Внеурочное занятия для обучающихся начальных классов. Тема: «Моя малая родина – Братский район»
учебно-методический материал (1 класс)

Степанова Нина Викторовна

Представлен конспект внеурочного занятия для обучающихся начальных классов по теме «Моя малая Родина – Братский район». На занятии дети знакомятся с достопримечательностями, замечательными людьми города и Братского района. Участвуют в исполнении стихотворений и песен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_lyublyu_tebya_bratskiy_rayon_.docx116.76 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятия для обучающихся начальных классов.

Тема:  «Моя малая родина – Братский район»

Подготовила учитель начальных классов: Степанова Нина Викторовна

МКОУ «Илирская СОШ № 1»

Краткая характеристика.

Представлен конспект внеурочного занятия для обучающихся начальных классов по теме «Моя малая Родина – Братский район». На занятии дети знакомятся с достопримечательностями, замечательными людьми города и Братского района. Участвуют в исполнении стихотворений и песен. В ходе занятия школьники знакомятся с гербами города Братска и Братского района.

Узнают интересные факты о реке Ангара.  Участвуют в коллективной деятельности,   выполняют задания в группах.

Внеурочное занятия для обучающихся начальных классов.

Тема:  «Моя малая родина – Братский район»

Цель: Познакомить с достопримечательностями Братского района.

Задачи:

1. Развивать воображение.

2. Формировать чувство патриотизма.

3. Познакомить с достопримечательностями Братского района.

4. Развивать творческие способности.

Планируемые результаты занятия:

Метапредметные:

Обучающийся получит возможность для формирования умения:

Регулятивные: 

  • определять и формулировать цель работы, планировать свою деятельность для ее достижения;
  • работать самостоятельно и устанавливать рабочие отношения в группе;
  • принимать роль в учебном сотрудничестве;

Познавательные:

  • пользоваться предложенным материалом;
  • анализировать представленную информацию;
  • обобщать информацию;

Коммуникативные: 

  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
  • вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;    
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

слушать и понимать речь других, ориентироваться в ключевых элементах невербальной коммуникации.

Личностные:

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • патриотических качеств личности; 
  • чувства гордости за свою малую родину, свой народ;
  • положительного отношения к процессу познания;
  • умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Оформление: На доске — карта Братского района, вокруг — фотографии различных мест Братского района. В ходе мероприятия на доску вывешиваются рисунки герба города Братска и Братского района,  фотоальбом достопримечательностей Братского района

 

Ход занятия:

I . Целеполагание

Звучит песня о Братске (А. Пахмутова – С. Гребенников, Н. Добронравов, в исполнении И. Кобзона).

- О каком городе прозвучала песня?

- Что вас особенно тронуло, когда вы слушали эту песню?

- Выскажете свое мнение, чему будет посвящено наше занятие?

II. Планирование.

- Город Братск – районный центр. Многие из нас родились и выросли в Братском районе, поэтому и называем это место своей малой Родиной.

Всем, кто интересуется историей города Братска знакомо имя Юрия Александровича Молчанова, автора книги «Очерки Братского алюминиевого завода», изданной в Братске в 1996 году. А ещё он автор пятнадцати книг поэзии (!), двенадцати книг в прозе (!), семи учебных пособий для металлургов и массового читателя, участник многих поэтических сборников, призер и дипломант всероссийских и международных литературных конкурсов, лауреат конкурса «Серебряное перо Руси» (2013).

- Послушайте стихотворение «Братский край», в исполнении ученицы 2 класса

 БРАТСКИЙ КРАЙ (Ю. Молчанов)

Мой братский край, Легенда Приангарья!
Богатая сибирская земля.
Поля, леса, равнины, реки,
взгорья, все это ты, о, Родина моя!

И небо синь, и гордые вершины.
И Моргудона славная гора…
И вот: вращает мощные турбины
Волною светлоглазой Ангара.

А ты сибирский край – форпост
Державы, с древнейших незапамятных времён.
Хранишь и умножаешь ты дубравы,
Обычаи народов и племён.

III. Деятельностный этап.

  1. – Город Братск и Братский район имеют свой герб. Посмотрите на слайды, найдите их.

- Кто скажет, что изображено на гербе города Братска. На гербе Братского района?  

 

Герб Братска представляет собой щит разбит на три равные вертикальные полосы: левая красного цвета — символизирует молодой, растущий социалистический город; правая зеленого цвета — море тайги, основное богатство края; средняя синего цвета — гидроэнергетические ресурсы Ангары, а четыре волнистые белые полосы на ней подчеркивают стремительность воды этой могучей реки.

На красной полосе старого герба были изображены буквы AL и стилизованная структурная формула целлюлозы. На зелёном поле изображена серебряная сторожевая башня. В верхней части щита в середине изображено золотое солнце, а внутри него турбинный винт, которые символизировали Братскую ГЭС. Сторожевая башня напоминает о предшественнике современного Братска, укреплении Братск-Острожный.

Picture background

-  Герб Братского района    

Геральдическое описание: в пересечённом зелёном и лазоревом (синем, голубом) поле поверх сечения выщербленный тонкий белый пояс и, ниже него, второй такой же пояс, поверх которых в центре щита — белый круг, обременённый чёрной бревенчатой башней с двухъярусной кровлей и открытыми прямоугольными воротами. 

Символика герба:

  • Сторожевая башня Братского острога символизирует преемственность поколений, традиции и историческую память. 
  • Белые волнистые пояса символизируют бурные воды рек Братского района. 
  • Белый круг — символ бесконечности, чистоты помыслов, преданности, веры. 
  • Синий цвет — символ искренности, преданности, высоких устремлений, а также воды, в данном случае это река Ангара и все реки Братского района. 
  • Зелёный цвет — лесные богатства района

Picture background

- Что общего вы заметили на изображении?

  1. Наш город – районный центр. Какие  же мы можем отметить достопримечательности? 

- У нас столько красивых парков, домов.  А вы знаете, чем славится Братск? Дети называют достопримечательности города.

- Как вы думаете, наш Братск достоин того, чтобы называться уникальным городом?

Игра «Узнай»

На слайдах фотографии с видами города, дети отгадывают, какая достопримечательность изображена.

Физминутка.

Игра «Рыбы, звери, растения»

Ведущий, поочередно указывая на участников, говорит: «Рыбы, звери, растения. Рыбы, звери, растения» и т. д. Неожиданно останавливается. Тот участник, на ком остановился ведущий, должен назвать рыбу, зверя или растение Братского района, в зависимости от слова, которое ему выпало.

- На последней открытке — Ангара. 

 Мы можем гордиться нашей рекой - Ангарой. Не каждый город стоит на такой широкой и красивой реке. И даже на гербе нашего города Ангара изображается голубой ленточкой.

-Стихотворение Агеевой Инессы прочитает ученица 2 класса Дубовицкая Алиса.

Сибирская
Красавица-река,
Родная дочь
Байкала-старика.
Средь гор тайги
Бежит всех птиц быстрее,
Чтоб встретиться
С могучим Енисеем.

-  Про реку Ангару нам расскажут ученики 3 класса. (Дети вытягивают листочки с фактами об Ангаре, зачитывают вслух).

  1. На Ангаре находится Братская ГЭС — третья по мощности гидроэлектростанция России после Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС.
  2. В бассейне Ангары около шести тысяч озер.
  3. Ангара — редкий пример большой реки, чей водный режим практически полностью зарегулирован от озера Байкал и до устья тремя большими водохранилищами. В верхнем течении водохранилище Иркутской ГЭС протянулось на 55 км, главная часть водохранилища Братской ГЭС — на 570 км, а Усть-Илимского — 12 км. Братское водохранилище — второе в мире по объему воды.
  4. По берегам Ангары найдено немало стоянок первобытного человека охотника на мамонтов, наскальные рисунки и другие продукты жизнедеятельности.
  5. Длина Ангары 1779 км, глубина до 10 метров, ширина от 300 метров до 15 км.
  6. Ангара замерзает позже других рек, даже тех, которые расположены в более теплом климате. Это происходит потому, что в истоке Ангары она берет из Байкала воду из глубины, у которой температура всю зиму не опускается ниже 4 градусов.
  7. Название этой сибирской реки часто используется для именования разных явлений и организаций. «Ангарой» зовутся: музей-ледокол, ракета-носитель, зенитно-ракетный комплекс, несколько видов радиостанций, зенитная самоходная установка, футбольный клуб, авиакомпания, литературный альманах
  8.   До строительства Братской ГЭС на Ангаре были Каменные острова, известные скалами и рисунками животных, сделанными древними людьми. Водохранилище Братской ГЭС затопило острова. Но перед затоплением из скал вырубили наиболее сохранившиеся рисунки. Эту работу выполняли приглашенные из Ленинграда мастера-каменотесы. Они вырубили каменные блоки из скал и доставили в Иркутский художественный музей. Некоторые из этих артефактов хранятся в санкт-петербургском Эрмитаже.
  9. В бассейне Ангары — только в границах Иркутской области — текут 38 195 рек общей протяженностью 162 603 км, что вчетверо превосходит длину окружности Земли по экватору.

- Про нашу реку  Ангару сложено много стихов и песен. Сейчас 3 класс споет песню «По Ангаре» (музыка А. Пахмутова, слова Н. Добронравов), а вы подпевайте.

-  Как вы думаете, можно считать Ангару уникальной? Почему?

-  Существует легенда, что у Байкала 330 сыновей, которые приносят Байкалу свои воды, и только одна дочь, убегающая от него к своему жениху Енисею  – Ангара.

 

- Как вы думаете, какое же главное богатство нашего Братского района?

- Конечно, главное богатство района – тайга.

- Ваша задача – сделать картину – пейзаж, составив 3 этажа леса. А какие этажи вы знаете? (деревья, кусты, травы).

Для этого мы разделимся на три группы. Каждая группа выберет  руководителя работы, докладчика, помощника докладчика. На выполнение работы 10 минут.

- Каждая  группа представляет свою работу.

IV. Контроль.

- Наш Братский район славится многими известными людьми. Давайте я буду называть их, а вы вспоминайте, кто это и чем он знаменит.

  1. Фролов, Михаил Иванович (1921-1995) — советский солдат, участник Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы. Родился в деревне Большая Мамырь.
  2. Шаманский Василий — краевед
  3. Александр Зубков, Альберт Демченко – олимпийские чемпионы, бобслеисты
  4. Геннадий Павлович Михасенко — писатель
  5.  Анна Георгиевна Овсянникова — актриса театра и кино

- Молодцы, ребята! Очень хорошо потрудились! Очень много знаний имеете о своей малой родине - Братском районе.

 V. Рефлексия.

-  Викторина «Братский район»

  1. На какой реке стоит Братск?
  2. Что такое сибирская сосна?
  3. Какой из зверей является пушным?
  4. Какую рыбу не возможно поймать в нашем водохранилище?
  5. Какая длина Ангары?
  6. Сколько поселков в Братском районе? (49)
  7. Что обозначает зеленая полоса на гербе?
  8. К какой отрасли промышленности относится Братская ГЭС?
  9. Как назвать детей, правильно ответивших на все мои вопросы?

-  Послушайте стихотворение Ю. Молчанова в исполнении ученицы 2 класса Белогур Витории.

ПРИЕЗЖАЙ В БРАТСК

Приезжай ты к нам в Братск, посмотри:
Снег на солнце всегда у нас звездный,
Посидим за столом до зари
Поедем в поселок – Покосный.

Красоты не отыщешь такой,
Разнотравьем богаты поля,
Воздух чист и пьянеет зимой,
Белым пухом одета земля.

В тех местах я частенько бывал,
Исходил предостаточно гор,
Кабаргу и оленя видал
И огромного моря простор.

В нем и омуль, и сиг, и плотва,
На наживку клюет окунек,
Хорошо посидеть у костра,
Из грибов смастерить шашлычок.

Глаза разбегутся от ягод,
Много звуков от пения птах.
Не облазишь пешком его за год,
Край мой братский, что кедром пропах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающий мир 2 класс Тема: Моя малая Родина - посёлок Боровой

Методическая разработка урока окружающий мир 2 класс "Моя малая Родина - посёлок Боровой"....

Внеурочное занятие с обучающимися начальной школы Тема «Дружба»

Занятие направлено на приобретение знаний о дружбе и правилах дружбы, формирование позитивного отношения к таким ценностям, как дружба, умение дружить, беречь дружбу и друзей....

Методическая разработка внеурочного занятия для обучающихся начального звена по формированию финансовой грамотности

laquo;Юный финансист» – это игра, которая заставляет додумывать, дорисовывать, домысливать увиденное, оживляет общение, побуждает двигаться и смеяться её участников! Благодаря таким форма...

Фрагмент внеурочного занятия для обучающихся 3 класса по теме «Материнское сердце чаще бьётся».

Фрагмент внеурочного занятия для обучающихся 3 класса по теме «Материнское сердце чаще бьётся»....

День Конституции. Внеурочное занятие для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью

ТЕМА: «ДЕНЬ Конституции» Цель занятия: познакомить обучающихся с государственным праздником – «Днем Конституции». Формирующиеся ценности: любовь к Родине. Планируемые результаты: Личностные: у...

Конспект воспитательного занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «Чисто жить – здоровым быть».

Описание материала: конспект занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «Чисто жить – здоровым быть».  Данный материал будет полезен воспитателям, классным рук...

Конспект воспитательного занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «В мире профессий».

Описание материала: конспект занятия для обучающихся начальных классов с ГУО на тему «Мир профессий».  Данный материал будет полезен воспитателям, классным руководителям, работаю...