Рабочая программа по внеурочной деятельности " Учимся решать проектные задачи"
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Учимся решать проектные задачи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Учимся решать проектные задачи» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и с содержанием образовательных программ на основе методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Значимость проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС НОО нацеливает на использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Современные развивающие программы начального общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и занятий внеурочной деятельности.
Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Этот метод по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная деятельность представляет собой культурную форму деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Актуальность проекта по созданию программы «Учимся решать проектные задачи» обусловлена ее методологической значимостью. Уровень сформированности универсальных учебных действий, необходимых для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станет основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы и тесно связана с существующими программами по данному направлению – программой по информатике, окружающему миру.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания в соответствии с поставленной задачей.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации образовательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Курс «Учимся решать проектные задачи» направлен:
- на развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности;
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю оценки);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности, как условие ее самоактуализации;
- формирование самоуважения и уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учетом позиций всех участников.
Цель программы: формирование навыков проектной деятельности.
Задачи:
- развивать у обучающихся способность рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- формировать навыки по самостоятельной организации деятельности и управлению ею;
- формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формировать коммуникативные компетенции (учить конструктивно взаимодействовать при решении задач, аргументированно отстаивать свою позицию, принимать точки зрения других);
- учить моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
- знакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании;
- обучать основам оформления работ;
- формировать опыт публичного выступления, способствовать развитию культуры речи.
Методы реализации проекта и ожидаемые результаты
На изучение курса «Учимся решать проектные задачи» отводится 34 часа (1 час в неделю). Данный курс представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для учащихся начальных классов.
Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализацию проектов и т.д.
Она предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини- конференция, консультация.
Технологии, используемые при организации внеурочной деятельности обучающихся на занятиях курса «Учимся решать проектные задачи»:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- проектная технология;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровье-сберегающие технологии
Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Этапы проектно-исследовательской деятельности в работе с учащимися:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». При сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки обучающегося, максимальному раскрытию его индивидуальных возможностей, развитию мотивации к дальнейшему творческому росту. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Для оценки эффективности занятий по проектно-исследовательской деятельности можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему;
- умение поставить цель исследования;
- умение сформулировать гипотезу;
- умение выделить объект исследования;
- умение определить предмет исследования;
- умение описать параметры и критерии предмета исследования;
- умение подобрать соответствующие методы исследования;
- умение подобрать инструментарий;
- умение осуществить анализ результатов;
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта;
- поведение учащихся на занятиях: активность, заинтересованность;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение
- успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Оценка качества реализации
В ходе реализации педагогического проекта осуществляется его научно-методическое сопровождение и информационное обеспечение.
Оценка качества реализации проекта осуществляется с помощью количественных и качественных методов.
Количественные методы используются при подсчете разработанных проектных задач в течение учебного года.
Качественный метод определяется в результате мониторинга сформированности навыков проектной деятельности в ходе решения проектных задач у обучающихся в начальных классах.
Классификация и типология проектов. Возможные результаты детского проектирования.
Классификация проектов:
а) По видам конечного результата:
- изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
- мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
- решения проблем: результат – решённая проблема,
- исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.
б) По предметно-образовательным областям:
- монопредметные (в рамках одной предметной области)
- межпредметные (в рамках нескольких предметов)
- надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)
в) По количеству участников:
- индивидуальные;
- парные;
- коллективные;
- групповые.
г) По продолжительности:
- краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от 2-х недель до 1 месяца).
- долгорочные (от 1 месяца до 1-2 четвертей или в течение учебного года).
Типы проектов:
Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).
Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.
Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.
Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг».
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.
При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика».
Основное содержание работы — проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг».
Основное содержание работы — презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Учебно — тематический план (34 часа)
№ | Тема | Количество часов |
| Тренинг. | 11 |
1 | Что такое исследование. Какие бывают проекты. | 1 |
2 | Наблюдение и наблюдательность. | 1 |
3 | Что такое эксперимент. | 1 |
4 | Учимся задавать вопросы. | 1 |
5 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 1 |
6 | Как правильно выбрать тему проекта. | 1 |
7 | Как работать с энциклопедиями, интернет-источниками. | 1 |
8 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 1 |
9 | Что такое парадоксы. | 1 |
10 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 2 |
11 | Мини-конференция «Как работать над проектом». | 1 |
| Исследовательская практика. | 14 |
12 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 1 |
13 | Как возникают сказки и рассказы. | 1 |
14 | Что такое рифма. Как создаются стихи, загадки. | 1 |
15 | Профессии людей, связанные с созданием книги. | 1 |
16 | Экскурсия в библиотеку. | 1 |
17-18 | Мини-конференция по итогам творческой деятельности по созданию литературных произведений. | 2 |
19 | Коллективное исследование «История возникновения игрушек». | 1 |
20 | Исследование на тему «Игрушки в разных странах мира». | 1 |
21 | Экспресс — исследование «Игрушки ХХ_ века». | 1 |
22 | Игрушки — герои мультфильмов. | 1 |
23-24 | Индивидуальные проекты «Моя любимая игрушка». | 2 |
25 | Игрушки будущего. | 1 |
| Мониторинг. | 9 |
26-28 | Коллективный творческий проект «Сборник детей для детей». | 3 |
29-30 | Мини — конференция «Мир игрушек». | 2 |
31-32 | Мини — конференция по итогам собственных исследований. | 2 |
33-34 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся начальных классов. | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Подпрограмма «Тренинг» (12ч.)
Тема «Что такое исследование».
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
-Как и где человек проводит исследования в быту?
-Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
-Что такое научные исследования?
-Где и как используют люди результаты научных исследований?
-Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность».
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема «Что такое эксперимент».
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема «Учимся вырабатывать гипотезы».
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Тема «Знакомство с логикой».
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения — практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации — поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения — практические задания.
Тема «Как задавать вопросы».
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся выделять главное и второстепенное».
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа — выявление логической структуры текста. Практические задания типа — «что сначала, что потом».
Тема «Как делать схемы».
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
Тема «Как работать с книгой».
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема «Что такое парадоксы».
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа — эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях».
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки — как модели людей, техники и др.).
Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования».
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (15ч.).
Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований».
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований».
Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.
Тема «Экспресс-исследование».
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Семинар по итогам экскурсии».
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.
Тема «Коллективная игра-исследование».
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Тема «Коллекционирование».
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.
Тема «Экспресс — исследование «Какие коллекции собирают люди».
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Тема «Сообщения о своих коллекциях».
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Подпрограмма «Мониторинг» (7ч.)
2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс — исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся 3-4 классов.
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс — исследований».
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс — исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований».
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов».
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.
Новизна данной рабочей программы заключается в распределении количества часов на изучение каждой темы урока, введены проверочные работы, которые направлены на контроль учебных достижений учащихся исследовательского поиска.
Межпредметные связи курса «Проектная деятельность». Задача современного образования — это воспитание человека, способного адаптироваться к условиям современного общества новых технологий. Об этом говорится в Законе Российской Федерации «Об образовании»: «Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т. п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе».
Исследовательские работы школьников представляют собой одну из наиболее перспективных форм обучения, как в плане подготовки кадров для проведения научно-исследовательских разработок, так и в плане личностного развития выполняющего такую работу школьника. Наиболее перспективными представляются школьные исследования, «подключающие» материал сразу нескольких предметов. В идеале школьнику следует предлагать задачи, в которых он может применить максимальное количество имеющихся у него знаний. В этом случае возрастает мотивация расширения кругозора юного исследователя в процессе работы, пусть при этом и будет преобладать какое-то конкретное направление, соответствующее тому или иному школьному предмету. Более того, в исследовании можно запланировать заранее точки «ветвления», в которых школьник сам сможет выбирать дальнейшее направление своего развития.
Исследовательская работа наиболее значима в осуществлении межпредметных связей, так как это учебно-познавательная, творческая деятельность, решающая сложные проблемы реальной действительности. Все учебные предметы курса начальной школы в той или иной мере могут взаимодействовать в исследовательской работе.
Описание материально-технического обеспечения.
-Компьютерная техника.
-Аудиотехника.
-Мультимедийная система.
-Интернет-ресурсы.
-Энциклопедии.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских и проектных работ, мини-конференция, консультация.
Контроль и оценка учебных достижений.
Методы контроля: консультация, доклад, защита проектных работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.
Примерные параметры оценки:
-умение выделить проблему;
-умение поставить цель исследования;
-умение сформулировать гипотезу;
-умение выделить объект исследования;
-умение определить предмет исследования;
-умение описать параметры и критерии предмета исследования.
Примерные критерии исследования:
-умение подобрать соответствующие методы исследований;
-умение подобрать инструментарий;
-умение запустить исследование;
-умение осуществить анализ результатов;
-умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;
Примерные критерии написания исследовательской работы;
-умение интерпретировать полученную статистику;
-умение свернуть и развернуть информацию;
-умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой
Примерные критерии публичного выступления;
-познавательная ценность темы;
-оригинальность и ценность собранного материала;
-исследовательское мастерство;
-структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы.
Предполагаемые результаты развития УУД
УУД. | Результат. |
Коммуникативные Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. | Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных). Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Познавательные. Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах. | Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований. Предполагать, какая информация нужна. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Выстраивать логическую цепь рассуждений. |
Регулятивные. Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. | Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Личностные. Положительная динамика детского отношения к процессу познания. | Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. |
КОМПЛЕКСНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Учебно — методические материалы
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 3-е изд., перераб. — Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД Фёдоров, 2010. — 192с.
Савенков А.И. Я-исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД Фёдоров, 2010. — 32с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. — Ярославль: Академия развития, 2010. — 124с.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.
Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.
Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.
Для обучающихся:
Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. — Росмэн-Пресс, М., — 2006г. — 144с.
Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, — Астрель. М., 2009. — 688с.
Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. — Астрель. — М., 2007. — 672с.
Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. — АСТ. — М., 2005. — 800с.
Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. — Махаон, — М., 2010. — 256с.
Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. — Махаон, — М., 2007. — 256с.
Что, зачем и почему? — Махаон, — М., 2008. — 256с.
Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. — АСТ. — М., 2008. — 272с.
Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. — Махаон, — М., 2010. — 256с.
Изобретения. — Росмэн-Пресс, М., — 2010г. — 64с.
Интернет-ресурсы:
Сайт «Детские электронные презентации и клипы» — Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
Сайт «Детский мир» — Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
Сайт «Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество — Режим доступа: http://www.happy-kids.ru
Сайт для учителей и родителей «Внеклассные мероприятия» — Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/
Сайт «ПроШколу.ру — все школы России» — Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
Аудиосказки http://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации — Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/
Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Сайт «Все для учителей начальной школы» — Режим доступа: http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm
Издательский дом «Первое сентября» — Режим доступа: http://1september.ru/
Сайт «Федеральные Государственные Образовательные Стандарты» — Режим доступа: http://standart.edu.ru/
Сайт журнала «Вестник образования» — Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
Сайт журнала «Начальная школа» — Режим доступа: http://n-shkola.ru/
Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. — Волгоград: Учитель, 2009. — 131с.http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-5178-1419531454.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь учиться". Петерсон Л.Г. 1 - 4 класс. Школа 2000...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» основана на авторской программе Петерсон Л.Г. «Программа надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов», ориентирована на формирование общ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/29/picture-8610-1577648116.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать логические задачи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «РЕШАЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» для обучающихся 2-х классов создана на основании рабочей тетрадь «Учимся реш...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-726003-1515612096.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ДУМАЕМ, РЕШАЕМ, УЧИМСЯ»
Программа курса «Думаем, решаем, учимся» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, имеющих затруднения в учебной деятельности. Основанием для посе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/18/picture-1339768-1629288971.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать логические задачи"
Программа учебного курса «Учимся решать логические задачи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-410739-1509628916.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи"
Рабочая программа «Учимся решать проектные задачи» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и с ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/20/picture-1025934-1689814076.jpg)
Внеурочная деятельность «Учимся решать проектные задачи»
Данная программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «решение проектных задач» предназначена для работы с детьми 2-4 классов, носит и предметный, и, прежд...