Рабочая программа по курсу "Каллиграфическое грамотное письмо" 1 кл
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по курсу "Каллиграфическое грамотное письмо" 1 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalligraficheskoe_gramotnoe_pismo_1_kl.docx | 48.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному курсу внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Каллиграфическое грамотное письмо» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в рабочей программе воспитания МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова
Программа по учебному курсу внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Каллиграфическое грамотное письмо» на уровне начального общего образования составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №286(31.1 ФГОС НОО);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Образовательной программы начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е. К. Зырянова» (вариант 5.1.);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е. К. Зырянова» (вариант 7.1.);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е. К. Зырянова» (вариант 7.2.);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
- Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, разработанных в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФООП НОО, ФОП ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К. Зырянова
- Авторская программа О.В. Лысенко «Каллиграфия»
Цель – совершенствование орфографической грамотности обучающихся, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с правописанием.
Задачи изучения данного курса:
- поддерживать учебную деятельность обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы общего образования;
- повышать общую культуру обучающихся, углублять их интерес к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников
- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;
- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв;
- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.
Общее число часов, отведённых на освоение данного учебного курса составляет 66 часа: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 33 часа (1 час в неделю
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
Развитие мелкой моторики (2ч.)
Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)
Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии.
Упражнения для работы над высотой букв (4 ч.)
Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания
По грибы по ягоды (обведение рисунков по контуру)
Юный строитель (вертикальная штриховка)
Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв)
Упражнения для работы над формой отдельных букв (7 ч.)
С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)
Сказочный город (все виды штриховок и обводок)
Делай как я (повторение заданных фигур, узора)
Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху)
В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой)
Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал)
Умелые ручки (лепка элементов букв, складывание букв)
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв (9 ч.)
В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э)
Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ)
Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т)
А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я)
Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё)
Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б)
Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж)
Мы ученики (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч)
Точка, точка, запятая (работа по клеточкам)
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв (8 ч.)
Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н, К)
Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ)
Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) Соотнесение звуков и букв.
Весёлая азбука
Алфавит.
Упражнение в письме под диктовку.
Списывание с печатного текста.
Письмо под диктовку.
Практические и творческие работы (3 ч.)
Списывание с печатного текста.
Ай, да мы, молодцы! (итоговое занятие)
2 класс
Повторяем написание основных элементов букв (10 ч.)
Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые прямые наклонные линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. Большой и маленький овалы. Большие и малые полуовалы. Линия с петлёй вверху и внизу. Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки.
Отрабатываем написание форм букв по группам (8 ч.)
Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. Группа букв: ь, ъ, ы ,в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.
Пишем правильно соединения букв (11 ч.)
Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. Написание соединений ие, ий, иц, ищ. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. Написание соединений яб, яр, яв, ят. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. Написание соединений ль, мь, ья,ье. Написание заглавных и строчных букв в соединении. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. Рациональные способы соединения
Подводим итоги (5 ч.)
Списывание печатного текста. Списывание письменного текста. Письмо под диктовку букв, соединений, слов, предложений
Конкурс по каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«Каллиграфическое грамотное письмо»
Личностные результаты обучающегося
В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
- ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
- мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности;
Гражданско-патриотическое воспитание
- принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
- доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
- умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
- сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
-бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
-владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
Трудовое воспитание
- проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление;
Экологическое воспитание
- проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
Ценности научного познания
- выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия:
Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых исследовательских действий, умений работать с информацией.
Базовые логические действия
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного учителем алгоритма;
Базовые исследовательские действия
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
Работа с информацией
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и совместная деятельность.
Общение
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
Совместная деятельность
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;
- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;
- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;
- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
- каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок;
- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
2 КЛАСС
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;
- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;
- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;
- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
- каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок;
- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1 | Развитие мелкой моторики | 2 | 0 | 2 |
| нет |
2 | Упражнения для работы над высотой букв ( | 4 | 0 | 4 | нет | |
3 | Упражнения для работы над формой отдельных букв | 7 | 0 | 7 | нет | |
4 | Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв | 9 | 0 | 9 | нет | |
5 | Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв | 8 | 0 | 8 | ||
6 | Практические и творческие работы | 3 | 0 | 3 | ||
Итого | 33 | 33 |
2 класс
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1 | Повторяем написание основных элементов букв.
| 10 | 0 | 10 |
формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни
| Нет |
2 | Отрабатываем написание форм букв по группам.
| 8 | 0 | 8 | ||
3 | Пишем правильно соединения букв. | 11 | 0 | 11 | ||
4 | Подводим итоги. | 4 | 0 | 4 | ||
Всего: | 33 | 0 | 33 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения (план) | Дата изучения (факт) | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики) | 1 | 0 | 1 | ||
2. | Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики) Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии. | 1 | 0 | 1 | ||
3 | Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания | 1 | 0 | 1 | ||
4 | По грибы по ягоды (обведение рисунков по контуру) | 1 | 0 | 1 | ||
5 | Юный строитель (вертикальная штриховка) | 1 | 0 | 1 | ||
6 | Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) | 1 | 0 | 1 | ||
7 | С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры) | 1 | 0 | 1 | ||
8 | Сказочный город (все виды штриховок и обводок) | 1 | 0 | 1 | ||
9 | Делай как я (повторение заданных фигур, узора) | 1 | 0 | 1 | ||
10 | Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху) | 1 | 0 | 1 | ||
11 | В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой) | 1 | 0 | 1 | ||
12 | Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал) | 1 | 0 | 1 | ||
13 | Умелые ручки (лепка элементов букв, складывание букв) | 1 | 0 | 1 | ||
14 | В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э) | 1 | 0 | 1 | ||
15 | Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ) | 1 | 0 | 1 | ||
16 | Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т) | 1 | 0 | 1 | ||
17 | А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я) | 1 | 0 | 1 | ||
18 | Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё) | 1 | 0 | 1 | ||
19 | Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б) | 1 | 0 | 1 | ||
20 | Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж) | 1 | 0 | 1 | ||
21 | Мы ученики (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч) | 1 | 0 | 1 | ||
22 | Точка, точка, запятая (работа по клеточкам) | 1 | 0 | 1 | ||
23 | Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н, К) | 1 | 0 | 1 | ||
24 | Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ) | 1 | 0 | 1 | ||
25 | Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) Соотнесение звуков и букв. | 1 | 0 | 1 | ||
26 | Весёлая азбука | 1 | 0 | 1 | ||
27 | Весёлая азбука | 1 | 0 | 1 | ||
28 | Алфавит. | 1 | 0 | 1 | ||
29 | Упражнение в письме под диктовку. | 1 | 0 | 1 | ||
30 | Списывание с печатного текста. | 1 | 0 | 1 | ||
31 | Списывание с печатного текста. | 1 | 0 | 1 | ||
32 | Ай, да мы, молодцы! Списывание с печатного текста | 1 | 0 | 1 | ||
33 | Результаты продуктивной деятельности/итоговое мероприятие: конкурс «Лучший каллиграфический почерк» | 1 | 0 | 1 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | 33 | 0 | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность"
Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность" для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа кружка «Компьютерная грамотность»
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. В рамках дополнительного образ...
Рабочая программа по финансовой грамотности
Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...
Рабочая программа "Элементарная компьютерная грамотность"
Рабочая программа "Элементарная компьютерная грамотность"Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Элементарная компьютерная грамотность», для 4 «Д...
Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс
Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...
Рабочая программа по финансовой грамотности
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;&bul...
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....