Рабочая программа внеурочной деятельности "Белая ладья" для 1, 2, 3 класса
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему
Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий - способность действовать в уме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmatnaya_sektsiya_belaya_ladya_1_2_3_god.docx | 76.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. ПУЦЫКИНА
ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
спортивно - оздоровительной направленности
«Белая ладья»
1, 2, 3 класс
СОГЛАСОВАНА на заседании МС школы протокол от 27.08.2014г. № 1 | ПРИНЯТА педагогическим советом школы протокол от 29.08.2014 г.№ 1 | УТВЕРЖДЕНА приказом директора школы от 01.09.2014 г. № 134/01-09 |
Учитель высшей категории Докучаева Лилия Ивановна
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий - способность действовать в уме.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
Образовательные
- научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Развивающие
- развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;
- формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
- развить навыки групповой работы;
- способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
- заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности.
Воспитательные
- воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени
Методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры.
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Формы и средства обучения
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Результаты обучения
В результате изучения программы «Белая ладья» обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
предметных результатов:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
- определять последовательность событий;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа спортивно-оздоровительной направленности «Белая ладья» изучается в 1 классе 33 учебных часа (1 час в неделю; 33 учебные недели). Занятия проводятся в шахматном кабинете.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Краткая история шахмат. | 1 | 1 | |
2 | Шахматная доска. | 1 | 1 | |
3 | Шахматная нотация. | 1 | 1 | |
4 | Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур. | 2 | 10 | 12 |
5 | Ценность шахматных фигур. | 1 | 1 | |
6 | Цель шахматной партии. | 7 | 10 | 17 |
Итого: | 13 | 20 | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 33 ЧАСА)
Дата | Тема занятия Содержание | Кол-во часов | Номер занятия | |
Краткая история шахмат 1час Знакомство учащихся с программой и распорядком работы шахматного кружка. Инструктаж по технике безопасности. Волшебный мир шахмат. Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи в истории шахмат. | 1 | 1 | ||
Шахматная доска 1 час Шахматная доска. Две армии на шахматной доске. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. | 1 | 2 | ||
Шахматная нотация 1 час Шахматная нотация.. Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске."Адрес" поля | 1 | 3 | ||
Шахматные фигуры Начальная расстановка фигур 12 час Шахматные фигуры. Начальное положение. Две армии - белая и чёрная. Фигуры и пешки. | 1 | 4 | ||
Пешка. Сколько пешек на доске и как они называются. Правило взятия на проходе. Превращение пешки. | 1 | 5 | ||
Пешка. Проходные пешки. Блокированные пешки. Сдвоенные, связанные и изолированные пешки. | 1 | 6 | ||
Ладья. Ход ладьёй. Взятие. Дидактические игры "Съешь клубничку", "Домик и мухоморы". | 1 | 7 | ||
Ладья против ладьи, ладья против пешек. Дидактическая игра "Волшебный сундучок". | 1 | 8 | ||
Слон. Ход слоном. Взятие. Дидактические игры "Лабиринт", "Съешь клубничку", "Домик и мухоморы". | 1 | 9 | ||
Слон против слона, против ладьи и против пешек. Дидактическая игра "Поймай чёрного слона". | 1 | 10 | ||
Ферзь. Ход ферзём. Взятие. Дидактические игры "Съешь клубничку", "Домик и мухоморы". | 1 | 11 | ||
Ферзь против ферзя, ладьи, слона и против пешек. Дидактическая игра "Волшебный сундучок". | 1 | 12 | ||
Конь. Ход конём. Взятие. Дидактические игры "Волшебный сундучок", "Побей кусачие фигуры". | 1 | 13 | ||
Конь против фигур и пешек. Дидактическая игра "Поймай чёрного коня". Двойной удар. Нападение и защита. | 1 | 14 | ||
Король. Ход королём. Взятие. Дидактические игры "Съешь клубничку", "Домик и мухоморы". | 1 | 15 | ||
Ценность шахматных фигур 1 час Ценность фигур. Выгодно - невыгодно. Пешка - "мера веса" шахматной фигуры. Сколько пешек "весят" ферзь, ладья, слон и конь | 1 | 16 | ||
Цель шахматной партии 17 час Король против фигур и пешек. Дидактическая игра. "Поймай чёрного коня". Двойной удар королём. Нападение и защита. | 1 | 17 | ||
Нападение на короля - шах. Шахматная нотация. Повторение и обобщение. Что такое шах. | 1 | 18 | ||
Вскрытый шах и двойной шах. Вскрытый (открытый) шах. Двойной шах. | 1 | 19 | ||
Мат как цель игры в шахматы. Что такое мат. Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь. | 2 | 20, 21 | ||
Особый ход - рокировка. Длинная и короткая рокировка. Когда можно рокировать. | 2 | 22,23 | ||
Мат в один ход - более сложные случаи. Дидактические задания "Поставь мат в один ход". | 2 | 24,25 | ||
Ничья. Пат, вечный шах. Разновидность ничьей. Вечный шах. Чем отличается пат от мата. | 2 | 26,27 | ||
Линейный мат. Мат в два хода. Матование двумя ладьями одинокого короля. | 2 | 28,29 | ||
Мат королём и ферзём. Метод оттеснения короля в угол. Патовые ловушки. | 2 | 30,31 | ||
Повторение и обобщение. Cеанс одновременной игры. | 2 | 32,33 | ||
ИТОГО | 33 | 33 |
Содержание программы
1 класс Первый год обучения
1.КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Практические занятия
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
3. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Практические занятия
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
4. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практические занятия
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
5. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Практические занятия
“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).
“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.
6. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Практические занятия
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
7.ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Практические занятия
“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
8.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Практические занятия
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
- различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах, мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа спортивно-оздоровительной направленности «Белая ладья» изучается во 2 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели). Занятия проводятся в шахматном кабинете.
Учебно-тематический план
№ п/п | Т Е М А | Количество часов | ||
Всего | На теорию | На практику | ||
1 | Волшебный мир шахмат. Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Шахматная доска. | 1 | 1 | - |
3 | Ходы и взятие фигур. | 6 | 2 | 4 |
4 | Техника матования одинокого короля | 10 | 5 | 5 |
5 | Шахматная комбинация. | 10 | 2 | 8 |
6 | Квалификационные турниры, анализ партий и типовых позиций | 6 | - | 6 |
ИТОГО | 34 | 11 | 23 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА)
Дата | Тема занятия Содержание | Кол-во часов | Номер занятия | |
Волшебный мир шахмат. Вводное занятие 1час Знакомство учащихся с программой и распорядком работы шахматного кружка. Инструктаж по технике безопасности. Волшебный мир шахмат. Основные вехи в истории шахмат. | 1 | 1 | ||
Шахматная доска. 1 час Шахматная доска. Две армии на шахматной доске. Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. | 1 | 2 | ||
Ходы и взятие фигур. 6 час Пешка. Правило взятия на проходе. Превращение пешки. Проходные пешки. Блокированные пешки. Сдвоенные, связанные и изолированные пешки. | 1 | 3 | ||
Ладья. Ход ладьёй. Взятие. Ладья против ладьи, ладья против пешек. Дидактическая игра "Волшебный сундучок". | 1 | 4 | ||
Слон. Ход слоном. Взятие. Слон против слона, против ладьи и против пешек. Дидактическая игра "Поймай чёрного слона". | 1 | 5 | ||
Ферзь. Ход ферзём. Ферзь против ферзя, ладьи, слона и против пешек. Дидактическая игра "Волшебный сундучок". | 1 | 6 | ||
Конь. Ход конём. Взятие. Конь против фигур и пешек. Дидактическая игра "Поймай чёрного коня".Двойной удар. Нападение и защита. | 1 | 7 | ||
Король. Ход королём. Взятие. Дидактические игры "Съешь клубничку", "Домик и мухоморы". | 1 | 8 | ||
Техника матования одинокого короля. 10 час Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход». Игровая практика. | 2 | 9,10 | ||
Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | 4 | 11,12, 13,14 | ||
Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | 2 | 15,16 | ||
Ладья и король против короля. Дидактические задания «Мат в один ход», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | 2 | 17,18 | ||
Шахматная комбинация.10 час Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). | 2 | 19,20 | ||
Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. | 4 | 21,22, 23, 24, | ||
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | 2 | 25, 26 | ||
Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). | 2 | 27, 28 | ||
Квалификационные турниры, анализ партий и типовых позиций 6 час | 29,30,31, 32,33, 34 | |||
ИТОГО | 34 | 34 |
Содержание программы
2 класс Второй год обучения
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
2.ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Практические занятия
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
3. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Практические занятия
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети но очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга, чем отличаются. (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». Педагог ставит на столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практические занятия
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на про ходе, превращение пешки.
Практические занятия
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при
игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход попасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее— побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом огне те черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Практические занятия
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Практические занятия
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
5. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Практические занятия
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
6.КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТУРНИРЫ. АНАЛИЗ ПАРТИЙ И ТИПОВЫХ ПОЗИЦИЙ
К концу второго года обучения дети должны знать:
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа спортивно-оздоровительной направленности «Белая ладья» изучается в 3 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели). Занятия проводятся в шахматном кабинете.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Основные направления развития шахматной стратегии и тактики в современном мире. | 2 | 2 | |
3 | Дебют. Классификация дебютов | 6 | 4 | 10 |
4 | Миттельшпиль | 2 | 6 | 8 |
5 | Эндшпиль | 2 | 6 | 8 |
6 | Основы методики тренировки шахматиста | 5 | 5 | |
Итого: | 13 | 21 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА)
Дата | Тема занятия Содержание | Кол-во часов | Номер занятия | |
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 ЧАС Знакомство учащихся с программой и порядком работы шахматной секции. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | ||
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШАХМАТНОЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 1 ЧАС Капабланка и его стиль. Крупнейшие международные турниры XX века Образование ФИДЕ. Система розыгрыша звания чемпиона мира. Русская шахматная школа, её успехи и роль в мировом шахматном движении. | 2 | 2,3 | ||
ДЕБЮТ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕБЮТОВ 10 ЧАС Значение флангов в дебюте. | 2 | 4,5 | ||
Захват центра с флангов. Подрыв центра. | 2 | 6,7 | ||
Гамбиты. План в дебюте. | 2 | 8,9 | ||
Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. | 2 | 10,11 | ||
Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита. | 2 | 12,13 | ||
МИТТЕЛЬШПИЛЬ 8 ЧАС Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Комбинации с мотивом "спёртого мата". | 2 | 14,15 | ||
Использования слабости последней горизонтали, разрушение пешечного центра. | 2 | 16,17 | ||
Освобождения поля, перекрытия, блокировки, превращения пешки. Уничтожение защиты. План игры. Открытие и полуоткрытое линии. | 2 | 18,19 | ||
Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Сложные комбинации на сочетание идей. Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь. | 2 | 20,21 | ||
ЭНДШПИЛЬ 8 ЧАС Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек. Отдалённая проходная пешка. | 2 | 22,23 | ||
Защищённая проходная пешка. Пешечный прорыв. Слон против пешки. | 2 | 24,25 | ||
Конь против пешки. Король, конь и пешка против короля. Слоновые окончания. Король, слон и пешка против короля. Конь с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек. | 2 | 26,27 | ||
Ладья против пешек. Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи. | 2 | 28,29 | ||
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА 5 ЧАС Понятие об обучении и тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Формы и методы тренировки шахматиста. Индивидуальный план и график тренировочных занятий шахматиста. СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШАХМАТИСТА Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических упражнении и спорта. Гигиена умственного труда. Личная гигиена шахматиста. Значение правильного режима для юного шахматиста. Двигательная активность шахматиста. | 3 2 | 30,31,32 33,34 | ||
ИТОГО | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Знакомство учащихся с программой и распорядком работы шахматной секции.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШАХМАТНОЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Капабланка и его стиль. Крупнейшие международные турниры XX века Образование ФИДЕ. Система розыгрыша звания чемпиона мира. Русская шахматная школа, её успехи и роль в мировом шахматном движении.
3. ДЕБЮТ.
Классификация дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Подрыв центра. Гамбиты. План в дебюте. Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита.
4. МИТТЕЛЬШПИЛЬ
Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Комбинации с мотивом "спёртого мата", использования слабости последней горизонтали, разрушение пешечного центра, освобождения поля, перекрытия, блокировки, превращения пешки. уничтожение защиты. План игры. Открытие и полуоткрытое линии Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Сложные комбинации на сочетание идей. Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.
5. ЭНДШПИЛЬ
Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек. Отдалённая проходная пешка. Защищённая проходная пешка. Пешечный прорыв. Слон против пешки. Конь против пешки. Король, конь и пешка против короля. Слоновые окончания. Король, слон и пешка против короля. Конь с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек. Ладья против пешек.
Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи.
6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА.
Понятие об обучении и тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Формы и методы тренировки шахматиста. Индивидуальный план и график тренировочных занятий шахматиста.
СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШАХМАТИСТА.
Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических упражнений и спорта. Гигиена умственного труда. Личная гигиена шахматиста. Значение правильного режима для юного шахматиста. Двигательная активность шахматиста.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические приемы;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа спортивно-оздоровительной направленности «Белая ладья» изучается в 4 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели). Занятия проводятся в шахматном кабинете.
4 класс
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Основные направления развития шахматной стратегии и тактики в современном мире. | 2 | 2 | |
3 | Дебют. Классификация дебютов | 6 | 4 | 10 |
4 | Миттельшпиль | 2 | 6 | 8 |
5 | Эндшпиль | 2 | 6 | 8 |
6 | Основы методики тренировки шахматиста | 5 | 5 | |
Итого: | 13 | 21 | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА)
Дата | Тема занятия Содержание | Кол-во часов | Номер занятия | |
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 ЧАС Знакомство учащихся с программой и порядком работы шахматной секции. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | ||
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШАХМАТНОЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 2 ЧАС Капабланка и его стиль. Крупнейшие международные турниры XX века Образование ФИДЕ. Система розыгрыша звания чемпиона мира. Русская шахматная школа, её успехи и роль в мировом шахматном движении. | 2 | 2,3 | ||
ДЕБЮТ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕБЮТОВ 10 ЧАС Значение флангов в дебюте. | 2 | 4,5 | ||
Захват центра с флангов. Подрыв центра. | 2 | 6,7 | ||
Гамбиты. План в дебюте. | 2 | 8,9 | ||
Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. | 2 | 10,11 | ||
Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита. | 2 | 12,13 | ||
МИТТЕЛЬШПИЛЬ 8 ЧАС Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Комбинации с мотивом "спёртого мата". | 2 | 14,15 | ||
Использования слабости последней горизонтали, разрушение пешечного центра. | 2 | 16,17 | ||
Освобождения поля, перекрытия, блокировки, превращения пешки. Уничтожение защиты. | 2 | 18,19 | ||
План игры. Открытие и полуоткрытое линии. Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Сложные комбинации на сочетание идей. Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь. | 2 | 20,21 | ||
ЭНДШПИЛЬ 8 ЧАС Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек. Отдалённая проходная пешка. | 2 | 22,23 | ||
Защищённая проходная пешка. Пешечный прорыв. Слон против пешки. | 2 | 24,25 | ||
Конь против пешки. Король, конь и пешка против короля. Слоновые окончания. Король, слон и пешка против короля. | 2 | 26,27 | ||
Конь с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек. Ладья против пешек. Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи. | 2 | 28,29 | ||
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА 5 ЧАС Понятие об обучении и тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Формы и методы тренировки шахматиста. Индивидуальный план и график тренировочных занятий шахматиста. СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШАХМАТИСТА Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических упражнении и спорта. Гигиена умственного труда. Личная гигиена шахматиста. Значение правильного режима для юного шахматиста. Двигательная активность шахматиста. | 3 2 | 30,31,32 33,34 | ||
ИТОГО | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Знакомство учащихся с программой и распорядком работы шахматной секции.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШАХМАТНОЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Капабланка и его стиль. Крупнейшие международные турниры XX века Образование ФИДЕ. Система розыгрыша звания чемпиона мира. Русская шахматная школа, её успехи и роль в мировом шахматном движении.
3. ДЕБЮТ.
Классификация дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Подрыв центра. Гамбиты. План в дебюте. Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита.
4. МИТТЕЛЬШПИЛЬ
Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Комбинации с мотивом "спёртого мата", использования слабости последней горизонтали, разрушение пешечного центра, освобождения поля, перекрытия, блокировки, превращения пешки. уничтожение защиты. План игры. Открытие и полуоткрытое линии Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Сложные комбинации на сочетание идей. Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.
5. ЭНДШПИЛЬ
Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек. Отдалённая проходная пешка. Защищённая проходная пешка. Пешечный прорыв. Слон против пешки. Конь против пешки. Король, конь и пешка против короля. Слоновые окончания. Король, слон и пешка против короля. Конь с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек. Ладья против пешек.
Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи.
6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ШАХМАТИСТА.
Понятие об обучении и тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Формы и методы тренировки шахматиста. Индивидуальный план и график тренировочных занятий шахматиста.
СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШАХМАТИСТА.
Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических упражнений и спорта. Гигиена умственного труда. Личная гигиена шахматиста. Значение правильного режима для юного шахматиста. Двигательная активность шахматиста.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
- некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
- правила игры в миттельшпиле;
- основные элементы позиции.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
- правильно разыгрывать дебют;
- грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
- проводить элементарно анализ позиции;
- составлять простейший план игры;
- находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- пользоваться шахматными часами.
Учебно-методический комплект, реализующий программу «Белая ладья» включает:
- *Барский В. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. (В 2 частях). – ООО «Дайв», 2008г.
- *Барский В.Карвин в шахматном лесу. Методическое пособие для учителя. – ООО «Дайв», 2008г.
- *Попов С. Шахматный букварь.- М.:ИНФРА-М.1994 г.
- *Цифровые образовательные ресурсы.
Для обучающихся комплект включает:
- *Барский В.Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. (В 2 частях). – ООО «Дайв», 2008г.
Литература
Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.
Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.
Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.
Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.
Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.
Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.
Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.
Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984.
Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.
Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.
Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.
Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.
Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.
Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классовС любовью к городу...