ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по русскому языку на тему
В статье дается анализ из опыта работы учителя начальных классов о формировании прочных навыков грамотного письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_orfograficheskoy_gramotnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кузнецова Людмила Александровна, МБОУ «Шаминская ООШ» Алексеевского муниципального района, учитель начальных классов, Республика Татарстан
Аннотация
В статье дается анализ из опыта работы учителя начальных классов о формировании прочных навыков грамотного письма.
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем грамотнее дается ему правописание».
Н.С. Рождественский
Основы практических знаний по русскому языку дети приобретают до поступления в школу. Уже в дошкольном возрасте они овладевают большим запасом слов и практически усваивают элементы грамматики. Это позволяет детям пользоваться языком как средством общения. Однако долгое время в речи учащихся сохраняются лексические, грамматические, стилистические и другие ошибки. Одна из причин этого состоит в отсутствии у детей навыка замечать в своей речи и в речи других ошибки в ударении, произношении и употреблении слов, в построении предложений и др. Задача учителя начальной школы – научить (и приучить) школьников замечать речевые ошибки, воспитывать у детей речевую бдительность.
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. Достичь орфографической грамотности можно лишь ежедневным упорным трудом.
Умение грамотно писать складывается из ряда следующих умений:
а) видеть орфограмму;
б) определять ее разновидность;
в) применять алгоритм решения орфографической задачи в соответствии с формулировкой правила;
г) проверять правильность решения, то есть выполнять самоконтроль.
Часто можно услышать от родителей фразу: «Все правила мой ребёнок знает, а пишет все равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему «ошибкоопасных» мест. Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!
Приемы по выработке орфографической зоркости
В своей работ использую следующие приемы и виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.
1. Списывание.
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считаю научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.
Поэтому на начальных этапах письма совместно с детьми был составлен алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:
Алгоритм списывания
Прочитай слово (предложение).
Повтори слово (предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
Выдели орфограммы в списываемом слове (тексте).
Прочитай слово (предложение) так, как оно написано.
Пиши, диктуя себе так, как проговаривал себе последний раз.
Проверь написанное:
а) читай то, что написал по слогам;
б) подчеркни орфограммы в написанном слове (предложении);
в) сверь каждую орфограмму с исходным словом (текстом).
В классе этот алгоритм висит на видном месте. Имеется он и у каждого ученика в виде памятки.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста: предложение, соответствующее схеме и т.д.
Выпиши слова – синонимы, антонимы, родственные слова.
Выпиши слова с определенным видом орфограмм: распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
Спиши слова с определенной части речи и т.п.
2. Письмо с проговариванием (проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны с процессом перевода внутренней речи в письменную. Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся.
Способ проговаривания – надежное средство формирования орфографического навыка.
3. Комментирование. (Объяснение написания).
Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано слово. После письма с комментированием идет самопроверка.
4. Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке!
Алгоритм проведения:
Прочитать текст.
Найти в каждом слове «опасные места».
Объяснить их написание.
Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.
Списать.
5. Орфографические сказки.
При изучении правописания сочетаний ча – ща, чу – щу использую сказку: «Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, Я, Я, Я. Грибы у меня самые лучшие, Я, Я, Я». Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышли Ч и Щ и сказали, что никогда не встанут рядом с зазнайками Я и Ю, а будут дружить только с А и У. Запомните, дети, слоги ЧА – ЩА пишем с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У».
6. Запоминалки. Многократное чтение запоминалок, а иногда и заучивание их создает тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.
Учим мы легко и ловко орфографию в рифмовках.
Запоминалки и рифмовки не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.
7. Использование деформированных текстов. Записан текст с ошибками, их нужно исправить.
1. Вспомните правила и исправьте ошибки.
а) Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь
б) Пришло письмишко мне.
Из лагеря, от Мишки…
«ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК, И Я ЛИЖУ».
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
«ЗДЕСЬ ЛИСА, КРАСИВЫЙ, ДЛИННЫЙ ПРУТ…
НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ
И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН».
8. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать (письмо «с окошками»), но при условии, что после буква будет вписана.
9. Звуковой анализ слов.
Почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.
10. Письмо с простукиванием.
Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребёнку задуматься.
11. Использование словарей.
12. Использование сигнальных карточек, таблиц, перфокарт.
13. Использование произведений устного народного творчества. Пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли.
Пословица «Весна красна цветами, а осень плодами» помогает закрепить правописание безударной гласной в корне.
Работая над скороговоркой «Дарья дарит Дине дыни», закрепляем написание мягкого знака и большой буквы в именах собственных.
14. Работа над ошибками.
Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.
Чтобы заставить ребенка серьёзно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавится от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.
Памятка работы над ошибками
Запиши и подбери проверочное слово (проверяемое написание).
(Зима - зимы. Сказка - сказочка. Грустный - грустит.)
Подбери 3 слова на это правило.
(Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)
Напиши целую строку (непроверяемое написание).
(Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака).
15. Грамматические задания
На уроках должны отрабатываться умения, направленные на тренировку в постановке ударения, на определение ударных и безударных гласных в словах, формирования умения изменять слово (на основе соотношения «один – много»). Поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть безударную гласную одной чертой, а в проверочном слове эту (ударную) гласную двумя чертами.
Поставить в словах ударения.
Выписать ударные гласные.
Подчеркивать проверочные слова.
Найти и выписать проверяемые слова.
Продолжить цепочку однокоренных слов.
Вставить пропущенные буквы.
Показать карточку или записывать цифрой какой слог ударный.
Найти слово, которое соответствует схеме, выпиши его.
с ударением на первом слоге;
с ударением на втором слоге;
с ударением на третьем слоге.
Объяснить лексическое значение слова.
Найти слова, которые можно использовать в сказках.
Подобрать к данным словам;
синонимы
омонимы
антонимы
Выписать слова:
со смягчающим Ь;
с разделительным Ь;
с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
с сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ;
с парными согласными, которые нужно проверять;
с произносимыми согласными в корне слова;
с приставками (в которых есть гласные);
с приставками (буквы з и с на конце приставок).
Определить части речи в словах.
У существительных определить род, число.
У прилагательных определить род, число.
Выделить у глаголов:
суффиксы
окончания.
Орфограммы, изучаемые в начальной школе
1. Заглавная буква в начале предложения.
2. Заглавная буква в именах собственных.
3. Буквы и, у, а после букв, обозначающих шипящие согласные.
4. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
5.Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова (проверяемые).
6. Буквы для обозначения парных звонких и глухих согласных в корне слова (проверяемые).
7. Буквы для обозначения непроизносимых согласных в корне слова (проверяемые).
8. Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова.
9. Разделительные ъ и ь.
10. Разделительное написание предлогов и слитное написание приставок.
11. Гласные и согласные буквы в приставках.
12. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие согласные.
13. Буквы для обозначения безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных.
14. Буквы для обозначения безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
15. Не с глаголами.
16. Мягкий знак на конце глаголов 2–го лица ед.ч.
17. Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов.
18. Буквы для обозначения безударных гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
19. Буквы для обозначения безударных гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.
20. Перенос слов.
При использовании приемов по выработке грамотного письма у школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка.
Подобранные задания могут способствовать выработке орфографической зоркости, сделают работу над обучением орфограмм разнообразной и интересной.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1.Бетенькова. Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995.
2. Тоцкий. П. С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1996.
3. Ильяшенко В. А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников. – //Начальная школа, № 6, 2000.
4. Савельева Л. В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе. – //Начальная школа №1 2008.
5. Вейн А.М. Память человека. - М.: Просвещение, 1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему: «Психолого-педагогические условия формирования орфографической грамотности младших школьников на уроке русского языка».
Работа состоит из двух частей теоритической ( анализ литературы) и практической(эксперементальная работа)...
Статья "Повышение орфографической грамотности младших школьников"
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит об...
Опыт работы на тему: «Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку»
В работе поэтапно описывается опыт работы, которая проводится по русскому языку....
Описание опыта работы на тему "Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку"
Побробное описание работы со свеми методами и технологиями....
Отчет по теме самообразования учителя начальных классов «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»
Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...
«Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников"
Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...
Возможности проектной деятельности в формировании орфографической грамотности младших школьников.
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Вот почему задача формирования орфографической зоркости стоит на перво...