Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
статья
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В процессе учебной деятельности у детей формируются различные нравственные качества. Уроки литературного чтения подходят для реализации принципов нравственного воспитания и развития. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_na_urokah_literaturnogo_chteniya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ланг Юлия Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Весенненская средняя общеобразовательная школа»
учитель начальных классов
с. Весеннее
yuliya.lang.83@mail.ru
т.89527469373
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Говорят, что если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, любовь к близким он как человек состоялся.
Сегодня вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В социуме сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами такой ситуации послужили: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми.
Нравственные знания очень важны потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В процессе учебной деятельности у детей формируются различные нравственные качества.
Я считаю, что уроки литературного чтения подходят для реализации принципов нравственного воспитания и развития.
Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение не даст положительных результатов.
Чтение и разбор стихотворений, рассказов, сказок из учебных книг помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают произведения, в которых ставятся вопросы о справедливости, чести, товариществе, уважении, дружбе, верности общественному долгу, патриотизме в доступной для них форме.
На уроке сообща обсуждая различные ситуации из произведений, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе.
Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному развитию.
В младшем школьном возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы - долга, ответственности. Читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями или неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Любая тема на уроке литературного чтения может рассматриваться с точки зрения нравственного понимания.
В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Ведь сказка не дает прямых наставлений («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дому без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен нравственный урок, который дети воспринимают, в ходе работы над текстом. Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает о том, что в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если попал в беду - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», жадность – в сказке «Каша из топора». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается, забота о близком - поощряется.
Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам «Иван - царевич и Серый Волк», «Сивка - Бурка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни.
Начиная с первого класса, дети знакомятся с произведениями Л.Н. Толстого. Детям очень интересны произведения Толстого. В детских произведениях Л. Н. Толстого глубоко раскрыты нравственные проблемы. Его рассказы, сказки, басни формируют в детях основу зарождения нравственных начал. В произведениях «Котенок», «Два товарища» звучит тема взаимопомощи, отзывчивости.
Тема честности раскрыта в произведениях «Правда всего дороже», «Корова», «Косточка». Также Л.Н. Толстой не обходит стороной тему взаимодействия человека с природой: «Черемуха», «Как ходят деревья». Очень большое значение Л. Н. Толстой придает теме трудолюбия.
Важно говорить детям, что к другим нужно относиться так же, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе; добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; держите обещания, данные другим и самому себе.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, трудолюбия. Былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, При изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских, учащимся предлагается узнать значение этих имен. Часто учащиеся узнают и значение своих имен, какие качества им соответствуют. Дети с удовольствием выполняют такие задания.
Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы.
Пословицы - это народная мудрость, свод правил жизни, историческая память.
В. И. Даль говорил: «Кто ее сочинил, неведомо никому, но все ее знают, все ей покоряются». Пословицы удивляют глубиной и четкостью мысли, выраженной предельно кратко и просто: «Друзья познаются в беде», «Что посеешь, то и пожнешь». О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат!
Пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Они выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. По своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это советы, пожелания, нравоучения, философские обобщения, суждения. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию. На своих уроках предлагаю учащимся различные виды работы с пословицей :
1) подобрать пословицы на различные темы;
2) письменные высказывания учащихся по пословице;
3) подобрать пословицы к рассказам, сказкам, чтобы выразить идею произведения;
4) собственные сочинения сказок, рассказов на заданную пословицу;
5) поиск ответа на вопрос: какие качества ценились в народе;
8) иллюстрирование пословиц и поговорок.
Работа с пословицами поможет формированию нравственного воспитания школьников.
Таким образом, использование пословиц и поговорок на уроках чтения формирует у школьников чувство патриотизма, привязанности к родному краю, чувство коллективизма, доброжелательности, трудолюбия, милосердия, бережного отношения к природе, к братьям нашим меньшим, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.
На уроках литературного чтения дети учатся правильно воспринимать художественный текст. Ученики представляют себе героев, осуждают их, сочувствуют им. Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, как бы себя вели окажись на месте героев произведения.
При обсуждении характеров героев работу можно проводить в группах. Каждой группе необходимо подтверждать свою точку зрения, как словами, так и действиями. Результат такой работы - учащиеся сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать героев произведения и свои.
Затем выбирается лучшая группа, которая наиболее удачно раскрыла характер героев произведения.
Для закрепления полученных знаний о характерах героев ученикам можно предложить нарисовать понравившийся персонаж.
Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог организует его. При изучении всех произведений на каждом уроке необходимо добиваться того, чтобы ребята:
- обдумывали прочитанное;
- сопереживали героям;
- оценивали их поступки;
- осмысливали их проблемы;
- соотносили их жизнь со своей жизнью;
- старались поступать в соответствии с нравственными нормами.
Для этого необходимо использовать разнообразные формы организации учебной деятельности: разные виды анализа текста; творческие пересказы; дописывание сюжета; словесное рисование; дидактические игры; инсценирование; иллюстрации; подбор пословиц и поговорок по теме.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют нравственному развитию учащихся. Систематическая работа по нравственному воспитанию в процессе работы над литературным произведением позволяет повышать уровень нравственного воспитания младших школьников, воспитывать у них честность, доброту, чувство долга; формировать чувство патриотизма; учить уважать людей.
Список использованной литературы
1.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание - М.: Просвещение, 1999.
2.Бабаян А.В. О нравственном воспитании / А.В. Бабаян, Н.Г. Дебольский // Педагогика. - 2005. - № 2. - С.67-78.
3.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // вопросы психологии - М.: Просвещение, 2005.
4.Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М: Просвещение, 2001.
5.Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М: Просвещение, 2002.
6.Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. М.: Просвещение. 2003.
7.Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 2000. - 207 с.
8.Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций - М: Просвещение, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.
В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья о взаимодействии семьи и школы...
Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован...