Статья "Повышение орфографической грамотности младших школьников"
статья по русскому языку (1 класс) по теме
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Повышение орфографической грамотности | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение орфографической грамотности младших школьников
Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Это зависит от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя - формировать орфографическую зоркость учащихся.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями. Так как непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой анализаторы, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового восприятия.
При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм упражнять их в сравнении , проводить анализ.
Слуховое восприятие , умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождения орфограммы и определения ее типа.
Наряду со слуховым и зрительным анализаторами большое значение имеет речевое проговаривание. Воспоминания движений руки также выступают необходимым условием грамотного письма.
Зрительное, слуховое, речевое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет базу орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.
Без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно. Если понимание поверхностно, неполно, не складывается в систему, то запоминание слабо и нестойко и требуются многократные повторения для его улучшения. Если же в процессе усвоения ученик выделяет в материале главное смысловое содержание, то у него образуются сильные и стойкие следы памяти.
Первым этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме, т. е. изначальное умение, обеспечивающее сознательное отношение к письму, мотивирующее обращение к правилу, к словарю.
Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм и определения их типа.
Восприятие включает в свой состав зрительные или слуховые, артикуляционные или моторные компоненты, процессы переработки полученной информации с выделением существенных признаков, их сопоставлением и создание образа-представления на основе прежнего опыта.
Орфографическая зоркость - это способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков.
В таком понимании орфографической зоркости содержится важный вывод о необходимости на первоначальном этапе знакомить детей со всеми опознавательными признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в деятельности. 1-4 классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы.
Как я работаю над повышением орфографической грамотности младших школьников:
- начиная с первого класса, обязательно ставим в словах ударение и подчёркиваем безударные гласные, которые не соответствуют произношению, т.е. подчёркиваем «опасные буквы» гласных красным цветом;
- так же работаем над согласными: ищем «опасные буквы» согласных и подчёркиваем их синим цветом;
- во втором классе дети уже знакомы с понятием «корень». Можно работать так: выдели в слове корень простым карандашом, поставь ударение. Красным карандашом подчеркни «опасные буквы» гласных, а синим – «опасные буквы» согласных. Тут же вспоминаем правила о проверке безударных гласных и парных согласных в корне слова.
- когда пройдены темы «окончание», «суффикс» и «приставка», то разбираем по составу всё слово и цветными карандашами выделяем во всех морфемах «опасные буквы», объясняем их правописание. Такая работа проводится в основном в начале урока в течение 5-7 минут, как разминка. Иногда при необходимости можно так же разобрать одно из слов в упражнении.
- провожу диагностику проверочных работ, затем разбиваю класс на подгруппы по типам орфографических ошибок, и на уроках одна из подгрупп работает у доски. На следующем уроке - у доски другая подгруппа.
В своей работе так же использую таблицы-плакаты. Так как ученики часто не видят орфограммы, поэтому не могут ее проверить и, как следствие, применить полученные знания на практике. Во время выполнения различных упражнений, работы над ошибками внимание детей обращаю к этим таблицам.
ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Б В Д Г Ж З
П Ф Т К Ш С
МОРОЗЫ – МОРОЗ
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА А, О, Е, И, Я
ТРАВКА – ТРАВА
Примерные задания для работы у доски или на карточках:
1. Разбери по составу слова:
Книжка , нагрузка , побег.
2. Выпиши слова в три столбика и подчеркни орфограмму : в 1 – столбик – слова с безударной гласной , во 2 – столбик – слова со звонкой или глухой согласной, в 3 – столбик – слова с непроизносимой согласной.
Конец, овраг, участник, репка, прелестный, сидят, утащили, ненастный, немножко.
3. Подбери и запиши слова в два столбика ( по 3-4 слова в каждый столбик) . в 1- столбик – слова с безударной гласной, проверяемой ударением, во 2- столбик - слова с парной звонкой или глухой согласной на конце, которую нужно проверять.
4. Вставь пропущенные буквы. Докажи правописание орфограмм
п щат бли кий
к_вер кни_ка
сн_гири холо_
с_довник заря_ка
Внимательное и точное выполнение предложенных грамматических заданий поможет осознанно овладеть орфографическим навыком грамотного письма.
В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменить фонемы соответствующими буквами. Это - задача уроков обучения грамоте и письма в 1 классе. Во 2классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, т. к. у детей уже выработаны определенные умения и навыки.
Упражнения по выработке орфографической зоркости можно расположить в определенной последовательности:
- Письмо с проговариванием (в основе этого письма - проговаривание по слогам). - Списывание. Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность. - Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. - Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух. - Письмо под диктовку. - Творческие работы.
Систематические упражнения формируют у младших школьников орфографическую зоркость. А результаты контрольных работ позволяют сделать выводы, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему: «Психолого-педагогические условия формирования орфографической грамотности младших школьников на уроке русского языка».
Работа состоит из двух частей теоритической ( анализ литературы) и практической(эксперементальная работа)...
Текст и орфографическая грамотность младших школьников
Данное методическое пособие представляет собой рекомендации по организации работы над формированием орфографических навыков учащихся начальных классов. Пособие составлено на основе опыта работы и може...
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье дается анализ из опыта работы учителя начальных классов о формировании прочных навыков грамотного письма....
Отчет по теме самообразования учителя начальных классов «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»
Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...
«Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников"
Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...
Словарная работа как средство развития орфографической грамотности младших школьников (методическая разработка с конспектами уроков по теме)
методическая разработка в которой рассматриваются методы и приёмы работы по теме "Словарные слова", содержит не только теоретический, но и практический материал по теме, конспекты уроков по ...
Возможности проектной деятельности в формировании орфографической грамотности младших школьников.
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Вот почему задача формирования орфографической зоркости стоит на перво...