Описание 16 основных педагогических технологий и способы их применения на уроках в начальной школе
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Описание 16 основных педагогических технологий и способы их применения на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_pedagogicheskie_tehnologii.docx | 878.95 КБ |
Предварительный просмотр:
- Дифференцированного обучения.
Технология дифференцированного обучения — это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств( деление по какому-либо признаку).
Некоторые элементы технологии дифференцированного обучения:
- Деление класса на группы («сильные», «средние», «слабые») с учётом степени развития реальных учебных возможностей, способностей к учению и работоспособности учащихся. Для каждой группы дифференцированно подбираются задания и темп работы.
- Создание смешанных групп по принципу взаимного обогащения.
- Разработка индивидуальных мер повышения качества знаний и умений каждого ученика на основе диагностики причин отставания в учении.
- Подготовка учителем заданий с учётом тех трудностей, которые испытывает ученик: для слабых учащихся (алгоритмы решений, планы работы и т. д.), для сильных учащихся — задания повышенной трудности.
- Использование заданий одинакового для всех содержания, вариативность которых обеспечивается системой постоянно усложняющихся вопросов.
Русский язык В качестве примера приведем работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”. Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихсяIV классов.
1-й уровеньДана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).
2-й уровень1. Даны три предложения. Выбери предложение,которое соответствует предложенной схеме.2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).
3-й уровеньДано предложение.1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)
Математика Исходя их общих требований по курсу математики,мы предлагаем работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам:“Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)
Задание №1
3-й уровень Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км.Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”
2-й уровень Составь обратную задачу
1-й уровень Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.
Мир вокруг нас Предлагаем разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений” (IIIкласс)
1-й уровень Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.
2-й уровень Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.
3-й уровень Прочитай названия органов растения: корень,стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.
- Игровые технологии
Примеры игровых технологий на разных уроках в начальной школе:
На уроках русского языка. Игры-упражнения, например, составление ребуса или кроссворда, касающегося основных аспектов языка, изученных ранее. «Дополните предложение», «Вычеркни слово лишнее», «Перевернутые слова» и тп.
На уроках литературного чтения. Постановка собственного спектакля после изучения определённого произведения. Это позволяет развивать память и творческие способности ребят, а также помогает им лучше разбираться в пройденном материале. Игра в рифму - тоже работа воображения. Называем фразу, а дети продолжают, подбирая рифму: удил рыбу король — на крючок попалась фасоль, удил рыбу король — сказал сразу пароль. Это смешно, потому что невпопад, но это тоже творчество, потому что играют в смешную игру, развивающую и воображение, и чувство слова, и чувство ритма.
На уроках математики. Например, игра «Весёлый трамвай»: учитель раздаёт учащимся карточки с цифрами от 1 до 10. Далее вызывается трамвай под номером 10. В него должны сесть пассажиры с номерами с общей суммой 10 (к примеру, 3 и 7 или 2, 3 и 5 и т. д.). Игра “ Старик Хоттабыч”. Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов Аль - Манфара”. Задания (на рисунке кувшин с любыми числами)
- Интеллект карты
Основные принципы интеллект-карт:
- Центральная идея. В центре располагается основной объект изучения или проблема. Это может быть любое понятие, тема урока или даже вопрос, требующий решения.
- Ветви и подветви. От центральной идеи отходят основные ветви, каждая из которых представляет собой одну из ключевых идей, связанных с центральной темой. Эти ветви могут далее разветвляться на подветви, отражая более детальные аспекты или конкретные примеры.
- Ключевые слова. Каждая ветвь и подветвь обозначается одним или несколькими ключевыми словами, которые отражают суть информации. Использование ключевых слов помогает сосредоточиться на главных идеях и не перегружать карту лишними деталями.
- Использование образов и символов. Визуальные элементы помогают не только сделать карту более привлекательной, но и способствуют лучшему запоминанию урока.
При анализе волшебной сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». В качестве домашнего задания дети могут дополнить карту информацией о каждом герое.
На уроках окружающего мира. 1 Систематизировать материал помогают карты по темам: «Отрасли промышленности», «Круговорот веществ», «Дорожные знаки», «Разнообразие растений», «Разнообразие животных», «Золотое кольцо России», «Органы чувств», «Наши соседи».
На уроках русского языка. В процессе изучения новых тем и с целью обобщения и систематизации знаний составляются и используются карты памяти по темам: «Части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Личные местоимения», «Глагол», «Части слова».
- ИКТ (думаю и так всем понятна)
Некоторые примеры использования ИКТ в начальной школе:
- Мультимедийные презентации. Помогают наглядно представить информацию и привлечь внимание учащихся. Например, на уроках русского языка презентации используют для ознакомления с новым материалом, закрепления и обобщения знаний.
- Интерактивные доски и планшеты. С их помощью учитель демонстрирует учебный материал и взаимодействует с учащимися в режиме реального времени.
- Электронные учебники и образовательные ресурсы. Предоставляют доступ к актуальной информации и позволяют учащимся работать с ней самостоятельно.
- Электронное тестирование. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных, игровых работ позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
- Использование электронных сборников-тренажёров. С использованием компьютера на уроке можно увеличить объём выполнения тренировочных упражнений.
- Работа с электронными энциклопедиями.
5. КСО (коллективные-способы обучения)
Методика «Взаимодиктант»
Технология коллективных способов обучения (КСО) А. Г. Ривина и В. К. Дьяченко предполагает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах, и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально.
Существует несколько видов пар:
- Статическая пара — совместно работают учащиеся, сидящие рядом.
- Динамическая пара — пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнёров в четвёрке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров.
- Вариационная пара — работа в четвёрках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.
Чтобы проводить взаимодиктанты в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить достаточно текстов. Все тексты нужно проверить и наклеить на картон. Получится большое количество карточек с разнообразными текстами на одни и те же правила. Все ученики рассаживаются по парам. Во время работы каждый ученик получает свою карточку с текстом.Тексты разные.
Порядок работы при использовании методики следующий.
1.Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).
2. Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
3. Потом каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и, не заглядывая в карточку, проверяет диктант.
4. Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе) сначала один диктант, потом второй.
5. Ребята устно разбирают ошибки.
6. Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками (своими).
7. Ученики снова берут тетради друг друга, ещё раз всё просматривают и ставят
свои подписи ("Проверял Петров").
8. Совместная работа пары заканчивается. Ученики обмениваются карточками и переходят к другому партнёру.
Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: один раз он пишет сам и делает под контролем товарища разбор допущенных ошибок; другой раз он диктует этот текст, проверяет, слушает разбор ошибок, ставит свою оценку. Закончив работу со вторым партнёром, участники обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнёром, и т.д. При каждой новой встрече - новый текст диктанта.
Для того, чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, выполнять работу над ошибками, оценивать, учителю рекомендуется вначале показывать им алгоритм проведения взаимных диктантов перед классом, можно первое время учителю самому работать в парах сменного состава, выполняя всё то, что требуется от ученика. Тексты диктантов периодически обновляются в связи с изучением новых тем.
Методика «Поабзацное изучение текста»
А. Г. Ривин вводит поабзацную проработку каждой статьи, каждого текста (параграфа). При этом все ученики работают не с одним и тем же материалом, а у каждого своя статья (свой параграф). Иногда одновременно изучается столько разных тем (статей), сколько в группе учащихся.
Как же в таком случае ученики работают друг с другом? Методика, которую предложил А. Г. Ривин, является одновременно простейшей и сложнейшей. Простейшей, потому что каждый ученик, прорабатывая свою статью (текст), составляет простой план. Сложность заключается в том, что ученик прорабатывает статью (текст) не один и не просто в
паре, а работая с учениками по очереди. Если первый абзац (примерно 5-12 строчек) он прорабатывает с одним учеником, то второй абзац (примерно такого же объёма) он уже штудирует с другим, третий – с третьим и т.д. В чём заключается работа с первым партнёром? Кто-то из учеников пары (любой) читает первый абзац текста, а затем оба приступают к его анализу: о чём говорится в этом абзаце? Какое заглавие ты предлагаешь? Почему ты считаешь, что это заглавие выражает содержание абзаца? Нельзя ли дать более точное заглавие?
Ученики при обсуждении заглавия иногда по нескольку раз перечитывают текст, спорят, отбрасывают одно заглавие и ищут другое, шлифуют словесную формулировку заглавия. То и дело возникает напряжённая умственная потасовка, бой. При первой встрече прорабатывается только один первый абзац, записывают друг другу согласованное во время обсуждения заглавие, а затем пара распадается, каждый находит себе нового партнёра.
Как происходит работа с другим партнёром? Сначала обмениваются тетрадями, спрашивают: "Слушать или рассказывать?" Если партнёр отвечает: "Слушать", то, например, я как участник занятий должен положить статью (книгу) посередине и рассказать то, что проработал с первым партнёром. Если что-то забыто, можно воспроизвести необходимое тут же по книге. Затем я спрашиваю: "Вопросов нет?"
Если нет, то кто-то из нас читает вслух второй следующий абзац. Обсуждаем, подбираем наиболее адекватное заглавие, и если я соглашаюсь, то мой сосед записывает это заглавие в мою тетрадь. После этого переходим к такой же работе по тексту партнёра. Закончив работу над очередным (вторым) абзацем, расходимся и вступаем в работу с третьим партнёром. Обмениваемся тетрадями, выясняем, кто рассказывает, а кто слушает изложение содержания уже проработанных абзацев (частей) по своей статье, дальше - подыскивание и обсуждение заглавия (пункта плана), запись в тетрадь владельца темы и затем - работа по тексту напарника, сигнал об окончании работы в данной паре, переход и работа с новым партнёром.
Методика «Взаимообмен заданиями»
Методику «Взаимообмен заданиями» лучше применять с работе с учебно - научным текстом.
Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиями (МВЗ)
*Работа в малых группах (сколько человек в группе – столько и текстов)
1 этап – Индивидуальный
1. Ознакомьтесь с предложенным текстом.
2. Структурируйте его в форме плана, схемы, опорного конспекта или каким-либо иным способом.
3. Сформулируйте выводы, правила и запишите.
2 этап – Работа в парах сменного состава
4. Перескажите партнёру свой текст так, чтобы он сам мог структурировать его на основе прослушанного. Ответьте на его вопросы.
5. Выслушайте пересказ текста партнёра, задайте ему необходимые вопросы, уточните неясное, чтобы можно было структурировать этот текст самостоятельно.
3 этап – Индивидуальный
6. Структурируйте обговоренный текст и сформулируйте выводы.
4 этап – Работа в паре.
7. Обсудите самостоятельную работу, сформулируйте и запишите вывод, правила (ознакомьтесь с записями друг друга, обсудите преимущества каждой работы, внесите коррективы по необходимости)
5 этап
8. Образуйте другую пару и повторите работу с пункта 4.
6.Технология проблемно-поискового обучения
Проблемно-поисковый метод в обучении — это такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание проблемной ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования. Содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Задания для проблемно-поискового обучения в начальной школе могут включать:
- Анализ фактов и явлений действительности. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.
- Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
- Сравнение, сопоставление фактов, явлений, правил, действий. В результате возникает проблемная ситуация.
- Предварительное обобщение новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.
Пример задания для урока «Окружающий мир». Тема урока — «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель даёт задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
7.Технология развивающего обучения
Технология развивающего обучения в педагогике — это обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми.
Примерные задания в рамках технологии развивающего обучения:
- Задания типа «Объясни», «Докажи». Например, списывание с подчёркиванием изучаемых орфограмм, дописывание слогов, работа с деформированным текстом, распространение предложений с помощью вопросов.
- Арифметические ребусы, «цепочки» примеров, «магические квадраты». Задания логического характера, задачи на смекалку, игры математического содержания.
- Задания на развитие внимания, памяти, воображения, мышления обучающихся. Например, задания на поиск закономерностей, общего и различного, на сравнение, обоснование и доказательство.
8.Технология разноуровневого обучения
Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Для каждого подгруппового занятия подбираются или изготавливаю материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения ( с 2, 3 или 4 предметами), шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т.д.
· Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 4 палочек; третьей – из 6 палочек.
· При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.
· Даётся определённая последовательность геометрических фигур и предлагается:
Детям первой группы – продолжить ряд;
Детям второй группы – продолжить ряд, увеличив количество какой – либо фигуры.
Детям третьей группы – продолжить ряд и придумать свою последовательность.
· На занятиях по Грамоте для одной группы детей предлагается ряд, состоящий из цифр и букв, при этом детям необходимо все буквы обвести в круг, а цифры - в квадрат. Для детей второй группы предлагается в ряде найти и зачеркнуть определенные буквы. Для детей третьей группы предлагается в ряде букв найти и подчеркнуть «спрятанные» слова.
· «Слоговое лото». Детям предлагаются слова, состоящие из трех букв. При этом первая группа детей заменяет первую букву, составляя при этом новое слово. Вторая группа – заменяет последнюю букву, а третья группа – заменяет гласную.
· Педагог зачитывает детям предложения. Одна группа детей определяет, быль это или небылица. Вторая группа должна переставить слова местами, а третья группа – воспроизводит предложение, заменяя одно или два слова.
· При составлении рассказа одна группа детей используется опорную схему, другая – старается составлять рассказ без нее.
· Используя дидактические игры такие, как “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо”, каждая группа детей получает задание соответствующего уровня сложности.
· При заучивании стихотворений дети, имеющие высокий уровень развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.
· Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупный раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и проч.), чем для детей с хорошо развитой мелкой моторикой.
9. Технология критического мышления
Критическое мышление как образовательная технология направлена на развитие у учащихся следующих навыков: наблюдение; анализ; синтез; дедукция; индукция; интерпретация; наблюдение; логическое суждение; рассуждение от абстрактности к конкретике.
Можно сделать кластер, верные и неверные утверждения,синквейн.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
Тонкие:
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...
Толстые:
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
Приём Инсерт (insert)
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.
«V» – знаю | «+» – новое | «?» – вопросы |
Приёмы ТРКМ в учебной деятельности – ключ к формированию универсальных учебных действий.
Технология развития критического мышления предполагает применение огромного количества различных приемов, среди которых всегда можно найти «свои», совпадающие с индивидуальным стилем преподавания.
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знаково-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету).
10. Технология культурологической драматизации
Сущность ее заключается в моделировании интегративных уроков, на которых происходит освоение школьниками культурологического образа художественного творчества, языка математической символики, иностранного языка, исторического этапа развития общества.
1. Устный диалог, в котором каждый участвующий играет роль одного из персонажей комикса. При этом работа оценивается по следующим критериям
2. устный рассказ по комиксу( это монологическая работа по плану, предлагаю деформированный текст). Работают средние ученики.
3. Письменный рассказ (дети читают свои истории, эмоции учитываю, советую слабым ученикам). Но письменными работами не увлекаюсь, т. к. это снижает мотивацию детей.
3. Устные дискуссии. Целью таких занятий является то, чтобы научить ребёнка слушать, слышать, формулировать свою точку зрения и аргументировать её.
5. Пересказ художественного текста от имени героя
Девочки рассказывают от имени Людмилы, а мальчики от имени Черномора. Ребёнку трудно понять точку зрения другого человека. Этому учит такая работа.
6.Театрализованные сценки.
На многих уроках используют такую работу. Любой текст , где есть диалоги и прямая речь можно брать для театрализации.
11.Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ)
набор методов решения и усовершенствования технических задач и систем с помощью нахождения и решения технических противоречий
АКТУАЛИЗАЦИЯ
ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 8 и 4: 11 или 12?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Изучение нового материала
ЛОВИ ОШИБКУ
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.
- Ёж смотался в клубок.
- Я уже ездил на самолёте.
- Мы готовились встречать пернатых птиц.
- Речка замёрзла льдом.
- Меня пробудил мой папа.
ДА-НЕТКА
Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет»
СВЯЗИ
Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.
Пример
У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.
У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.
Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.
У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.
СОЗДАЙ ПАСПОРТ
Прием используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
- на литературном чтении – героев литературных произведений;
Cоздаем паспорт литературного героя. Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками.
Паспорт
- Имя – Страшила Мудрый
- Создатель – А. Волков
- Прописка – сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города»
- Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые ботфорты
- Где впервые встречается – шест у голубой изгороди
- Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый
- Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным
- на окружающем мире – паспорт полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
- на математике – паспорт геометрических фигур, математических величин;
- на русском языке – паспорт частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА/РАСКАДРОВКА
Прием применяется для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя.
12. Технология развития логического мышления
Шарады, метаграммы, анаграммы, логографы; загадки, продолжи логический ряд,продолжи числовой ряд, решение кроссвордов,
Логические задачи
Служат для формирования логического мышления, тренируют память, внимание. Они представлены в виде чертежей, рисунков, реальных предметов. Внешний вид задания очень привлекает детей.
Найти пару.
Найти отличие.
Найди лишнее.
Найди недостающее
Найди, чем одна группа предметов отличается от другой
Задачи логического характера. Например, составление обратных задач.
1 класс
В бочке было 36 ведер воды. Для поливки взяли 26 ведер, а потом налили в бочку 14 ведер
воды. Сколько ведер воды стало в бочке. На сколько больше взяли воды, чем налили. Составь по схеме и реши обратную задачу.
13. Технология здоровьесбережения
Некоторые примеры здоровьесберегающих технологий обучения:
- Физкультурная минутка. Динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, лёгкие физические упражнения.
- Пальчиковая гимнастика. Применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
- Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2–3 минуты.
- Смена видов деятельности. Целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
- Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
- Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
- Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям.
- Правильная посадка во время занятий.
14. Педагогика сотрудничества
Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.
Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:
1. Этика вербального обращения к обучающемуся.
Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. «Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» – в этих словах заложено участие педагога, а в словах «Мне интересно…», «Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
2. Стимулирующее общение, вызывающее радость обучающегося.
Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
3. Дорисовывание. Независимо от того как обучающийся ведет себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование. «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую все переживали, выполнила все задания без ошибок. Давайте поздравим ее с успехом и будем ждать большего!» – взгляд ребенка в этот момент выражает просьбу: «Накладывай на меня “краски”, и я стану таким».
4. Приобщение детей к плану урока. Обучающиеся сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении.
5. Доверие ученику. Обращаясь к ученику со словами: «Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому, добровольцы, вперед!», – учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
Варианты заданий для парной и групповой работы
Русский язык.
• Запись слов со взаимопроверкой.
• Составление звуковых схем слов.
• Составление схем предложений.
• Работа с карточками в парах сменного состава.
• Разбор слов по составу.
• Работа с деформированным предложением.
• Работа с деформированным текстом.
• Составление слов по звуковой схеме.
• Составление предложений по схеме.
• Проверка орфограмм.
• Выбор способа проверки орфограмм.
• Деление текста на логические части.
• Составление плана.
Математика.
• Взаимопроверка решений.
• Составление схем к задаче.
• Поиск способа решения:
– примеров с переходом через разряд;
– способов проверки результатов вычисления.
• Составление и решение задач:
– к одной схеме на разные темы;
– к разным схемам на одну тему;
– разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.
Чтение
- Составление плана текста (словесного, картинного);
- Чтение текста по ролям (инсценирование);
- Составление рассказа о герое;
- Поиск средств художественной выразительности речи (эпитеты, сравнения, метафоры..).
Окружающий мир
- Составление плана-конспекта текста;
- Составление и решение кроссвордов;
- Проведение опытов.
На разных предметах можно использовать следующие приёмы групповой работы
Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.
Приём "Пресс-конференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга.
15. гуманно-личностная технология обучения ш.а амонашвили
Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.
Таким образом, выделим основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:
Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.
1. Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.
2. Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.
3. Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.
4. Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.
5. Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
6. Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
7. Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
8. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
9. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность
16. технология перспективно-опережающего обучения лысенковой
Суть ее состоит в том, что некоторые самые сложные моменты следует начинать объяснять задолго до того, как до них дойдет школьная программа. Постепенно, один элемент за другим. Подготавливать учеников к восприятию трудной темы, чтобы, когда до нее дойдет очередь, не было ощущения полнейшего ужаса и паники, вызванной полным непониманием происходящего.
Ещё один обязательный компонент технологии — комментируемое управление. Учитель описывает с места то, что делает ученик. 2 Это помогает оптимально включить в работу весь класс и обеспечить постоянную обратную связь.
По принципу: «Думаю, говорю, записываю». То есть ученик озвучивает, что сейчас делает, обеспечивая управление всеми ребятами в классе.
Даже когда требуется решить простой пример, допустим, 2 + 3 = 5, при опережающем обучении один из детей комментирует свои действия и ведет за собой остальных. Другие повторяют за ним в своих тетрадях, и все понимают смысл озвучиваемых действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье расматривается теория и технология СДО в применении к УУД через логические понятия, вопрося - суждения, умозаключения. В статье используются фрагменты урока в 1 классе по теме: "Ударение"....
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...
Применение образовательной технологии групповой и парной работы на уроках в начальной школе
Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Они практически всегда имеют партнеров по игре. Общение с ровесниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для ф...
Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии, рекомендованные на федеральном и региональном уровне, их применение на уроках в начальной школе»
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здор...
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ТЕАТР ЭКСПРОМТ, КАК СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ.
laquo;Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей» - совет доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Правильная организация...
Понятия универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе при помощи современных образовательных технологий
Понятия универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе при помощи современных образовательных технологий...
Применение разных способов дифференцированного подхода на уроках в начальной школе.
Данный материал был подготовлен мною для выступления на заседании Школы молодого учителя. В нём рассматриваются способы дифференцированного подхода к обучению учащихся начальной школы на разныых этапа...