СИПР 1 класс ФГОС для УО
рабочая программа (1 класс)
В программу заложен социальный подход, который ориентирован на социально - психологическое приспособление человека к обществу. Акцент делается на имеющийся у ребенка потенциал возможностей и максимальное их развитие. Социальный поход направлен на преодоление тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_1_klass_fgos_noo_dlya_uo.docx | 84.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 8»
«Рассмотрено» на заседании ШПМПк Протокол № …… «___»_сентября 2019 г. | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Заместитель директора по УВР | Директор школы № 8 | |
____________ Н.В. Денщикова «___»_сентября 2019 г. | ___________В.А. Мальцева | |
«___»_сентября 2019 г. | ||
Специальная индивидуальная программа развития
_______________________________________
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель:
Учитель _____________________
С программой ознакомлена «_____» сентября 2019 г. |
Согласна___________________________________. Ф.И.О. законного представителя |
Курган
2019
Общие сведения о ребенке
Имя, фамилия ребенка ………..
Дата рождения: ……………..
Класс: 1 А
Адрес проживания: г. Курган, ул. ……………..
Характеристика
Девочка воспитывается в полной семье. Бытовые условия в доме хорошие: у ребенка есть рабочее место в комнате. Межличностные отношения дружелюбные, семья относится к девочке положительно, оказывает поддержку, проявляет заботу и заинтересованность в ее обучении и воспитании. Девочка доброжелательна, на контакт идет.
Учебно-познавательная мотивация ребенка развита слабо. Внимание не устойчивое. Общий кругозор ограничен. Работоспособность на низком уровне. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям не устойчив, способность сосредоточения низкая. Память кратковременная, механическая, необходимо многократное повторение с показом. Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Уровень развития познавательных процессов низкий. На поощрение реагирует улыбкой. Задание выполняет то, которое только хочет. Принимает частичную помощь педагога. Игровая деятельность преобладает, мелкая моторика развита слабо. Речь на уровне звуко-комплеков. Социально-бытовые навыки, навыки самообслуживания слабо развиты.
Индивидуальный учебный план
№ | Название предмета | Количество |
1 | речь и альтернативная коммуникация | 2 |
2 | математические представления | 1 |
3 | окружающий природный мир | 1 |
4 | человек | 1 |
5 | окружающий социальный мир | 1 |
6 | изобразительная деятельность | 2 |
Всего | 8 |
В программу заложен социальный подход, который ориентирован на социально - психологическое приспособление человека к обществу. Акцент делается на имеющийся у ребенка потенциал возможностей и максимальное их развитие. Социальный поход направлен на преодоление тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами общества.
Для реализации программы используются следующие области: общение, познавательная деятельность, отношения с окружающими, самообслуживание.
Содержание образования
Цель программы: Повышение эффективности процесса обучения. Развитие памяти, логического, словесно-логического мышления, коммуникативных навыков, преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения, развитие когнитивных способностей, формирование представлений о себе, своём теле.
Задачи:
- Формировать коммуникативные умения и навыки, стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность ребёнка.
- Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук.
- Способствовать формированию произвольного поведения, навыков социального общения.
- Обучать предметно-практической деятельности.
Приемы обучения
- Упражнения, повторение.
- Пошаговое освоение навыка.
Организация времени
Занятия проводятся в течение учебного дня, расписание составляется с учетом требований СанПиНа. Длительность работы зависит от индивидуальных психофизических особенностей ребенка (утомляемость, темп работы, истощаемость, переключаемость). Количество уроков в день - 4.
Расписание индивидуальных занятий
День недели | Время | Предмет |
Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
В разработке и реализации данной индивидуальной программы участвовал учитель обучения на дому: …..., руководитель службы социального психолого-педагогического сопровождения – Т.А. Фрей.
Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося
Взаимодействие с семьей обучающегося позволяет лучше узнать его и помогает в планировании занятий и преподавании. Основную ответственность за воспитание ребенка несут родители. Школа оказывает поддержку и принимает обязательства по обучению и воспитанию ребенка как члена школьного сообщества. Целью образования в рамках этой совместной ответственности является развитие потребности ребенка в обучении, а также обеспечение его чувства безопасности и благополучия. Участие семьи в процессе обучения – неотъемлемая часть программы. Семья оказывает огромное влияние на ребенка.
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Компьютер, муляжи, карточки, картинки, книги, мешочки для развития мелкой моторики, кубики, игрушки.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится 1 раз в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности действий/операций и представлений ребенка. Например: «выполняет действие самостоятельно», «действие не выполняет» (или «пассивно участвует в выполнении действия»), «выполняет с помощью»: физической частичной или существенной, по словесной инструкции, по образцу; представление: «невозможно выявить», «не сформировано», «сформировано частично», «сформировано». Итоговые результаты образования оформляются в виде характеристики.
Контроль продвижения и оценка результатов
В связи с уникальностью образовательной ситуации учащихся с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости используются методы: наблюдение - подразумевает процесс слежения за ребенком в ходе его собственной работы или игры, при полном невмешательстве в его деятельность со стороны педагога. Регистрация – это процесс документирования наблюдаемой активности. Мониторинг формирования социальных навыков
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Задачи:
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- овладение вступать в контакт;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;
- использование доступных жестов для передачи сообщения;
- понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Содержание программы
№ | Тема урока | Кол. часов | Дата |
Адаптационный период Раздел "Я" | |||
1 | Давай познакомимся, Я. Мое имя. Жест и пиктограмма "я" | 2 | 03.09, 05.09 |
2 | Мой день рождения | 2 | 10.09, 12.09 |
3 | Сказка «Репка» | 1 | 17.09 |
4 | Сказка «Три медведя» | 1 | 19.09 |
5 | Моя семья | 1 | 24.09 |
6 | Осень. О чем говорит улица? | 1 | 26.09 |
Учат в школе | |||
7 | Школьные принадлежности | 2 | 01.10, 04.10 |
8 | Сказка «Заюшкина избушка» | 1 | 08.10 |
9 | Дома′. Домашний адрес | 2 | 10.10, 15.10 |
10 | Правила дорожной безопасности | 2 | 17.10, 22.10 |
11 | Правила поведения в транспорте | 1 | 25.10 |
Мой дом | |||
12 | Сказка «Колобок» | 1 | 05.11 |
13 | Мой дом | 3 | 07.11, 12.11, 14.11 |
14 | Прихожая | 1 | 19.11 |
15 | Одежда и обувь | 3 | 21.11, 26.11, 28.11 |
16 | Зима. О чем говорит улица? | 1 | 03.12 |
17 | Мой дом | 1 | 05.12 |
18 | Детская комната, моя любимая игрушка | 3 | 10.12, 12.12, 17.12 |
19 | Новый год. Подарки | 3 | 19.12, 24.12, 26.12 |
20 | Ванная комната. Водные процедуры | 3 | 09.01, 14.01, 16.01 |
21 | Кухня. | 2 | 21.01, 23.01 |
22 | Посуда | 2 | 28.01, 30.01 |
23 | Поведение за столом. Безопасное поведение на кухне | 2 | 04.02, 06.02 |
24 | Прием пищи | 2 | 11.02, 13.02 |
25 | День защитника Отечества | 2 | 18.02, 20.02 |
Гигиена | |||
26 | Режим дня | 2 | 25.02, 27.02 |
27 | 8 марта. Женский день | 2 | 03.03, 05.03 |
28 | Буду здоровым | 2 | 10.03, 12.03 |
29 | Весна. О чем говорит улица? | 1 | 17.03 |
Я - человек | |||
30 | Эмоции | 3 | 19.03, 31.03, 02.04 |
31 | Играем вместе. Настольные игры | 1 | 07.04 |
32 | День космонавтики | 1 | 09.04 |
33 | Играем вместе. Понимание действий | 2 | 14.04, 16.04 |
34 | Сказка «Курочка Ряба» | 1 | 28.04 |
35 | Готовимся к празднику День труда | 1 | 30.04 |
36 | День Победы | 1 | 07.05 |
37 | Лето. О чем говорит улица? | 4 | 12.05, 14.05, 19.05, 21.05 |
38 | Правила поведения в лесу | 2 | 26.05, 28.05 |
Всего | 68 |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Задачи:
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
- умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол. часов | Дата |
1 | Обследование | 2 | |
2 | «Один-много» | 4 | |
3 | «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 2 | |
4 | «Большой-маленький», «Большие и маленькие игрушки» | 4 | |
5 | «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента» и т.д. | 4 | |
6 | «Постройка башни» | 2 | |
7 | «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 4 | |
8 | «Круг» | 2 | |
9 | «Квадрат» | 4 | |
10 | «Маленькие и большие квадраты» | 2 | |
11 | «Предметы похожие на круг, квадрат» | 2 | |
12 | «Раскрашивание круга, квадрата» | 2 | |
Всего | 34 |
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
формирование временных представлений,
формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Общая характеристика предмета
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе.
ЛИЧНОСТНЫ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию и отражают умения:
Предметными результатами изучения курса «окружающий природный мир» является формирование базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
- Проговаривать последовательность действий на уроке за учителем, умение выполнять инструкции педагога.
Познавательные БУД:
- представления об объектах неживой природы (солнце, луна, земля);
- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
-представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
Коммуникативные БУД:
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др)
- слушать и понимать речь учителя и одноклассников.
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»
Раздел «Растительный мир»
Знакомство с деревом, кустами, травами. Знакомство с частями растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок), их значение.
Знание значения растений в природе и жизни человека. Знакомство с лиственными и хвойными деревьями (берёза, ель, сосна) и их строением (ствол, корень, ветки, листья). Знакомство с плодовыми деревьями (вишня, яблоня), значения деревьев в природе и жизни человека. Знакомство с кустарниками (крыжовник, смородина), внешнее строение кустарника. Значение кустарников в природе и жизни человека
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, персик, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Способы переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знакомство с грибами (белый гриб, мухомор, лисичка, опенок, поганка) по внешнему виду, их строением (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знакомство с садовыми цветочно-декоративными растениями (астра, гладиолус, тюльпан, роза, гвоздика).
Знакомство с дикорастущими цветочно-декоративными растениями (ромашка, колокольчик, подснежник, ландыш), их строением (корень, стебель, листья, цветок). Знакомство с культурными и дикорастущими травянистыми растениями (петрушка, укроп, одуванчик, подорожник, крапива), значение трав в жизни человека. Знакомство с лекарственными растениями (зверобой, ромашка, календула и др.), значения лекарственных растений в жизни человека. Знакомство с комнатными растениями (кактус, фиалка, фикус). Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Знакомство с зерновыми культурами (пшеница, кукуруза, горох) и их значением в жизни человека.
Животный мир.
Знакомство с домашними животными (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака), питание домашних животных, значение домашних животных в жизни человека. Знакомство со строением домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши), основные признаки животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Уход за домашними животными. Знакомство с детенышами домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Знакомство с дикими животными (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж), их питание, способы передвижения, значение диких животных в жизни человека. Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Знакомство с домашними птицами (курица (петух), утка, гусь), их питание, значение домашних птиц в жизни человека. Детеныши домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). Знакомство с зимующими птицами (голубь, ворона, воробей, синица), перелетными птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицами», значение птиц в жизни человека, в природе. Знакомство с водоплавающими птицами (лебедь, утка, гусь). Знакомство с рыбами, их строением, питанием, значение рыб в жизни человека. Знакомство с насекомыми, их строением и питанием.
Объекты природы.
Солнце. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Луна. Знание значения луны в жизни человека и в природе.
Различные формы земной поверхности (горы, овраг, равнина). Суша и водоем. Лес, значение леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. Луг, луговые цветы, значение луга в природе и жизни человека. Вода, значение воды в природе и жизни человека. Река, значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Огонь, свойства огня (полезные свойства, отрицательное), значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Части суток (утро, день, вечер, ночь). Дни недели. Название месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Знание названий времен года (весна, лето, осень, зима), изменения, происходящих в жизни человека, животных и растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол. часов | Дата |
Растительный мир | |||
1 | Знакомство с лиственными и хвойными деревьями (берёза, ель, сосна) | 1 | |
2 | Знакомство с плодовыми деревьями (вишня, яблоня) | 1 | |
3 | Знакомство с кустарниками (крыжовник, смородина) | 1 | |
4 | Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, персик, киви) | 1 | |
5 | Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, тыква, кабачок, перец) | 1 | |
6 | Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника) | 1 | |
7 | Знакомство с грибами (белый гриб, мухомор, лисичка, опенок, поганка) | 1 | |
8 | Знакомство с комнатными растениями (кактус, фиалка, фикус) | 1 | |
Животный мир | |||
9 | Знакомство с домашними животными (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) | 1 | |
10 | Знакомство со строением домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши) | 1 | |
11 | Знакомство с детенышами домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) | 1 | |
12 | Знакомство с дикими животными (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж) | 1 | |
13 | Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок) | 1 | |
14 | Знакомство с домашними птицами (курица (петух), утка, гусь) | 1 | |
15 | Знакомство с зимующими птицами (голубь, ворона, воробей, синица) | 1 | |
16 | Знакомство с перелетными птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль) | 1 | |
Объекты природы | |||
17 | Солнце | 1 | |
18 | Луна | 1 | |
19 | Различные формы земной поверхности (горы, овраг, равнина) | 1 | |
20 | Суша и водоем | 1 | |
21 | Лес, значение леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу | 1 | |
22 | Луг, луговые цветы, значение луга в природе и жизни человека | 1 | |
23 | Вода, значение воды в природе и жизни человека | 1 | |
24 | Река, значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке | 1 | |
25 | Огонь, свойства огня (полезные свойства, отрицательное), значения огня в жизни человека | 1 | |
26 | Соблюдение правил обращения с огнем. Пожары | 1 | |
Временные представления | |||
27 | Части суток (утро, день, вечер, ночь) | 1 | |
28 | Дни недели | 1 | |
29 | Название месяцев | 1 | |
30 | Знание названий времен года (весна, лето, осень, зима) | 1 | |
31 | Изменения, происходящие в жизни человека, животных и растений в разное время года | 1 | |
32 | Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер) | 1 | |
33 | Соотнесение явлений природы с временем года | 1 | |
34 | Повторение пройденного | 1 | |
Всего | 34 |
ЧЕЛОВЕК
Пояснительная записка
Программа по предмету «Человек» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
- формирование гигиенических навыков;
- развитие мелкой моторики рук;
- обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
- формирование навыков культурой еды;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Общая характеристика предмета
На уроках «Человек» ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, элементарную трудовую, конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития представлений и речи детей.
ЛИЧНОСТНЫ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию и отражают умения:
Предметными результатами изучения курса «Человек» является формирование базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
- проговаривать последовательность действий на уроке за учителем, умение выполнять инструкции педагога.
Познавательные БУД:
- Формирование представлений о своем теле, его строении;
- Соблюдение режима дня;
- Формирование правильно одеваться, раздеваться, содержать свою одежду в порядке
Коммуникативные БУД:
- соблюдать правила поведения дома, в лесу, на воде, за столом.
- слушать и понимать речь других;
Содержание учебного предмета «Человек»
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Для реализации программы предмета «Человек» материально-техническое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов. По возможности, используются технические средства: компьютер.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол. часов | Дата |
Представления о себе | |||
1 | Идентификация себя как девочки | 1 | |
2 | Части тела. Голова (волосы, уши, шея, лицо) | 1 | |
3 | Части тела. Туловище (спина, живот) | 1 | |
4 | Части тела. Руки (локоть, ладонь, пальцы) | 1 | |
5 | Части тела. Ноги (колено, ступня, пальцы, пятка) | 1 | |
6 | Части лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы) | 1 | |
7 | Называние своего имени и фамилии | 1 | |
8 | Называние своего возраста | 1 | |
Гигиена тела | |||
9 | Горячая и холодная вода. Смешивание воды до комфортной температуры | 1 | |
10 | Вытирание рук полотенцем. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук) | 1 | |
11 | Нанесение крема на руки | 1 | |
12 | Подстригание ногтей ножницами | 1 | |
13 | Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица) | 1 | |
14 | Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой) | 1 | |
15 | Очищение носового хода. Мытье ушей. Чистка ушей | 1 | |
16 | Расчесывание волос | 1 | |
Обращение с одеждой и обувью | |||
17 | Предметы одежды. Назначение предметов одежды | 1 | |
18 | Обувь. Виды обуви | 1 | |
19 | Головные уборы, сезонные головные уборы | 1 | |
20 | Различение видов одежды. Выбор одежды в зависимости от мероприятия | 1 | |
Прием пищи | |||
21 | Сообщение о желании пить. Питье через соломинку | 1 | |
22 | Наливание жидкости в кружку. Питье из кружки | 1 | |
23 | Сообщение о желании есть. Еда руками | 1 | |
24 | Еда ложкой | 1 | |
25 | Использование салфетки во время приема пищи | 1 | |
26 | Накладывание пищи в тарелку | 1 | |
Семья | |||
27 | Узнавание (различение) членов семьи | 1 | |
28 | Узнавание (различение) детей и взрослых | 1 | |
29 | Определение своей социальной роли в семье | 1 | |
30 | Различение социальных ролей членов семьи | 1 | |
21 | Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи | 1 | |
32 | Представление о профессиональной деятельности членов семьи | 1 | |
33 | Рассказ о своей семье | 1 | |
34 | Повторение пройденного | 1 | |
Всего | 34 |
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
Пояснительная записка
Программа по предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи предмета: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Общая характеристика предмета
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
ЛИЧНОСТНЫ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию и отражают умения:
Предметными результатами изучения курса «окружающий природный мир» является формирование базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
- проговаривать последовательность действий на уроке за учителем, умение выполнять инструкции педагога.
Познавательные БУД:
-формирование представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте;
-умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
- иметь представления о деятельности и профессиях людей.
Коммуникативные БУД:
- безопасное поведение дома, во дворе, на улице, на транспорте.
- слушать и понимать речь других;
Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир»
Раздел «Школа»
Школа, правила поведения в школе. Школьные принадлежности: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования.
Раздел: « Квартира, дом, двор»
Типы домов (одноэтажный (многоэтажный) каменный (деревянный), городской (сельский, дачный), части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, потолок. Помещения квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Правила поведения в доме и квартире, дворе. Аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет).
Раздел «Предметы быта»
Электробытовые приборы (телевизор, утюг, обогреватель, микроволновая печь электрический чайник). Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами. Предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать). Предметы посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник). Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза).
Раздел «Продукты питания»
Напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот). Молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое). Мясные продукты, готовые к употреблению (колбаса, ветчина). Рыбные продукты, готовые к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая). Мучные изделия, готовые к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари. Кондитерские изделия (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).
Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»
Бумага, ее свойства (рвется, мнется, намокает), предметы из бумаги. Деревья, предметы, изготовленные из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) Стекло, предметов, изготовленные из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Предметы, изготовленные из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё).
Раздел «Город»
Название города, улиц, проспектов. Назначение зданий: кафе, больница, магазин, театр, цирк. Разнообразие профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.
Раздел «Транспорт»
Наземный транспорт (рельсовый, безрельсовый), его назначение. Узнавание воздушного транспорта, его назначения. Профессии людей, работающих на транспорте. Узнавание специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте.
Раздел «Традиции, обычаи»
Традиции и атрибуты праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). Школьные традиции.
Раздел «Страна»
Знание названия государства, в котором мы живем, государственная символика (герб, флаг, гимн, президент РФ.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол. часов | Дата |
Школа | |||
1 | Школа, правила поведения в школе. Школьные принадлежности | 1 | |
Квартира, дом, двор | 1 | ||
2 | Типы домов | 1 | |
3 | Части дома | 1 | |
4 | Помещения квартиры: прихожая | 1 | |
5 | Помещения квартиры: кухня | 1 | |
6 | Помещения квартиры: ванная комната, санузел | 1 | |
7 | Правила поведения в доме, квартире, во дворе | 1 | |
8 | Аудио, видеотехники и средствах связи | 1 | |
Предметы быта | |||
9 | Электробытовые приборы. Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами | 1 | |
10 | Предметы мебели | 1 | |
11 | Предметы посуды | 1 | |
12 | Предметы интерьера | 1 | |
Продукты питания | |||
14 | Напитки | 1 | |
15 | Молочные продукты | 1 | |
16 | Мясные продукты, готовые к употреблению | 1 | |
17 | Рыбные продукты, готовые к употреблению | 1 | |
18 | Мучные изделия, готовые к употреблению | 1 | |
19 | Кондитерские изделия | 1 | |
Предметы и материалы, изготовленные человеком | |||
20 | Бумага, ее свойства, предметы из бумаги | 1 | |
21 | Деревья, предметы, изготовленные из дерева | 1 | |
22 | Стекло, предметов, изготовленные из стекла | 1 | |
23 | Свойства ткани. Предметы, изготовленные из ткани | 1 | |
Город | |||
24 | Название города, улиц, проспектов | 1 | |
25 | Назначение зданий: кафе, больница, магазин, театр, цирк | 1 | |
26 | Разнообразие профессий | 1 | |
Транспорт | |||
27 | Наземный транспорт и его назначение | 1 | |
28 | Узнавание воздушного транспорта, его назначения | 1 | |
29 | Профессии людей, работающих на транспорте | 1 | |
30 | Узнавание специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина) | 1 | |
31 | Назначения специального транспорта. Профессий людей | 1 | |
Традиции, обычаи | |||
32 | Традиции и атрибуты праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля) | 1 | |
Страна | |||
33 | Знание названия государства, в котором мы живем, | 1 | |
34 | государственная символика (герб, флаг, гимн, президент РФ) | 1 | |
Всего | 34 |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;
Задачи и направления рабочей программы:
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
— Использование доступных жестов для передачи сообщения.
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. Развитие изобразительной деятельности.
2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.
3 Формирование и развитие графических навыков.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Мой букет | 1 | |
2 | Школа, в которой я учусь | 1 | |
3 | Мой друг - карандаш (мелок) | 1 | |
4 | Краски – мои друзья | 1 | |
5 | Цветные карандаши | 1 | |
6 | Цветная мозаика из бумаги | 1 | |
7 | Разноцветный узор | 1 | |
8 | Скатай шарик из бумаги | 1 | |
9 | Выложи цветок (из заготовок цветного картона) | 1 | |
10 | Собери рисунок (из бумажных или картонных шаблонов) | 1 | |
11 | Девочка (раскрашивание готового контура пластилином) | 1 | |
12 | Мальчик (раскрашивание готового контура пластилином) | 1 | |
13 | Дом (раскрашивание листа с заранее подготовленным (восковым) контуром) | 1 | |
14 | Спрячь картинку! (заштрихуй рисунок) | 1 | |
15 | Здравствуй солнце! раскрасить и дорисовать рисунок | 1 | |
16 | Грустный дождик (выложить изображение из маленьких кусочков пластилина) | 1 | |
17 | Облака и солнце (закрашивание «облаков» и приклеивание «солнышка») | 1 | |
18 | Осенний ковёр (наклеивание сухих листьев на альбомный лист) | 1 | |
19 | Осенние краски (рисование по мокрому листу или сухой кистью) | 1 | |
20 | Морские камни (лепим из пластилина, катаем шарики и сплющиваем их) | 1 | |
21 | Наливное яблочко (наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур прикрепляем «яблоки» на основу яблони) | 1 | |
22 | Бананы (лепим из пластилина, катаем «колбаски») | 1 | |
23 | Идем в гости (рисование сухой кистью) | 1 | |
24 | Разноцветные пуговицы (наклеиваем цветные заготовки на готовые контуры) | 1 | |
25 | Пластилиновая мозаика (отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист) | 1 | |
26 | Шарф (собираем узор из двух контрастных цветов пластилиновых заготовок) | 1 | |
27 | Полетели воздушные шары (раскрашивание и наклеивание кружочков на лист) | 1 | |
28 | Синие реки (насыпаем на готовый клеевой контур мелкие кусочки бумаги) | 1 | |
29 | Бусы для куклы (рисование сухой кистью) | 1 | |
30 | Цветные рыбки (рисование рыбок по мокрому листу) | 1 | |
31 | Клоун (выложи заготовку клоуна в контуре) | 1 | |
32 | Ехал поезд (рисование при помощи штампа) | 1 | |
33 | Цыплята (аппликация из мятой бумаги) | 1 | |
34 | Снегопад (рисуем сухой кисточкой гуашевыми красками на цветной бумаге) | 1 | |
35 | Снежная вьюга (нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком) | 1 | |
36 | Зимний пейзаж (нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком) | 1 | |
37 | Тарелочка (рисуем и раскрашиваем круги на картонных тарелках) | 1 | |
38 | Красивое платье (аппликация из заготовок) | 1 | |
39 | Вылепим шарики (работа с пластилином) | 1 | |
40 | Тарелка с ягодами (наполнить тарелку ягодами, работа с пластилином) | 1 | |
41 | Чашка с чаем (раскрашивание чашки по готовому контуру) | 1 | |
42 | Деревянная ложка (аппликация из бумаги) | 1 | |
43 | Оденем кукол (аппликация из заготовок на шаблон куклы) | 1 | |
44 | Рисуем варежку (раскрашиваем заготовку) | 1 | |
45 | Зимняя одежда | 1 | |
46 | Кровать для куклы (размазываем пластилин на заготовку) | 1 | |
47 | Красивый стол (аппликация) | 1 | |
48 | Стул (раскрашиваем по заранее подготовленному контуру) | 1 | |
49 | Наша грядка (аппликация) | 1 | |
50 | Зелёный огурец (рисуем цветными карандашами) | 1 | |
51 | Помидор (лепим из пластилина) | 1 | |
52 | Сочная морковка (рисуем цветными карандашами) | 1 | |
53 | Краска и вода (равномерно распределение краски по поверхности листа) | 1 | |
54 | Рыбки в воде (аппликация из цветной бумаги) | 1 | |
55 | Обитатели морей и океанов (рисунок по мокрому листу) | 1 | |
56 | Прилетели птицы (рисуем птиц стилизованно фломастером) | 1 | |
57 | Цыплята спрятались в траве (раскрашиваем по мокрому листу) | 1 | |
58 | Ворона (раскрашиваем по шаблону) | 1 | |
59 | Цветочек из пластилина | 1 | |
60 | Трава из пластилина | 1 | |
61 | Расцвела мать-и-мачеха (панно из пластилина, смешанная техника) | 1 | |
62 | Цветик - семицветик (аппликация из цветной бумаги) | 1 | |
63 | Травка (рисуем карандашом или фломастером) | 1 | |
64 | Полянка с цветами (рисуем красками в нетрадиционной технике) | 1 | |
65 | Подснежник (аппликация из заготовок) | 1 | |
66 | Одуванчик (работа с пластилином) | 1 | |
67 | Тюльпаны (аппликация из бумаги) | 1 | |
68 | Скоро лето (работа с пластилином) | 1 | |
Всего | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бухарова И.В. Рабочая программа по курсу "Русский язык" Образовательная система "Школа 2100" 1 класс (ФГОС нового поколения)
Рабочая программа по курсу «Русский язык» (1 класс) составлена в соответствии с требованиями: к структуре, к результатам, к условиям реализации основной образовательной программы начальног...
Диагностика класса (ФГОС) 1,2,3,4 класс
Диагностика детей (ФГОС)...
Мастер-класс по технологии 2 класс ФГОС
"Изготовление новогодней игрушки из гофрированной бумаги"...
Программы и КТП по физкультуре 1-9 классы ФГОС, 10-11 классы ФК ГОС
Программы и календарнно-тематическое планирование по физкультуре ФГОС с УУД...
Учебно-методическое пособие учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны. Рабочая программа по ИЗО для учащихся 4 классов (ФГОС).
Программа разработана на основе ФГОС....
. Конспект урока Буква Ё, ё. 1 класс ФГОС Подготовила Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов, МБОУСОШ № 23, г. Томмот, Республика Саха ( Якутия), Алданский район.
Цели:Образовательные: Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отве...
Разработка итоговой комплексной работы для 2 класса ( ФГОС). Оценочный лист итоговой комплексной работы ученика ( цы) 2-а класса
Цель данной разработки итоговой коплексной работы- выявить уровень сформированности УУД второклассника....