Содержание программы работы учителя с семьей по формированию нравственных качеств у младших школьников
методическая разработка (2 класс)

Ишбулатова Дарья Александровна

Программа может быть адаптирована к конкретным условиям и потребностям учащихся и родителей, и ее эффективность может быть повышена за счет постоянного совершенствования методов и форм работы. Важно отметить, что успех такой программы зависит от активного участия родителей и их готовности к взаимодействию с учителем и школой в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_programmy.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы работы учителя с семьей по формированию нравственных качеств у младших школьников

Программа содержит 3 направления: Первое направление. Организация диагностики и информирования родителей, второе направление. Организация воспитательной деятельности младших школьников, третье направление. Организация совместной деятельности младших школьников и родителей.

Первое направление. Организация диагностики и информирования родителей предполагает опросы, анкетирование и проведение дискуссии, тренинга, а также двух тематических родительских собраний.

Занятие 1. Родительское собрание «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

Цель: Проинформировать родителей об особенностях детей младшего школьного возраста и побудить к полноценному общению со своими детьми.

Задачи:

  1. Рассмотреть положительные и отрицательные моменты психологической особенности младшего школьника.
  2. Пробудить у родителей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.
  3. Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.

План

  1. Знакомство с особенностями младших школьников.

Младшими школьниками принято считать детей примерно от 7 до 10– 11 лет, учащиеся начальных классов. Это равномерного физического развития. Увеличивается рост и вес пропорционально.

Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования.

Процесс окостенения кисти и пальцев продолжается, поэтому частые и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.

Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; учащиеся в какой-то степени возбудимы и импульсивны.

  1. Особенности учебной деятельности младших школьников.

При поступлении ребенка в школу кардинально меняется жизнь ребенка. Меняется социальное положение в семье, коллективе. Основная деятельность обучающихся становится учение. А учение — это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка.

В первые годы обучающиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

  1. Особенности эмоционального фона младших школьников.

Характерная особенность учащихся — ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения у младшего школьника перестраивается восприятие, оно становится более дифференцирующим, анализирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Основа развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Это связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.

Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое 39 воображение – это создание новых образов, преобразование впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые комбинации.

  1. Особенности нравственно-волевой сферы младших школьников.

Фундамент нравственного поведения, усвоение моральных норм и правил поведения закладывается в младшем школьном возрасте.

В силу возраста младший школьник не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки, потерять веру в свои силы и невозможности.

Наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания.

Большие возможности предоставляет возраст ребенку для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет ученик накапливает для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности — деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Занятие 2. Родительское собрание «Воспитание с любовью».

Цель: Способствовать гармонии детско-родительских взаимоотношений в формах проявления любви к нему

Задачи:

  1. Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.
  2. Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
  3. Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.

План

1. Притча «Бесценный дар – ребенок»

Засветило наше солнышко на небосклоне нашей жизни. Но только все чаще оно сталкивается с различными эмоциями, которые зачастую идут от нас, от родителей. На его лучики легли ужас, грубость, ненависть, безразличие, уныние, неудача, печаль, недоверие. Стало серым наше солнышко, от всех невыносимых переживаний. В наших силах это изменить и сделать так чтобы оно вновь засияло положительными эмоциями. Как вы думаете, что для этого надо сделать?

2. Формула семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом.

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает ощущать себя любимыми и придаёт уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкать должно всё-таки в большинстве случаев исходить от самого ребёнка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.

3. Воспитание осуществляется по формуле: смотрите какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним.

Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребёнка, надо и время для него найти.

4. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю.

Избалованным детям часто тяжело приходится в жизни. Если родители убирают каждый камушек с дороги малыша, то от этого ребёнок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот, он ощущает себя беспомощным и одиноким.

5. Авторитарная любовь (симпатия, близость, собственническое отношение) Формула такова: мой ребенок, что хочу, то и делаю. Для этого стиля характерны полное уничтожение личности ребенка и подавление его способностей и личностных качеств.

Матерям важно осознать, что ее ребенок — отдельная личность, а не составная часть родителя. Иногда женщине особенно трудно смириться с этим, а если у нее авторитарный склад характера, то трудно вдвойне, ибо «мой ребенок, что хочу, то и делаю, и неважно, сколько ему лет — двенадцать, двадцать три или тридцать семь».

Занятие 3. Дискуссия на тему «Зачем развивать нравственность у детей младшего школьного возраста?»

Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей, касающихся вопроса ликвидации института воспитания.

Задачи:

  1. Сформировать коммуникативную культуру родителей в рамках вопросов нравственности.
  2. Повысить уровень заинтересованности родителей к участию в воспитании детей.
  3. Совершенствовать взаимодействие семьи и педагога.

План

Обсуждение актуальных проблем нравственного воспитания.

1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Занятие 4. Тренинг на тему «Развитие нравственности и моральных качеств».

Цель: Создание условий для расширения у родителей представлений по формированию нравственных качеств личности.

Задачи:

  1. Научить понимать и творить самого себя, воспитывать себя как личность.
  2. Побудить родителей к нравственному совершенствованию.
  3. Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.

План

1. Введение в проблему. Диагностика «Кто я? Какой я?»

        Знакомство с содержанием выбранной проблемы. Обратитесь к себе, как к неповторимому человеку, а также испытайте себя – готовы ли вы к изучению этой проблемы.

        Определение главных ценностей для каждого родителя. Среди нравственных качеств часто звучит понятие совести, упоминается любовь к родине, уважение к родителям, окружающим, принадлежность к семье и государству. Такие качества обычно не указывают в перечне достоинств при составлении резюме или сопроводительного письма. При этом для общества гораздо более явной является проблема нравственного воспитания, чем, к примеру, недостаток людей с высшим образованием или умением управлять автомобилем.

Далеко не каждый открыто скажет, что у него не воспитали правильное отношение к природе, окружающим, государству. Он, скорее, укажите те качества, которые помогут ему добиться успеха в работе, а также занять достойное место в обществе.

2. Что такое нравственность.

Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться.

В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.

3. Работа в группах.

        Упражнение «Необитаемый остров».

4. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

        Родителям предоставляется возможность выбрать, пять желаний, которые, по их мнению, являются важными.

Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм. Непрерывный процесс по воспитанию нравственности начинается с рождения субъекта и длится всю его жизнь.

Второе направление. Организация воспитательной деятельности младших школьников включает в себя систему двенадцати. Оно способствует формированию у обучающихся представлений об нравственных качествах.

Занятие 1. Беседа «Общечеловеческие нравственные ценности»

Цель: формирование представления о системе ценностей человека, духовных и материальных ценностях.

Задачи:

  1. Формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности;
  2. Умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми;
  3. Формировать способности воспитывающего влияния на других людей.

План

1. Жизнь – это и есть самая главная ценность на земле. И каждый человек должен беречь свою и чужую жизнь. Недаром есть такая поговорка: “Жизнь каждого человека – это вселенная, потерю которой невозможно восполнить…”.

2. Вторая ценность – вера. “Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того, чтобы идти 1000 верст, человеку необходимо думать, что что-то хорошее есть за этими тысячью верстами. Нужно иметь представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться”.

3. Добро, доброта – вечные ценности человека! Испокон века наш народ всегда отличался крепкой верой, потому и выстоял в войнах, вынес на плечах своих все тяготы жизни. Для него всегда были святынями – Вера, Любовь, Добро.

4. «Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого».

Занятие 2. Инсценировка сказок на тему «Быть трудолюбивым»

Цель: расширить представление детей о трудолюбии, создать условия для формирования  нравственных ценностей учащихся.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся умение ставить цель работы, саморегуляцию, самооценку.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Воспитать нравственные чувства, способности к познанию.

План

1.  Литературные произведения помогают человеку в жизни. Мы тоже обратимся к ним. (Н. Носов «Заплатка», И. Крылов «Стрекоза и Муравей»,
В. Маяковский «История Власа – лентяя и лоботряса», «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий», К. Чуковский «Федорино горе»).

2. Обсуждение с целью развития умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Занятие 3. Разработка проекта «Учение – мой труд»

Цель: расширять представление о значимости умственного труда.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятий «учение», «знание», «труд».
  2. Развивать положительную мотивацию к учению и познанию.
  3. Формировать ответственное отношение к учебной деятельности.

План

  1. Выбор темы
  2. Формулировка темы проекта
  3. Определение цели проекта
  4. Постановка задач проекта
  5. Высказать одну или несколько гипотез
  6. Работа с информацией

Занятие 4. Защита проекта «Учение – мой труд».

Цель: расширять представление о значимости умственного труда.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятий «учение», «знание», «труд».
  2. Развивать положительную мотивацию к учению и познанию.
  3. Формировать ответственное отношение к учебной деятельности.

Занятие 5. Беседа «Учимся быть ответственными» с инспектором по делам несовершеннолетних.

Цель: формирование ответственности за себя, свои действия.

Задачи:

  1. Формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет».
  2. Формирование умений противостоять давлению группы.

Занятие 6. Видеоролик. «Быть честным»

Цель: расширять представления о правде, как нравственной ценности.

Задачи:

  1. раскрыть значение понятий «справедливость» и «честность».
  1. Развивать способность рассуждать и оценивать ситуации.
  2. Формировать стремление быть честным и справедливым с собой и окружающими людьми.

Занятие 7. Подготовка к дебатам «Жить по совести».

Цель: расширять представления учащихся о духовнонравственных качествах человека.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятий «совесть человека», «благородство», «честность».
  2. Развивать творческие способности, стремление жить в ладу с совестью.
  3. Формировать стремление поступать в соответствии со своей совестью.

Занятие 8. Дебаты «Жить по совести».

Цель: расширять представления учащихся о духовнонравственных качествах человека.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятий «совесть человека», «благородство», «честность».
  2. Развивать творческие способности, стремление жить в ладу с совестью.
  3. Формировать стремление поступать в соответствии со своей совестью.

План

Изучение темы дебатов. Беседа. Просмотр мультфильма (обсуждение). Определение понятия «Совесть». Чтение рассказа А. Кунанбаева «Испытание учителя». Творческая деятельность по группам. Упражнение «Завершите предложения». Обобщение. Упражнение «Пословицы».

Занятие 9. Беседа со школьным психологом «Путь любви и добра».

Цель: расширять гуманное отношение к себе, к людям и окружающему миру.

Задачи:

  1. Раскрыть представление о таких ценностях, как любовь, доброта.
  2. Развивать навыки внимательного и уважительного отношения к человеческой личности.
  3. Формировать умение сопереживать и понимать другого человека.

Занятие 10. Игра-упражнение «Учимся помогать другим».

Цель: расширять представление о взаимопомощи как духовно-нравственном качестве.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятий «взаимопомощь», «взаимная поддержка»
  2. Развивать умение оказывать посильную бескорыстную помощь людям.
  3. Формировать умение поддерживать друг друга, заботиться и беспокоиться друг о друге.

План

Помогаете ли вы взрослым, и как вы это делаете?

Случалось ли так, что взрослые отказывались от вашей помощи?

Какие чувства испытываете вы, когда вам помогают друзья?

Игра «Я умею помогать».

Упражнение «Кто быстрее».

Творческая деятельность «Заботливая семья».

Занятие 11. Разработка проекта «Дом дружбы».

Цель: расширять представление о толерантности как духовно-нравственном качестве.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятия «толерантность».
  2. Развивать в детях навыки коллективной деятельности.
  3. Формировать умение планировать и осуществлять совместную деятельность, проявлять терпимость и взаимопонимание.

План

  1. Выбор темы
  2. Формулировка темы проекта
  3. Определение цели проекта
  4. Постановка задач проекта
  5. Высказать одну или несколько гипотез
  6. Работа с информацией

Занятие 12. Защита проекта «Дом дружбы».

Цель: расширять представление о толерантности как духовно-нравственном качестве.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятия «толерантность».
  2. Развивать в детях навыки коллективной деятельности.
  3. Формировать умение планировать и осуществлять совместную деятельность, проявлять терпимость и взаимопонимание.

Третье направление. Организация совместной деятельности младших школьников и родителей предполагает оптимальное педагогическое взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через три мероприятия с детьми и родителями.

Занятие 1. КТД «Копилка добрых дел».

Цель: мотивировать родителей и детей на добрые дела, уметь оказать помощь близким, быть добрее, формировать этические нормы  поведения в обществе и в общении друг с другом.

Задачи:

  1. Активизировать родителей и детей для участия в жизни класса и школы.
  2. Развивать коммуникативные возможности учащихся, адекватную положительную самооценку и возможность каждому ребенку найти “свою нишу” в детском коллективе.
  3. Заинтересовать родителей проблемами детей с целью их совместного решения.

План

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы. Они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в классе. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том чтобы что – то сделать в классе, в лучшем случае они предлагают материальную помощь. Однако родители могут и должна активно участвовать в школьной и классной жизни, быть в курсе жизни своего ребенка.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса и школы. Эта традиция должна сохраниться в течение всего времени обучения учащихся класса.

На первом классном часе, в беседе с ребятами обсуждается создание копилки добрых дел для родителей, которую родители будут собирать звездочки для своей семьи за добрые, хорошие полезные дела, сделанные для школы или класса.

Знакомство родителей с предложением по созданию копилки. Родители вносят свои предложения как интересней сделать эту игру.

В классе была заводится папка, в которой каждой семье отведена страничка. На эту страничку наклеиваются звезды и записывается за что получена звезда.

За что же можно получить звездочку? Участие в школьных и классных мероприятиях, концертах, выставках, ярмарках, организация сладких столов, участие в классных часах, родительских собраниях, субботниках, праздниках.

Помощь учителю при посещении детей классных, школьных и городских мероприятиях, обеспечение транспортом.

Помощь детям при выполнении творческих заданий, подборка материала к урокам и во внеурочной деятельности, сочинения, изготовление поделок. Обеспечение класса канцелярскими товарами, комнатными растениями, играми для учащихся. Выполнение плотницких, столярных, сантехнических и других работ необходимых для создания в классе комфортной и уютной обстановки. Предусмотрены возможности получить за участие родителям не одну, а несколько звездочек. И этот список – не предел!

Занятие 2. Экскурсия в Русский музей.

Цель: формирование у родителей и обучающихся культурно-нравственных ценностей методами музейной педагогики, знакомство с экспонатами и историей, воспитание любви к Родине.

Задачи:

  1. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся и родителей.
  2. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.
  3. Приобщить их к материальным и духовным  ценностям русской культуры.

Занятие 3. Посещение Большого драматического театра имени

Г. А. Товстоногова.

Цель: Показать важность посещения театральных постановок для всесторонне развитого человека.

Задачи:

  1. Формировать у родителей и детей, нравственные, духовные и культурные ценности, этические нормы и общепринятые правила поведения в обществе.
  2. Создать условия для творческой самореализации личности для проведения досуга школьников во вне учебное время.
  3. Создание полноценной социально-педагогической воспитывающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств у младших школьников.

Курсовая работа теме:"Формирование нравственных качеств у младших школьников"Рассмотрение вопросов нравственности и духовности, т.к. в современном образовании это тема является актуальной...

Формирование нравственных качеств личности младших школьников посредством технологии критического мышления на уроках литературного чтения

Модель формирования нравственных качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения....

План работы учителя с семьей по формированию нравственных качеств у младших школьников

Программа поможет родителям получить необходимые знания и навыки в воспитании детей, а также повысить их педагогическую и психологическую компетентность. Программа также способствует развитию положите...