СИПР 3 класс VIII вид (1 вариант)
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Учкина Юлия Дмитриевна

СИПР предназначен для учащихся 8 вида 3 класса находящихся на домашнем обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr8vid.docx66.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________201    г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «С(К)ОШИ № 52

Вавилова И.Н./__________/

 «__»____________201     г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «С(К)ОШИ № 52»:

Севостьянова Л.А. /____________/

Приказ № ___ от «__» ____________201     г.

 

Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) третьего класса

Пермякова Артёма(обучение на дому)

срок реализации: 1 год

                                                      Разработчик программы: Учкина Ю. Д.

Структура СИПР

  1.  Общие сведения о ребёнке.
  2.  Психолого-педагогическая характеристика.
  3.  Индивидуальный учебный план.

4.   Расписание индивидуальных занятий.

5.   Содержание образования.

5.1. Базовые учебные действия.

5.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

5.3. Внеурочная деятельность

6.   Программа сотрудничества с семьей.

7.   Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

8.  Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

9. Приложение к рабочей программе. Календарно-тематическое планирование.

1. Общие сведения о ребенке

ФИО ребенка: Пермяков Артем

Возраст ребенка: 22.12.09

Место жительства: г. Магнитогорск

Телефон родителей: 89823642218

Родители:

мать: Пермякова Анастасия Александровна

В МОУ «С(К)ОШИ № 52 обучается с   2017 года

Класс 3

Заключение ПМПК: по результатам комплексного психолого — педагогического обследования подтверждается статус ребенка с ОВЗ (1 вариант)

Рекомендации:

- обучение в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы по специальной индивидуальной образовательной программе для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости;

- обучение на дому;

 -индивидуальные занятия с дефектологом, психологом, логопедом;

- наблюдение у невролога и психиатра.

2. Психолого-педагогическая характеристика

Артём обучается в МОУ «С(К)ОШИ № 52 с   2017 года, находится на обучении на дому (справка ВК № 1285 от «23» августа 2018 г). Ребёнок является инвалидом (справка серия МСЭ – 2016 № 0884076 от «01» 02.2018 г. сроком до «01» 02. 2019 г.

   Артем воспитывается в полной семье, которая состоит из 6-ти человек (двое детей). Мама –домохозяйка, папа- водитель. Родители заинтересованы в успешном развитии мальчика, внимательно слушают рекомендации специалистов, но не всегда их выполняют.

      Семья проживает в доме со всеми удобствами. У Артёма есть развивающие игрушки, оборудовано спальное место и место для занятий.

     Мальчик бывает конфликтным, проявляет агрессию.

     Артем ходит самостоятельно (переходит на бег), во время занятий сидит на стуле, отстраняясь от парты. У ребёнка резкие движения рук. Внимание неустойчивое, кратковременное.

      Обслуживает себя сам. Соматическое здоровье мальчика ослаблено, часто болеет простудными заболеваниями,

     Артем правша. Затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев.

Артем не может долго удерживать взгляд на предмете.

Состояние слуха предположительно соответствует норме.

     Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое: легко переходит в состояние повышенной возбужденности.

    Артем проявляет интерес к предлагаемой деятельности, но не стойкий.

     У Артема низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления – речи: мальчик часто допускает речевые ошибки.

Задания на занятиях он выполняет с удовольствием, хотя темп работы медленный, долго настраивается на работу. Продолжительность работоспособности не превышает 10-15 минут.

Для обучающегося характерно поверхностное восприятие предмета, он не анализирует воспринимаемого, не сравнивает с другим.

     Память у Артема ( логическая и механическая)  находится на низком уровне, поэтому  для запоминания учебного материала требуется многократное повторение. Артем запоминает графическое изображение цифр, умеет считать до 20  и обратно без ошибок, основные цвета путает, геометрические фигуры называет с помощью. Предметы  по величине (большой, маленький)  выделяет.

       Артем умеет прослушивать музыкальные произведения.        

3.  Индивидуальный учебный план на 2018 – 2019 учебный год

Образовательные области

 Учебные предметы

Количество часов в неделю

Итого

IV

I. Обязательная часть                                                очно          сам

1. Язык и речевая практика

1.1 Русский язык

1

3

4

1.2 Чтение

1

3

4

1.3 Речевая практика

1

1

2

2. Математика

2.1. Математика

2

3

5

3. Естествознание

3.1 Мир природы и человека

1

1

4. Искусство

4.1 Музыка

1

1

4.2 Изобразительное искусство

1

1

5. Технология

5.1 Ручной труд

1

1

2

5. Физическая культура

5.1 Физическая культура

3

3

6. Коррекционно-развивающие занятия

         1

        1

           2

Итого

15ч

23ч

II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы

1.Ритмика

1

1

2. Логопедические занятия

2

2

3. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

Внеурочная деятельность

4

4

Общий объём учебного плана

8 ч

25ч

33ч


4.  Расписание индивидуальных занятий.

среда                                             четверг

Русский язык 12:00-12:40                      математика

чтение             12:50-13:30                              мир природы

речевая практика 13:50-14:30               ИЗО

математика                          Ручной труд

5.   Содержание образования.

5.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной  умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,  к эмоциональному,  коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.  
  2. Формирование учебного поведения:
  • Направленность взгляда (на говорящего взрослого,  на задание);
  • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
  • Использование по назначению учебных материалов;
  • Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.  
  1. Формирование умения выполнять задание:
  • В  течение определенного периода времени,  
  • От начала до конца,  
  • С заданными качественными параметрами.  
  1. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,   действия)  к другому в соответствии с расписанием занятий,  алгоритмом действия и т.  д.  

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающейся.  Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам,  так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.  

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

5. Программа формирования базовых учебных действий

5.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации к обучению и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.)

  • 15.1.1. Спокойное пребывание в новой среде
  • 15.1.2. Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта
  • 15.1.3. Принятие контакта, инициированного взрослым
  • 15.1.4. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса
  • 15.1.5. Планирование учебного дня

5.2. Формирование учебного поведения

  • 15.2.1. Поддержание правильной позы
  • 15.2.2. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
  • 15.2.3. Подражание простым движениям и действиям с предметами  
  • 15.2.4. Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
  • 15.2.5. Использование по назначению учебных материалов
  • 15.2.6. Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)
  • 15.2.7 Выполнение действий с предметами (по подражанию)
  • 15.2.8 Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)
  • 15.2.9 Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу)
  • 15.2.10 Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу)
  • 15.2.11 Выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу)
  • 15.2.12 Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
  • 15.2.13 Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

5.3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками

  • 15.3.1. Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов)
  • 15.3.2. Выполнение задания с заданными качественными параметрами
  • 15.3.3. Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

5.2.  Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

Пояснительная записка

Рабочая программа по организации учебного процесса в 4 классе для Журавлёва Дениса составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599,
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы МОУ «С(К)ОШИ № 52, варианта 2, нацеленной на образование детей   с умеренной, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;
  • учебного плана школы;

Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика
  • Математика
  • Окружающий мир
  • Физическая культура
  • Искусство
  • Коррекционно-развивающие занятия

Обоснование выбора данной программы

Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие Дениса не позволяет освоить АООП (вариант 1).  

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с умеренной умственной отсталостью. Интеллектуальное  развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1) направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,  основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений,  умений и навыков,   позволяющих достичь обучающейся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающейся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной    самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.  

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы регламентируется временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Но занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения обучающейся с выраженной умеренной умственной отсталостью.

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.

Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками;
  • «письменные» упражнения;

Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

  аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

   аппликация;

- обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв.

Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.  Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

Предметные области (учебные предметы):

Язык и речевая практика.

Речь и альтернативная коммуникация  

Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.

Описание возможных результатов обучения:

1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.

- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм

- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).

2) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

- обращение по имени к собеседнику

- приветствие собеседника в ответ на его приветствие: жестом (помахать рукой из стороны в сторону), словом «Привет»

Поддержание контакта

- выражение своих желаний («Дай»)

- выражение просьбы о помощи («Помоги»)

- выражение согласия: жестом (кивок головы), словом («Да»)

- выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом («Нет»)

Завершение контакта

- прощание с собеседником: жестом (помахать рукой), словом («Пока»)

Развитие речи

Устная речь

Импрессивная речь

- понимание имен: педагогов класса, учащихся класса

- понимание названий предметов по темам:

«Семья»

«Игрушки»

«Овощи»

«Фрукты»

«Одежда»

- понимание названий действий

- понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит. Он спит и др.)

Экспрессивная речь

- употребление отдельных звуков (а, у и др.)

- употребление звукоподражаний животным

- употребление простых слов (дай и др.)

- называние своего имени

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1.    Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация.

1.1.    Коммуникация.

1.1.1.    Коммуникация с использованием вербальных средств.

  • 1.1.1.1.    Установление зрительного контакта с собеседником;
  • 1.1.1.2.    Установление контакта с собеседником
  • 1.1.1.3.    Реагирование на собственное имя
  • 1.1.1.4.    Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)
  • 1.1.1.5.    Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)
  • 1.1.1.6.    Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)
  • 1.1.1.7.    Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)
  • 1.1.1.8.    Выражение благодарности звуком (словом, предложением)
  • 1.1.1.9. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств.

  • 1.1.2.1. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики
  • 1.1.2.2. Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста
  • 1.1.2.3. Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,  предполагающие согласие (несогласие)  с использованием звучащего предмета
  • 1.1.2.4. Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа
  • 1.1.2.5. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения
  • 1.1.2.6. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами
  • 1.1.2.7. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов сиспользованием таблицы букв

1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

1.2.1. Импрессивная речь.

  • 1.2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.
  • 1.2.1.2. Реагирование на собственное имя
  • 1.2.1.3. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов
  • 1.2.1.4. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1.2.2. Экспрессивная речь.

  • 1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов
  • 1.2.2.2. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)

1.3. Чтение и письмо.

1.3.2.  Начальные навыки чтения и письма.

  • 1.3.2.1. Узнавание (различение) образов графем (букв)
  • 1.3.2.2. Узнавание звука в слоге (слове)
  • 1.3.2.3. Соотнесение звука с буквой
  • 1.3.2.4. Узнавание буквы в слоге (слове)
  • 1.3.2.5. Называние буквы

2. Математика

  Математические представления

Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.

Описание возможных результатов обучения:

- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;

- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты;

- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под)

Математические представления

Количественные представления

- нахождение одинаковых объектов:

предметов

изображений

- различение множеств: один, много, пусто

Пространственные представления

- составление упорядоченного ряда из однородных предметов

- составление предмета (изображения):

из 2-х частей

из 3-х частей

Представления о форме

- группировка предметов по форме

-различение предметов по форме (круг, квадрат)

- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

Представления о величине

- группировка предметов по величине

-различение предметов по величине (большой, маленький)

2. Математические представления.

2.1. Количественные представления.      

  • 2.1.1. Нахождение одинаковых предметов
  • 2.1.2. Разъединение множества
  • 2.1.3. Объединение предметов в единое множество
  • 2.1.4. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»
  • 2.1.5. Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)
  • 2.1.6. Узнавание цифр
  • 2.1.7. Соотнесение количества предметов с числом
  • 2.1.8. Обозначение числа цифрой
  • 2.1.9. Написание цифры

2.2. Представления о форме.

  • 2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «брусок»
  • 2.2.2. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами
  • 2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок
  • 2.2.4. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой
  • 2.2.5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
  • 2.2.6. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
  • 2.2.7. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии)
  • 2.2.8. Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам
  • 2.2.9. Рисование геометрической фигуры: точка, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг
  • 2.2.10. Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение
  • 2.2.11. Рисование круга произвольной (заданной) величины
  • 2.2.12. Измерение отрезка

2.3. Пространственные представления

  • 2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)
  • 2.3.2. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре
  • 2.3.3. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево
  • 2.3.4. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол
  • 2.3.5. Составление предмета (изображения) из нескольких частей
  • 2.3.6. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз
  • 2.3.7. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между
  • 2.3.8. Определение месторасположения предметов в ряду

2.4. Временные представления.

  • 2.4.1. Узнавание (различение) частей суток
  • 2.4.2. Знание порядка следования частей суток
  • 2.4.3. Узнавание (различение) дней недели
  • 2.4.4. Знание последовательности дней недели
  • 2.4.5. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра
  • 2.4.6. Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно
  • 2.4.7. Различение времен года
  • 2.4.8. Знание порядка следования сезонов в году
  • 2.4.9. Узнавание (различение) месяцев

2.5. Представления о величине.

  • 2.5.1. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине
  • 2.5.2. Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения
  • 2.5.3. Сравнение предметов по длине
  • 2.5.4. Сравнение предметов по весу
  • 2.5.5. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение

3. «Окружающий мир».

3. 1.  Окружающий природный мир

Описание возможных результатов обучения:

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2)  Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. 

  • Интерес к объектам живой природы.
  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени. 

  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
  • Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

3 Окружающий природный мир

3.1. Временные представления.

  • 3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь)
  • 3.1.2. Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь)
  • 3.1.3. Соотнесение частей суток с видами деятельности  
  • 3.1.4. Узнавание (различение) дней недели
  • 3.1.5. Представление о неделе как о последовательности 7 дней
  • 3.1.6. Различение выходных и рабочих дней
  • 3.1.7. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности  
  • 3.1.8. Узнавание (различение) месяцев
  • 3.1.9. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев
  • 3.1.10. Соотнесение месяцев с временами года
  • 3.1.11. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года
  • 3.1.12. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года
  • 3.1.13. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года
  • 3.1.14. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер)
  • 3.1.15. Соотнесение явлений природы с временем года

3.2. Животный мир.

  • 3.2.1. Знание основных признаков животного
  • 3.2.2. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака
  • 3.2.3. Знание питания домашних животных
  • 3.2.4. Знание способов передвижения домашних животных
  • 3.2.5. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)
  • 3.2.6. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр)
  • 3.2.7. Знание строения птицы
  • 3.2.8. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк)
  • 3.2.9. Знание особенностей внешнего вида птиц
  • 3.2.10. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)
  • 3.2.11. Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль)
  • 3.2.12. Знание строения рыбы  (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни
  • 3.2.13. Знание строения насекомого; установление связи строения тела насекомого с его образом жизни
  • 3.2.14. Знание строения морских обитателей; установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни

3.3. Объекты природы.

  • 3.3.1. Узнавание Солнца
  • 3.3.2. Знание значения солнца в жизни человека и в природе
  • 3.3.3. Узнавание Луны
  • 3.3.4. Знание значения луны в жизни человека и в природе
  • 3.3.5. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда)
  • 3.3.6. Узнавание глобуса – модели Земли
  • 3.3.7. Различение земли, неба
  • 3.3.8. Определение месторасположения земли и неба
  • 3.3.9. Определение месторасположения объектов на земле и небе
  • 3.3.10. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека
  • 3.3.11. Узнавание (различение) суши (водоема)
  • 3.3.12. Узнавание леса
  • 3.3.13. Знание значения леса в природе и жизни человека
  • 3.3.14. Различение растений (животных) леса
  • 3.3.15. Узнавание почвы
  • 3.3.16. Узнавание воды
  • 3.3.17. Знание свойств воды
  • 3.3.18. Знание значения воды в природе и жизни человека
  • 3.3.19. Узнавание реки
  • 3.3.20. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека
  • 3.3.21. Узнавание огня
  • 3.3.22. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное)
  • 3.3.23. Знание значения огня в жизни человека
  • 3.3.24. Соблюдение правил обращения с огнем

3.4. Растительный мир.

  • 3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава)
  • 3.4.2. Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок)
  • 3.4.3. Знание значения частей растения
  • 3.4.4. Знание значения растений в природе и жизни человека
  • 3.4.5. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан)
  • 3.4.6. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья)
  • 3.4.7. Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива)
  • 3.4.8. Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев
  • 3.4.9. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник)
  • 3.4.10. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)
  • 3.4.11. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта
  • 3.4.12. Знание значения фруктов в жизни человека
  • 3.4.13. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)
  • 3.4.14. Различение съедобных и несъедобных частей овоща
  • 3.4.15. Знание значения овощей в жизни человека
  • 3.4.16. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху)
  • 3.4.17. Различение лесных и садовых ягод
  • 3.4.18. Знание значения ягод в жизни человека
  • 3.4.19. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду
  • 3.4.20. Знание строения гриба (ножка, шляпка)
  • 3.4.21. Различение съедобных и несъедобных грибов
  • 3.4.22. Знание значения грибов в природе и жизни человека
  • 3.4.23. Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика)
  • 3.4.24. Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок);
  • 3.4.25. Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года
  • 3.4.26. Узнавание травянистых растений
  • 3.4.27. Знание значения трав в жизни человека
  • 3.4.28. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус)
  • 3.4.29. Знание особенностей ухода за комнатными растениями
  • 3.4.30. Знание значения комнатных растений в жизни человека

3.2.  Человек:

Цель: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Описание возможных результатов обучения:

- представления о собственном теле

- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале

- отнесение себя к определенному полу

- умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности

- формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым

- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой)

- умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью взрослого, формировать навыки самостоятельного принятия пищи, умения пить из поильника, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры

- сообщать с использование средств альтернативной коммуникации о последовательности режимных моментов.

Человек

Самообслуживание

Прием пищи: еда вилкой

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

- снятие отдельных предметов одежды: свитер, футболка

- расстегивание: молнии, кнопок, пуговицы

Одевание

- застегивание: липучек, кнопок, пуговиц, молнии

- надевание предмета одежды: шапка, свитер, футболка

Туалет

- сообщение о желании сходить в туалет

- пользование туалетной бумагой

Гигиена тела

Уход за волосами

- расчесывание волос

Представление о себе

- различение частей тела: рука, нога, туловище, живот, голова, шея, волосы, уши

- различение частей лица: нос, рот, глаза, брови, зубы, язык

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

4 Человек

4.1. Представления о себе.

  • 4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду
  • 4.1.2. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки)
  • 4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка)
  • 4.1.4. Знание назначения частей тела
  • 4.1.5. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)
  • 4.1.6. Знание назначения частей лица
  • 4.1.7. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа);
  • 4.1.8. Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок)
  • 4.1.9. Знание вредных привычек
  • 4.1.10. Сообщение о состоянии своего здоровья

4.2. Семья.

  • 4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи
  • 4.2.2. Узнавание (различение) детей и взрослых

4.3. Гигиена тела.

  • 4.3.1. Различение вентилей с горячей и холодной водой
  • 4.3.2. Регулирование напора струи воды
  • 4.3.3. Вытирание рук полотенцем
  • 4.3.4. Вытирание лица
  • 4.3.5. Расчесывание волос
  • 4.3.6. Мытье ушей
  • 4.3.7. Вытирание ног

4.4. Обращение с одеждой и обувью.

  • 4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки))
  • 4.4.2. Знание назначения предметов одежды
  • 4.4.3. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты))
  • 4.4.4. Знание назначения деталей предметов одежды
  • 4.4.5. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки)
  • 4.4.6. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая)
  • 4.4.7. Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная)
  • 4.4.8. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок)
  • 4.4.9. Знание назначения головных уборов
  • 4.4.10. Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий

4.5. Прием пищи.

  • 4.5.1. Сообщение о желании пить
  • 4.5.2. Питье через соломинку
  • 4.5.3. Питье из кружки /стакана) (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол)
  • 4.5.4. Сообщение о желании есть

4.6. Туалет.

  • 4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет
  • 4.6.2. Сидение на унитазе и оправление малой (большой) нужды

3. 3. Домоводство.

Описание возможных результатов обучения:

1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.

  • Умение выполнять доступные бытовые виды работ: помыть посуду, уборка игрушек, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
  • Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов,
  • Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

5. Домоводство.

5.3. Приготовление пищи.

5.3.1. Продукты питания

  • 5.3.1.1. Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе)
  • 5.3.1.2. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое)
  • 5.3.1.3. Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина) и требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш)
  • 5.3.1.4. Узнавание (различение) рыбных продуктов, готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая) и требующих обработки (приготовления) (мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш)
  • 5.3.1.5. Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари) и требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки)
  • 5.3.1.6. Узнавание (различение) круп и бобовых, готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох) и требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые)
  • 5.3.1.7. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад)
  • 5.3.1.8. Различение растений огорода (овощи, пряная зелень), сада (фрукты, ягоды)

5.1. Обращение с кухонным инвентарем.

  • 5.1.1. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож)
  • 5.1.2. Различение чистой и грязной посуды
  • 5.1.3. Выбор посуды и столовых приборов

3. 4.  Окружающий социальный мир

Цель: формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Описание возможных результатов обучения:

- адекватные манипуляции с предметами

- по указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с учебными предметами

- представление о классной комнате, столовой, туалетной комнаты и расположенных в них предметах и объектах

- формирование навыков приветствия с взрослым

Окружающий социальный мир

- узнавание предметов одежды: куртка, брюки, шапка, шарф, свитер, футболка

- узнавание предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, тапки, сандалии

- узнавание предметов мебели: стол, стул, шкаф, кровать, диван

- узнавание учебных принадлежностей: кисточка, краски, карандаши, пластилин, бумага, ножницы, шило, коврик, доска

- узнавание предметов посуды: кружка, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник

- узнавание предметов бытовой техники: телевизор, утюг, холодильник

Окружающий природный мир

Животный мир

- различение диких животных: лиса, заяц, волк, медведь

- различение домашних животных: корова, свинья, лошадь, кот, собака

Растительный мир

- различение отдельных фруктов: яблоко, груша, банан, лимон, апельсин

- различение отдельных овощей: помидор, огурец, капуста, морковка, картофель, лук

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

6 Окружающий социальный мир

6.1. Школа.

  • 6.1.1. Узнавание (различение) помещений школы
  • 6.1.2. Знание назначения помещений школы
  • 6.1.3. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств)

6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком.

  • 6.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)
  • 6.2.2. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол)
  • 6.2.3. Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит)
  • 6.2.4. Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость)
  • 6.2.5. Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.)
  • 6.2.6. Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла
  • 6.2.7. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость)
  • 6.2.8. Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.)
  • 6.2.9. Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде)
  • 6.2.10. Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.)
  • 6.2.11. Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся))
  • 6.2.12. Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.)
  • 6.2.13. Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость)
  • 6.2.14. Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.)

6.3. Предметы быта.

  • 6.3.1. Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер
  • 6.3.2. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод
  • 6.3.3. Знание назначения предметов мебели
  • 6.3.4. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож
  • 6.3.5. Знание назначение предметов посуды
  • 6.3.6. Узнавание (различение) кухонного инвентаря: терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка
  • 6.3.7. Знание назначения кухонного инвентаря
  • 6.3.8. Узнавание (различение) предметов интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи
  • 6.3.9. Знание назначения предметов интерьера
  • 6.3.10. Узнавание (различение) светильников: люстра, бра, настольная лампа
  • 6.3.11. Узнавание (различение) часов: наручные, настенные, механические, электронные часы
  • 6.3.12. Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат

6.4. Квартира, дом, двор.

  • 6.4.1. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)
  • 6.4.2. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт)
  • 6.4.3. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон)
  • 6.4.4. Знание функционального назначения помещений квартиры
  • 6.4.5. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество)

4 . Искусство.

4.1.  Музыка и движение:

Цель: эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку  и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- умение различать и  показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты

- умение воспринимать  музыку, эмоционально реагировать на нее

- выполнение доступных ребенку движений под  различный ритм музыки

Музыка и движение

- узнавание музыкальных инструментов по звучанию: барабан, маракас, бубенцы, бубен

- различение тихого и громкого звучания музыки

Игра на музыкальных инструментах

- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: барабан, маракас, бубенцы, бубен

- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас, бубенцы, бубен

- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас, бубенцы, бубен

Движение под музыку

- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: топанье, хлопанье, покачивание с одной ноги на другую, прыганье, кружение, приседание

- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)

- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

7 Музыка и движение

7.1. Слушание.

  • 7.1.1. Различение тихого и громкого звучания музыки
  • 7.1.2. Определение начала и конца звучания музыки
  • 7.1.3. Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки
  • 7.1.4. Узнавание знакомой песни
  • 7.1.5. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах
  • 7.1.6. Узнавание (различение) колыбельной песни (марша)
  • 7.1.7. Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки
  • 7.1.8. Различение высоких и низких звуков
  • 7.1.9. Узнавание песни, различение частей песни: запев, припев, вступление
  • 7.1.10. Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения
  • 7.1.11. Узнавание (различение) инструментов симфонического оркестра (оркестра народных инструментов, духового оркестра)

7.2. Пение.

  • 7.2.1. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни

7.3. Движение под музыку.

  • 7.3.1. Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)

4.2.  Изобразительная деятельность:

Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.

Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.

Описание возможных результатов обучения:

- формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности

- умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности

- получение положительных эмоций от изобразительной деятельности

- формирование доступных сенсорных эталонов

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

- соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, опускание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.

Рисование основных элементов: рисование точек, соединение точек,  рисование линий (вертикальных, горизонтальных)

Предметное рисование

- рисование контура предмета: по контурным линиям, по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

- закрашивание внутри контура

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

8 Изобразительная деятельность

8.1. Аппликация.

  • 8.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.
  • 8.1.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др.
  • 8.1.3. Сминание бумаги
  • 8.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера)
  • 8.1.5. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали)
  • 8.1.6. Скручивание листа бумаги
  • 8.1.7. Намазывание всей (части) поверхности клеем
  • 8.1.8. Сборка изображения объекта из нескольких деталей
  • 8.1.9. Соединение деталей между собой
  • 8.1.10. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону)

8.2. Лепка.

  • 8.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина
  • 8.2.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп
  • 8.2.3. Разминание пластилина (теста, глины)
  • 8.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой
  • 8.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска
  • 8.2.6. Откручивание кусочка материала от целого куска
  • 8.2.7. Отщипывание кусочка материала от целого куска
  • 8.2.8. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура)
  • 8.2.9. Катание колбаски на доске (в руках)
  • 8.2.10. Катание шарика на доске (в руках)
  • 8.2.11. Получение формы путем выдавливания формочкой
  • 8.2.12. Сгибание колбаски в кольцо
  • 8.2.13. Закручивание колбаски в жгутик
  • 8.2.14. Проделывание отверстия в детали
  • 8.2.15. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами)
  • 8.2.16. Скручивание колбаски (лепешки, полоски)
  • 8.2.17. Защипывание краев детали
  • 8.2.18. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием)
  • 8.2.19. Лепка предмета из одной (нескольких) частей
  • 8.2.20. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.)

8.3. Рисование.

  • 8.3.1. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды
  • 8.3.2. Оставление графического следа
  • 8.3.3. Освоение приемов рисования карандашом
  • 8.3.4. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.)
  • 8.3.5. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы
  • 8.3.6. Выбор цвета для рисования
  • 8.3.7. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов
  • 8.3.8. Рисование точек
  • 8.3.9. Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий
  • 8.3.10. Соединение точек
  • 8.3.11. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)
  • 8.3.12. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура)
  • 8.3.13. Заполнение контура точками
  • 8.3.14. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка
  • 8.3.15. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению)
  • 8.3.16. Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета

5.Физическая культура.

5.1. Адаптивная физкультура

Цель: повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым;

- формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого;

- формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя целенаправленность движений.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

9 Адаптивная физкультура

 9.1. Физическая подготовка.

9.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

  • 9.1.2.1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)
  • 9.1.2.2. Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос)
  • 9.1.2.3. Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев
  • 9.1.2.4. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно)
  • 9.1.2.5. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке
  • 9.1.2. 6. Круговые движения кистью
  • 9.1.2.7. Сгибание фаланг пальцев
  • 9.1.2.8. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»
  • 9.1.2.9. Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз)
  • 9.1.2.10. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения
  • 9.1.2.11. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад)
  • 9.1.2.12. Повороты туловища вправо (влево)
  • 9.1.2.13. Круговые движения прямыми руками вперед (назад)

9.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза

  • 9.1.5.1. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену)
  • 9.1.5.2. Броски мяча на дальность
  • 9.1.5.3.  Метание в цель

6. Коррекционно – развивающие занятия.

В коррекционно-развивающие занятии включены основные направления:

- коррекция нарушений речи  

- развитие общей моторики и мелкой моторики

Описание возможных результатов обучения:

- понимание обращенной речи, учебных инструкций;

- подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;

- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога по подражанию;

- использование по назначению доступных учебных предметов;

- умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.

Коррекционные курсы.

Сенсорное развитие:

Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.

Описание возможных результатов обучения:

- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;

- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;

- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

11 Сенсорное развитие

11.1. Зрительное восприятие.

  • 11.1.1. Фиксация взгляда на лице человека
  • 11.1.2.Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)
  • 11.1.3. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка)
  • 11.1.4. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад)
  • 11.1.5. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом
  • 11.1.6. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.)

11.2. Слуховое восприятие.

  • 11.2.1. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)
  • 11.2.2 Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука
  • 11.2.3. Локализация неподвижного удаленного источника звука
  • 11.2.4. Соотнесение звука с его источником
  • 11.2.5. Нахождение одинаковых по звучанию объектов

11.3. Кинестетическое восприятие.

  • 11.3.1. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека
  • 11.3.2. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)
  • 11.3.3. Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
  • 11.3.4. Адекватная реакция на давление на поверхность тела
  • 11.3.5. Адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела
  • 11.3.6. Адекватная реакция на изменение положения тела
  • 11.3.7. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
  • 11.3.8. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой)  

11.4. Восприятие запаха.

  • 11.4.1. Адекватная реакция на запахи
  • 11.4.2. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

11.5. Восприятие вкуса.

  • 11.5.1. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)
  • 11.5.2. Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)
  • 11.5.3. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

Предметно-практическая деятельность:

Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.

Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.

Описание возможных результатов обучения:

-формирование интереса к действия с предметами;

- освоение простых действий с предметами;

- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.

- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.

Содержание

12 ППД

12.1. Действия с материалами.

  • 12.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)
  • 12.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)
  • 12.1.3. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)
  • 12.1.4. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой)
  • 12.1.5. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)
  • 12.1.6. Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.))
  • 12.1.7. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.)

12.2. Действия с предметами.

  • 12.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)
  • 12.2.2. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)
  • 12.2.3. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.)
  • 12.2.4. Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)
  • 12.2.5. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)
  • 12.2.6. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем)
  • 12.2.7. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)
  • 12.2.8. Вынимание предметов из емкости
  • 12.2.9. Складывание предметов в емкость
  • 12.2.10. Перекладывание предметов из одной емкости в другую
  • 12.2.11. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)
  • 12.2.12. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить)

Двигательное развитие:

Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

Описание возможных результатов обучения:

- мотивация двигательной активности

- поддержка и развитие имеющихся движений

-расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;

-освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

- формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;

- обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

13. Двигательное развитие

  • Выполнение движений головой
  • Выполнение движений руками
  • Выполнение движений пальцами рук
  • Выполнение движений плечами
  • Обучение опираться на предплечья и кисти рук
  • Бросание и ловля мяча
  • Изменение позы в положении лежа
  • Изменение позы в положении сидя
  • Изменение позы в положении стоя
  • Обучение вставать на четвереньки
  • Обучение ползать
  • Обучение сидеть ровно

Альтернативная коммуникация:

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Задачи:

-коррекция и развитие психологической базы речи;формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; уточнение, обогащение и активизация лексического запаса; формирование грамматической стороны речи; развитие диалогической и монологической форм речи;формирование коммуникативных навыков;воспитание мотивации к учению, общению.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

14. Альтернативная коммуникация

  • Привлечение внимания ребенка звучащими предметами
  • Привлечение внимания ребенка жестами
  • Привлечение внимания ребенка изображениями
  • Привлечение внимания ребенка речью
  • Установление зрительного контакта со взрослым
  • Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы)
  • Реагирование на собственное имя
  • Приветствие собеседника
  • Обозначение желаний с использованием взгляда

Планируемые результаты

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования: введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом. К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

5.3. Программа внеурочной деятельности

Основными организационными формами внеурочной деятельности,  на основе которых реализуется содержание программы,  являются: режим труда и отдыха,  проекты,  спортивно-развлекательные мероприятия,  дни здоровья,  беседы,  походы и др.

Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающегося; развитие интересов,  склонностей,  способностей обучающегося к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений,  навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний,  умений и навыков; приобретение опыта общения,  взаимодействия с разными людьми,  сотрудничества,  расширение рамок общения в социуме,  контактов обучающегося с обычно развивающимися сверстниками.  

Внеурочная деятельность направлена на социальное,  спортивно-оздоровительное,  нравственное,  общеинтеллектуальноеразвитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающегося путем организации проведения мероприятий,  в которых предусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью,  с ТМНР и детей,  не имеющих каких-либо нарушений развития.  .  

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления,  тематических   лагерных смен.  Задачи и мероприятия,  реализуемые на внеурочной деятельности,  включаются в специальную индивидуальную программу развития.  

Развитие личности происходит в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры,  экскурсии,  занятия в кружках по интересам,  творческие фестивали,  конкурсы,  выставки,  соревнования («веселые старты»,  олимпиады), праздники,  лагеря, реализация доступных проектов и др.  Также работа с детьми осуществляется в рамках рабочих программ, разработанных школой по разным направлениям внеурочной деятельности.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, праздничном концерте

«День здоровья»

присутствие на празднике,

«Новый год»

подготовка к мероприятию: изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки;

присутствие на новогоднем празднике

«Масленица»

Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии.

23-февраля

знакомство с атрибутами праздника, рисунок на тему «Наша армия»

8 –е марта

знакомство с атрибутами праздника, разучивание стихотворения для поздравления мамы.

«Пасха»

подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений

Игра

игры с мячом, куклой, настольные дидактические игры «Лото», «Домино».

Прогулки на улице

игры с мячом, экскурсия в лес

6. Программа сотрудничества с семьей обучающегося

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)

индивидуальные консультации родителей по темам:

«Развитие двигательной активности ребенка»,

«Реализация СИПР в домашних условиях»,

«Формирование социально – бытовых навыков».

в течение года регулярно проводились консультации по запросу родителей и инициативе учителей

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

участие родителей в разработке СИПР

посещение родителями уроков/занятий;

консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях,

выбор единых подходов и приемов работы

        

Мероприятия:

Психологическая поддержка семьи, тренинг

  • Психокоррекционные занятия
  • Встречи родителей
  • Индивидуальные консультации родителей со специалистами

7.  Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов 

          Особые образовательные потребности обучающегося вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.  

 - таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы;

- карточки с изображением сезонных изменений, сюжетные картинки для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; видеозаписи действий, правил поведения и т.д.

- изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов; флажки, ленты, обручи, а также игрушки-животные и др.; музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубенцы; 

- клей, бумага (цветная, картон и др.); карандаши (простые, цветные), фломастеры, краски (акварель, гуашь); пластичные материалы (пластилин, соленое тесто); кисти, штампы, трафареты, индивидуальные доски; рабочие альбомы с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;

- спортивный инвентарь: гимнастические мячи разного диаметра, обручи, кегли;

- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности; предметы для нанизывания на стержень (кольцо, шары);

- технические средства: ноутбук, колонка;

- аудио и видеоматериалы, презентации.

  1.  

  2. Информационно-методическое обеспечение  

Информационно-методическое обеспечение образования обучающегося с умственной отсталостью,  с ТМНР направлено на обеспечение широкого,  постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации,  связанной с реализацией СИПР,  организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.  

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:  

  • необходимую нормативную правовую базу образования обучающегося;
  • характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
  • доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск информации в сети интернет,   работа в библиотеке и др.  ) ,  в том числе к электронным образовательным ресурсам,  размещенным в федеральных и региональных базах данных;
  • возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей,  выступлений,  дискуссий,  результатов экспериментальных исследований).  

8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

     

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

- по подражанию или по образцу

- полностью самостоятельно

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

2. Не выявить наличие представлений

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

- самостоятельное использование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание стихотворения А.Барто "Кораблик" в 4 классе (VIII вида,2 вариант)

Этот урок предназначен для детей с множественными нарушениями здоровья....

Открытый урок по предмету Ручной труд 2 класс VIII вид (2 вариант) аппликация из готовых геометрических фигур, учитель Банева В.А.

Отррытый урок по предмету "Ручной труд" для детей 2 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (по программе VIII вида 2 вариант), иллюстрация к сказке "Петушок и бобовое зёрнышко". Работа вы...

Рабочая программа индивидуального обучения ученика 7 «Б» класс (VIII вид 2 вариант)

Особенности психофизического развития школьников с умеренной умственной отсталостью (имеющих сложный дефект развития) предполагают построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы...

Методические рекомендации по взаимодействию специалистов в разработке СИПР для обучающихся осваивающих 2 вариант АООП

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость создания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучен...

Анализ административных контрольных работ по математике обучающихся 4 класса (VIII вид I вариант) коррекционной школы

Анализ административных контрольных работ по математике имеет чёткую структуру: цель анализа работ, описание каждого задания и выявление определённых умений по каждому заданию, процентное соотношение ...

Рабочая программа "Музыка и движение" для начальных классов (VIII вид 2 вариант)

Когда вы будете составлять рабочую программу для детей с ОВЗ, вам может помочь этот материал, поэтому я с удовольствием размещаю его на сайте....

Конспект урока по предмету: «Окружающий мир» в 4 классе ( VIII вид I вариант). Учитель: Забайкина Л.К. Тема: « Весна»

Конспект урока по предмету: «Окружающий мир» в 4 классе  ( VIII вид I вариант).Учитель: Забайкина Л.К.       Тема: « Весна»Цель: Обобщение и ...