Главные вкладки
Статья "Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В данной статье представлен опыт применения технологии развития критического мышления, направленный на развитие навыков работы с информацией, умение ее анализировать и использовать. Особое внимание уделяется приёмам данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления" | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Воронова Лидия Аркадьевна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 9 г. Нижнеудинск», Иркутская область
Аннотация. В данной статье представлен опыт применения технологии развития критического мышления, направленный на развитие навыков работы с информацией, умение ее анализировать и использовать. Особое внимание уделяется приёмам данной технологии.
- Я себе задавала вопросы: А как научить учащихся самостоятельно находить
знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией «Критического мышления», я нашла ответы на многие вопросы.
Технология развития критического мышления разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
Цель её состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Известно, что при обучении усваивается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что сделал сам.
Наиболее ценным является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым. Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют учесть эту особенность усвоения информации. Подбирая методы, учитель может добиться желаемой цели. Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться, формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Работа в рамках ТРКМ может быть организована с использованием как индивидуальных, так и групповых видов деятельности. Организация взаимодействия в малых группах и парах способствует формированию коммуникативных УУД. Дети учатся доносить свою точку зрения до других, слушать друг друга, принимать чужое мнение, договариваться с одноклассниками. Данная технология в большой степени способствует формированию познавательных УУД, поскольку нацелена на формирование осмысленного чтения, являющегося основой умения находить и извлекать информацию, находить решение проблемы.
Чем привлекла меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология развития критического мышления с четкой структурой, наглядностью ее приемов, позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.
В своей статье я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы и методы этой технологии, которые использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности.
Структура урока в технологии критического мышления
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии данные этапы (стадии или фазы) получили несколько иные названия и функции.
I стадия (фаза). Вызов.
Деятельность учителя.
Это вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе.
Задачи этой фазы:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами.
Деятельность учащихся:
Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы:
- составление списка «известной информации»,
- рассказ – предположение по ключевым словам;
- графическая систематизация материала в кластеры,
- таблицы, схемы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки;
- рассматривание иллюстраций;
- мозговой штурм;
- плюс-минус-интересно.
Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов» 1. Приём «Верите ли вы, что…»
Урок «Окружающий мир» «Здоровый образ жизни. Режим дня» 2 класс
1. Приём «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
Верите ли вы, что на завтрак полезно есть — хлопья, бутерброды, конфеты?
Верите ли вы, что нельзя играть зимой в хоккей, биатлон, футбол, конькобежный спорт, лыжи, бег?
Верите ли вы, что распределение времени на сон, еду и активность называется правила поведения?
Верите ли вы, что утренние физические упражнения называются зарядка?
Верите ли вы, что тренировка организма холодной водой называется закаливание?
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
- Мы говорим о здоровом образе жизни. А что же такое здоровый образ жизни?
2. Таблица "ЗХУ". Ученик вспоминает все, что он знает по теме и записывает свои мысли в таблицу:
Я это знаю | Хочу узнать | Узнал на уроке |
|
|
|
На стадии вызова заполняются первые две колонки. Третья пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы.
Для облегчения систематизации знаний учитель может задавать наводящие вопросы.
Например, на уроках чтения:
-Какие произведения этого писателя вы знаете?
-Что интересного в его рассказах?
-Что вы хотите узнать о нем? И т.д.
- И эти вопросы мы рассматриваем на протяжении урока, а на заключительном этапе подводим итоги.
На стадии вызова тема урока может быть зашифрована в виде загадки или загадки-описания или постановка проблемного вопроса, который будет решаться на протяжении урока.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II стадия. Осмысление содержания (получение новой информации).
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Ученики читают или слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Дети ищут ответы на возникшие ранее вопросы и затруднения, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Задачи этой фазы:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
- Приём «Инсерт» или «Чтение с пометами»
Позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста ученики делают на полях пометки. После чтения обсуждают маркировки текста. Данный прием напоминает прием «ЗУХ». Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки. Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
Маркировка:
«V» новое для меня
«+» знал ранее
«-» удивило меня
«?» не очень понятно
“V” | “+” | “-” | “?” |
Поставьте “v” на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете | Поставьте “+” на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым | Поставьте “-”, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете | Поставьте “?” на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
- Приём «Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
- Метод «Шесть шляп мышления»
Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа: статистическая. Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: эмоциональная. Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий.
Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа: негативная. Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Желтая шляпа: позитивная. Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая шляпа: творческая. Зеленый цвет - это обновление, рост. Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая. Синий цвет - цвет мудрости и знания. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.
Урок окружающего мира. «Погода. Как предсказывают погоду» 2 класс
Белая шляпа. Факты.
Для жизни людей и их работы очень важны прогнозы погоды. Прогнозы – это научные предсказания.
Жёлтая. Позитивное мышление.
Для жизни людей и их работы очень важны прогнозы погоды. Они говорят нам, как одеваться. У природы нет плохой погоды.
Черная. Проблема.
Случаются непредвиденные ситуации, которые нельзя предугадать: внезапные порывы ветра, сильный снегопад…
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать картинки с приборами для наблюдений за погодой (осадкомер, ветромер, флюгер)
Зеленая. Творчество.
Составление «Синквейна» В переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Погода
Дождливая, солнечная.
Огорчает, радует, призывает.
Хочется выйти под солнышко на улицу.
Прелесть!
Синяя. Философия.
Обобщают высказывания каждой группы.
III стадия. Рефлексия.
Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя. На фазе рефлексии учащиеся осознают своё "я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя. Целостно осмысливают, обобщают полученную информацию, формируют собственное отношение к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. Для стадии рефлексии характерны следующие приемы: «Шесть шляп», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Эссе», «Рафт», «Последнее слово за мной», Свободное письмо», «Кубик Блума»
Задачи этой фазы:
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
- Приём «Верные – неверные утверждения»
На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот прием можно использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи .
3. Приём «Пятиминутное эссе»
Эссе – письменные размышления на заданную тему. «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
- Мне очень хочется, чтобы вы подвели итог сегодняшней работы закончив любую понравившуюся вам фразу. (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)
я понял, что…
я почувствовал, что…
я научился…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.
Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия. Сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.
Учитель, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.
Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс,1996. 2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.
3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление: [Из опыта работы гимназии N 177 Санкт-Петербурга в рамках международгого проекта] 5. Опова А.А. Технология развития критического мышления: теоретические основы и применение в учебном процессе. СсиПб. 2001. Интернет ресурсы 7. Дэвид Клустер «Что такое критическое мышление?» http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления Ю.Я.Яковлев "Цветок хлеба"
Технология: чтение и письмо для развития критического мышлениястратегия: "Дерево предсказаний"...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»
Выступление на МО...
«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»
«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»...
Активизация мыслительных способностей учащихся на уроках в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления.
Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Критичность ума – это умение че...
Статья на тему: "Урок литературного чтения в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления"
Статья на тему: "Урок литературного чтения в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления"...