Доклад "Внеурочная деятельность духовно – нравственного направления «Семьеведение» на ступени НОО"
методическая разработка

Клемешова Дарья Сергеевна

Доклад "Внеурочная деятельность духовно – нравственного направления «Семьеведение» на ступени НОО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Внеурочная деятельность духовно – нравственного направления «Семьеведение» на ступени НОО.

Подготовил: учитель начальных классов

Новорусановского филиала

 МБОУ «Жердевская СОШ №2»

Клемешова Дарья Сергеевна

В последнее время в Российской Федерации семейная политика признаётся одним из приоритетных направлений социальной сферы.

Цель внеурочной деятельности «Семьеведение» на ступени начального общего образования — формирование у обучающихся системы духовно-нравственных представлений об институте брака и семьи в современном обществе, ценности созидательных отношений, ценности семьи, ценности мужественности и женственности, а также готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации.

Задачи внеурочной деятельности:

  • создание условий для формирования нравственной устойчивости и навыков созидательного общения;
  • вовлечение младших школьников в поисковую деятельность, направленную на познание семейных традиций;
  • содействие сплочению семьи, укреплению связей между поколениями;
  • формирование родственных чувств и уважительного отношения к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
  • приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры.

На изучение курса внеурочной деятельности «Семьеведение» отводится 34 часа для обучающихся 1–4 классов с проведением занятий 1 раз в неделю.

Разрабатываемые программы предполагают консолидацию усилий государственных и общественных организаций, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи, повышение ценности социального института семьи в общественном сознании. 

Программы направлены на личностное развитие обучающихся, на получение начальных знаний о семье, её структуре, роли жены и мужа, матери и отца, о жизненном цикле семьи, на расширение и углубление системы знаний школьников о психологических основах семейных отношений, на формирование у них более адекватного представления об индивидуальных особенностях членов семьи, о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам в рамках семьи и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка.

В результате ознакомления с содержанием курса школьники должны:

  • иметь представление о понятии «семья»;
  • пополнить представление о своих родителях, о старшем поколении своей семьи, братьях и сёстрах;
  • развить умение ценить свободное время и рационально его использовать;
  • воспитать в себе бережливость, сдержанность в проявлении своих чувств и желаний;
  • знать семейные традиции;
  • уметь планировать домашние дела, осознанно относиться к своим обязанностям;
  • знать о ценности здоровья в жизни человека;
  • проявлять уважение к каждому члену семьи;
  • знать историю своей семьи;
  • владеть приёмами саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем.

В основе реализации лежит использование активных социально-психологических методов обучения в группе. Методы обучения в группе – ролевое моделирование, мозговой штурм, групповая дискуссия. Обучение в группе означает, что обучающиеся учатся: обмениваться информацией, формулировать и выражать личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и решать проблемы, развивать умение слушать, думать и работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учёбы как таковой.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. В этих видах деятельности обучающиеся тренируют социально важные умения и навыки. За счёт включения в активную совместную деятельность дети обычно бывают заинтересованы в ролевом моделировании. Учащиеся пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так, как они хотели бы действовать в реальности.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или вопросу. Обучающиеся высказывают идеи или мнения без каких-либо оценок или обсуждений со стороны других детей. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не закончится отведённое на него время. Затем проводится совместный анализ высказанных идей и мнений безотносительно к авторам.

Групповая дискуссия заключается в коллективном обсуждении вопроса по теме, проблемы, мнений. Использование этого метода позволяет: дать возможность обсудить тему с разных сторон; ослабить скрытые конфликты, удовлетворить потребность обучающихся в уважении со стороны участников. Групповая дискуссия используется как самостоятельная форма занятия, а также как приём в начале занятия, или для подведения итогов.

Методы обучения используются в зависимости от темы и целей.

Формы организации занятий:

Эффективность занятий обеспечивается разнообразием форм. 

Особым развивающим потенциалом обладают занятия по игровому моделированию. В процессе обучения моделируется ряд проблемных ситуаций, как «Составление режима дня», «Организую свои выходные» и т.д. В ходе моделирования у обучающихся формируется проектировочное мышление, ими осваиваются основы системно-целевого анализа.

Форма театрализации предполагает анализ проблемно-бытовых ситуаций. Здесь школьники учатся ролевому способу анализа детско-родительских отношений, овладевают техникой ретроспективного анализа проблемной ситуации.

Форма диспута систематически применяется в течение всего курса, причём с постепенным усложнением спектра обсуждаемых вопросов. Эта форма наиболее показательна. Именно активное участие в обсуждении разнообразных проблемных ситуаций обеспечивает динамику личностного роста обучающихся.

Такой вид работы, как индивидуальное консультирование бывает продиктован этическими соображениями. Так, у обучающихся в ходе занятий возникают вопросы, поиск ответов на которые требует именно индивидуально-дифференцированного подхода. Вместе с тем индивидуальные консультации используются для учебно-исследовательских заданий. 

Наряду с конкретными для каждого занятия целями, общие цели курса:

сплочение класса;

формирование у детей навыков работы в группе;

поддержка положительного эмоционального настроя у детей;

снятие у обучающихся состояния утомления;

установление в классе отношений доверия, открытости, доброжелательности;

развитие самостоятельности, инициативности обучающихся;

обучение детей планированию, контролю, оцениванию собственных действий;

обучение детей психологическому, валеологическому, этическому анализу своих   

действий и поступков.

обучение   владению   приёмами   саморегуляции   и   конструктивного   решения возникающих в семейной жизни проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорогою добра"

  Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкрети...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» НА СТУПЕНИ НОО ДЛЯ 1-4 КЛАССА

Изучение «Семьеведения» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют з...