СИПР для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Специальная индивидуальна программа развития  для 4 класса обучающегося  с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sipr_4_klass.doc548 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"                    г. Мичуринска Тамбовской области

РАССМОТРЕНО                                                                                   на Методическом совете

Протокол от 30.08.2024 № 1                                                                                                          

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/Трухина Т.Б./

30.08.2024

УТВЕРЖДАЮ        

Директор школы

 ________  /Кострикина Н.И/                          

Приказ от 02.09.2024 № 95

Специальная индивидуальная программа развития

Дениса С. обучающегося 4 класса

составлена на основе адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС

Вариант 8.4  

                                                 

                                                  Составители:

                                                                      учитель - И.А.Бондаренко          

                                                                     

                                                                     

                                                                   

1.Индивидуальные сведения о ребёнке

ФИО ребенка: Денис С.

Возраст ребенка:

Место жительства:

Мать:  Ольга С.

Год обучения в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области: 5

Класс: 4

2. Психолого-педагогическая характеристика

Денис С. обучается на индивидуальном домашнем обучении с 1 сентября 2020 года.

Семья неполная, Денис единственный ребенок в семье.

Семья проживает в квартире со всеми удобствами. Для ребенка организовано рабочее место для занятий. С Денисом дома находятся мама и бабушка, мама не работает. Мама  заботливо и доброжелательно относятся к  нему, заинтересована в успешном развитии ребенка.

Ребенок поступил из ДОУ «Ручеек» в 1 класс МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  01.09.2020 г., где посещал спецгруппу.

Заключение ТПМПК  № 231 от  15.05.2024г.:

Нарушение эмоционально-аффективной сферы, системное недоразвитие речи (тяжёлая степень).

I. Форма получения образования: в организации, осуществляющей  образовательную деятельность на дому.

II. Образовательная программа: осуществление и организация образовательной деятельности ребенка с ОВЗ по адаптированной  основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (тяжелой степени) адаптированной для детей с расстройствами аутистического спектра, по решению ППк

III. Формы и методы психолого-педагогической помощи, создание специальных условий:

-вариант обучения 8.4;

- форма обучения – очно, на дому;

- режим обучения – с ограничением  во времени;

 - проведение индивидуальных занятий с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом (олигофренопедагог);

- психолого-педагогическое консультирование.

IV. Повторный осмотр на ТПМПК на весь срок обучения

V. Рекомендации для родителей: наблюдение психиатра, невролога.

 Мальчик часто болеет простудными   заболеваниями.

 Ведущая рука правая. Мелкая моторика слабо развита: пользоваться карандашами не любит, не умеет зашнуровывать шнурки, застегивать пуговицы. Не умеет разукрашивать, обводить по точкам рисунки, выполнять работу вместе с учителем затрудняется. Не умеет работать с ножницами, с пластилином.

Самостоятельно не надевает домашнюю одежду. На улицу одевают взрослые.

Денис не всегда реагирует на своё имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Устанавливается контакт учитель – ученик. Выполнять простые речевые инструкции затрудняется.

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.

Речь отсутствует.

На контакт с учителем  идет. Учебное поведение не сформировано:  не умеет слушать учителя, не выполняет знакомые простые речевые инструкции взрослого. Иногда выполняет действия по подражанию и по просьбе учителя.  Не знает основные цвета, геометрические фигуры. Не составляет простую картинку из 2-х  частей по образцу.

Наиболее привлекательны занятия и игры с музыкальным сопровождением, любит слушать детские песенки.

  Ребенок с помощью взрослого может взять кубик, игрушку, брусок в руку. Пирамидку собрать не может даже с  помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. 

   Навыки самообслуживания не сформированы. Самостоятельно ходить в туалет не может, требуется помощь взрослого. Сам есть.

        В социуме самостоятельно не ориентируется. Требуется контроль и тщательная помощь.

3. Индивидуальный учебный план на 2024 – 2025 учебный год

Обязательная часть:

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

К финансированию

Самостоя-тельная работа

Всего по ИУП

Естествознание

Окружающий природный мир

1

1

2

Человек

Человек

1

2

3

Искусство

Музыка и движение

1

1

2

Изобразительная деятельность

1

1

2

Итого:

4

5

9

Внеурочная деятельность

Коррекционные курсы

Сенсорное развитие

1

1

2

Предметно-практические действия

1

1

2

Двигательное развитие

1

1

2

Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие

1

1

2

Итого:

4

4

8

ВСЕГО

8

9

17

Расписание занятий обучения на дому

 Дениса С. обучающегося  4 класса с  2 сентября по 26 мая

2024-2025 учебного года.

№ п\п

Учебные предметы

Дни недели

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

1

Окружающий природный мир

8.30 –8.50

2

Человек

8.30 – 8.50

3

Изобразительная деятельность

8.30 – 8.50

4

Двигательное развитие

9.00 – 9.20

5

Сенсорное развитие

9.00 –9.20

6

Предметно-практические действия

9.00 – 9.20

7

Музыка и движение

9.30-9.50

8

  Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие

9.30 – 9.50

3.1 Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

- направленность взгляда:

 на говорящего взрослого

- выполнение инструкций педагога:

 на задание

«Возьми»

«Посмотри на меня»

«Покажи»

- использование по назначению учебных материалов

- выполнение действия

 по подражанию

 по образцу

 по инструкции

- выполнение задания от начала до конца

Предмет  «Окружающий природный мир»

1.Пояснительная записка

         Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

    Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование представлений  о  растительном  и  животном  мире.  Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир». Ребенок знакомится с разнообразием  растительного  и  животного  мира,  получает  представления  о  среде  обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения  и  животные  приспосабливаются  к  изменяющимся  условиям среды,  ветер  переносит  семена  растений  и  др.  Наблюдая за трудом  взрослых  по  уходу  за домашними  животными  и  растениями,  ребенок  учится  выполнять  доступные  действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);

- стремится помогать окружающим;

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями;

- принимает участие в коллективных делах и играх.

Предметные результаты:

- узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы;

- понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения   на улице, в лесу;

-  определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения.

Базовые учебные действия - проявляет устойчивый интерес и активность в практических действиях с объектами неживой природы,

- совершает выбор предметно-преобразующего действия с объектами неживой природы, учитывая особенность бытовой ситуации,

- учитывает свойства некоторых объектов неживой природы с учетом ситуации.

3. Календарно-тематическое планирование.

№ п/ п

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Узнавание (различение) дней недели.

1

9.09

Узнавание (различение) дней недели. Рабочие дни.

1

16.09

Узнавание (различение) дней недели. Рабочие дни.

1

23.09

Узнавание (различение) дней недели. Выходные дни.

1

30.09

Узнавание (различение) дней недели. Выходные дни.

1

7.10

Представление о неделе как о последовательности 7 дней.

1

14.10

Представление о неделе как о последовательности 7 дней.

1

21.10

Представление о неделе как о последовательности 7 дней.

1

11.11

Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

1

18.11

Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности 

1

25.11

Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности 

1

2.12

Узнавание (различение) явлений природы. Дождь.

1

9.12

Узнавание (различение) явлений природы. Дождь.

1

16.12

Узнавание (различение) явлений природы. Дождь.

1

23.12

Узнавание (различение) явлений природы. Листопад.

1

13.01

Узнавание (различение) явлений природы. Листопад.

1

20.01

Узнавание (различение) явлений природы. Листопад.

1

27.01

Узнавание (различение) явлений природы. Снегопад.

1

03.02

Узнавание (различение) явлений природы. Снегопад.

1

10.02

Узнавание (различение) явлений природы. Снегопад.

1

17.02

Узнавание (различение) явлений природы. Гроза.

1

03.03

Узнавание (различение) явлений природы. Гроза.

1

17.03

Узнавание (различение) явлений природы. Гроза.

1

31.03

Узнавание (различение) явлений природы. Туман.

1

07.04

Узнавание (различение) явлений природы. Туман.

1

14.04

Узнавание (различение) явлений природы. Туман.

1

21.04

Узнавание (различение) явлений природы. Ветер.

1

28.04

Узнавание (различение) явлений природы. Ветер.

1

05.05

Узнавание (различение) явлений природы. Ветер.

1

12.05

Узнавание (различение) явлений природы. Радуга.

1

19.05

Узнавание (различение) явлений природы. Радуга.

1

26.05

Предмет  « Человек»

1.Пояснительная записка

         Цель обучения – приобщение  ребенка  к  социальному  миру  начинается  с  развития  представлений  о себе. Становление личности ребенка происходит при  условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.  Социальную  природу  «я»  ребенок  начинает  понимать  в  процессе  взаимодействия  с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

     Целью  обучения  является  формирование  представления  о  себе  самом  и  ближайшем окружении.  Программа представлена  следующими  разделами:  «Представления  о  себе», «Семья».

     Раздел «Представления о  себе»  включает  следующее  содержание:  представления  о своем  теле,  его  строении,  о  своих  двигательных  возможностях,  правилах  здорового  образа жизни  (режим  дня,  питание,  сон,  прогулка,  гигиена,  занятия  физической  культурой  и профилактика  болезней),  поведении,  сохраняющем  и  укрепляющем  здоровье,  полезных  и вредных привычках, возрастных изменениях.

     Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,  взаимоотношениях  между  ними,  семейных традициях.  Ребенок учится  соблюдать  правила  и  нормы  культуры  поведения  и  общения  в семье.  Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к   окружающим, спокойный  приветливый  тон.  Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.

-следить за чистотой своего тела, одежды;

-пользоваться предметами личной гигиены;

-различать и называть основные предметы питания; уметь принимать пищу аккуратно.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов  

- овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

Личностные результаты: 

- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

Базовые учебные действия.

- ориентироваться в пространстве помещения, пользоваться учебными принадлежностями;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Содержание

Кол-во

часов

План

Факт

Называние и различение частей тела: руки, ноги, голова, туловище.

1

4.09

Называние и различение частей тела:

голова (волосы, нос, рот, зубы, уши, глаза).

1

11.09

Называние и различение частей тела:

руки (плечи, пальцы, ногти).

1

18.09

Называние и различение частей тела:

туловище (спина, живот).

1

25.09

Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага.

1

2.10

Действия, связанные с гигиеной тела. Мытьё рук мылом.

1

9.10

Вытирание рук полотенцем.

1

16.10

Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка.

1

23.10

Чистка зубов щёткой, полоскание рта водой.

1

6.11

Расчёсывание волос расчёской.

1

13.11

Умение вовремя сходить в туалет и вымыть руки.

1

20.11

Формирование умения сообщать о желании сходить в туалет.

1

27.11

Формирование умения сидеть на унитазе и справлять нужду.

1

4.12

Формирование умения пользоваться туалетной бумагой.

1

11.12

Формирование умения сообщать о желании пить.

1

18.12

Формирование умения пить через соломинку.

1

25.12

Формирование умения пить из кружки.

1

15.01

Формирование умения наливать жидкость в кружку.

1

22.01

Формирование умения есть руками.

1

29.01

Формирование умения есть ложкой.

1

5.02

Формирование умения есть вилкой.

1

12.02

Формирование умения пользоваться ножом и вилкой во время приёма пищи.

1

19.02

Формирование умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи.

1

26.02

Формирование умения накладывать пищу в тарелку.

1

5.03

Формирование умения накладывать пищу в тарелку.

1

12.03

Называние и различение предметов для приёма пищи (салфетка, клеёнка, солонка).

1

19.03

Закрепление навыка мыть руки перед едой.

1

2.04

Закрепление навыка правильно держать ложку, пользоваться ею.

1

9.04

Закрепление правил приёма пищи.

1

16.04

Закрепление знаний и умений о чистоте фруктов и овощей.

1

23.04

Значение правильного приёма пищи для здоровья человека.

1

30.04

Значение правильного приёма пищи для здоровья человека.

1

7.05

Обобщающий урок по теме: «Формированию умения пользоваться столовыми приборами»

1

14.05

Обобщающий урок по теме: «Формированию умения пользоваться столовыми приборами»

1

21.05

Предмет «Музыка и движение»

1.Пояснительная записка.

Одним из важнейших средств социализации является музыка. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею.

Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни. Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

- выполняет упражнения для развития певческого дыхания;

 - пропевает мелодию с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

- слушает музыку (не отвлекается, слушает произведение до конца);

 - ритмично двигается в соответствии с характером музыки;

- подыгрывает простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках.

Личностные результаты: 

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост), состояние своего здоровья;

- различает эмоции людей на картинках;

 - показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки;

- учится устанавливать и поддерживать контакты;

 - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов.

Базовые учебные действия.

- подготовка ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с учителем;

- пользоваться учебными принадлежностями;

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в своем темпе.

3.Календарно-тематическое планирование.

№ п/ п

Содержание

Кол-во часов

План

Факт

1

Вводный урок. Русская народная песня.

1

09.09

2

Русская народная песня.

1

16.09

3

Жанры и особенности русской народной песни.

1

23.09

4

Колыбельная песня.

1

30.09

5

Колыбельная песня.

1

07.10

6

Прибаутки, пестушки.

1

14.10

7

Прибаутки, пестушки.

1

21.10

8

Трудовые песни.

1

11.11

9

Обрядовые песни.

1

18.11

10

Хороводные песни.

1

25.11

11

Хороводные песни.

1

02.12

12

Плясовые песни, частушки.

1

09.12

13

Плясовые песни, частушки.

1

16.12

14

Закрепление. Обобщающий урок.

1

23.12

15

Вводный урок. Оркестр русских народных инструментов. 

1

13.01

16

Вводный урок. Оркестр русских народных инструментов.

1

20.01

17

Струнные народные инструменты.

1

27.01

18

Струнные народные инструменты.

1

03.02

19

Балалайка, домра.

1

10.02

20

 Духовые народные инструменты.

1

17.02

21

Духовые народные инструменты.

1

03.03

22

Баян, аккордеон. Гармошка.

1

17.03

23

Баян, аккордеон. Гармошка.

1

31.03

24

Ударные народные инструменты.

1

07.04

25

Ударные народные инструменты.

1

14.04

26

Закрепление. Обобщающий урок.

1

21.04

27

Вводный урок. Характер музыки.

1

28.04

28

Веселый характер музыки.

1

05.05

29

Вивальди «Времена года. Весна»

1

12.05

30

Грустный характер музыки.

1

19.05

31

Маршевый характер музыки.

1

26.05

Предмет  «Изобразительная деятельность»

1.Пояснительная записка

           Целью данной программы является: оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы; способствовать формированию личности ребенка; воспитание положительных навыков и привычек.

           На уроках по изобразительному искусству ставятся следующие основные задачи: способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.

               Содержание курса состоит из следующих разделов:

 1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.

3 Формирование и развитие графических навыков.

Личностные результаты:

 - проявление положительного отношения к выполнению заданий по изобразительной деятельности;

- положительное взаимодействие с учителем в процессе продуктивных видов деятельности.

Предметные результаты:

  - овладение специфическими предметно-орудийными действиями с различными материалами (тесто, глина, пластилин): брать, отдавать, класть, удерживать в руке, перекладывать из руки в руку, отрывать, прикладывать и т.д.;

- овладение умением передавать изобразительными средствами простые свойства и качества знакомых предметов (слепить, нарисовать и выполнить аппликацию). 

Базовые учебные действия.

- проявление интереса к изобразительным средствам путем предметно-орудийных действий с простыми предметами;

 - выполнение элементарной инструкции доступным способом, связанным с изобразительной деятельностью, используя приемы ощупывания, рассматривания, прикладывания, обводки, штриховки и т.п.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Содержание

Кол-во

часов

План

Факт

Работа с ножницами: «Разные полоски»

1

05.09

Аппликация «Узор в полоске»

1

12.09

Аппликация «Укрась салфетку»

1

19.09

"Осень" (рисование красками)

1

26.09

"Собираем урожай яблок» (раскрашивание карандашом)

1

03.10

«Дождик» (пальчиковое рисование)

1

10.10

Рисование пластилином: «Грибы», «Яблоки»

1

17.10

Обводка по трафарету, раскраска: «Домики»

1

24.10

Обводка по трафарету, раскраска: «Домики»

1

07.11

Раскрашивание карандашами (фломастерами): «Барышня» дымковская игрушка

1

14.11

«Закончи рисунок» цветными карандашами

1

21.11

Аппликация: «Снеговики в шапочках и шарфиках»

1

28.11

Аппликация: «Снеговики в шапочках и шарфиках»

1

05.12

Аппликация: «Избушка ледяная и лубяная» работа с ножницами

1

12.12

 Аппликация: «Избушка ледяная и лубяная» работа с ножницами

1

19.12

Рисование красками и кистью «Красивые салфетки»

1

26.12

Рисование красками и кистью «Красивые салфетки»

1

09.01

Сюжетные аппликации из эпизодов сказок: «Три медведя».

1

16.01

Рисование на мокрой бумаге "Аквариум с рыбками".

1

23.01

Рисование на мокрой бумаге "Аквариум с рыбками".

1

30.01

Лепка композиций "Звери на полянке".

1

06.02

Лепка композиций "Звери на полянке".

1

13.02

«Деревья проснулись» (рисование кистью, красками, дорисовывание деталей).

1

20.02

«Деревья проснулись» (рисование кистью, красками, дорисовывание деталей).

1

27.02

Сюжетная аппликация "Наш город" «Машины на улице города» работа с ножницами

1

06.03

Сюжетная аппликация "Наш город" «Машины на улице города» работа с ножницами

1

13.03

«Цветочная поляна» (рисование ватными палочками).

1

20.03

«Цветочная поляна» (рисование ватными палочками).

1

03.04

Картина на ватмане "Цветочный луг.

1

10.04

Картина на ватмане "Цветочный луг.

1

17.04

«Скоро праздник придет». Рисование пальчиком.

1

24.04

"Гнездо с птенцами на ветке" работа с ножницами.

1

15.05

"Гнездо с птенцами на ветке" работа с ножницами.

1

22.05

Коррекционный курс «Предметно-практические действия»

Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.

Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса:

- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;  

- овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.

Планируемые результаты коррекционной работы:

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- раскладывает по блюдцам разный природный материал;

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Содержание

Колич.

часов

План

Факт

Сбор, сортировка природного материала: «Осень к нам пришла».

1

4.09

Составление композиций: «Осенние букеты».

1

11.09

Подвижная аппликация: «Листопад».

1

18.09

Предметная аппликация: «Осеннее дерево».

1

25.09

Работа с пластилином «Дары осени».

1

2.10

Узор из мозаики «Осенняя трава».

1

9.10

Лепка из пластилина: «Грибочки».

1

16.10

Работа с природным материалом. «Осенний лес».

1

23.10

Работа с плоскими палочками. «Лесные грибочки».

1

6.11

Работа с предметами «Грибочки».

1

13.11

Работа с предметами «Мячики».

1

20.11

Работа с предметами «Зонтики».

1

27.11

Поделка: «Лодочка».

1

4.12

Поделка: «Ежики».

1

11.12

Работа с плоскими палочками: «Елочка».

1

18.12

Предметная аппликация: «Фрукты».

1

25.12

Предметная аппликация: «Овощи».

1

15.01

Лепка: «Длинные короткие колбаски».

1

22.01

Разбор-складывание «Пирамидка».

1

29.01

Работа с плоскими палочками. «Солнышко».

1

5.02

Лепка: «Шарики катятся».

1

12.02

Лепка: «Виноград».

1

19.02

Постройка: «Башня».

1

26.02

Постройка: «Домики».

1

5.03

Работа с бумагой. «Самолетики летают».

1

12.03

Лепка: «Вишенки».

1

19.03

Работа с нитками. «Катушки ниток».

1

2.04

Работа с нитками. «Клубочки».

1

9.04

Работа с нитками. «Клубочки».

1

16.04

Работа с плоскими палочками. «Домики».

1

23.04

Работа с плоскими палочками. «Стульчики».

1

30.04

Работа с плоскими палочками. «Качели».

1

7.05

Работа с плоскими палочками. «Качели».

1

14.05

Работа с мозаикой. Выкладывание узоров: «Дорожки для ежика».

1

21.05

Коррекционный курс «Двигательное развитие»

Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

Описание возможных результатов обучения:

- мотивация двигательной активности;

- поддержка и развитие имеющихся движений;

-расширение диапазона  основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;

- формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;

- обогащение сенсомоторного опыта и ориентировки в микропространстве.

Календарно-тематическое планирование

№ п/ п

Содержание

Кол-во

часов

План

Факт

Вводное занятие. Правила поведения на занятии. Выполнение упражнений.

1

05.09

Ориентировка в направлении движений вперед, назад.

1

12.09

Ориентировка в направлении движений направо, налево.

1

19.09

Ходьба с изменением направления движения.

1

26.09

Наклоны, выпрямление и повороты головы.

1

03.10

 Круговые движения плечами. 

1

10.10

Повороты туловища вправо, влево.

1

17.10

Движения рук в разных направлениях без предметов.

1

24.10

Движения рук в разных направлениях с предметом.

1

07.11

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».

1

14.11

Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).

1

21.11

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1

28.11

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево), повороты (вправо, влево).

1

05.12

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине.

1

12.12

Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).

1

19.12

Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы).

1

26.12

Отбивание мяча от пола двумя руками.

1

09.01

Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой).

1

16.01

Ходьба по залу с изменением направления.

1

23.01

Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад.

1

30.01

Ходьба на носках (на пятках).

1

06.02

Ходьба высоко поднимая бедро, захлестывая голень.

1

13.02

Ходьба в медленном и быстром темпе.

1

20.02

Ходьба по массажным коврикам.

1

27.02

Изменение позы в положении лежа:

поворот со спины на живот.

1

06.03

Изменение позы в положении лежа:

поворот с живота на спину.

1

13.03

Упражнения в положении лежа. «Кошка»

1

20.03

Упражнения с гимнастической палкой.

1

03.04

Упражнения с мячами – ёжиками.

1

10.04

Подвижные игры на сохранение правильной осанки

1

17.04

Упражнения с предметами стоя, в движении, под музыку.

1

24.04

Приседания. Упражнения для мышц ног.

1

15.05

Подвижная игра на развитие дыхания ««Шарики».

1

22.05

Коррекционный курс «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Личностные и предметные  результаты:

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

- социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей. 

Календарно-тематическое планирование

№ п/ п

Содержание

Кол-во

часов

План

Факт

Рассматривание поз на картинках

1

4.09

Использование поз с опорой на картинки

1

11.09

Использование поз с опорой на картинки

1

18.09

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

1

25.09

Упражнение «Запомни движения»

1

2.10

Тренируем мимику

1

9.10

Этюд на выражение удивления и огорчения

1

16.10

Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессивность)

1

23.10

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание

1

6.11

Формулы прощания

1

13.11

Формулы извинения

1

20.11

Формулы извинения

1

27.11

 «Узнай по интонации»

1

4.12

« Скажи интонацией»

1

11.12

Формулы просьбы  

1

18.12

Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться»

1

25.12

Упражнение «Как отметить праздник в семье»

1

15.01

Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение»

1

22.01

Организация совместного внимания

1

29.01

Игра «А что у вас?»

1

5.02

Тема: «Что нам надо для умывания?»

1

12.02

Игра: «Кто нас крепко любит».

1

19.02

Обучение соотнесению сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями

1

26.02

Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов

1

5.03

Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест

1

12.03

Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов

1

19.03

Соотнесение сигнальных символов/жестов с последующими действиями

1

2.04

Формирование навыка узнавания предмета

1

9.04

Формирование навыка узнавания предмета

1

16.04

Формирование навыка указания на заданную картинку

1

23.04

Формирование навыка указания на заданную картинку

1

30.04

Отражённые действия. «Сделай так».

1

7.05

Отражённые действия. «Сделай, как я».

1

14.05

Сопряженно-отражённые действия. «Сделай, как я».

1

21.05

 

Коррекционный курс «Сенсорное развитие»

Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.

Описание возможных результатов обучения:

- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;

- развитие слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;

- развитие тактильного восприятия (ощупывание объекта и предмета).

Календарно-тематическое планирование

№ п/ п

Содержание

Кол-во

часов

План

Факт

Осенние листья (желтый и зеленый цвета).

1

9.09

 В гостях у круга.

1

16.09

Большие и маленькие предметы.

1

23.09

Громкие и тихие звуки.

1

30.09

Музыкальные инструменты.

1

7.10

Звуки животных.

1

14.10

В мире ароматов.

1

21.10

Как пахнут продукты.

1

11.11

Самый приятный аромат.

1

18.11

Вкусные продукты.

1

25.11

Сладкий стол.

1

2.12

Сладко-горько.

1

9.12

Цветные кубики.

1

16.12

Квадратные предметы.

1

23.12

В гостях у Матрёшки.

1

13.01

Развитие точности движений.

1

20.01

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.

1

27.01

Формирование чувства равновесия.

1

03.02

Работа в технике объемной аппликации.

1

10.02

Штриховка в разных направлениях.

1

17.02

Работа с ножницами. Аппликация.

1

03.03

Определение на ощупь предметов с разными свойствами.

1

17.03

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

1

31.03

Игры с мозаикой.

1

07.04

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник).

1

14.04

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений.

1

21.04

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

1

28.04

Составление орнаментов из геометрических фигур по образцу.

1

05.05

Развитие навыков ориентировки по плану соотнесение схематического изображения предметов с реальными предметами.

1

12.05

Развитие зрительной памяти и концентрации.

1

19.05

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1

26.05

    34. Программа нравственного развития

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

  • основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающегося:

 Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения друг к другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.

4.1. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся

  • умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
  • формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
  • формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
  • формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

  1. Перечень мероприятий в рамках внеурочной деятельности

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

Присутствие на торжественной линейке

Зритель

«День матери»

Присутствие на мероприятии

Зритель

«День здоровья»

Присутствие на празднике

Зритель

«Новый год»

Знакомство с атрибутами праздника, присутствие новогоднем празднике

Зритель

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества

Присутствие на празднике

Зритель

8 Марта

Знакомство с атрибутами праздника. Присутствие на празднике

Зритель

Пасха

Подготовка к мероприятию, покраска яиц

Участник

Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года

Присутствие на торжественной линейке

Зритель

Осенняя экскурсия в лес, в парк

Сбор листьев

Участник

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:

Учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

7.  Программа сотрудничества с семьей.

Задачи

Мероприятия

Отчет о

мероприятии

1.

Повышение

Индивидуальные

осведомленности родителей

консультации

об особенностях развития и

родителей  (раз  в

четверть,

по

специфических

запросу родителей)

образовательных

потребностях ребенка.

2.

Обеспечение участия семьи

договор о сотрудничестве

в  разработке  и  реализации

между

родителями

и

СИПР.

образовательной

организацией;

участие родителей

в

разработке

СИПР

в

интересах ребенка;

посещение

родителями

уроков/занятий;

консультирование   родителей

по

вопросам

обучения

в

домашних

условиях;   выбор

единых приемов и подходов;

3.

Организация    регулярного

ведение дневника наблюдений

обмена

информацией

о

(краткие записи);

ребенке, о ходе реализации

информирование

СИПР   и

результатах

ее

электронными средствами;

освоения.

личные встречи, беседы;

просмотр и обсуждение

видеозаписей с ребенком;

4.

Организация

участия

Привлечение родителей к

родителей  во

внеурочных

планированию

мероприятий:

мероприятиях.

«Новый  год»,  

«Мы  –  ученики»,

«Первое сентября – день

знаний».

  1. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов: 

Материально-техническое обеспечение предмета «Окружающий природный мир» включает: объекты природы: камни, почва, семена,  комнатные  растения  и  другие  образцы  природного  материала  (в  т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии,  рисунки  для  демонстрации  обучающимся);  муляжи  овощей,  фруктов; пиктограммы  с  изображениями  действий,  операций  по  уходу  за  растениями,  животными; различные  календари;  изображения  сезонных  изменений  в  природе;  рабочие  тетради  с различными  объектами  природы  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания  и  другой материал;  обучающие  компьютерные  программы,  способствующие  формированию  у  детей доступных  представлений  о  природе;  аудио-  и  видеоматериалы;  живой  уголок,  аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.

Для реализации  программы  по  предмету  «Человек»  материально-техническое обеспечение  включает:  предметные  и  сюжетные  картинки,  фотографии  с  изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того,  используются  видеоматериалы,  презентации,  мультипликационные  фильмы, иллюстрирующие  внутрисемейные  взаимоотношения;  семейный  альбом,  рабочие  тетради  с изображениями  контуров  взрослых  и  детей  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания, составления  фотоколлажей  и  альбомов;  обучающие  компьютерные  программы, способствующие  формированию  у  детей  доступных  представлений  о  ближайшем социальном  окружении.  По возможности, используются технические  средства:  компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Необходимое оборудование для коррекционного курса: «Двигательное  развитие»: массажный и резиновый мячи, коврик, картинки животных.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с  ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: телевизор, магнитная доска.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИПР 1 класс ФГОС для УО

В программу заложен социальный подход, который ориентирован на социально - психологическое приспособление человека к обществу. Акцент делается на имеющийся у ребенка потенциал возможностей и максималь...

СИПР 3 класс VIII вид (1 вариант)

СИПР предназначен для учащихся 8 вида 3 класса находящихся на домашнем обучении...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...

программа СИПР - 4 класс

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯПРОГРАММА РАЗВИТИЯна 2020 – 2021 учебный год...

Адаптированная рабочая программа СИПР 1 класс

Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной...

СИПР 1 класс.

СИПР 1 класс....

СИПР 1 класс.

СИПР 1 класс....