Исследовательская работа на тему: «Правильное дыхание – основа вокального исполнения».
проект (4 класс)
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа на тему:
«Правильное дыхание – основа вокального исполнения».
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение............................................................................................... с.3.
Теоретическая часть…………...…………………………………… с.4
Практическая часть……………………………………………………с.6
Заключение…………………………………………………………... с.8
Литература……………………………………....................................с.9
Приложение........................................................................................ с.10
Введение.
"Хорошо произнесенное слово - уже музыка".
К. С. Станиславский
Считается, что красивый, звучный голос - редкий дар природы, что каждому от рождения дан замечательный голос, возможности которого безграничны.
«Правильное дыхание – залог верного извлечения звука!» – эти слова для меня служат девизом в моей жизни.
Я занимаюсь в музыкальной школе. Мне очень нравится петь хорошие, добрые песни. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Занимаясь вокалом, мне стало интересно узнать о «тайнах голоса».
Гипотеза: предполагаю, что если научиться правильному дыханию, то певческий голос станет не только красивым, но и здоровым.
Объект исследования: человеческий голос.
Предмет исследования: дыхательная гимнастика как основа правильного пения и способ укрепления здоровья.
Методы исследования:
1. Сбор информации по данной теме;
2. Применение методики А.Н. Стрельниковой
Цель моей работы:
- изучить влияние правильного дыхания на улучшение голоса.
Задачи:
1. Изучить строение голосового аппарата
2. Познакомиться с методикой А.Н. Стрельниковой
3. Научиться применять на практике упражнения для правильного дыхания
Актуальность темы: Дыхание – это основа основ в пении, а затем и правильное формирование звуков. Правильное певческое дыхание способствует естественному развитию голоса, свободному пению, оздоровлению всего организма и, прежде всего, голосового аппарата.
Теоретическая часть.
Пение — (вокальное искусство) различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее кантилена; декламационное речитатив; колоратурное). Пение без слов вокализ.
Человеческий голос - это инструмент, который требует максимального количества занятий, и чтобы добиться результатов, мы должны понять, как он работает. (Приложение 1).
Голосовой аппарат состоит из трех основных частей:
1. Дыхательной системы, в которую входят: легкие, мышцы диафрагмы, живота, спины и верхняя часть грудной клетки. (Приложение 2).
2. Гортани: в ней находятся голосовые связки - это складки мягких тканей, которые в среднем чуть меньше полутора сантиметров длиной. Когда мы просто дышим, связки широко распахнуты. Первичный звук появляется в результате взаимодействия голосовых связок и выдыхаемого из легких воздуха. Воздух, проходя мимо голосовых связок, заставляет их вибрировать. Так получается звук. (Приложение 3).
3. Артикуляционного аппарата, в который входят: нижняя челюсть, губы, зубы, язык, корень языка, мягкое небо и маленький язычок. (Приложение 4).
Звукообразование или фонация (от греч. фоне-звук) происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает от колебания голосовых связок, а усиливается и тембрально окрашивается с помощью резонаторов.
Каждый уважающий себя вокалист должен соблюдать правила гигиены голоса.
По результатам анкетирования мы выяснили, что мало кто знает о гигиене голоса. Поэтому мы поспешили узнать.
Гигиена голоса - соблюдение певцом определённых правил поведения, певческий режим.
Здоровье и уход за голосом.
Общее здоровье организма является главным условием здоровья голоса. Певец должен иметь распорядок дня, в который необходимо включить не только работу над голосом, но и мероприятия по поддержанию организма в хорошем состоянии. Певец должен сохранять позу - осанку. Неправильная поза влияет не только на физическую работу органов дыхательной системы (что сказывается на подаче воздуха к голосовым связкам), но и на прохождение сигналов, идущих от мозга.
Гортань, как и другие органы тела, состоит из живой ткани, которая может быть подвержена травмам и болезням. Чтобы их избежать вокалисту, нужно помнить о том, что ЗАПРЕЩЕНО ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ:
1. АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ;
2. КУРЕНИЕ;
3. ПЕНИЕ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ (принимать пищу можно за час до пения, так как энергия тела напрямую участвует в процессе переваривания пищи, движения замедляются, ослабевает внимание и координация, кроме того, излишняя слизь, которая вырабатывается железами на связки, может мешать их колебаниям);
4. НЕЛЬЗЯ ПЕРЕД ПЕНИЕМ ЕСТЬ МОРОЖЕНОЕ, СЕЛЕДКУ, СЕМЕЧКИ, ОРЕХИ, ШОКОЛАД, ПИТЬ ОЧЕНЬ ОХЛАЖДЕННЫЕ НАПИТКИ;
5. ПЕРЕД ПЕНИЕМ ПРОТИВОПОКАЗАНА БАНЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕНА ДЛЯ СУШКИ ВОЛО;
6. ЧРЕЗМЕРНОЕ КАШЛЯНИЕ, ЧИХАНИЕ, А ТАКЖЕ РЕЗКИЕ ЗВУКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ПРИ ПОМОЩИ НЕОЖИДАННОГО ВЫБРОСА ВОЗДУХА, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИЧИНИТЬ БОЛЬ И ДАЖЕ ПОВРЕДИТЬ НЕЖНУЮ МЫШЕЧНУЮ ТКАНЬ СВЯЗОК;
7. ЧРЕЗМЕРНО ГРОМКОЕ ПЕНИЕ ИЛИ РАЗГОВОР;
8. АЭРОЗОЛИ, ТАБЛЕТКИ, ГОРЯЧИЙ ЧАЙ, КОТОРЫЕ НЕ СДЕЛАЮТ ГОЛОС ЛУЧШЕ;
9. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И УТОМЛЕНИЕ.
Практическая часть.
1.Сбор информации.
В октябре 2023 года я нашла и изучила теоретический материал по данной теме в сети Интернет. Познакомилась с методикой А.Н.Стрельниковой.
В декабре 2023 я изучила упражнения и стала применять их перед распеванием.
2.Изготовление памятки
В январе 2024 года я совместно со своим педагогом изготовила памятки для своих одноклассников, в которых содержатся сами упражнения и видеоматериал. Мы регулярно стали использовать памятки на уроках музыки, чтобы научиться правильному извлечению звука.
Результаты исследования.
1.Сбор информации.
Из источников я узнала о строении голосового аппарата. А чтобы научиться правильному дыханию я изучила дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой.
Разработку системы дыхательной гимнастики еще в 30-40-е годы прошлого века начала ее мать - Александра Северовна Стрельникова - во время своей работы над методикой восстановления певческого голоса.
Она пробудила интерес к этой проблеме и у своей дочери - Александры Николаевны Стрельниковой. В процессе работы Стрельникова-старшая пришла к выводу, что расстройства певческого голоса (как и многих других функций организма, что было выявлено впоследствии Стрельниковой-младшей) могут быть обусловлены тремя причинами:
- дизритмией системы дыхания, в частности, ее мускулатуры;
- нарушением функции диафрагмы;
- расстройством психоэмоционального состояния человека.
Первой пациенткой Стрельниковой-старшей была собственная дочь, неожиданно и, как казалось, бесповоротно потерявшая голос. Однако, занимаясь под руководством матери, Александра Николаевна вновь обрела его. После нее были тысячи людей с различными нарушениями голоса.
В 1972 году Александра Николаевна Стрельникова получила патент на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса" (авторское свидетельство № 411 865). Однако специалисты Минздрава СССР не пожелали признать его как метод лечения.
А. Н. Стрельникова могла вернуться на сцену, но, как и ее мать, стала педагогом-вокалистом.
Стрельниковская дыхательная гимнастика была популярна и среди певцов, таких как Алла Пугачева и София Ротару.
2.Изготовление памятки
(Приложение 5 памятка)
Заключение
Я поняла, что современная медицина сейчас всерьёз углубилась в изучение звука на здоровье. Связь здоровья и звуковой вибрации очевидна. Вибрация звука — связующее звено между физическим и духовным здоровьем, способствует раскрытию всего жизненного потенциала.
Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой - мощное лечебно-оздоровительное средство. Тип и качество дыхания певцов определяют характер звучания песни в целом, так как певческое дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием. Например, из-за перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, зажатость артикуляционных органов, что приводит к неразборчивой дикции, напряжённости звучания голоса, детонации и быстрому утомлению певцов. Во время и после проведения гимнастики не возникает ни мышечных болей, ни сердцебиения, ни одышки, ни слабости или головокружения.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. В результате моей работы я выяснила, при регулярных тренировках можно добиться великолепных результатов.
Литература.
- Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. 3-е изд., доп. и перер. – Ташкент, 1985. - С. 273-304.
- Кодзасов, С. В., Кривнова, О. Ф. Общая фонетика. М.: РГГУ, 2001
- Музыкальная энциклопедия.М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
- Разумов А.Н., Шушарджан С.В. Методы музыкальной терапии (пособие для врачей). – М., изд. РНЦВМ и К МЗ РФ, 2002. – С. 29.
- Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. — Диссерт. на соиск. уч. ст. к. м. н„ — М., РУДН, 1994, - С.146.
- https://dic.academic.ru/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложения
Приложение 1
Голосовой аппарат
Приложение 2
Дыхательная система
Приложение 3
Гортань
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание 1-3 кл. по теме «Речевое дыхание – основа успешного чтения»
Как бы не изменялось обучение в школах, важнейшая цель школы остается - научить детей читать. Осознанное быстрое чтение возможно только при правильном речевом дыхании....
Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.
В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (при...
Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.
В данной работе я обобщила опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (природ...
Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.
В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (природосо...

Исследовательская работа "Как сформировать правильную осанку"
Исследовательская работа по теме "Как сформировать правильную осанку"...

Исследовательская работа "Говорите, пожалуйста, правильно!"
Исследовательская работа по русскому языку...
Памятка по БОС "Правильное дыхание - основа здоровья"
Правила диафрагмально - релаксационного типа дыхания....