Рабочая программа по внеурочной деятельности " Учимся решать проектные задачи"
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Учимся решать проектные задачи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_rp_po_vneurochnoy_deyatelnosti_.docx | 39.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Учимся решать проектные задачи» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и с содержанием образовательных программ на основе методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Значимость проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС НОО нацеливает на использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Современные развивающие программы начального общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и занятий внеурочной деятельности.
Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Этот метод по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная деятельность представляет собой культурную форму деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Актуальность проекта по созданию программы «Учимся решать проектные задачи» обусловлена ее методологической значимостью. Уровень сформированности универсальных учебных действий, необходимых для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станет основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы и тесно связана с существующими программами по данному направлению – программой по информатике, окружающему миру.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания в соответствии с поставленной задачей.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации образовательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Курс «Учимся решать проектные задачи» направлен:
- на развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности;
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю оценки);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности, как условие ее самоактуализации;
- формирование самоуважения и уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учетом позиций всех участников.
Цель программы: формирование навыков проектной деятельности.
Задачи:
- развивать у обучающихся способность рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- формировать навыки по самостоятельной организации деятельности и управлению ею;
- формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формировать коммуникативные компетенции (учить конструктивно взаимодействовать при решении задач, аргументированно отстаивать свою позицию, принимать точки зрения других);
- учить моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
- знакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании;
- обучать основам оформления работ;
- формировать опыт публичного выступления, способствовать развитию культуры речи.
Методы реализации проекта и ожидаемые результаты
На изучение курса «Учимся решать проектные задачи» отводится 34 часа (1 час в неделю). Данный курс представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для учащихся начальных классов.
Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализацию проектов и т.д.
Она предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини- конференция, консультация.
Технологии, используемые при организации внеурочной деятельности обучающихся на занятиях курса «Учимся решать проектные задачи»:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- проектная технология;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровье-сберегающие технологии
Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Этапы проектно-исследовательской деятельности в работе с учащимися:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». При сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки обучающегося, максимальному раскрытию его индивидуальных возможностей, развитию мотивации к дальнейшему творческому росту. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Для оценки эффективности занятий по проектно-исследовательской деятельности можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему;
- умение поставить цель исследования;
- умение сформулировать гипотезу;
- умение выделить объект исследования;
- умение определить предмет исследования;
- умение описать параметры и критерии предмета исследования;
- умение подобрать соответствующие методы исследования;
- умение подобрать инструментарий;
- умение осуществить анализ результатов;
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта;
- поведение учащихся на занятиях: активность, заинтересованность;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение
- успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Оценка качества реализации
В ходе реализации педагогического проекта осуществляется его научно-методическое сопровождение и информационное обеспечение.
Оценка качества реализации проекта осуществляется с помощью количественных и качественных методов.
Количественные методы используются при подсчете разработанных проектных задач в течение учебного года.
Качественный метод определяется в результате мониторинга сформированности навыков проектной деятельности в ходе решения проектных задач у обучающихся в начальных классах.
Классификация и типология проектов. Возможные результаты детского проектирования.
Классификация проектов:
а) По видам конечного результата:
- изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
- мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
- решения проблем: результат – решённая проблема,
- исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.
б) По предметно-образовательным областям:
- монопредметные (в рамках одной предметной области)
- межпредметные (в рамках нескольких предметов)
- надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)
в) По количеству участников:
- индивидуальные;
- парные;
- коллективные;
- групповые.
г) По продолжительности:
- краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от 2-х недель до 1 месяца).
- долгорочные (от 1 месяца до 1-2 четвертей или в течение учебного года).
Типы проектов:
Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).
Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.
Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.
Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг».
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.
При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика».
Основное содержание работы — проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг».
Основное содержание работы — презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Учебно — тематический план (34 часа)
№ | Тема | Количество часов |
| Тренинг. | 11 |
1 | Что такое исследование. Какие бывают проекты. | 1 |
2 | Наблюдение и наблюдательность. | 1 |
3 | Что такое эксперимент. | 1 |
4 | Учимся задавать вопросы. | 1 |
5 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 1 |
6 | Как правильно выбрать тему проекта. | 1 |
7 | Как работать с энциклопедиями, интернет-источниками. | 1 |
8 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 1 |
9 | Что такое парадоксы. | 1 |
10 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 2 |
11 | Мини-конференция «Как работать над проектом». | 1 |
| Исследовательская практика. | 14 |
12 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 1 |
13 | Как возникают сказки и рассказы. | 1 |
14 | Что такое рифма. Как создаются стихи, загадки. | 1 |
15 | Профессии людей, связанные с созданием книги. | 1 |
16 | Экскурсия в библиотеку. | 1 |
17-18 | Мини-конференция по итогам творческой деятельности по созданию литературных произведений. | 2 |
19 | Коллективное исследование «История возникновения игрушек». | 1 |
20 | Исследование на тему «Игрушки в разных странах мира». | 1 |
21 | Экспресс — исследование «Игрушки ХХ_ века». | 1 |
22 | Игрушки — герои мультфильмов. | 1 |
23-24 | Индивидуальные проекты «Моя любимая игрушка». | 2 |
25 | Игрушки будущего. | 1 |
| Мониторинг. | 9 |
26-28 | Коллективный творческий проект «Сборник детей для детей». | 3 |
29-30 | Мини — конференция «Мир игрушек». | 2 |
31-32 | Мини — конференция по итогам собственных исследований. | 2 |
33-34 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся начальных классов. | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Подпрограмма «Тренинг» (12ч.)
Тема «Что такое исследование».
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
-Как и где человек проводит исследования в быту?
-Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
-Что такое научные исследования?
-Где и как используют люди результаты научных исследований?
-Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность».
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема «Что такое эксперимент».
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема «Учимся вырабатывать гипотезы».
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Тема «Знакомство с логикой».
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения — практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации — поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения — практические задания.
Тема «Как задавать вопросы».
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся выделять главное и второстепенное».
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа — выявление логической структуры текста. Практические задания типа — «что сначала, что потом».
Тема «Как делать схемы».
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
Тема «Как работать с книгой».
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема «Что такое парадоксы».
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа — эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях».
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки — как модели людей, техники и др.).
Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования».
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (15ч.).
Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований».
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований».
Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.
Тема «Экспресс-исследование».
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Семинар по итогам экскурсии».
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.
Тема «Коллективная игра-исследование».
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Тема «Коллекционирование».
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.
Тема «Экспресс — исследование «Какие коллекции собирают люди».
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Тема «Сообщения о своих коллекциях».
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Подпрограмма «Мониторинг» (7ч.)
2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс — исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся 3-4 классов.
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс — исследований».
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс — исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований».
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов».
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.
Новизна данной рабочей программы заключается в распределении количества часов на изучение каждой темы урока, введены проверочные работы, которые направлены на контроль учебных достижений учащихся исследовательского поиска.
Межпредметные связи курса «Проектная деятельность». Задача современного образования — это воспитание человека, способного адаптироваться к условиям современного общества новых технологий. Об этом говорится в Законе Российской Федерации «Об образовании»: «Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т. п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе».
Исследовательские работы школьников представляют собой одну из наиболее перспективных форм обучения, как в плане подготовки кадров для проведения научно-исследовательских разработок, так и в плане личностного развития выполняющего такую работу школьника. Наиболее перспективными представляются школьные исследования, «подключающие» материал сразу нескольких предметов. В идеале школьнику следует предлагать задачи, в которых он может применить максимальное количество имеющихся у него знаний. В этом случае возрастает мотивация расширения кругозора юного исследователя в процессе работы, пусть при этом и будет преобладать какое-то конкретное направление, соответствующее тому или иному школьному предмету. Более того, в исследовании можно запланировать заранее точки «ветвления», в которых школьник сам сможет выбирать дальнейшее направление своего развития.
Исследовательская работа наиболее значима в осуществлении межпредметных связей, так как это учебно-познавательная, творческая деятельность, решающая сложные проблемы реальной действительности. Все учебные предметы курса начальной школы в той или иной мере могут взаимодействовать в исследовательской работе.
Описание материально-технического обеспечения.
-Компьютерная техника.
-Аудиотехника.
-Мультимедийная система.
-Интернет-ресурсы.
-Энциклопедии.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских и проектных работ, мини-конференция, консультация.
Контроль и оценка учебных достижений.
Методы контроля: консультация, доклад, защита проектных работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.
Примерные параметры оценки:
-умение выделить проблему;
-умение поставить цель исследования;
-умение сформулировать гипотезу;
-умение выделить объект исследования;
-умение определить предмет исследования;
-умение описать параметры и критерии предмета исследования.
Примерные критерии исследования:
-умение подобрать соответствующие методы исследований;
-умение подобрать инструментарий;
-умение запустить исследование;
-умение осуществить анализ результатов;
-умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;
Примерные критерии написания исследовательской работы;
-умение интерпретировать полученную статистику;
-умение свернуть и развернуть информацию;
-умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой
Примерные критерии публичного выступления;
-познавательная ценность темы;
-оригинальность и ценность собранного материала;
-исследовательское мастерство;
-структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы.
Предполагаемые результаты развития УУД
УУД. | Результат. |
Коммуникативные Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. | Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных). Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Познавательные. Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах. | Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований. Предполагать, какая информация нужна. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Выстраивать логическую цепь рассуждений. |
Регулятивные. Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. | Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Личностные. Положительная динамика детского отношения к процессу познания. | Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. |
КОМПЛЕКСНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Учебно — методические материалы
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 3-е изд., перераб. — Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД Фёдоров, 2010. — 192с.
Савенков А.И. Я-исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД Фёдоров, 2010. — 32с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. — Ярославль: Академия развития, 2010. — 124с.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.
Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.
Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.
Для обучающихся:
Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. — Росмэн-Пресс, М., — 2006г. — 144с.
Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, — Астрель. М., 2009. — 688с.
Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. — Астрель. — М., 2007. — 672с.
Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. — АСТ. — М., 2005. — 800с.
Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. — Махаон, — М., 2010. — 256с.
Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. — Махаон, — М., 2007. — 256с.
Что, зачем и почему? — Махаон, — М., 2008. — 256с.
Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. — АСТ. — М., 2008. — 272с.
Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. — Махаон, — М., 2010. — 256с.
Изобретения. — Росмэн-Пресс, М., — 2010г. — 64с.
Интернет-ресурсы:
Сайт «Детские электронные презентации и клипы» — Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
Сайт «Детский мир» — Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
Сайт «Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество — Режим доступа: http://www.happy-kids.ru
Сайт для учителей и родителей «Внеклассные мероприятия» — Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/
Сайт «ПроШколу.ру — все школы России» — Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
Аудиосказки http://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации — Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/
Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Сайт «Все для учителей начальной школы» — Режим доступа: http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm
Издательский дом «Первое сентября» — Режим доступа: http://1september.ru/
Сайт «Федеральные Государственные Образовательные Стандарты» — Режим доступа: http://standart.edu.ru/
Сайт журнала «Вестник образования» — Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
Сайт журнала «Начальная школа» — Режим доступа: http://n-shkola.ru/
Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. — Волгоград: Учитель, 2009. — 131с.http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь учиться". Петерсон Л.Г. 1 - 4 класс. Школа 2000...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» основана на авторской программе Петерсон Л.Г. «Программа надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов», ориентирована на формирование общ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать логические задачи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «РЕШАЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» для обучающихся 2-х классов создана на основании рабочей тетрадь «Учимся реш...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ДУМАЕМ, РЕШАЕМ, УЧИМСЯ»
Программа курса «Думаем, решаем, учимся» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, имеющих затруднения в учебной деятельности. Основанием для посе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать логические задачи"
Программа учебного курса «Учимся решать логические задачи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать проектные задачи"
Рабочая программа «Учимся решать проектные задачи» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и с ...
Внеурочная деятельность «Учимся решать проектные задачи»
Данная программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «решение проектных задач» предназначена для работы с детьми 2-4 классов, носит и предметный, и, прежд...