«Портрет выпускника начальной школы. Формирование коммуникативных компетенция у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)»
материал
В материале предствлен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций детей с ОВЗ, через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_vypusknika.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Портрет выпускника начальной школы. Формирование коммуникативных компетенция у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)»
Перепелицына С.В.
учитель начальных классов
I категории
В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а также укрепление физического и духовного здоровья. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Выпускник начальной школы - это школьник, который уже понимает свое место в коллективе, понимает себя, умеет ставить перед собой вопросы "Кто я?" и "Зачем я?"
Какими же ключевыми компетенциями обладают выпускники начальной школы?
1. Учебно - познавательные (ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем).
2. Ценностно - смысловые компетенции (связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение).
3. Коммуникативные компетенции (навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями (ученик должен уметь представить себя , правильно задать вопрос, вести дискуссию).
4. Информационные компетенции (владение современными средствами информации и информационными технологиями.
5. Здоровьесберегающие компетенции (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни).
Данному портрету должны соответствовать все выпускники начальной школы, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в классах.
С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше таких детей. Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью – дети с задержкой психического развития, обучающиеся по адаптированным программам.
На сегодняшний день одной из проблем детей с задержкой психического развития является успешная социализация в обществе. Одним из наиболее важных условий социализации является развитие коммуникативных компетенций, которые являются одними из ключевых в портрете выпускника начальной школы.
Одним из перспективных методов, способствующих развитию коммуникативных компетенций у детей с ОВЗ, по моему мнению, является технология проектной деятельности.
Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением и воспитанием. Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми.
Существует ряд специфических особенностей проектной деятельности с детьми ОВЗ. Дети данной категории испытывают значительные затруднения в самостоятельной работе над проектом:
- актуальность темы проекта, доступность в её осознании детьми;
- использование пошаговых инструкций учителя и сопряжённых видов работы;
- максимальное включение родителей в совместное выполнение поставленных задач;
- индивидуальная психологическая поддержка интереса у детей с ОВЗ на протяжении всего проекта;
- использование эмпирического характера проекта— основанного на опыте (сравнениях, измерениях, ощущениях), наблюдениях реальных фактов.
В последние несколько лет мною были апробированы практико-ориентированные, исследовательские, ролевые, творческие и информационные виды проектов, подобран диагностический инструментарий (методики «Совместная сортировка» и «Кто прав?», задание «Дорога к дому», соцеометрия) , направленный на изучение взаимоотношений и коммуникативных способностей детей, показана эффективность применения проектной деятельности и перспективы развития. Каждое задание позволяет оценить действия, направленные на учет позиции собеседника, действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.
Показателем результативности проводимой мной работы являются – индивидуальные итоговые проекты, по окончанию 4–го класса. Которые получили хорошие отзывы от экспертов.
Таким образом, итоговые данные всех показателей мониторинга свидетельствуют орезультативностииспользования технологии проектной деятельности для формирования коммуникативных компетенция у детей с ОВЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портрет выпускника начальной школы
Описание выпускниканачальных классов, его личных качеств, сформированных УУД....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПО СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПОРТРЕТА ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
В данной статье идёт речь о педагогическом мониторинге учителя в рамках системы ФГОС....
Профессиональный педагогический проект "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС"
Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный от...
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС
Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия...
«Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на занятиях логопедической коррекции»
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с УО (ИН)
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с УО (ИН)Цель:ознакомить с понятием «коммуникативных компетенций» и приемами работы по формированию коммуникативных умений.Ауди...