Статья на тему "Методика развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством рабочих листов на уроках окружающего мира"
статья

Ковальская Виктория Николаевна

Статья на тему "Методика развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством рабочих листов на уроках окружающего мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХЯ ПОСРЕДСТВОМ РАБОЧИХ ЛИСТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Ковальская Виктория Николаевна

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Г. Челябинск, Молодогвардейцев, д. 43

Научный руководитель: Горячёва Светлана Леонидовна

В условиях стремительно меняющегося мира, переполненного информацией, важно, чтобы обучающиеся начальной школы умели не только запоминать факты, но и грамотно работать с информацией. Современное образование стремится научить детей ориентироваться в огромном потоке данных, отбирать необходимую информацию, анализировать ее, сравнивать, обобщать, делать выводы, принимать решения и работать в группе.

Задача современной школы - не только передать знания, но и научить детей учиться. Формирование познавательных универсальных учебных действий - это основа для дальнейшего успешного обучения и саморазвития По мнению Н.А. Федосовой, кандидата педагогических наук, «Познавательные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают умение учиться, позволяя детям самостоятельно получать знания, применять их на практике и эффективно решать учебные задачи.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.

В возрасте с 6 по 11 лет у ребёнка происходит становление воли, которая обуславливает дальнейшее развитие всех психических функций учащегося. В начальной школе   необходимо  регулировать свое поведение и действия. Неотъемлемую часть в процессе регулирования поведения и действий ребёнка играют рабочие листы [1].

Рабочие листы представляют собой эффективный инструмент, который может помочь развить познавательные универсальные учебные действия у младших школьников. Рабочий лист - это дидактическое средство организации самостоятельной учебной деятельности обучающегося по итогам изучения материала этапа, тематического блока или урока в целом. Они предлагают ученикам систематизированные задания, которые способствуют формированию необходимых умений и навыков, делая учебный процесс более интересным и эффективным.

Можно сказать, что рабочий лист, являясь средством формирования умения работать с информацией, позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом, является важным средством получения обратной связи. Кроме этого, выполнение предложенных заданий по работе с информацией формирует и развивает познавательные универсальных учебных действий, позволяет сделать учение личностно значимым [2]

Также, стоит отметить, что рабочие листы приносят огромную пользу не только ученикам, но и их незаменимым наставникам, учителям и репетиторам. Работа обучающийся непосредственно в рабочем листе, даёт возможность контролировать, оценивать и обучать каждого ребёнка на порядок выше, чем традиционные методы обучения. Благодаря этому, учитель может оценить индивидуальные возможности каждого ученика в классе, и вести наблюдение за формированием познавательных УУД и участием в процессе обучения, видеть недостатки и упущения в изучении материала, корректировать процесс обучения индивидуально с каждым учеником, что делает обучение более эффективным.

Для грамотного применения рабочих листов на уроках окружающего мира важно рассмотреть современные подходы к организации работы с рабочим листом.  Рабочий лист, создаваемый учителем, выступает в его руках как инструмент планирования образовательных результатов вкупе с определением средств достижения этих результатов. Одним из наиболее существенных оснований для их систематизации является доминирующая цель их применения. С этих позиций можно выделить следующие виды рабочих листов:

1.        Учебный (обучающий) рабочий лист. Он предполагает активную работу школьников с текстом, освоение нового, его присвоение и воспроизведение в заданной форме. При работе с обучающим рабочим листом у обучающихся формируются умения поиска и выделения информации [3].

2.        Тренировочный рабочий лист. Его основное предназначение - отработка знаний и способов действий. Применение тренировочных рабочих листов формирует у обучающихся умения применять изученный материал на практике.

3.        Исследовательский рабочий лист. Он включает описание программы исследования, прежде всего экспериментального. При работе с исследовательским рабочим листом у обучающихся развиваются умения, выдвижение гипотез, их доказательство, а также структурирования информации.

4.        Рефлексивный рабочий лист, или лист-резюме по теме, разделу, курсу. Он включает в себя материал на отработку имеющихся знаний или их проверку. Работа с рефлексивным рабочим листом способствует формированию у обучающихся умения объективно оценивать себя и своих одноклассников.

5.        Комбинированный рабочий лист. Он включает в себя элементы каждого вида.

Несомненно, при использовании рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы с рабочими листами. Только тогда можно контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения. Рабочий лист представляет собой графическое отображение шагов, которые необходимо самостоятельно выполнить ученику для достижения цели. Наполнение рабочего листа осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. У ученика есть возможность самостоятельного формулирования целей урока.
  2. Прописываются все задания, которые ученикам нужно выполнить.
  3. Создаются условия для самостоятельного освоения учебного материала.
  4. Предоставляется возможность провести рефлексию [4].

Основу рабочего листа составляет практический блок с разноуровневыми заданиями, направленными на усвоение новых знаний и овладение способами действий. В содержание рабочего листа может включаться блок контроля знаний и умений с упражнениями и тестами.

Разнообразные задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство урока, сделать его логичней и последовательней, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным.

Создавая рабочий лист с картинкой, можно использовать следующие задания: на нахождение соответствий; раскрашивание определенных элементов; соединение частей целого. Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.

Присоединяясь ко всем вышесказанным словам, стоит перечислить очевидные преимущества рабочего листа в учебном процессе:

  1. Рабочий лист может включать задания на осмысление информации из учебника, а также более сложные задания, требующие анализа, сравнения, применения знаний и поиска данных в дополнительных источниках.
  2. Информация в рабочих листах представлена в разных видах: схема, таблица, рисунок, текст, диаграмма и тому подобное.
  3. Педагог может оценить как отдельные виды работы, так и выполнение задания в целом, выявляя пробелы в теме и слабое развитие познавательных учебных действий у учеников через задания типа: проанализируй, обобщи, найди. Это помогает корректировать образовательный процесс.
  4. Использование рабочих листов на уроках и анализ их выполнения позволяет проследить личностный рост каждого ребёнка.
  5. Учитель становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики – учителями, исследователями и сотрудниками [4].

В подавляющем большинстве рабочие листы предназначены для организации самостоятельной познавательной учебной деятельности школьников на уроке, однако также рабочие листы могут быть предназначены и для выполнения домашней работы.

Задания в рабочих листах требуют от учащихся анализировать текст, выделять ключевую информацию, сопоставлять данные, делать выводы и обобщения.  В том числе рабочие листы способствуют переводу теоретических знаний в практическую форму, делая учебу более понятной и интересной.

Таким образом, использование рабочих листов является важным компонентом в развитии познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Этот метод помогает обучающимся развивать не только знания по определенной теме, но и формировать у них навыки самостоятельного мышления, анализа, сравнения, обобщения и применения полученных знаний.

Применение рабочих листов на уроках окружающего мира является одним из самых эффективных условий развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Систематическое использование рабочих листов способствует формированию ключевых компетенций учеников, необходимых для успешного обучения и адаптации в современном обществе.

Рабочий лист дает ученикам возможность стать активными участниками своего образования, развивая в себе познавательные навыки и способности. Рабочий лист в учебном процессе на уроках окружающего мира является эффективным средством для развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.

Литература

1. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высш. учеб. Заведений / В. С. Мухина. — 10-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 608 с.

2. Божович, Л. И., Благонадежиная Л. В. Вопросы психологии личности школьника: учеб. Пособие / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. — М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 2018 — 408 с.

3. Миренкова, Е. В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании: [сайт]. 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabochiy-list-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy-poznavatelnoy-deyatelnosti-v-estestvenno-nauchnom-obrazovanii?ysclid=lhzrfm9f75462450475/ (дата обращения 22.11.2023).

4. Файзуллина, С. Роль рабочего листа в управлении учением // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 6–7 (50). С. 94–96. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=41454377 (дата обращения: 19.11.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ

В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...

Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»

Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает  особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...

«Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»

В данной статье предлагается большое количество систематизированных упражнений направленных на формирование у младших школьников навыков учебной деятельности и правильного распределения времени, плани...

статья на тему: "СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ"

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ...

опыт работы по теме: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления»

Опыт работы: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления» ....

Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»

В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....