёмов игры в шахматы. Проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения, формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности. | ||
Познавательные: | Формирование умение решать задачи на деление; выстраивать логическую цепь рассуждений. Вспомнить названия и ходы шахматных фигур. | ||
Регулятивные: | Формирование умения ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.Выполнять самоконтроль; выполнять учебное действие в соответствии с заданием; | ||
Коммуникативные: | Принимать участие в работе парами. Выражать свою точку зрения. Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности. |
Этапы урока | Задача-результат каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД, формируемые на каждом этапе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | -Ребята, как вы думаете, путешествовать в страну знаний лучше в хорошем настроении или в плохом? - А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе? -Закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни- улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами и мы отправляемся за знаниями. В добрый путь! | Высказывают предположения. | Проявлять положительную мотивацию и интерес к учению. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление, организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания | Я задумала число. Если его увеличить на 9, то получится 17. Какое число я задумала. Что вы можете сказать об этом числе? Пропишите его в тетради. Носил орехи бурундук. По два за каждою щекой. Насыпал до верху сундук – Не будет голоден зимой. Сколько орехов за один раз приносил бурундук? Дарит бабушка – лисица Трем внучатам рукавицы: «Это вам на зиму, внуки, Рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте!» Сколько всех, пересчитайте? Мышка зерна собирала По два зернышка таскала. Принесла девятый раз Каков у мышки стал запас? Как-то раз в лесу густом Гном построил себе дом. Пригласил лесных зверей, Сосчитайте их скорей: 5 зайчат, 5 лисят, 5 весёлых медвежат, 5 бобров. У кого ответ готов? -Сравните решения данных задач. Что заметили? Б) Работа в парах. Читают предложение и заполняют пропуски словами. Предложение 1. Фигура, которая ходит как ладья и слон. Является самой сильной из всех фигур (Ферзь) 2. Передвигается не косо и не прямо, А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь) 3. Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла. (Пешка) #1057;тою на самом краю, путь откроют – пойду. Только прямо хожу, как зовут – не скажу. (Ладья) 5. Бывает белопольный и чернопольный. (Слон) Посмотрит на шахматно поле -Какую фигуру забыли назвать? - Кто правит в шахматном королевстве? - Как вы думаете, какая тема урока? - Цель урока -Можем ли начать игру? -Почему? -Гдеисходное положение короля: -Ребята, у нас необычный урок. Тему, ещё какого урока мы должны узнать? -Какие арифметические действия вы знаете? -Посмотрите на примеры. По какому признаку можно разделить эти примеры ? 5+4 3*2 6*2 16-9 5+11 9*1 20-17 9-2 17+20 -В какую группу можно отнести эти примеры (15:5 20:4 12:3)? -Каким арифметическим действием будем выполнять? -Почему возникло затруднение? -Узнаем, если решим задание, помогут нам знания о шахматной нотации. Расположите их в правильном порядке и узнаете тему по математике
B8 E5 F8 C3 E2 C6 G3 -Как называется арифметическое действие? -Какая тема по математике? -Цель урока по математике? -Что обозначает слово деление? -Как обозначается? - Сегодня на уроке вы работаете по лестнице знаний. Отметьте ступеньку, на которой вы находитесь по знанию данной темы. | Дети прописывают число 8 Решают задачи в стихах, записывая только равенства. Отмечают, что все задачи можно решить при помощи одного и того же арифметического действия. Дети определяют тему и цель урока «Король» Познакомить с шахматной фигурой «Король» (e1 (белый король) и e8 (черный король)). Не знаем, как решить и что обозначает знак : Деление Тема урока «Деление» Познакомиться с действием деления. Применять полученные знания при решении примеров и задач. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Извлечение необходимой информации из текстов. Учёт разных мнений. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обосновывать своё мнение; -строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; -адекватно взаимодействовать в паре | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Сообщение цели, темы и задачи изучения нового материала; Показ его практической значимости; Постановка перед учащимися учебной проблемы Осознанное выполнение различных действий для выявления и | ЧТЕНИЕ СКАЗКИ Приложение - Вы внимательно слушали сказку. Кто герой сказки? - Как жили между собой королевичи? Кто помирил их? Из сказки мы узнали, что у каждого короля есть армия. - Давайте построим её в ряды. Солдатами у нас будут пешки. - Сколько солдат у каждого короля? - Первый вариант будет за белого короля, а второй за чёрного. - Каждый король расставил по 2 солдата в каждом ряду. Сколько рядов получилось. - Сделаем запись в тетрадь. - Сколько всего было солдат? -По сколько расставляли? -Сколько рядов получилось? -Каким арифметическим действием находили результат? - Мы выстроили в ряды пешки, а знаем, как ходит пешка? -Знаем, как ходит король. - Нарисуем в клеточке короля и покажем стрелкой, как ходит король. | Отвечают на вопросы. Записывают данные в тетрадь, объясняют решение. Делают выводы. | Учатся строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; -адекватно взаимодействовать в паре. Установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Работа в парах. - Выполните задание №2 из учебника по математике. Если у кого-то возникли трудности, можете взять шахматные фигуры. -Возьмите диаграммы и покажите все возможные ходы королей стрелкой. Один ученик работает у доски (остальные не видят записанное решение). Проверка. | Самоконтроль Учатся оценивать свою работу. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; -оценивают правильность выполнения действия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | Установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. | Работа в учебнике по математике Сравним -Давайте заменим единицы измерения словом ход и будем сравнивать, сколько каждая фигура сделала ходов. -Решить круговые примеры . Король может взять только те фигуры противника, которые не защищены. Проверка -Каждый правильный ход есть ответ примера. | Самоконтроль Самооценка Учатся оценивать свою работу. Высказывают своё предположение | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; -оценивают правильность выполнения действия. Высказывание своего предположения на основе работы с материалом учебника; -нахождение в тексте учебника необходимой информации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Способствовать формированию оценки результатов собственной деятельности | Выберите правильное утверждение. Король самая главная фигура. Ходит строго на одно свободное поле. Ходит только по вертикали и по горизонтали. Чёрный и белый короли никогда не смогут встретиться. Чёрный и белый короли могут встретиться Король не может взять незащищённую фигуру. Если на короля напали его надо защищать. Если на короля напали его не надо защищать. -Оцените свою работу на уроке. В начале урока вы поставили метку на лестнице своих знаний. Посмотрите внимательно на лестницу и подумайте, на какой ступеньке вы находитесь сейчас. - Какие знания вам сегодня помогли на уроке? - Где в жизни вам могут пригодиться знания, полученные на уроке? | Один ученик называет свои ответы, остальные проверяют у себя. Учащиеся оценивают свои знания по лестнице успеха. Приходят к выводу, что чтобы поставить себя на верхнюю ступеньку, знаний и умений пока недостаточно. Делают выводы | - способность к самооценке своей работы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | - Какие бы задания вы хотели выполнить дома: те которые вы умеете решать или те, при решении которых вы испытываете трудности, для того чтобы потренироваться? (карточка – решение задач по выбору) |
Приложение
Сказка
« Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.
Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев помирить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.
- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.
И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, - молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.
Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.
- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.
И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».
Приложение 3
Артамонова Светлана Викторовна
МКОУ «Хвастовичская средняя школа»
Урок математики к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой. УМК «Перспектива» 2 класс.
Урок «Шахматы» к учебнику Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой. УМК «Шахматы в школе» 1 класс.
Предмет: Интегрированный урок шахматы + математика.
Тема: Шахматы – Рокировка; Математика – Сложение без перехода через десяток.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока «Шахматы»: познакомить учащихся с понятием «рокировка», видами рокировки, условиями, при которых рокировка может быть сделана.
Цель урока «Математика»: закрепить изученный материал по теме: «Сложение чисел без перехода через десяток», проверить
Целевые установки урока:
Предметные:
Развитие умения выполнять действие «рокировка»;
Закрепление умения складывать без перехода через десяток, построение диаграммы.
Личностные: | Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в усвоении новых приёмов игры в шахматы. | ||
Познавательные: | Понятие о шахматной рокировке. Познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки: короткой и длинной и основными правилами рокировки. Учить защите короля путем осуществления шахматной рокировки и производить шахматную рокировку со стороны ферзевого и королевского флангов. | ||
Регулятивные: | Учиться ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. | ||
Коммуникативные: | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре. |
Этапы урока | Задача – результат каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД, формируемые н каждом этапе | |
#1052;отивация (самоопределение) к учебной деятельности | Формирование положительной мотивации к учению. | - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Вам ребята доброго дня и хорошего настроения. | Включение в учебную деятельности. | Готовность к обучению, отношение к учению. | |
#1040;ктуализация знаний. Подводящий к теме диалог. | Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы. | -Ребята, у каждой фигуры есть своя ценность. Вспомним ценность фигур: ладья(5), слон(3), ферзь(9). -Составьте все возможные двузначные числа (можно сразу записать в порядке увеличения). Задача. Мальчики Дима и Саша играли в шахматы. Они начали играть в 9 часов, а закончили в 11ч. Сколько часов длилась их партия. Б) На доске примеры: 63+30 63+3 27+20 27+2 52+10 52+1 -Чем похожи? -Чем отличаются? -На какое правило будем опираться при решении этих пример? -Почему мы можем решить эти примеры? -Решим эти примеры и узнаем новую тему по шахматам. Ответ примера соответствует букве. -Какой шахматный термин зашифровали? -Какая тема урока? -Отгадайте загадки и узнаете, какие фигуры участвуют в рокировке. -Какая фигура бесценная? (Король) (Ладья) -Вы слышали это слово? -Попробуем дать определение. -Кто знает, что обозначает этот термин? Столкнулись с затруднением. Из затруднения ставим цель. -1. Узнать, что такое рокировка. #1044;ля чего нужна рокировка. #1055;ознакомиться с правилами, по которым осуществляется рокировка. | Дети составляют двузначные числа и записывают в тетрадь. Ученики сравнивают, Называют тему и цели урока. | самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование затруднение | |
Открытие нового знания | Организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся; -эффективность восприятия и осмысления нового материала | -Прочитайте самостоятельно, что такое рокировка. Рокировка-это одновременный ход короля и ладьи. -Какое главное слово? -Ход каких фигур? -Послушайте историю. -Что может сделать король в такой ситуации? -Для чего нужна рокировка? -Посмотрим, сколькими способами можно осуществить рокировку? -Внимание на экран. Как происходит рокировка. | Работа с определением. Высказывают свои предположения. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, учёт разных мнений. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи; - правильность и осознанность основного содержания Изученного материала большинством учащихся | Решение шахматных задач. -1. Дунул ветер и ладья упала. Поставьте, где она должна быть. -Какая 3 цель была поставлена. -У вас на партах лист на котором правила. -Выберете те правила, которые нам нужны. -Правильно выбрать вам поможет, если вы внимательно прочитаете их на экране. -Разберём эти правила. Решение математических задач. | Работа с текстом. Выбирают правила. Решение шахматной задачи. | Контроль, оценка, коррекция; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; | |
Физкультминутка | На болоте две подружки, Две зелёные лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо-влево наклонялись И обратно возвращались. | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами содержание новых понятий, закономерностей. Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. Ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала. | Работа в парах. #1054;предели, в какую сторону могут рокироваться белые. 2. Могут ли белые, черные сделать короткую или длинную рокировку в следующих позициях? | Дети работают в парах. Учащиеся, которые выполнили 1задание, выполняют задание №2 | контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; | |
Включение в систему знаний и повторение. | -обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях -углубление знаний и способов действий учащихся | -Откроем учебник по математике стр.32 №3 -Как называется схема , которые вы видите в учебнике? -Что можно показать с помощь диаграммы? -Прочитаем задание. -Что проходило в классе? -Сколько кандидатур было предложено? -Посмотрим на первую диаграмму. -Кто набрал больше всех голосов? -Покажите с помощью шахматных фигур количество голосов, которые набрал Костя и запишите цифрами в тетрадь. -Одинаковые ответы у вас получились? -Почему? -Сравните жёлтую диаграмму и синюю. -Чем похожи? Чем отличаются? -Почему? Вывод: ценность фигур различна и ценность одного квадрата м/б различна. - А как в математике мы можем сказать вместо слова ценность. Прочитайте под диаграммой и найдите это главное слово. Используя диаграмму ответьте на вопрос №4. Запишите решение в тетрадь. -Молодцы! | Высказывают предположения. Показывают с помощью фигур количество голосов, учитывая ценность шахматной фигуры. Делают вывод. Работают с учебником, записывают решение в тетрадь. | Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней. | |
Рефлексия. | -способствовать формированию оценки результатов собственной деятельности | Какая тема урока? Какие цели урока? Итак, мы познакомились с новым ходом - который называется как: 4) Ответь: да или нет. Согласны ли вы, что: -рокировка-это одновременный ход короля и ладьи?_____ -ферзь, конь и слон могут рокироваться?___________ -при рокировки ладья перепрыгивает через короля?_______ -белые могут рокировать если их король походил?________ -белые могут рокировать, если обе ладьи уже походили?______ -можно рокировать, если король идёт под удар?____ -можно рокировать, между королём и ладьёй стоит слон?__________ Проверка. -Кто правильно ответил на все вопросы? -У кого были трудности? - В чём возникло затруднение? - Над чем ещё надо поработать? | Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы самостоятельно. Учащиеся, которым трудно отвечают на вопросы пользуются карточкой- помощницей. | - способность к самооценке своей работы. |
Приложение 4
Артамонова Светлана Викторовна
МКОУ «Хвастовичская средняя школа»
Урок математики к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н.Мираковой. УМК «Перспектива» 3 кл.
Урок «Шахматы» к учебнику Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой. УМК «Шахматы в школе» 2 класс.
Предмет: Интегрированный урок (шахматы + математика).
Тема урока: Шахматные фигуры. Цена. Количество. Стоимость.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока «Шахматы»: повторить названия и ходы шахматных фигур, вспомнить, где они располагаются на шахматной доске в начальной позиции, определить их сравнительную силу.
Цель урока «Математика»: познакомить с новым типом задач, понятиями : цена, количество, стоимость; выявлять зависимость между ними;
формировать умение делать краткую запись задачи в таблице
Целевые установки урока:
Предметные:Повторяют какие фигуры есть в шахматах, как они называются и по каким правилам ходят,определяют их сравнительную силу.
Знакомятся с новыми понятиями: «цена», «количество», «стоимость»; учить решать задачи с этими величинами; закреплять вычислительные навыки.
Метапредметные:
Личностные: | Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в усвоении новых приёмов игры в шахматы. Проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения, формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности . | ||
Познавательные: | Формирование умение решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; выстраивать логическую цепь рассуждений. Вспомнить названия и ходы шахматных фигур, их сравнительную силу. | ||
Регулятивные: | Формирование умения ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.Выполнять самоконтроль; выполнять учебное действие в соответствии с заданием; | ||
Коммуникативные: | Принимать участие в работе парами. Выражать свою точку зрения. Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности. |
Этапы урока | Задача-результат каждого урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД, формируемые на каждом этапе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Ребята прочитайте пословицы. Дружба дороже денег. Друга на деньги не купишь. Верному другу цены нет. Доброе братство милее богатства. О чём эти пословицы? Что такое дружба? Возьмитесь за руки. Пожмите друг другу руки. -Сейчас вы поделитесь волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде. -Давайте это качество применять на уроке, при получении знаний и у вас всё получится. | Высказывают предположения. | Проявлять положительную мотивацию и интерес к учению. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление, организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания | В числе 632 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было наименьшим из возможных. Перестановку цифр производить нельзя. Что обозначает число 32 в шахматах? Рыболов поймал 15 окуней и разложил их в 5 корзинок. Он решил их продать нескольким покупателям поровну. По сколько окуней купил каждый покупатель? Мы начали наш урок с пословиц о дружбе. Как вы думаете, а дружбу можно купить, продать? А, что можно купить? - Расположите числа в порядке уменьшения и узнаете, какое слово я зашифровала. 79 65 33 21 11 9 5 м а г а з и н - Какое слово получилось? ( Магазин.) - Зачем ходят в магазин? Работа в парах. Ответьте на вопросы и вы узнаете, что нам поможет на уроке в изучении новой темы? Читают предложение и заполняют пропуски словами. Предложение 1. Фигура, которая ходит как ладья и слон. Является самой сильной из всех фигур ( Ферзь) 2. Передвигается не косо и не прямо, А буквой «Г» - так шахматисты говорят (Конь) 3. Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла (Пешка) #1057;тою на самом краю, путь откроют – пойду. 5. Только прямо хожу, как зовут – не скажу. (Ладья) 6. Бывает белопольный и чернопольный(Слон) 7. Какая самая главная фигура в шахматах. Правильно ли расставлены фигуры на шахматной доске? Вспомните сколько пешек «стоит» каждая фигура? Попробуйте предположить, чему мы будем учиться сегодня на уроке «Шахматы»? (Повторять названия и ходы шахматных фигур, определять их сравнительную силу.) | Дети отвечают, что на шахматном поле 32 белых поля и 32 чёрных. Ученики высказывают своё мнение. Отгадывают слово Обсуждают в паре. Делают вывод. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Извлечение необходимой информации из текстов. Учёт разных мнений. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Сообщение цели, темы и задачи изучения нового материала; Показ его практической значимости; Постановка перед учащимися учебной проблемы Осознанное выполнение различных действий для выявления и | Разгадаем ребус и узнаем тему урока по математике. *сцена,(цена) Расположите их в правильном порядке и узнаете второе слово.(количество)
B8 E5 F8 C3 E2 C6 G3 A2 G6 A6 100иь(стоимость) Какая тема урока «Шахматы»? Какая цель? Повторить названия и ходы шахматных фигур, определить их сравнительную силу. Формулирование темы и целей урока «Математика». -Да, сегодня мы познакомимся с новыми величинами: цена, количество и стоимость и узнаем, как они между собой связаны. - Чему будем учиться? - Давайте посмотрим на шахматную доску? -Что вы видите? - В чём измеряется ценность шахматной фигуры? Скажите, сколько стоит конь, слон, ладья, ферзь? -А в чём измеряется ценность товара в магазине? -Сегодня у нас урок не только математики, но и шахмат. Мы будем оценивать фигуры в рублях. - Что означает слово «цена» - У вас на партах лежат листочки с таблицами. Запишем слово «цена» в таблице в первом столбце на верхней строке. -Сколько таких фигур, как конь я взяла? -Четыре – это количество. - Что означает слово «количество»? Запишем это слово во втором столбце на верхней строке.— Мы должны узнать стоимость всех фигур, т.е. посчитать, сколько они стоят. Давайте подумаем, какое слово будет 3-м в таблице. ( На доске появляется слово «стоимость»). Запишем и это слово в третьем столбце на верхней строке. стоимость? — Ребята, а в каких единицах может измеряться цена, стоимость? - Для чего же нам пригодится это знание? - Где в жизни мы встречаемся с данными величинами? | Разгадывают ребус. «Шахматные фигуры» Цена. Количество. Стоимость,» В рублях Сколько стоит один предмет. Сколько предметов мы купили Сколько денег заплатили за всю покупку | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обосновывать своё мнение; -строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; -адекватно взаимодействовать в паре | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Выявление места и причины затруднений. | - Попробуем установить взаимосвязь между этими величинами. Решим задачу, заполнив таблицу (все предметы показываю). Ладья стоит 5 рублей. На шахматной доске вы видите 4 таких фигуры. -Какова стоимость всех фигур? -В какой столбец запишем полученные данные? (1-цена, 2-кол-во) — Какой вопрос, в какой столбец поставим в таблице? - Т.к. стоимость-это…— Как будем действовать, объясните. (5 х 4 = 20 (руб.))— Почему стоимость всей покупки записана произведением? (Одна фигура стоит 5 рублей, а 4 фигуры будут стоить 20 рублей, т.е. мы по 5 берём 4 раза).— Запишите решение в тетради.— А теперь давайте сделаем — Изменим условие задачи: одна фигура стоит 5 рублей, вся стоимость 20 рублей. Поставьте вопрос к задаче. (Сколько фигур стоит на доске?) — Как будем решать, объясните. (20: 5 = 4(ф.)) — Запишите решение в тетради. Сделаем вывод: как найти количество предметов, если известна цена каждой фигуры и стоимость всех фигур? — Составьте ещё одну задачу с этими же данными, но изменив вопрос. Что на этот раз будем искать? — Как же найти цену предмета, если известны количество и стоимость? - Посмотрите в таблицы. Какие задачи мы решали? — На какой вопрос мы ответили? | Отвечают на вопросы. Записывают данные в таблицу, объясняют решение. Делают выводы. Находят взаимосвязь между ценой, количеством и стоимостью. Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество. Чтобы найти количество купленных предметов, нужно стоимость разделить на цену. Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество. Задачиобратные данной. Как связаны между собой величины. | Установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | Установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. | Задание №2 в рабочей тетради по математике. Прочитай задачи. Заполни строки в таблице. Реши задачи. Данные задач заносим в таблицы, решение записываем в тетради.1-ю и 2-ю задачу решает класс и параллельно 1 ученик у доски. Что тебе нужно было сделать? — Удалось решить задачу? -Ты сделал правильно или были недочёты? — Сделал сам или с помощью? — Ты доволен своей работой? Вопросы для контроля и проверки -Что известно в задаче? — Какую величину ищем? — Как найти эту величину? — Продиктуйте решение. Чему равен ответ? — Кто не справился с решением задачи? Какие были трудности? Применим новые знания, решив следующие задачи На поле стоят две фигуры. Их стоимость 18 рублей. Сколько стоит одна фигура? Назовите эту фигуру. Поставьте эти фигуры на шахматное поле. Какое количество пешек поставить вы узнаете, решив вторую задачу. Стоимость всех фигур 8 рублей. Одна пешка стоит 1 рубль. Какое количество пешек мы можем поставить? Какие фигуры не участвуют в игре? Сейчас ваши фигуры стоят в начальной позиции. Расставьте фигуры, чтобы они не были под боем по всей шахматной доске. А сейчас определите, у кого получился материальный перевес? Сейчас мы начнём игру. Смотрим время, делаем 10 ходов, запишите время, когда закончилась игра. -Определите сколько времени шла игра. -Определите, у кого получился материальный перевес. | Самоконтроль Самооценка Учатся оценивать свою работу. Ставят на шахматное поле белого и чёрного ферзя. По две ладьи. Ставят 4 белых пешки и 4 чёрных. ни у кого, так как у всех фигур поровну | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; -оценивают правильность выполнения действия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний | Повторение и закрепление ранее изученного. Углубление знаний и способов действий учащихся. | Задание №4 в учебнике по математике. Начерти прямоугольник, длина которого 7 см, а ширина 5см. Вычисли периметр этого прямоугольника. Можно ли из этого прямоугольника сделать шахматное поле? -Почему? -Какой должна быть сторона квадрата, чтобы легко начертить шахматную доску в тетради? | Высказывают своё предположение Находят в учебнике необходимую информацию. шахматное поле имеет форму квадрата и клеточки на шахматном поле все одинаковые. | Высказывание своего предположения на основе работы с материалом учебника; -нахождение в тексте учебника необходимой информации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Способствовать формированию оценки результатов собственной деятельности | У каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Успеха, Радости. | Оценивают свою работу на уроке названные ученики. | - способность к самооценке своей работы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Дифференцированно. 1 группа: составить самостоятельно задачи по теме «Цена. Количество. Стоимость». 2 группа: Карточка: реши задачи. 3 группа: Карточка: заполни пропуски. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Казачкова С.П. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. Начальная школа. Москва Планета, 2012г.
- Кукшин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Ростов-на-Дону. Феникс, 2004г.
- Потапова Е.Н. Интегрированные уроки в начальной школе. Москва. Новая школа, 2002г.
- Целищева И.И. Интеграция в математической подготовке к школе. Журнал «Начальная школа» №12 2012.
- Интегрированный урок как одна из форм нестандартного...
› Научныеконференции›Педагогические науки›
›metodicheskaya-statya…teme…urok…
[1] Рабочая программа «Шахматы»
[3] Рабочая программа «Шахматы».
[4] Рабочая программа «Шахматы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КНИГА ГОДА» КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНОМ ДВИЖЕНИИ.
Как сформировать положительную, устойчивую, внутреннюю мотивацию к чтению у обучающихся? Эту проблему решали педагоги г. Серова школы №1 с углубленным изучением отдельны предметов "Полифорум"...

мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»
В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....
Доклад "Повышение мотивации обучающихся начальной школы на урочных занятиях".
В докладе я рассказала о приемах мотивации учащихся наальной школы на уроках. Мотивация необходима, чтобы создать у учащихся интерес к изучаемой теме. Игра-средство формирования познавательного ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» (пропедевтическое изучение предмета «ФИЗИКА» в начальной школе через интеграцию с предметами «МАТЕМАТИКА» и «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» направлена на организацию раннего изучения предмета "Физика" на пропедевтическом уровне...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов через игровую деятельность»
Учителя начальных классов часто сталкиваются с такой проблемой - как нежелание ребенка учиться, то есть с низкой учебной мотивацией обучающихся.Как правило, в начале первого класса р...

Методический семинар «Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы»
laquo;Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы»...

Повышение мотивации обучающихся младших классов, через использование современных образовательных технологий
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать.Использование современных образовательных технологий помогает:§ сделать изложение нового мат...