статья на тему: "СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ"
статья
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_7_k_osovskim.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК -376.4(045)
ББК -74.3
Юртайкина О.А.
Мордовский государственный педагогический
институт им. М. Е. Евсевьева
г. Саранск
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором предложена поэтапная программа, направленная на достижение определенного уровня сформированности универсальных учебных действий, а также даются конкретные методические рекомендации по сопровождению данного процесса. Показано значение познавательных универсальных учебных действий в успешности обучения данной категории учащихся.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным в обучении выступает системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;
- создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, происходит постепенное формирование у ребенка универсальных учебных действий, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.
Цель формирующего эксперимента – создать систему коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи формирующего эксперимента:
- Проанализировать имеющиеся программы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
- Теоретически обосновать систему коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
- Экспериментально апробировать систему по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Формирующий эксперимент был организован на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. о. Саранск. В нём приняли участие 16 детей в возрасте 7-11 лет с диагнозом «Задержка психического развития» (12 детей – задержка психического развития церебрально-органического происхождения, 4 детей – задержка психического развития смешанного происхождения). Все испытуемые были продиагностированы по методике констатирующего эксперимента.
Коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:
- Формирование общеучебных универсальных учебных действий;
- Формирование логических универсальных учебных действий;
- Формирование действий постановки и решения проблем
Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, экспериментатор постепенно формирует у ребенка универсальные учебные действия, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.
Программа должна обеспечить:
- формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- Формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коррекционно-развивающая работа по формированию у детей с задержкой психического развития познавательных универсальных учебных действий проводилась по следующим направлениям.
Первое направление «Формирование общеучебных универсальных учебных действий»
Цель: сформировать у детей общеучебные универсальные учебные действия
Задачи:
- Развитие умения ставить познавательные цели.
- Развитие умения выделять нужную информацию из всего потока информации.
- Формирование умения выбора эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий.
Содержание работы в рамках данного направления. Развить у детей умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; моделирования (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечения необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определения основной и второстепенной информации; свободной ориентации и восприятия текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимания и адекватной оценки языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Формы: специально организованные коррекционно-развивающие занятия.
Приемы: игры и упражнения, направленные на развитие общеучебных универсальных учебных действий.
Второе направление «Формирование логических универсальных учебных действий»
Цель: сформировать у детей логические универсальные учебные действия.
Задачи:
- Развитие умения анализировать объекты.
- Развитие умения синтеза как составление целого из частей.
- Формирование умения установления причинно-следственных связей и построения логической цепи рассуждений.
Содержание работы в рамках данного направления. Развить у детей умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтеза как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбора оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведения под понятия, выведение следствий; установления причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижения гипотез и их обоснование.
Формы: специально организованные коррекционно-развивающие занятия.
Приемы: игры и упражнения, направленные на развитие логических универсальных учебных действий.
Третье направление «Формирование действий постановки и решения проблем»
Цель: сформировать у детей действия постановки и решения проблем.
Задачи:
- Развитие умения формулирования проблемы.
- Формирование умения самостоятельного создания способов решения данных проблем.
Содержание работы в рамках данного направления. Развить у детей умение формулировать проблемы и самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формы: специально организованные коррекционно-развивающие занятия.
Приемы: игры и упражнения, направленные на развитие действий постановки и решения проблем.
В качестве основной формы проведения коррекционно-педагогической работы в нашем эксперименте использовались специальные коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов, проводимые в соответствии с требованиями программы один раз в неделю, на которых осуществлялось целенаправленное и систематическое формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Таким образом, формирующий эксперимент показал, что коррекционно-развивающая работа должна проводиться систематически, охватывать весь учебный процесс, тем самым, обеспечивая непрерывность, последовательность и целостность работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития. Проводя такую работу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности мы добились того, что у учащихся существенно повысился интерес к занятиям, возросла их познавательная активность, наметились положительные сдвиги в уровне познавательного развития. У детей появилось стремление и желание учиться, они готовы принимать помощь со стороны педагога, вникать в задания, предлагаемые им на уроках и стараться их выполнять. Появилась также и познавательная потребность, дети стремятся «научиться учиться».
Этим самым мы формируем познавательные универсальные учебные действия у учащихся с задержкой психического развития.
Результаты проведения контрольного эксперимента позволили выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы, имеющих задержку психического развития.
Анализ результатов контрольного эксперимента осуществлялся на основе выделения уровней познавательного развития детей: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Высокий уровень — правильное выполнение методики, средний уровень — частично правильное выполнение методики, низкий уровень — неправильное выполнение методики, либо отказ от выполнения, в связи с незнанием как его выполнить.
Для выявления динамики сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся мы использовали те же методики что и на констатирующем этапе.
В результате анализа качественных и количественных данных контрольного эксперимента были получены следующие данные
Таблица 1
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента
Виды эксперимента | Уровни (%) | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | |
Констатирующий эксперимент | 0,00% | 70,00% | 30,50% | 30,00% | 69,50% | 0,00% |
Контрольный эксперимент | 0,00% | 70,00% | 51,40% | 30,00% | 48,60% | 0,00% |
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Положительная динамика в среднем по всем возрастным группам составила 20,9 %.
Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на этапе констатации в контрольном классе у 70% познавательные универсальные учебные действия на высоком уровне, у 30% - на среднем уровне, у 0% на низком уровне, в экспериментальном классе высокий уровень не был выявлен, средний у 30,5%, низкий у 69,5% . В результате работы на формирующем этапе показатели формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников экспериментального класса значительно улучшились и на контрольном этапе составили: средний уровень 51,4% детей, низкий уровень 48,6% детей.
Проводя планомерную работу по всем направлениям в рамках формирования познавательных универсальных учебных действий, мы пришли к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только коррекционно-развивающими занятиями, значительную часть умений и действий ребенок усваивает без специального обучения - на уроках общеобразовательного цикла, в ходе игр, наблюдений, опытным путем. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания, умения и действия не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности, в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий формируются, отрабатываются, закрепляются и расширяются знания детей, упрочиваются познавательные интересы, способности. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, мы продумывали варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение происходило с постепенным усложнением предлагаемых заданий и требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития. Организуя деятельность детей на занятиях, мы заботились о том, чтобы каждый ребенок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого необходимо создавать искусственные ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребенка, акцентируя внимание на положительных чертах личности учащегося.
Литература:
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова, — М.: Просвещение, 2008.—151 с.
- Балуева, Е.Б. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития / Е.Б. Балуевой - М.: Просвещение, 2000.— 121 с.
- Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
- Грабенко, Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры./ Т.Н. Грабенко и др. - СПб.: Детсво-Пресс, 2002. — 165 с.
- .Моисеева, М.Г. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе / М.Г. Моисеева// журнал «Начальная школа», 2012.— № 5 —С. 12 — 19
- Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкиной , Е.В. Заики. - Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. — 224 с.
- Шведова, Л.М. Развитие логического мышления и интеллекта / Л.М.Шведова. – М.: БАО, 2006. —354 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...
Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...
статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...
Проектная задача как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надп...
Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»
В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию словарной работы на уроках русского языка.
О том, что запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями требует от учителя кропотливой работы, известно всем. Эти так называемые словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. О...