Внеурочное занятия для обучающихся начальных классов. Тема: «Моя малая родина – Братский район»
учебно-методический материал (1 класс)
Представлен конспект внеурочного занятия для обучающихся начальных классов по теме «Моя малая Родина – Братский район». На занятии дети знакомятся с достопримечательностями, замечательными людьми города и Братского района. Участвуют в исполнении стихотворений и песен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_lyublyu_tebya_bratskiy_rayon_.docx | 116.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятия для обучающихся начальных классов.
Тема: «Моя малая родина – Братский район»
Подготовила учитель начальных классов: Степанова Нина Викторовна
МКОУ «Илирская СОШ № 1»
Краткая характеристика.
Представлен конспект внеурочного занятия для обучающихся начальных классов по теме «Моя малая Родина – Братский район». На занятии дети знакомятся с достопримечательностями, замечательными людьми города и Братского района. Участвуют в исполнении стихотворений и песен. В ходе занятия школьники знакомятся с гербами города Братска и Братского района.
Узнают интересные факты о реке Ангара. Участвуют в коллективной деятельности, выполняют задания в группах.
Внеурочное занятия для обучающихся начальных классов.
Тема: «Моя малая родина – Братский район»
Цель: Познакомить с достопримечательностями Братского района.
Задачи:
1. Развивать воображение.
2. Формировать чувство патриотизма.
3. Познакомить с достопримечательностями Братского района.
4. Развивать творческие способности.
Планируемые результаты занятия:
Метапредметные:
Обучающийся получит возможность для формирования умения:
Регулятивные:
- определять и формулировать цель работы, планировать свою деятельность для ее достижения;
- работать самостоятельно и устанавливать рабочие отношения в группе;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
Познавательные:
- пользоваться предложенным материалом;
- анализировать представленную информацию;
- обобщать информацию;
Коммуникативные:
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
- вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
слушать и понимать речь других, ориентироваться в ключевых элементах невербальной коммуникации.
Личностные:
Обучающийся получит возможность для формирования:
- патриотических качеств личности;
- чувства гордости за свою малую родину, свой народ;
- положительного отношения к процессу познания;
- умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Оформление: На доске — карта Братского района, вокруг — фотографии различных мест Братского района. В ходе мероприятия на доску вывешиваются рисунки герба города Братска и Братского района, фотоальбом достопримечательностей Братского района
Ход занятия:
I . Целеполагание
Звучит песня о Братске (А. Пахмутова – С. Гребенников, Н. Добронравов, в исполнении И. Кобзона).
- О каком городе прозвучала песня?
- Что вас особенно тронуло, когда вы слушали эту песню?
- Выскажете свое мнение, чему будет посвящено наше занятие?
II. Планирование.
- Город Братск – районный центр. Многие из нас родились и выросли в Братском районе, поэтому и называем это место своей малой Родиной.
Всем, кто интересуется историей города Братска знакомо имя Юрия Александровича Молчанова, автора книги «Очерки Братского алюминиевого завода», изданной в Братске в 1996 году. А ещё он автор пятнадцати книг поэзии (!), двенадцати книг в прозе (!), семи учебных пособий для металлургов и массового читателя, участник многих поэтических сборников, призер и дипломант всероссийских и международных литературных конкурсов, лауреат конкурса «Серебряное перо Руси» (2013).
- Послушайте стихотворение «Братский край», в исполнении ученицы 2 класса
БРАТСКИЙ КРАЙ (Ю. Молчанов)
Мой братский край, Легенда Приангарья!
Богатая сибирская земля.
Поля, леса, равнины, реки,
взгорья, все это ты, о, Родина моя!
И небо синь, и гордые вершины.
И Моргудона славная гора…
И вот: вращает мощные турбины
Волною светлоглазой Ангара.
А ты сибирский край – форпост
Державы, с древнейших незапамятных времён.
Хранишь и умножаешь ты дубравы,
Обычаи народов и племён.
III. Деятельностный этап.
- – Город Братск и Братский район имеют свой герб. Посмотрите на слайды, найдите их.
- Кто скажет, что изображено на гербе города Братска. На гербе Братского района?
Герб Братска представляет собой щит разбит на три равные вертикальные полосы: левая красного цвета — символизирует молодой, растущий социалистический город; правая зеленого цвета — море тайги, основное богатство края; средняя синего цвета — гидроэнергетические ресурсы Ангары, а четыре волнистые белые полосы на ней подчеркивают стремительность воды этой могучей реки.
На красной полосе старого герба были изображены буквы AL и стилизованная структурная формула целлюлозы. На зелёном поле изображена серебряная сторожевая башня. В верхней части щита в середине изображено золотое солнце, а внутри него турбинный винт, которые символизировали Братскую ГЭС. Сторожевая башня напоминает о предшественнике современного Братска, укреплении Братск-Острожный.
- Герб Братского района
Геральдическое описание: в пересечённом зелёном и лазоревом (синем, голубом) поле поверх сечения выщербленный тонкий белый пояс и, ниже него, второй такой же пояс, поверх которых в центре щита — белый круг, обременённый чёрной бревенчатой башней с двухъярусной кровлей и открытыми прямоугольными воротами.
Символика герба:
- Сторожевая башня Братского острога символизирует преемственность поколений, традиции и историческую память.
- Белые волнистые пояса символизируют бурные воды рек Братского района.
- Белый круг — символ бесконечности, чистоты помыслов, преданности, веры.
- Синий цвет — символ искренности, преданности, высоких устремлений, а также воды, в данном случае это река Ангара и все реки Братского района.
- Зелёный цвет — лесные богатства района
- Что общего вы заметили на изображении?
- Наш город – районный центр. Какие же мы можем отметить достопримечательности?
- У нас столько красивых парков, домов. А вы знаете, чем славится Братск? Дети называют достопримечательности города.
- Как вы думаете, наш Братск достоин того, чтобы называться уникальным городом?
Игра «Узнай»
На слайдах фотографии с видами города, дети отгадывают, какая достопримечательность изображена.
Физминутка.
Игра «Рыбы, звери, растения»
Ведущий, поочередно указывая на участников, говорит: «Рыбы, звери, растения. Рыбы, звери, растения» и т. д. Неожиданно останавливается. Тот участник, на ком остановился ведущий, должен назвать рыбу, зверя или растение Братского района, в зависимости от слова, которое ему выпало.
- На последней открытке — Ангара.
Мы можем гордиться нашей рекой - Ангарой. Не каждый город стоит на такой широкой и красивой реке. И даже на гербе нашего города Ангара изображается голубой ленточкой.
-Стихотворение Агеевой Инессы прочитает ученица 2 класса Дубовицкая Алиса.
Сибирская
Красавица-река,
Родная дочь
Байкала-старика.
Средь гор тайги
Бежит всех птиц быстрее,
Чтоб встретиться
С могучим Енисеем.
- Про реку Ангару нам расскажут ученики 3 класса. (Дети вытягивают листочки с фактами об Ангаре, зачитывают вслух).
- На Ангаре находится Братская ГЭС — третья по мощности гидроэлектростанция России после Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС.
- В бассейне Ангары около шести тысяч озер.
- Ангара — редкий пример большой реки, чей водный режим практически полностью зарегулирован от озера Байкал и до устья тремя большими водохранилищами. В верхнем течении водохранилище Иркутской ГЭС протянулось на 55 км, главная часть водохранилища Братской ГЭС — на 570 км, а Усть-Илимского — 12 км. Братское водохранилище — второе в мире по объему воды.
- По берегам Ангары найдено немало стоянок первобытного человека охотника на мамонтов, наскальные рисунки и другие продукты жизнедеятельности.
- Длина Ангары 1779 км, глубина до 10 метров, ширина от 300 метров до 15 км.
- Ангара замерзает позже других рек, даже тех, которые расположены в более теплом климате. Это происходит потому, что в истоке Ангары она берет из Байкала воду из глубины, у которой температура всю зиму не опускается ниже 4 градусов.
- Название этой сибирской реки часто используется для именования разных явлений и организаций. «Ангарой» зовутся: музей-ледокол, ракета-носитель, зенитно-ракетный комплекс, несколько видов радиостанций, зенитная самоходная установка, футбольный клуб, авиакомпания, литературный альманах
- До строительства Братской ГЭС на Ангаре были Каменные острова, известные скалами и рисунками животных, сделанными древними людьми. Водохранилище Братской ГЭС затопило острова. Но перед затоплением из скал вырубили наиболее сохранившиеся рисунки. Эту работу выполняли приглашенные из Ленинграда мастера-каменотесы. Они вырубили каменные блоки из скал и доставили в Иркутский художественный музей. Некоторые из этих артефактов хранятся в санкт-петербургском Эрмитаже.
- В бассейне Ангары — только в границах Иркутской области — текут 38 195 рек общей протяженностью 162 603 км, что вчетверо превосходит длину окружности Земли по экватору.
- Про нашу реку Ангару сложено много стихов и песен. Сейчас 3 класс споет песню «По Ангаре» (музыка А. Пахмутова, слова Н. Добронравов), а вы подпевайте.
- Как вы думаете, можно считать Ангару уникальной? Почему?
- Существует легенда, что у Байкала 330 сыновей, которые приносят Байкалу свои воды, и только одна дочь, убегающая от него к своему жениху Енисею – Ангара.
- Как вы думаете, какое же главное богатство нашего Братского района?
- Конечно, главное богатство района – тайга.
- Ваша задача – сделать картину – пейзаж, составив 3 этажа леса. А какие этажи вы знаете? (деревья, кусты, травы).
Для этого мы разделимся на три группы. Каждая группа выберет руководителя работы, докладчика, помощника докладчика. На выполнение работы 10 минут.
- Каждая группа представляет свою работу.
IV. Контроль.
- Наш Братский район славится многими известными людьми. Давайте я буду называть их, а вы вспоминайте, кто это и чем он знаменит.
- Фролов, Михаил Иванович (1921-1995) — советский солдат, участник Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы. Родился в деревне Большая Мамырь.
- Шаманский Василий — краевед
- Александр Зубков, Альберт Демченко – олимпийские чемпионы, бобслеисты
- Геннадий Павлович Михасенко — писатель
- Анна Георгиевна Овсянникова — актриса театра и кино
- Молодцы, ребята! Очень хорошо потрудились! Очень много знаний имеете о своей малой родине - Братском районе.
V. Рефлексия.
- Викторина «Братский район»
- На какой реке стоит Братск?
- Что такое сибирская сосна?
- Какой из зверей является пушным?
- Какую рыбу не возможно поймать в нашем водохранилище?
- Какая длина Ангары?
- Сколько поселков в Братском районе? (49)
- Что обозначает зеленая полоса на гербе?
- К какой отрасли промышленности относится Братская ГЭС?
- Как назвать детей, правильно ответивших на все мои вопросы?
- Послушайте стихотворение Ю. Молчанова в исполнении ученицы 2 класса Белогур Витории.
ПРИЕЗЖАЙ В БРАТСК
Приезжай ты к нам в Братск, посмотри:
Снег на солнце всегда у нас звездный,
Посидим за столом до зари
Поедем в поселок – Покосный.
Красоты не отыщешь такой,
Разнотравьем богаты поля,
Воздух чист и пьянеет зимой,
Белым пухом одета земля.
В тех местах я частенько бывал,
Исходил предостаточно гор,
Кабаргу и оленя видал
И огромного моря простор.
В нем и омуль, и сиг, и плотва,
На наживку клюет окунек,
Хорошо посидеть у костра,
Из грибов смастерить шашлычок.
Глаза разбегутся от ягод,
Много звуков от пения птах.
Не облазишь пешком его за год,
Край мой братский, что кедром пропах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающий мир 2 класс Тема: Моя малая Родина - посёлок Боровой
Методическая разработка урока окружающий мир 2 класс "Моя малая Родина - посёлок Боровой"....
Внеурочное занятие с обучающимися начальной школы Тема «Дружба»
Занятие направлено на приобретение знаний о дружбе и правилах дружбы, формирование позитивного отношения к таким ценностям, как дружба, умение дружить, беречь дружбу и друзей....
Методическая разработка внеурочного занятия для обучающихся начального звена по формированию финансовой грамотности
laquo;Юный финансист» – это игра, которая заставляет додумывать, дорисовывать, домысливать увиденное, оживляет общение, побуждает двигаться и смеяться её участников! Благодаря таким форма...
Фрагмент внеурочного занятия для обучающихся 3 класса по теме «Материнское сердце чаще бьётся».
Фрагмент внеурочного занятия для обучающихся 3 класса по теме «Материнское сердце чаще бьётся»....
День Конституции. Внеурочное занятие для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью
ТЕМА: «ДЕНЬ Конституции» Цель занятия: познакомить обучающихся с государственным праздником – «Днем Конституции». Формирующиеся ценности: любовь к Родине. Планируемые результаты: Личностные: у...
Конспект воспитательного занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «Чисто жить – здоровым быть».
Описание материала: конспект занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «Чисто жить – здоровым быть». Данный материал будет полезен воспитателям, классным рук...
Конспект воспитательного занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «В мире профессий».
Описание материала: конспект занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «Мир профессий». Данный материал будет полезен воспитателям, классным руководителям, работаю...