Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать логические задачи"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Пушкарь Татьяна

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «РЕШАЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» для обучающихся 2-х классов создана на основании рабочей тетрадь «Учимся решать логические задачи», авторы Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б. 
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_reshat_log_zadachi_plan.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

«Учимся решать логические задачи»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» «РЕШАЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» для обучающихся 2-х классов создана на основании основных нормативных документов:

— Закон РФ «Об образовании»,

— Гражданский кодекс РФ,

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования» от 06.10.2009 N373",

 — Типовое положение об общеобразовательном учреждении,

— Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10,

— Устав МАОУ СОШ № 34 .

 — Положение об организации внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 34 г. Каменска-Уральского

— Образовательная программа начальной школы МАОУ СОШ № 34,

  • Рабочая тетрадь «Учимся решать логические задачи», авторы Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б.. Издательство «Ассоциация ХХ1 век», 2010, 2011

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

  1. Актуальность программы

Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа курса «Решаем логические хадачи» входит во внеурочную деятельность по направлению научно — познавательное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

2.Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия:  - учащиеся 2 класса.

3. Особенности набора детей: — свободный.

4. Цели программы: развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка

5. Задачи программы: ·

  • Систематизация изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
  • Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • расширение кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий;
  • Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности; · развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

6. Содержание программы:

Основные направления содержания деятельности — для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:

-информационно коммуникативные технологии;

— здоровьесберегающие технологии;

— технология развивающего обучения.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют…

Курс «Решаем логические задачи» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности («Центры» деятельности: Конструкторы, Электронные математические игры (работа на компьютере), Математические головоломки, Занимательные задачи). В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.) в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах, работу за конторками по методике Базарного. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.  

Основное содержание курса «Решаем логические задачи»

Основные логические операции

Понятия истина, ложь, верно, неверно. Высказывания истинные/ложные (верные, неверные). Построение истинных высказываний.

Операция отрицания. Ложные высказывания. Построение отрицаний, высказываний, выводов.

Понятие - «гипотеза». Выдвижение и проверка гипотез.

Решение логических задач

Построение цепочки умозаключений со связкой «если…, то…». Решение логических задач методом исключения. Нахождение логических ошибок в рассуждениях. Составление линейного алгоритма.

Решение логических задач табличным способом.

Графический способ решения логических задач. Построение графической модели по текстовому условию логической задачи. Истинность/ложность высказываний по графическому условию.

Решение логических задач на основе выдвижения и анализа гипотез.

7. Формы работы:

Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня. В практике работы используются следующие формы: -работа в парах, группах; — участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -практические и теоретические; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; — проектная деятельность; — самостоятельная работа; -конкурсы знатоков, игра- соревнование; -работа со стенгазетой; -игры-состязания, КВН. -творческие работы.

8. Методы обучения:

Системно-деятельностный подход, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

9. Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения. Степень усвоения программы зависит от развития навыков, знаний, интереса. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и способности каждого ребенка. Принимаются все желающие. Занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

10. Ожидаемые результаты: 

Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину;  уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
  • Целостное восприятие окружающего мира;
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметныерезультаты 

  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  •  Использование различных способов поиска;
  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Предметные результаты

  • Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
  • Овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • Умение выполнять устно и письменно арифметические действия, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, анализировать и интерпретировать данные;

11. Способы определения результативности:

— Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа;

— Диагностика — 2 раза в год;

  • участие в математических конкурсах, олимпиадках
  • выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях);
  •  портфель достижений школьника.
  • В конце учебного года каждый ребенок получает свидетельство:

об успешном окончании кружка (при условии участия обучающегося в различных конкурсах, олимпиадах);

 об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий). Данное свидетельство помещается в портфолио обучающегося.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

12. Формы подведения итогов: Игра состязание; КВН; Коллективный выпуск математической газеты.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Учимся решать логические задачи»

п/п

Дата

Тема и цель занятия

Номера заданий

1

Тема: «Истина». «Ложь».

Цель: Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.

1-2

2

Тема: Знакомство с таблицей.

Цель: Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач.

3

3

Тема: Построение истинных высказываний.

Цель: Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.

4-5

4

Тема: Работа с графической моделью.

Цель: Учить соотносить текстовое описание с картинкой,  устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые описания.

6-7

5

Тема: Работа с схематической моделью.

Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки.

8-9

6

Тема: Решение логических задач табличным способом.

Цель: Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям.

10

7 -8

Тема: Работа с ложными высказываниями.

Цель: Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний.

11-12

9

Тема: Отрицание высказывания.

Цель: Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

13

10

Тема: Моделирование как способ решения логических задач.

Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать  умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

14-15

11

Тема: Установление истинности/ложности высказываний.

Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.

16-17

12

Тема: Решение логических задач методом исключения.

Цель: Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний.

18-19

13

Тема: Работа с текстовой и графической информацией.

Цель: Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний.

20-21

14-15

Тема: Построение цепочки умозаключений.

Цель: Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом.

22-23

16

Тема: Графическая и табличная интерпретация текста

Цель: Знакомство с графическим и табличным способами представления информации. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний.

24,26

17

Тема: Выдвижение гипотез.

Цель: Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и  оценки всевозможных гипотез.

25

18

Тема: Построение умозаключений

Цель: Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.

27-28

19

Самостоятельная работа

33, 35

20 -21

Тема: Построение цепочки рассуждений

Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.

29-30

22

Тема: Планирование действий. Наглядное представление процессов.

Цель: Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи решения задач. Научить строить модель процесса перевозки.

31

23

Тема: Составление линейного алгоритма.

Цель: Формировать умение решать логические задачи на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе; формировать умения решать логические задачи на основе построения отрицаний.

32

24

Тема: Решение логических задач исследовательским методом.

Цель: Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. .

34

25

Тема: Решение логических задач различными способами.

Цель: Формирование умения решать логические задачи  способом построения цепочки умозаключений и табличным способом.

36-37

26

Тема: Решение логических задач на пространственные отношения

Цель: Учить решать логические задачи на пространственные отношения между предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий.

38

27

Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Цель: Формирование умений решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

39

28

Тема: Наглядное представление текстовых данных.

Цель: Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений.

40-41

29

Тема: Нахождение логических ошибок в рассуждениях.

Цель: Учить находить ошибки в рассуждениях.

42

30

Составление логических задач

31

Составление логических задач

32

Составление логических задач

34

Составление логических задач

Пособие для учащихся:

Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Издательство «Ассоциация ХХ1 век», 2010, 2011

Для учителя:

 Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б.  Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. // Начальная школа, 2011.-  №6.- С.30-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Рабочая программа по ВУД для 3 класса "Учимся решать логические задачи"

Рабочая программа по ВУД для 3 класса "Учимся решать логические задачи" (Н.Б.Истомина)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному курсу  «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся решать логические задачи"

Программа учебного курса «Учимся решать логические задачи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...