Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Город белых ночей"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга «Город белых ночей» разработана на основе авторской программы по краеведению "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой. Курс «Город белых ночей» предназначен для учащихся 7-12 лет. Он рассчитан на 4 года ( 1класс -33 ч, 2-4 класс по 34 часа). Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_belyh_nochey.docx | 122.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа - детский сад № 620 Центрального района Санкт-Петербурга «РОСТОК» |
Принято Педагогическим советом от 31.08.2022 г. №1 | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ № 620 «РОСТОК» _________________ Гордеева Е.Г. Приказ от 31.08.2022 г. № 102 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по истории и культуре Санкт-Петербурга
«Город белых ночей»
2-4 класс
2022-2023г.
Разработчик:
зам. директора по УВР
Чиняева Л.В.
Санкт-Петербург
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Город белых ночей» разработана на основании нормативных и методических документов, регламентирующих деятельность ОУ:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 21.03.2021 г. № 115;
- распоряжения Комитета по образованию от 15.04 2022 г. №801-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2022/2023 учебном году»;
- санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
- Программы воспитания Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения возраста начальной школы - детского сада №620 Центрального района Санкт-Петербурга «РОСТОК»;
- Устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения возраста начальной школы - детского сада №620 Центрального района Санкт-Петербурга «РОСТОК»;
- Программы развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения возраста начальной школы - детского сада №620 Центрального района Санкт-Петербурга «РОСТОК».
Зачем ребенку изучать Санкт-Петербург?
Город, в котором он живет, можно сравнить с огромным домом. Человек будет чувствовать себя в доме комфортно и безопасно только тогда, когда осознает себя его хозяином, четко представляет, как жилище устроено, что и где в нем находится, и, главное, как всем этим пользоваться.
Программный курс «Город белых ночей» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт существования в городе-мегаполисе: научиться ориентироваться на городских улицах и площадях, освоить правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах, библиотеках. Эти практические умения и навыки пригодятся человеку на протяжении всей его жизни, даже, если он поменяет место жительства.
Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия города на Неве дает возможность приобщения школьников к духовным ценностям, позволяет осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы учебного курса «Город белых ночей» является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.
Цель курса – формирование подлинного петербуржца носителя лучших традиций петербургской культуры, гражданина России.
Задачи курса:
- Способствовать развитию духовно-нравственной сферы ребенка:
- осознание ребенком значимости культурного наследия и культурного пространства Петербурга для общества, для себя (для реализации своих собственных жизненных планов).
- формирование оценочных суждений
- формирование таких чувств, как сопричастность к городу и его проблемам, ответственность за свое поведение, уважение к согражданам – создателям петербургского наследия, носителям петербургской культуры, представителям разных национальностей, гордость за уникальность культурного наследия города, в котором он живет.
- Содействовать формированию практических умений, необходимых для жизни в современном городе-мегаполисе (ориентироваться в городском пространстве, читать карту города, извлекать информацию из объектов городской среды, вступать в коммуникацию с горожанами, организовывать свой досуг с учетом возможностей культурной столицы).
- Способствовать формированию устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению родного города.
Структура программы. Предполагаемый результат
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга «Город белых ночей» разработана на основе авторской программы по краеведению "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.Курс «Город белых ночей» предназначен для учащихся 7-12 лет. Он рассчитан на 4 года ( 1класс -33 ч, 2-4 класс по 34 часа). Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.
2 год
«Санкт-Петербург – город музеев и театров».
Изучаются музеи на стрелке Васильевского острова, ансамбль площади Искусств, площади Островского, Театральная площадь, реки, каналы, мосты Петербурга, мифы и легенды в архитектуре и скульптуре.
В конце второго года изучения курса учащиеся должны знать:
- некоторые музеи и площади нашего города
- реки, каналы, мосты
- мифических героев и животных, используемых в архитектуре и скульптуре города
- основные петербургские храмы
Должны уметь:
- показать на карте изучаемый объект
- найти дополнительный материал по теме
3 год
«Жители невских берегов».
Изучается история приневских земель, жизнь людей в эпоху Петра 1, жизнь царского двора в 18-19 веках, архитектурные стили (петровское барокко, классицизм).
В конце третьего года изучения курса учащиеся должны знать:
- историю приневских земель
- историю Петропавловской крепости
- историю Зимних дворцов
- жизнь петербуржцев 18 века
- архитектурные памятники, связанные с героическим прошлым города
- изучаемые архитектурные стили
Должны уметь:
- показать на карте изучаемый объект, рассказать о нем
- отличать один архитектурный стиль от другого
- найти дополнительный материал по теме
4 год
« Петербург в 18-19 веках. Пригороды Петербурга»
Изучаются дворцы, особняки, доходные дома, транспорт. Продолжается изучение архитектурных стилей (ампир, модерн). Особое внимание уделяется изучению пригородов Петербурга.
В конце четвертого года изучения курса учащиеся должны знать:
- дворцы, особняки, доходные дома Петербурга
- историю развития транспорта в Петербурге
- изучаемые архитектурные стили
- пригороды Петербурга (Стрельна, Петергоф, Ломоносов, Пушкин, Павловск, Гатчина)
Должны уметь:
- читать карту города
- использовать дополнительный материал
- подготовить викторину по теме
- провести небольшую экскурсию
- подготовить отчет по итогам посещения музея, учебной прогулки, экскурсии.
Формы обучения
Реализации задач курса «Город белых ночей» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
К таким методам относятся:
1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.
2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:
- цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
- карты города, области.
- Видеоматериалы, презентации
- предметы, вещи.
Контроль и оценка умений и навыков
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
При изучении курса по истории и культуре Санкт-Петербурга учащиеся могут достичь следующих личностных результатов:
- Формирование чувства гордости за свой город, его историческое прошлое.
- Формирование у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: ориентироваться по карте города, в реальном городском пространстве работать с источниками информации о городе.
- Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:
- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;
- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;
- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;
- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).
При изучении курса по истории и культуре Санкт-Петербурга учащиеся могут достичь следующих метапредметных результатов:
1. Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера.
Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;
Узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
2. Рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки).
Использовать ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета).
3. Разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции. Соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;
4. Применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов).
При изучении курса по истории и культуре Санкт-Петербурга учащиеся могут достичь следующих предметных результатов:
1. Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;
2. Перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость;
3. Перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);
4. Называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.
5. Работать по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга);
6. Объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
7. Регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;
Календарно – тематическое планирование занятий
2 год
№ п/п | Дата | Тема | Содержание. Основные понятия | Планируемые результаты | Виды деятельности | ||
план | факт | Предметные | Личностны. Метапредметные. | ||||
Вводный урок. Санкт – Петербург - город музеев и театров. | Первый музей нашей страны. Кунсткамера. Экспонаты. Музы. | Узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия; Умение находить и узнавать музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | музейно-педагогическое занятие «Первый музей нашей страны. Кунсткамера» | |||
Музеи на стрелке Васильевского острова. | Зодчий Георг Мартанови. Кунсткамера. Зоологический музей. Военно-морской музей. Экспонаты. | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в теме; Научатся называть конкретные экспонаты (соответственно теме); узнают их по изображению; Смогут перечислять петербургские традиции, фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека.
| Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Беседа, работа в микро группах «Музеи на стрелке Васильевского острова» | |||
Площадь Искусств. | Архитектор М. Аникушин, памятник А.С. Пушкину, Михайловский дворец, Русский музей, Михайловский театр, архитектор А. Брюллов. Филармония, Театр музыкальной комедии. | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия (партер, бенуар, ярус, ансамбль площади) Научатся называть конкретные экспонаты (соответственно теме); узнают их по изображению. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Беседа, ребусы, кроссворд | |||
Михайловский театр. Здание Филармонии. | Архитектор М. Аникушин, памятник А.С. Пушкину, Михайловский дворец, Русский музей, Михайловский театр, архитектор А. Брюллов. Филармония, Театр музыкальной комедии. | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия (партер, бенуар, ярус, ансамбль площади) Научатся называть конкретные экспонаты (соответственно теме); узнают их по изображению | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Беседа, работа в микро группах, инсценировка «Театр» | |||
Михайловский дворец. Русский музей. | Самый большой музей русского искусства. Архитектор К.И. Росси. Экспонаты (икона, картины, скульптуры) | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия ( партер, бенуар, ярус, ансамбль площади) Научатся называть конкретные экспонаты (соответственно теме); узнают их по изображению. Решение кроссворда. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | музейно-педагогическое занятие | |||
Площадь Островского. | Ансамбль площади (памятник Екатерине Второй, павильон Росси, Российская национальная библиотека, Александрийский театр) | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия ( партер, бенуар, ярус, ансамбль площади) Научатся называть конкретные экспонаты (соответственно теме); узнают их по изображению. Решение кроссворда | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Урок -викторина «Ансамбль площади» | |||
Театр имени А.С. Пушкина. (Александринский театр) | Александринский театр. Колесница Аполлона, лира, скульптор С. Пименов, жанры театрального искусства (трагедия, комедия) | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия ( партер, бенуар, ярус, ансамбль площади трагедия, комедия) Научатся называть конкретные экспонаты (соответственно теме); узнают их по изображению. Решение кроссворда | Личностные: Формирование интереса к театральному искусству. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | урок-игра, инсценировка «Сказка», видеофрагмент спектакля | |||
Российская национальная библиотека. | Российская национальная библиотека, архитектор К.И.Росси, скульпторы Пименов, Демут-Малиновский, Афина. | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с скульптурными изваяниями великих ученых и поэтов древности. | Личностные: Формирование бережного отношения к книгам. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Составление каталога | |||
Елисеевский магазин. Театр комедии. | Елисеевский магазин. Театр комедии им. Акимова. Архитектор Г. Барановский, торговый дом, витраж, скульптурные украшения магазина. | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с скульптурными украшениями (бог торговли Гермес, символы Просвещения и Милосердия) | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебная прогулка, составление афиши к спектаклю | |||
Театральная площадь. | Мариинский театр оперы и балета. Архитектор Альберт Кавос, интерьер Мариинского театра. Консерватория. | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с творчеством великих композиторов Н. Римского-Корсакова, М.И. Глинки. | Личностные: Формирование интереса к классической музыке. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Беседа, ребусы, кроссворд | |||
Проектная работа «Театры Петербурга» | «Театры Петербурга» | Научатся представлять свои проекты по теме. | Личностные: Формирование интереса к классической музыке и театральному искусству. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Проектная деятельность «Театры Петербурга» | |||
12 | Санкт – Петербургские храмы. | Никольский Морской собор, архитектор Савва Чевакинский, немецкая церковь святых Петра и Павла, архитектор А.П.Брюллов (Приход Матери Божией Лурдской Римско-каталической Церкви (костел)) | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с архитектурными памятниками разных конфессий (православный, католический храмы). | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | беседа, виртуальная экскурсия | ||
13 | Православные храмы. | Спасо-преображенский собор, архитертор Василий Стасов; Никольский Морской собор, архитектор Савва Чевакинский | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с архитектурными памятниками православных храмов. | Личностные: Формирование познавательного интереса к памятникам православной культуры, толерантного отношения к разным конфессиям. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | образовательное путешествие | ||
14 | Мечеть. | Татарская мечеть, синагога, архитекторы А.В. Малов, С. Кричинский. Архитектурные детали и узоры, минарет. | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с архитектурными памятниками мусульманской культуры | Личностные: Формирование уважительного отношения к людям разных национальностей. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | работа в микро группах | ||
15 | Синагога. Большая хоральная синагога | Сигнагога, традиции, архитектурные элементы, мавританский стиль, уникальная акустика, раввин | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с архитектурными памятниками иудейской культура (еврейский храм) | Личностные: Формирование уважительного отношения к людям разных национальностей. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | кроссворд дискуссия беседа | ||
16 | Буддийский храм. | Символ буддизма, Будда | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с архитектурными памятниками разных конфессий (буддийский храм) | Личностные: Формирование уважительного отношения к людям разных национальностей. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Викторина «Символы буддизма» | ||
17 | Костёлы. Приход Матери Божией Лурдской Римско-католической Церкви (костел) | Приход, костел, внутреннее убранство (большие раковины для воды, духовой орган, мраморный бюст Иисуса Христа), неороманский стиль, архитекторы Л. Бенуа, М. Перетяткович, башня-колокольня, граненый купол, | Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с архитектурными памятниками разных конфессий (костел) | Личностные: Формирование уважительного отношения к людям разных национальностей. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебная прогулка к Приходу Матери Божией Лурдской Римско-католической Церкви, | ||
18 | Экскурсия в Русский музей. | Самый большой музей русского искусства. Архитектор К.И. Росси. Экспонаты (икона, картины, скульптуры) | Узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия; Рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Экскурсия в Русский музей. | ||
19 | «Мосты повисли над водами…» | Город островов и мостов. Иоанновский мост, Эрмитажный мост, Аничков мост. Мост Ломоносова, части моста (пролет, украшение моста) | Узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Виртуальная экскурсия, работа в творческих группах «Изготовление модели моста» | ||
20 | Мосты через реки и каналы. | Мосты через реки и каналы. Красный мост, Желтый и Синий мосты, Театральный мост, Банковский мост. | Узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Кроссворд, творческая работа фотоколлаж | ||
21 | Мосты через Неву. | Наплавные мосты, Дворцовый мост, мост Лейтенанта Шмидта, Большеохтинский мост, мост Александра Невского | Узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Викторина «Мосты через Неву» | ||
22 | «В гранит оделася Нева…» | Гранитные и деревянные набережные, спуски, парапеты | Познакомятся с историей набережных | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Творческая работа – газета «В гранит оделася Нева…» | ||
23 | « Твоих оград узор чугунный…» | Мосты и набережные, ограды, первые фонари, решетка Летнего и Михайловского сада, архитектор А. Парланд, А. Воронихин. | Познакомятся с неповторимыми решетками Петербурга. Научатся узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Рисунки «Твоих оград узор чугунный…» | ||
24 | Проектная работа «Мосты повисли над водами» | Мосты Петербурга. | Научатся представлять свои проекты. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Проект «Мосты повисли над водами» | ||
25 | Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре. | Герои древних мифов. Атланты, Кариатиды, пути, гермы. | Познакомятся с архитектурными украшениями зданий Петербурга. Научатся узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | беседа ребусы дискуссия кроссворд | ||
26 | Атланты и кариатиды. | Герои древних мифов. Атланты, Кариатиды, пути, гермы. | Познакомятся с архитектурными украшениями зданий Петербурга. Научатся узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; | Личностные: Умение представлять свои творческие работы. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | фотозагадки | ||
27 | Герои мифов в скульптуре. | Скульптуры Летнего Сада, бюст, мраморные статуи, муза. | Узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с скульптурными памятниками. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | образовательное путешествие | ||
28 | Скульптуры – аллегории. | Скульптуры – аллегории в Летнем саду, на арке Главного штаба, арка Сената и Сенода. | Узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с скульптурными памятниками. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | работа в микро группах, ребусы | ||
29 | Животные в скульптуре. | Животные в скульптуре. Сторожевые львы. «Укротитель коней». Сказочные существа Ши-цза | Узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с скульптурными памятниками. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Фотозагадки, фо токоллаж | ||
30 | Звери и птицы. | Звери и птицы в скульптуре (Сова, Пеликан, «Чижик-пыжик») | Узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с скульптурными памятниками. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Викторина «Звери и птицы в архитектуре», рисунки «Звери и птицы в архитектуре» | ||
31 | Фантастические животные. | Сфинксы и грифоны. Египетские украшения в Петербурге. | Узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия по теме урока. Познакомятся с скульптурными памятниками. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Игра по станциям «Реальные и мифические животные в архитектуре» | ||
32 | Урок – викторина «Город мифов и легенд» | Город мифов и легенд | Выполнение теста. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Викторина «Город мифов и легенд» | ||
33 | Проектная работа «Каменный зоопарк» | Животные в скульптуре. Звери и птицы в скульптуре. | Научатся представлять свои проекты. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Проект «Каменный зоопарк» | ||
34 | Экскурсия по городу. | Любимая площадь в Петербурге. | Узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия; Рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Экскурсия «Мой любимый Петербург» |
3 год
№ п/п | дата | Тема | Содержание. Основные понятия | Планируемые результаты | формы | |||||||
Предметные | Личностные, метапредметные. | |||||||||||
Вводный урок. Река Нева | Река Нева, Ладожское озеро, устье реки, длина река, мосты через Неву | Познакомятся с историей названия реки. Узнают об основных притоках: слева - Мга, Тосна, Ижора, справа - Охта. Научатся работать с картой и извлекать из неё информацию с помощью условных обозначений | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | ребус | ||||||||
Жители невских берегов. | Северные племена(карелы, чудь, водь, весь, ижора). Балтийское море. Путь «из варяг в греки». Одежда местных жителей. Этнография. | Познакомятся с историей освоения невских берегов. Узнают о занятиях местных жителей, их традициях и самобытной культуре. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Виртуаль- ное путешествие- в музей этнографии | ||||||||
Из истории приневских земель. | Невская битва, Александр Невский, Невское устье, первые крепости. | Познакомятся с историей крепости Орешек. Научатся работать с картой и извлекать из неё информацию с помощью условных обозначений. (Карта-схема невских поселений в 17 веке) | Личностные: Формирование чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Кроссворд «Невская битва» | ||||||||
Музей Этнографии. Экскурсия. | Российский этнографический музей — один из крупнейших этнографических музеев Европы. Экспонаты XIX – нач. XX века дают возможность показать хозяйственную деятельность народа, народную архитектуру и домашний быт, обрядовую практику, религиозные представления, традиционный опыт воспитания детей, образцы художественного творчества. | Научатся узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия; Рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий. | Личностные: Формирование чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Музейное занятие | ||||||||
Невские крепости. Нотебург. Шлиссельбург Ниеншанц. | Война со Швецией, крепость Нотебург, Шлиссельбург, Ниеншанц, граф Шереметьев. | Узнают об истории завоевания Россией пути к Балтийскому морю. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Составле- ние карты-схемы | ||||||||
Кроншлот. Кронштадт. | Крепость Шлотбург (город-замок). Форт Кроншлот. Кронштадт. | Познакомятся с первыми крепостями –укреплениями. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Кроссворд «Город-замок» | ||||||||
Петропавловс- кая крепость. | Заячий остров, сподвижники царя, Петропавловская крепость –укрепление. Монетный двор. | Научатся узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию, познакомятся с названиями частей крепости ( куртины, равелины, кронверк) | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Образова- тельное путешест- вие | ||||||||
Петропавловский собор. | Церковь святых Петра и Павла. Элементы собора и их названия. | Познакомятся с историей Петропавловского собора. Научатся узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию, познакомятся с названиями частей собора. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Составле- ние кроссворда «Церковь святых Петра и Павла» | ||||||||
Домик Петра Первого. Троицкая площадь. | Первые городские улицы. Троицкая площадь. История домика Петра Первого. | Познакомятся с историей первых городских улиц и площадей. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Рисунок «Домик Петра Первого» | ||||||||
Урок - викторина | Обобщающее занятие. | Повторят и закрепят изученный материала. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, работать в группе, излагать свое мнение. | викторина | ||||||||
Архитектурные стили. Петровское Барокко. | Петровское Барокко. Образцовые дома | Познакомятся с новым архитектурным стилем, его отличительными чертами. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, работать в группе, излагать свое мнение. | коллаж | ||||||||
Меньшиковс- кий дворец. | Сподвижник Петра Первого - А.Д. Меншиков. Архитектурный стиль (Петровское барокко) | Познакомятся с историей создания дворца, его архитектурными украшениями. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, работать в группе, излагать свое мнение. | Рисунки «Элементы стиля «Петровс- кое барокко» | ||||||||
Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого. | Вольные собрания (ассамблеи), ассамблеи в Летнем саду, европейские танцы. | Познакомятся с историей проведения первых гуляний во времена Петра Первого. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | фотовыставка | ||||||||
Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство. | Адмиралтейские верфи, архитектор А.Захаров. | Познакомятся с историей появления первой судостроительной верфи. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | беседа | ||||||||
« Петербург – колыбель флота» | Здание Адмиралтейства, его архитектурные украшения. Классицизм. Символ города- кораблик Адмиралтейства. | Познакомятся с историей Адмиралтейства, прославляющее выход России к морским просторам. Элементы украшения здания. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | рисунок Символ города- кораблик Адмиралтейства. | ||||||||
Проектная работа | Верфь-крепость. | Научатся представлять свои проекты. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Мини-проект | ||||||||
Александро – Невская лавра. | Александро – Невская лавра. Монастырь. Архитектор Д.Трезини. Архитектурные сооружения монастыря. | Познакомятся с историей монастыря, его архитектурными сооружениями. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Образовательное путешествие | ||||||||
Невский проспект. | Большая перспективная дорога, мосты через Невский проспект. Площадь Островского. | Познакомятся с главной улицей города, главные архитектурные памятники на Невском проспекте. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | коллаж | ||||||||
Невский проспект. Казанский собор. | Православные памятники 19 века. Казанский собор, архитектор А.Н.Воронихин. | Познакомятся с историей собора, его архитектурными элементами. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Образовательное путешествие | ||||||||
Царский двор в правление Анны Иоановны. | Императрица Анна Иоановна. Самая известная постройка эпохи –Ледяной дом. | Познакомятся с историей культуры Петербурга во времена правления императрица Анна Иоановны. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Лепка «Ледяной дом». | ||||||||
21-22 | Из истории Зимних дворцов. Русское барокко. | Архитектор Г.И. Маттарнови. Зимний дворей, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Зимняя канавка, Эрмитажный театр. | Знакомятся с архитектурными сооружениями в стиле русского барокко. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Фотоколлаж | |||||||
23 | Как учили детей в Петербурге. | Екатерина Вторая, Смольный институт. | Познакомятся с историей обучения детей в 18 веке, открытием новых учебных заведений. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | беседа | |||||||
24 | Экскурсия « Где учился Филиппок». | Музей политической истории Санкт-Петербурга. | Учащиеся смогут отправиться вслед за героем Льва Толстого в сельскую школу. Здесь они узнают чему и как учили деревенских школяров; побывают на уроках русской словесности, арифметики и Закона Божьего; смогут сравнить свой мир с жизнью крестьянских детей далекого времени. | Личностные: Формирование чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | экскурсия | |||||||
25 | Развлечение дворян и народные гулянья в Петербурге 18 - 19 веков. | Конные состязания, народные гуляния, балаганы. | Познакомятся с историей развлечения дворян и народных гуляний в Петербурге 18 - 19 веков. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Беседа Рисунки «Народные гуляния» | |||||||
26 | Михайловский замок Павла Первого. | Император Павел Первый. Архитектор В.И. Баженов, зодчий В. Бренна. Михайловский замок. Конный памятник Петру Великому. | Познакомятся с историей создания замка, его архитектурными элементами. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Образовательное путешествие | |||||||
27 | Из истории пожаров и наводнений. | Пожары в Петербурге 18 века. Наводнение 1777 года | Знакомство с событиями 18 века. Истории пожаров и наводнений. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | беседа | |||||||
28 | Триумфальные арки Петербурга. | Триумфальные арки Петербурга (Петровские ворота, Нарвские ворота). Рельеф – аллегория, богиня победы Ника на нарвских воротах. Моско́вские Триумфа́льные воро́та, проект В. П. Стасова | Познакомятся с памятниками, построенными в честь героев-победителей. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Образовательное путешествие | |||||||
29 | Триумфальные арки Петербурга. | Триумфальные арки Петербурга (Петровские ворота, Нарвские ворота). Рельеф – аллегория, богиня победы Ника на нарвских воротах. Моско́вские Триумфа́льные воро́та, проект В. П. Стасова | Познакомятся с памятниками, построенными в честь героев-победителей. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Лепка «Изготовление модели арки» | |||||||
30 | Классицизм Карл Росси | Ансамбль. Карл Росси Ансамбль Дворцовой площади | Познакомятся с архитектурными сооружениями, построенными в стиле классицизма. Отличительные особенности стиля. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Образовательное путешествие | |||||||
31 | Ансамбли зодчего Росси. | Ансамбль. Карл Росси Площадь Островского. | Познакомятся с архитектурными сооружениями, построенными в стиле классицизма. Отличительные особенности стиля. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Образовательное путешествие | |||||||
32 | Ансамбли зодчего Росси | Ансамбль. Карл Росси Площадь Декабристов. | Познакомятся с архитектурными сооружениями, построенными в стиле классицизма. Отличительные особенности стиля. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Образовательное путешествие | |||||||
33 | Елагин дворец | Ансамбль. Карл Росси Елагин дворец, интерьер дворца. | Познакомятся с архитектурными сооружениями, построенными в стиле классицизма. Отличительные особенности стиля. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Виртуальная экскурсия | |||||||
34 | Проектная работа | Площади и ансамбли К.Росси. Здание Главного штаба, Александринский театр Улица Зодчего Росси | Научатся представлять свои проекты. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Проект «Ансамбли зодчего Росси» |
4 год
№ п/п | Дата | Тема | Содержание. Основные понятия | Планируемые результаты | Формы деятельности | ||||||
Предметные | Личностные, метапредметные. | ||||||||||
план | факт | ||||||||||
Петербург в начале 19 века | Архитектурный облик Петербурга. Стиль ампир | Познакомятся с архитектурным обликом Петербурга в начале 19 века | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, познавательного интереса к истории своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | беседа | |||||||
Пушкинский Петербург | Светский салон пушкинского времени, книжная лавка Смирдина, литературное общество В.А. Жуковского | Познакомятся с развитием русской культуры 19 века. Бал-маскарад в 19 веке | Личностные: Формирование познавательного интереса к литературе 19 века Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | беседа Изготовление маски на бал-маскарад | |||||||
Дворцы и особняки на рубеже 18-19 веков | Особняки-удобные городские дома. Таврический дворец, его архитектурные элементы. | Познакомятся со строительством дворцов и особняков в 19 веке. | Личностные: Осмысление значения дворцовых построек для развития нашего города Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение | Рисунки «Таврический дворец» | |||||||
Доходные дома. Эклектика. | Доходные дома. Доходный дом Руадзе, Жеребцовой. Архитектурный стиль –эклектика. | Познакомятся с элементами разных архитектурных стилей, цель строительства доходных домов. | Личностные: Формирование познавательного интереса к новым архитектурным стилям, чувства гордости за свой город. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | фотоколлаж | |||||||
Петербург на рубеже 19-20 веков. Стиль модерн | Стиль модерн. Дом Лидваля, дом компании «Зингер» элементы стиля модерна. | Познакомятся с элементами нового стиля -модерн. Архитектурными украшениями в стиле модерн. | Личностные: Формирование познавательного интереса к новым архитектурным стилям, чувства гордости за свой город. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | фотоколлаж | |||||||
Городская жизнь в 18-19 в. | Городская дума, съезжий дом, булыжная и торцовые мостовые, водопровод. Уличные фонари. | Познакомятся с городской жизнью Петербурга в 18-19 в. Первым городом, в котором появились каменные мостовые, освещение и полиции. | Личностные: Формирование познавательного интереса к истории своего города и страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Рисунок «Уличные фонари» | |||||||
Петербург – военная столица. | Преображенский и Семеновский полки, Измайловский и Конный полки, манежи. Марсово поле. | Познакомятся с историей развития армии и флота в Петербурге 18-19 веков. | Личностные: Формирование познавательного интереса к героической истории своего города и страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Образователь- ное путешествие | |||||||
Транспорт в Петербурге 18-19 в. | Трамвай на Неве, омнибус, конка, извозчик, двуколка. Первая железная дорога. | Познакомятся с историей развития транспорта в Петербурге 18-19 веков. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Викторина «Транспорт 19 века» | |||||||
Чему и как учили детей в Петербурге в 19 в. | Гимназии, уездные и приходские училища, закрытые заведения. Царскосельский лицей. | Познакомиться с историей учения детей в Петербурге 19 века. | Личностные: Формирование познавательного отношения к истории своего города и страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | беседа | |||||||
Проектная работа «Транспорт в Петербурге 18-19 в.» | Трамвай на Неве, омнибус, конка, извозчик, двуколка. Первая железная дорога. | Научатся представлять свои проекты. | Личностные: Формирование познавательного интереса к истории возникновения транспорта 18-19 века Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Выставка работ | |||||||
Пригороды Петербурга. Стрельна | Дворцово-парковые ансамбли. Стрельна. Константиновский дворец. | Познакомятся с историей дворцово-парковых ансамблей пригородов Петербурга. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, познавательного интереса к истории своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Виртуальное путешествие | |||||||
Петергоф | Верхние палаты, нагорный каменный дворец, Верхний сад, Нижний парк. | Познакомятся с историей дворцово-парковых ансамблей пригородов Петербурга. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, познавательного интереса к истории своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Образовательное путешествие | |||||||
Большой дворец и фонтаны Петербурга. Виртуальная экскурсия. | Большой дворец, архитектор Ф. Растрелли, Большой каскад | Познакомятся с историей дворцово-парковых ансамблей пригородов Петербурга. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Образовательное путешествие | |||||||
Ломоносов (Ораниенбаум) | Большой (Меншиковский дворец), архитекторы Дж. Фонтана, Г. Шедель. Китайский дворец. | Познакомятся с историей дворцово-паркового ансамбля Ломоносова. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Виртуальная экскурсия | |||||||
Пушкин (Царское село) | Большой Екатерининский дворец, янтарная комната, архитектурные элементы дворца. | Познакомятся с историей дворцово-паркового ансамбля Царского села. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Виртуальная экскурсия | |||||||
Павловск | Большой Павловский дворец. Крепость Бип, Храм дружбы, архитектор Чарльз Камерон, архитектурные элементы дворца. | Познакомятся с историей дворцово-паркового ансамбля Павловска. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Виртуальная экскурсия | |||||||
Гатчина | Гатчинский дворец, архитектор Антонио Ринальди. Приоратский дворец. Памятник Павлу Первому. | Познакомятся с историей дворцово-паркового ансамбля Гатчины. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Виртуальная экскурсия | |||||||
Сады Петербурга. Ботанический сад | Аптекарский огород, Ботанический сад. | Познакомятся с коллекцией живых растений Ботанического сада. | Личностные: Формирование бережного отношения к природе. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | фотоколлаж | |||||||
Музеи Петербурга. Крейсер «Аврора» | Крейсер «Аврора» | Познакомятся с историей исторического корабля «Аврора». | Личностные: Формирование познавательного интереса к героическому прошлому нашего города. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Выставка рисунков Крейсер «Аврора» | |||||||
Сады и парки Петербурга | Марсово поле, сад Таврического дворца, сад Михайловского дворца. | Познакомятся с историей Марсово поле, сад Таврического дворца, сад Михайловского дворца. | Личностные: Формирование бережного отношения к природе. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Кроссворд «Сады и парки» | |||||||
Государственный мемориальный музей А.В. Суворова | Экскурсия в музей А.В. Суворова. | Познакомятся с историей музея, его экспонатами. | Личностные: Формирование познавательного интереса к героическому прошлому нашего города. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Пешеходная экскурсия | |||||||
Петербургский музей кукол. | Современный музей, частная коллекция. | Познакомятся с экспозицией мира кукол. Деревянная скульптура, куклы-обереги, обрядовые куклы, сказочные персонажи, театральные маски. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Музейное занятие | |||||||
Кунсткамера. | Кунсткамера - первый музей города. Экспонаты. | Познакомятся с историей возникновения первого музея, его экспонатами. | Личностные: Формирование познавательного интереса к истории возникновения первого музея Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | беседа | |||||||
Мраморный дворец | Мраморный дворец, архитектор А.Ринальди, архитектурные элементы дворца. | Познакомятся с историей создания дворца. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Виртуальная экскурсия | |||||||
Государственный музей городской скульптуры | Памятники монументального искусства. Памятник Петру Первому, Александру Третьему, памятник Екатерине Второй и др. | Познакомятся с городской монументальной скульптурой | Личностные: Формирование бережного отношения к городским памятникам, чувства гордости за свой город, за историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Круглый стол | |||||||
Зоологический музей | Зоологический музей –крупнейший зоологический музей в Европе. | Познакомятся с историей создания музея, его разнообразной коллекцией животного мира. | Личностные: Формирование бережного отношения к природе. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Выставка работ | |||||||
Центральный военно-морской музей | Россия - морская держава Флот в годы войны История Российского флота. | Познакомятся с историей Российского флота, музейной экспозицией. | Личностные: Формирование познавательного интереса к истории Российского флота Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Образовательное путешествие | |||||||
Архитектура Петербурга –Ленинграда. | Архитектурный стиль-конструктивизм. Дворец культуры им. Кирова. | Познакомятся с новым архитектурным стилем –конструктивизм, его отличительными элементами. | Личностные: Формирование познавательного интереса к новым архитектурным стилям, чувство гордости за свой город. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | фотовыставка | |||||||
Ленинград – город герой. | Ленинград, блокада, Зеленый пояс Славы. | Познакомятся с трагической и героической страницей истории города во время Великой Отечественной войны. | Личностные: Формирование познавательного интереса к героическому прошлому нашего города. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | беседа | |||||||
« Разорванное кольцо» | Мемориал «Разорванное кольцо» | Познакомятся с историей мемориала « Разорванное кольцо» | Личностные: Формирование познавательного интереса к героическому прошлому нашего города. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | беседа | |||||||
Пискарёвское кладбище. Дневник Тани Савичевой | Пискаревское мемориальное кладбище- музей героическим защитникам Ленинграда. Фигура Родины-матери., детский дневник- документ, обличающий фашизм. | Познакомятся с трагической и героической страницей истории города во время Великой Отечественной войны | Личностные: Формирование познавательного интереса к героическому прошлому нашего города. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Творческая работа. Письмо детям блокадного города | |||||||
Урок – викторина «Знаете ли вы свой город» | Архитектурные памятники и имена императоров, связанные с данными сооружениями. | Выполнение теста. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю своей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | викторина «Знаете ли вы свой город» | |||||||
33-34 | Проектная работа | «Моё - любимое место в Петербурге» | Научатся представлять свои проекты. | Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, историю соей страны. Метапредметные: Способствовать решать проблемы творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, умение работать самостоятельно | Презентация проектов |
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями. СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
- Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город- СПб.: Химия, 1996 г.
- Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:
- Интерактивная доска, компьютер
- видеофильм "Санкт-Петербург"
- видеоэкскурсия "Санкт-Петербург и пригороды".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Белая ладья»
Направленность: общеинтеллектуальная, спортивная Возраст обучающихся – 7-9 лет Срок реализации – 1 год Количество часов за год: 34ч. в неделю: 1час ....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Белая ладья" для 1, 2, 3 класса
Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Белая ладья" для 4 класса
Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Цель программы: создание условий для личностного...