Статья на тему: "Урок литературного чтения в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления"
статья по чтению

Корбут Юлия Евгеньевна

Статья на тему: "Урок литературного чтения в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korbut_yu.e.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урока литературного чтения в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления

Корбут Юлия Евгеньевна,

учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийска

Аннотация

         В статье приведено описание стадий технологии развития критического мышления; представлен опыт применения данной технологии на уроках литературного чтения.

Ключевые слова

Технология развития критического умения, дисциплина «Литературное чтение», приёмы и методы.

В современном мире, где информация доступна в любой момент и в любом месте, критическое мышление становится всё более важным навыком. Начальная школа – идеальное место для развития этого навыка, так как дети находятся в возрасте, когда они начинают формировать своё отношение к миру и учатся анализировать информацию.

Среди множества технологий, способствующих формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы, одной из актуальных на сегодняшний день является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Технология развития критического мышления – это система обучения, направленная на развитие у детей способности анализировать информацию, оценивать её достоверность и принимать обоснованные решения. Она основана на использовании различных приёмов и методов.

Критическое мышление (как это понимается в технологии развития критического мышления через чтение и письмо) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если ни противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. [1 , с.5]

Данная технология помогает вырабатывать у учащихся навыки и умения, которые возможно применять не только в школьной жизни. При использовании методов и приёмов происходит развитие познавательных способностей, мышления, внимания.

В своей педагогической деятельности мы используем предметную линию учебников по дисциплине «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.  [2].

Технологические этапы данной технологии представляют собой три стадии: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Первая стадия является мотивационной. На ней происходит пробуждение интереса к изучаемой информации. В дополнение к мотивации мы активируем имеющиеся у учащихся данные по изучаемой теме. И несомненно, важной функцией на данном этапе является коммуникация, в ходе которой учащиеся обмениваются мнениями, озвучивают свою позицию по поставленному вопросу.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций возможно осуществить на литературном материале следующих разделов: «Устное народное творчество», «Литературные сказки», «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «По страницам детских журналов». [3, 14]

На этой стадии возможна индивидуальная, групповая или парная работа. К приёмам, которые можно реализовать на стадии вызова, можно отнести такие, как составление списка известной информации, корзина идей, перепутанные логические цепочки, верные и неверные утверждения, кластеры, таблицы и так далее. Например, при знакомстве с биографией писателя мы предложили учащимся несколько утверждений, часть из которых действительно являлась биографичными для данного писателя, а другая часть являлась вымыслом.

Предметные результаты по предметной области «Русский язык и литературное чтение» должны обеспечивать:

По учебному предмету «Литературное чтение»:

Овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение). [4]

Данные предметные умения возможно успешно развивать на второй стадии технологии развития критического мышления – осмысление содержания. Функция данной стадии в первую очередь информационная.

Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе изложения её учителем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютер. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание понимания учеником изучаемого материала. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления материала. [1, 18]

Следует отметить, что для успешной реализации данной стадии необходимо подбирать задания, способные поддерживать высокую познавательную активность учащихся, которую мы смогли побудить на стадии вызова. Важна самостоятельная деятельность учащихся. В ходе урока учащиеся знакомятся с новой информацией, сопоставляют, сравнивают её с той, которую они уже знают. Если у школьников возникают трудности, учитель направляет учащихся, формирует новый маршрут к самостоятельному поиску ответов.

Среди разнообразных приёмов данной стадии мы хотели бы отметить такие, как инсерт, бортовой журнал, «тонкие» и «толстые» вопросы, «фишбоун», кубик Блума.

По нашему мнению, для учащихся начальных классов очень эффективным приёмом является составление «тонких» и «толстых» вопросов. Данный вид деятельности предполагает постоянное обращение к прочитанному тексту, осмысленное прочтение. С помощью этого приёма формируются навыки грамотной устной речи, расширяется словарный запас младших школьников. Кроме того, учащиеся учатся слушать и слышать речь друг друга, что очень важно. Так как часто мы сталкиваемся с тем, что на уроках ученики перебивают друг друга, повторяют ответы своих одноклассников, не воспринимают речь других детей. Кубик Блума является вариативным видом работы, аналогичному составлению «тонких» и «толстых» вопросов. Выполнение задания с материальным предметом всегда повышает мотивацию учащихся, способствует более активному включению их в учебную деятельность. С помощью данного приёма возможно вовлечение в учебную деятельность слабо активных детей. На наш взгляд важно научить детей задавать вопросы. Часто дети принимают информацию, не задумываясь о правильности или достоверности. Работа с таким приёмом как «фишбоун», так же способствует дополнительной мотивацией к учебной деятельности, умению ориентироваться в схемах, графических работах. Например, в рамках работы рассказа «Федина задача» Николая Носова  на уроке литературного чтения, мы можем составить «фишбоун», в ходе которого выясним, что же в действительности мешало герою рассказа достичь своей цели. Сможем приводя факты и аргументы установить причины неудачи персонажа, сделать определённые выводы. Мы считаем, что для учащихся начальной школы в силу наглядно-образного мышления, очень важно наличие на уроках разнообразной наглядности, что, несомненно, помогает запоминанию и лучшему усвоению материала.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте. [1, с. 20]

Мы считаем, что очень важно развивать навыки критического чтения не только в рамках школьной программы, но и с помощью дополнительных текстов.   Например, рекламных брошюр, статей их газет или журналов. Чтобы проверить понимание текста, учащиеся могут задавать вопросы, выражать своё мнение.

К третьей стадии технологии развития критического мышления относят рефлексию. Первоочерёдная функция данного этапа оценочная. Учащиеся подводят итог деятельности на уроке, структурируют свои знания, вырабатывают собственную позицию. Рефлексию мы рекомендуем проводить в устной и письменной форме. В ходе устной рефлексии, когда учащиеся обмениваются мнениями о полученной информации, возможно развитие коммуникативных навыков. Приёмы, которые можно применить на данном этапе, очень разнообразны. К ним можно отнести кластеры, синквейны, дискуссии, устные и письменные круглые столы, различные творческие работы. У современных младших школьников вызывает огромный интерес написание сообщения-совета герою на распечатанном экране мобильного телефона. Очень внимательно и ответственно учащиеся относятся к заданию по оцениванию деятельности на уроке своего одноклассника. Например, мы можем спросить кого из одноклассников могли бы похвалить и за что. Для ответа на поставленный вопрос, учащимся приходиться анализировать деятельность друг друга.

Подводя итог, мы бы хотели отметить, что технология развития критического мышления в начальной школе имеет множество преимуществ. Она помогает детям развивать навыки анализа и критического мышления, что поможет им принимать правильные решения в будущем. Кроме того, помогает стать более креативными и инновационными. Когда школьники учатся анализировать информацию и принимать решения на основе своих выводов, они начинают видеть мир по-новому и находить нестандартные решения проблем. Способствует становлению социальной адаптации и успешности в общении с другими людьми. Так как в ходе деятельности, учащиеся принимают решения, которые учитывают интересы других людей.

В целом, развитие критического мышления в начальной школе является важным шагом в образовании детей. Оно помогает им развить навыки, которые будут полезны им в жизни и помогут стать успешными и уверенными в себе людьми.

Литература

  1. Заир–Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С. И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

  1. Литературное чтение. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.
  2. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / Н.А. Стефаненко. - М.: Просвещение, 2020. – 223 с.

  1. ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки от 31.05.2021 №286 – Электронный ресурс: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo - дата обращения 08.05.2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления предлагает путь, который помогает усилить рефлексивные механизмы не только в совместном решении проблем, но и в учебной деятельности в целом. В качестве приме...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»

«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»...

Активизация мыслительных способностей учащихся на уроках в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления.

Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Критичность ума – это умение че...

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"

Материал содержит технологическую карту урока по теме "Произведение В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница"" с использованием технологии "Развития критического мышления через чт...