Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»
статья на тему
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_lichnostnykh_i_metapredmet.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ лицей п.г.т. Афипский
Формирование личностных и метапредметных действий во внеурочной деятельности.
Учитель начальных классов : Гречишкина Т. В.
2013 г.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлениях о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований на рынке труда.
Большое внимание уделяется развитию «универсальных учебных действий»-личностных, регулятивных, предметных, как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Плодотворной почвой для развития личных учебных действий являются занятия внеурочной деятельностью в клубах «Земля – наш общий дом»,« Наш дружный класс», «Таланты и поклонники», «Пластилиновая сказка».На этих занятиях происходит формирование:
-чувства сопричастности своей Родине, народу, ответственности человека за благосостояние общества;
-адекватной самооценки;
- мотивов достижения цели и социального признания;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, ответственность);
- выделение нравственного содержания поступков.
О формирование этих умений говорят даже темы занятий:
акция «Сохраним лицей чистым»,«Как ухаживать за своим питомцем», экологическая акция «Поможем птицам», «Природа – наш общий дом», «Люди разные нужны, люди всякие важны», «Человек! Будь другом природе!»,экологический проект «Мое дерево»(посадка саженцев деревьев в своем дворе ,около дома. Но и на каждом уроке есть место для формирования этих умений.
На этих занятиях формируются и регулятивные учебные умения:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать учебную деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
Эти умения формируются совокупностью различных форм и методов работы. Чаще, чем на других уроках приходится использовать метод наблюдения, экскурсии, приучать учеников фиксировать свои наблюдения, анализировать и обобщать, уметь представить результаты своих наблюдений другим ученикам и учителю(наблюдения за домашними животными, птицами, сезонными изменениями в природе, за деревьями).
Для успешной организации познавательной деятельности необходимо:
поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания. Больше уделять внимания групповой работе, но, раскрывая перед учениками достоинства каждого ученика: что особенно у него получается, чему у него можно поучиться, каким талантом обладает. Это способствует тому, что ребенок более ответственно относится к заданию и в глазах сверстников успешен.
Другим интересным и важным упражнением для развития личностных и метапредметных умений является разыгрывание небольших диалогов , то есть участия в ролевых играх. Ролевая игра долго остается для ребенка актуальной, занимает большую часть его свободного времени,оказывает качественные изменения в его психическом развитии, удовлетворяет потребность растущей личности в деятельности, которая создает реальные жизненные отношения. Такая игра развивает умения сотрудничать , учитывать интересы друг друга, то есть осуществлять совместную деятельность, способствует развитию знаний об окружающем мире и развитию интереса к нему.
Начало игры – это создание воображаемой ситуации , то есть постановка перед детьми задачи на воображение : «Представь себе…», «Как будто бы…», «Если бы…» и т.п. Тема игры будет соответствовать теме урока, например :
диалоги животных и растений: « Лесное собрание», «Лесные новости», «Первоцветы», «Встреча в весеннем лесу», «Пошел кот на рыбалку ,а по дороге встретил …», «Весеннее настроение( о чем говорят первоцветы» и др.
Часто мы используем на уроках задания «подготовь рассказ», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому- либо. Целесообразно поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они ,например, должны выработать общее мнение или создать общее описание .Такой прием устраняет ситуацию «рассказывания самому себе». Дети могут советоваться, спорить, доказывать – словом , действовать естественно, «не как на уроке».
При выполнении творческих заданий и исследовательской деятельности успешно идет обучение работе с дополнительной литературой: художественной литературой о природе, родной стране, научно-познавательными книгами, словарями, энциклопедиями, справочниками. Так, например, при изучении темы «Животные» дети предложили много загадок и рассказов о животных (название животного, место обитания, условия существования). В календарно- тематическом плане клуба на этот год даже выделены отдельные темы, при изучении ,которых потребуется работа с различного вида литературой, необходимой для получения информации.
Работа с дополнительной литературой позволяет рассмотреть объект с разных точек зрения, с позиции наблюдателей, которые «видят» предмет по-разному: ученый рассматривает с научной точки зрения; поэт и художник видят эстетические стороны и т.д.
Все, что дети узнают, им хочется использовать в своей продуктивной деятельности. Они с удовольствием рисуют, оформляют плакаты, выставки ,сочиняют стихи и рассказы, участвуют в концертах, спектаклях. Выставки работ по теме отражают результаты не только ( и не столько)учебной работы, но и деятельности школьников по расширению ,углублению и творческому осмыслению своих знаний.
При самоанализе занятия учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный анализ. Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств, и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Анализ урока позволяет оценить каждый этап, правильность отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Фантазия дождя"
Архив содержит методическую разработку занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС для 1 класса, сопроводительную презентацию, а также буклет. Так как данный сайт не может отображать тяжелые файлы п...
Статья «Реализация плана внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Статья о внеурочной деятельности...
"Формирование УУД во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"
Изменившиеся условия жизни нашего общества ставят перед школой, перед учителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца.Именно поэтому новый Федеральный государственный обра...
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...
Формирование УУД на уроках и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС с использованием учебно-наглядных пособий и ИКТ в начальной школе
Из опыта работты учителя...
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья...
Статья:"Планирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ"
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы вне...