Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать логические задачи"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «РЕШАЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» для обучающихся 2-х классов создана на основании рабочей тетрадь «Учимся решать логические задачи», авторы Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_reshat_log_zadachi_plan.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учимся решать логические задачи»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «РЕШАЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» для обучающихся 2-х классов создана на основании основных нормативных документов:
— Закон РФ «Об образовании»,
— Гражданский кодекс РФ,
— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования» от 06.10.2009 N373",
— Типовое положение об общеобразовательном учреждении,
— Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10,
— Устав МАОУ СОШ № 34 .
— Положение об организации внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 34 г. Каменска-Уральского
— Образовательная программа начальной школы МАОУ СОШ № 34,
- Рабочая тетрадь «Учимся решать логические задачи», авторы Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б.. Издательство «Ассоциация ХХ1 век», 2010, 2011
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
- Актуальность программы
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа курса «Решаем логические хадачи» входит во внеурочную деятельность по направлению научно — познавательное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
2.Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: - учащиеся 2 класса.
3. Особенности набора детей: — свободный.
4. Цели программы: развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка
5. Задачи программы: ·
- Систематизация изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
- Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- расширение кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий;
- Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности; · развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
6. Содержание программы:
Основные направления содержания деятельности — для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
-информационно коммуникативные технологии;
— здоровьесберегающие технологии;
— технология развивающего обучения.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют…
Курс «Решаем логические задачи» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности («Центры» деятельности: Конструкторы, Электронные математические игры (работа на компьютере), Математические головоломки, Занимательные задачи). В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.) в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах, работу за конторками по методике Базарного. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Основное содержание курса «Решаем логические задачи»
Основные логические операции
Понятия истина, ложь, верно, неверно. Высказывания истинные/ложные (верные, неверные). Построение истинных высказываний.
Операция отрицания. Ложные высказывания. Построение отрицаний, высказываний, выводов.
Понятие - «гипотеза». Выдвижение и проверка гипотез.
Решение логических задач
Построение цепочки умозаключений со связкой «если…, то…». Решение логических задач методом исключения. Нахождение логических ошибок в рассуждениях. Составление линейного алгоритма.
Решение логических задач табличным способом.
Графический способ решения логических задач. Построение графической модели по текстовому условию логической задачи. Истинность/ложность высказываний по графическому условию.
Решение логических задач на основе выдвижения и анализа гипотез.
7. Формы работы:
Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня. В практике работы используются следующие формы: -работа в парах, группах; — участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -практические и теоретические; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; — проектная деятельность; — самостоятельная работа; -конкурсы знатоков, игра- соревнование; -работа со стенгазетой; -игры-состязания, КВН. -творческие работы.
8. Методы обучения:
Системно-деятельностный подход, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
9. Условия реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Степень усвоения программы зависит от развития навыков, знаний, интереса. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и способности каждого ребенка. Принимаются все желающие. Занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
10. Ожидаемые результаты:
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
- Целостное восприятие окружающего мира;
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметныерезультаты
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска;
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Предметные результаты
- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- Овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, анализировать и интерпретировать данные;
11. Способы определения результативности:
— Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа;
— Диагностика — 2 раза в год;
- участие в математических конкурсах, олимпиадках
- выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях);
- портфель достижений школьника.
- В конце учебного года каждый ребенок получает свидетельство:
об успешном окончании кружка (при условии участия обучающегося в различных конкурсах, олимпиадах);
об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий). Данное свидетельство помещается в портфолио обучающегося.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).
12. Формы подведения итогов: Игра состязание; КВН; Коллективный выпуск математической газеты.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Учимся решать логические задачи»
№ п/п | Дата | Тема и цель занятия | Номера заданий | |
1 | Тема: «Истина». «Ложь». Цель: Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве. | 1-2 | ||
2 | Тема: Знакомство с таблицей. Цель: Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач. | 3 | ||
3 | Тема: Построение истинных высказываний. Цель: Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру. | 4-5 | ||
4 | Тема: Работа с графической моделью. Цель: Учить соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые описания. | 6-7 | ||
5 | Тема: Работа с схематической моделью. Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки. | 8-9 | ||
6 | Тема: Решение логических задач табличным способом. Цель: Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям. | 10 | ||
7 -8 | Тема: Работа с ложными высказываниями. Цель: Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний. | 11-12 | ||
9 | Тема: Отрицание высказывания. Цель: Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. | 13 | ||
10 | Тема: Моделирование как способ решения логических задач. Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. | 14-15 | ||
11 | Тема: Установление истинности/ложности высказываний. Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию. | 16-17 | ||
12 | Тема: Решение логических задач методом исключения. Цель: Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний. | 18-19 | ||
13 | Тема: Работа с текстовой и графической информацией. Цель: Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний. | 20-21 | ||
14-15 | Тема: Построение цепочки умозаключений. Цель: Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом. | 22-23 | ||
16 | Тема: Графическая и табличная интерпретация текста Цель: Знакомство с графическим и табличным способами представления информации. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний. | 24,26 | ||
17 | Тема: Выдвижение гипотез. Цель: Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез. | 25 | ||
18 | Тема: Построение умозаключений Цель: Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. | 27-28 | ||
19 | Самостоятельная работа | 33, 35 | ||
20 -21 | Тема: Построение цепочки рассуждений Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. | 29-30 | ||
22 | Тема: Планирование действий. Наглядное представление процессов. Цель: Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи решения задач. Научить строить модель процесса перевозки. | 31 | ||
23 | Тема: Составление линейного алгоритма. Цель: Формировать умение решать логические задачи на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе; формировать умения решать логические задачи на основе построения отрицаний. | 32 | ||
24 | Тема: Решение логических задач исследовательским методом. Цель: Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. . | 34 | ||
25 | Тема: Решение логических задач различными способами. Цель: Формирование умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений и табличным способом. | 36-37 | ||
26 | Тема: Решение логических задач на пространственные отношения Цель: Учить решать логические задачи на пространственные отношения между предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий. | 38 | ||
27 | Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез. Цель: Формирование умений решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. | 39 | ||
28 | Тема: Наглядное представление текстовых данных. Цель: Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений. | 40-41 | ||
29 | Тема: Нахождение логических ошибок в рассуждениях. Цель: Учить находить ошибки в рассуждениях. | 42 | ||
30 | Составление логических задач | |||
31 | Составление логических задач | |||
32 | Составление логических задач | |||
34 | Составление логических задач |
Пособие для учащихся:
Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Издательство «Ассоциация ХХ1 век», 2010, 2011
Для учителя:
Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. // Начальная школа, 2011.- №6.- С.30-35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать задачи" (Система "Школа 2100") 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Рабочая программа по ВУД для 3 класса "Учимся решать логические задачи"
Рабочая программа по ВУД для 3 класса "Учимся решать логические задачи" (Н.Б.Истомина)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение логических задач"
Программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать логические задачи"
Программа учебного курса «Учимся решать логические задачи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...