Статья "Повышение орфографической грамотности младших школьников"
статья

Дамбаева Вера Дашидондоковна

Статья "Повышение орфографической грамотности младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

Повышения орфографической грамотности младших школьников.

  Дамбаева Вера Дашидондоковна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №55» г. Чита

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно?  Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Это самые волнующие учителя вопросы, если он по- настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности младших школьников.

           В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идёт стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются.  Но знать

правило и свободно писать – вещи разные! Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений,  позволяющие закрепить правило, - третий. Второй этап, который чаще всего отсутствует на уроке, - это применение правила на практике на основе алгоритма.

           Одна из главных целей на данном этапе обучения – научить ребёнка  безошибочно определять  место орфограммы и решать орфографические  задачи.

           М.Р Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1. увидеть орфограмму в слове;

2. определить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической         теме относится; вспомнить правило;

3. определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4. определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5. решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6. написать слово в соответствии с решением задачи и осуществлять самопроверку.

             Алгоритм решения орфографических задач.

Правописание е и и в окончаниях имен существительных

1.     Определите место, где возникла орфографическая задача.

2.     Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

3.     Определите, в какой части слова находится орфограмма.  

5.     Определите, к какой части речи относится слово.

6.     Определите склонение.

7.     По вопросу и предлогу определите падеж.

8.     Напишите слово в соответствии с правилом.

              Используя алгоритм, дети сами себя ведут по пути рассуждения,  объясняя правописание -е и -и в безударных окончаниях имён существительных,  например: На сирени набухли почки.

               Образец ответа ученика: «На сирени. Не знаю, что писать, - е или и. Это гласный. Смотрю, в какой части слова возникла задача: сирень, сирени, сиренью, меняется окончание. Узнаю, ударное оно или безударное (слово произносится вслух, делается вывод, что окончание безударное). Это существительное, значит, орфограмма – безударные окончания -е и -и в именах существительных. По роду определяю склонение (сирень – ж.р., 3-е скл.). Ставлю вопрос от главного слова, определяю падеж (набухли на чем? Где? П.п). По таблице вспоминаю, какое окончание имеют существительные 3-го склонения в предложном падеже. Пишу окончание -и».

            Такая работа с алгоритмом идет на этапе изучения нового правила. Именно на этом этапе полезны и уместны развёрнутые решения орфографических задач. К развёрнутым решениям обращаемся не только при изучении нового орфографического материала, но и при повторении, обобщении, проверке умений. Возвращаемся к нему и в трудных случаях, так как он учит детей рассуждать, логически мыслить.

           Работа с алгоритмами при решении орфографических задач детям очень нравится.   

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Повышение орфографической грамотности младших школьников"

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит об...

Текст и орфографическая грамотность младших школьников

Данное методическое пособие представляет собой рекомендации по организации работы над формированием орфографических навыков учащихся начальных классов. Пособие составлено на основе опыта работы и може...

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье дается анализ из опыта работы учителя начальных классов о формировании прочных навыков грамотного письма....

Отчет по теме самообразования учителя начальных классов «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»

Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...

«Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников"

Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...

Словарная работа как средство развития орфографической грамотности младших школьников (методическая разработка с конспектами уроков по теме)

методическая разработка в которой рассматриваются методы и приёмы работы по теме "Словарные слова", содержит не только теоретический, но и практический материал по теме, конспекты уроков по ...