Рабочая программа внеурочной деятельности "Белая ладья" для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Докучаева Лилия Ивановна

Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.  Цель программы:  создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_ladya_4_god.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. ПУЦЫКИНА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительной направленности

«Белая ладья»

4 класс

СОГЛАСОВАНА

на заседании

МС школы

протокол

от 29.08.2016 г. № 1

ПРИНЯТА

педагогическим советом школы

протокол

от 30.08.2016 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА приказом

директора школы

от 31.08.2016 г.

№ 154/01-09

                                

Учитель высшей категории Докучаева Лилия Ивановна

                

2016/2017 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий - способность действовать в уме.

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает  многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч  детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что  начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост  и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование  занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций,  чтение дидактических сказок и т. д. Важное  значение при изучении  шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цель программы:  Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы:

Образовательные

  • научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;
  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

Развивающие

  • развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;
  • формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);   
  • развить навыки групповой работы;
  • способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
  • заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности.

Воспитательные

  • воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени

Методы обучения

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

      На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.       

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм 

мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения учащимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.).

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Формы и средства обучения

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические         игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Место  курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа спортивно-оздоровительной направленности «Белая ладья» изучается в 4 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели). Занятия проводятся в шахматном кабинете.  

Результаты обучения

В результате изучения программы «Белая ладья» в 4-ом классе учащиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов 

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, инициатива в дебюте;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать выводы;
  • уметь проводить комбинации;
  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
  • определять последовательность событий;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии;
  •  знать  приёмы атаки и проблемы центра;
  • изучить легкофигурные и ладейные окончания;
  • знать основные направления развития шахматной стратегии и тактики в современном мире.

     

4 класс

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований

2

2

3

Исторический обзор развития шахмат

2

1

3

3

Дебют

2

6

8

4

Миттельшпиль

2

6

8

5

Эндшпиль

2

6

8

6

Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций

4

4

Итого:

11

23

34

       

Содержание программы

4 класс

Раздел 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (1 час) Организационные вопросы. Знакомство учащихся с программой и порядком работы шахматной секции. Инструктаж по ТБ.

Раздел 2. ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС. СУДЕЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ (2 часа) Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о соревнованиях, регламент. Порядок открытия и закрытия соревнований.

Раздел 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ШАХМАТ (3 часа) Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в русском былинном творчестве. Шахматы в культуре Киевской Руси. Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Археологические находки на территории русского государства. Первая шахматная книга на русском языке Ивана Бутримова. Первый русский мастер А.Д.Петров. Журнал "Шахматный листок". Первый чемпион мира В. Стейниц и его учение.

 Раздел 4. ДЕБЮТ (8 часов)

Классификация дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Подрыв центра. Гамбиты. План в дебюте. Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита. Стратегические идеи русской партии, скандинавской защиты, французской защиты, принятого ферзевого гамбита, староиндийской защиты.

Раздел 5. МИТТЕЛЬШПИЛЬ (8 часов)

Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками. Атака фигурами. Атака в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Атака на короля.

Атака нерокировавшегося короля, атака короля при односторонних и разносторонних рокировках. Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающих ходов.

Раздел 6. ЭНДШПИЛЬ  (8 часов)

Поля соответствия в пешечных окончаниях. Конь с пешками против коня с пешками. Борьба слона с пешками против слона с пешками: слоны одноцветные, слоны разноцветные. Ладья и крайняя пешка против ладьи. Ладья и некрайняя пешка против ладьи. Многопешечные окончания. Реализация лишней пешки в многопешечных  окончаниях. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. Ладья с пешкой против ладьи с пешкой. Сложные ладейные окончания.  

Раздел 7. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТУРНИРЫ. АНАЛИЗ ПАРТИЙ И ПИПОВЫХ ПОЗИЦИЙ. (4 часа) Участие в школьных и   районных турнирах и соревнованиях. Анализ партий и типовых позиций.

Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

зан.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Вводное  занятие  (1 час)

1

1

Организационные вопросы. Знакомство учащихся с программой и порядком работы шахматной секции. Инструктаж по ТБ.

    1

Раздел 2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований (2 часа)

2

1

Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о соревнованиях, регламент.

    1

3

2

Порядок открытия и закрытия соревнований.

1

Раздел 3. Исторический обзор развития шахмат (3 часа)

4

1

Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в русском былинном творчестве. Шахматы в культуре Киевской Руси.

1

5

2

Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Археологические находки на территории русского государства. Первая шахматная книга на русском языке Ивана Бутримова.

1

6

3

Первый русский мастер А.Д.Петров. Журнал "Шахматный листок". Первый чемпион мира В. Стейниц и его учение.

1

Раздел 4. Дебют. Классификация дебютов (10 часов)

7

1

Классификация дебютов.

1

8

2

Значение флангов в дебюте.

1

9

3

Захват центра с флангов. Подрыв центра.

1

10

4

Гамбиты. План в дебюте.

1

11

5

Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем.

1

12

6

Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита.

1

13-14

7-8

Стратегические идеи русской партии, скандинавской защиты, французской защиты, принятого ферзевого гамбита, староиндийской защиты.

2

Раздел 5. Миттельшпиль (8 часов)

15

1

Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками. Атака фигурами.

1

16

2

Атака в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Атака на короля.

1

17-18

3-4

Атака нерокировавшегося короля, атака короля при односторонних и разносторонних рокировках.

2

19-20

5-6

Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку.

2

21-22

7-8

Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающих ходов.

2

Раздел 6. Эндшпиль (8 часов)

23-24

1-2

Поля соответствия в пешечных окончаниях. Конь с пешками против коня с пешками.  

2

25

3

 Борьба слона с пешками против слона с пешками: слоны одноцветные, слоны разноцветные.

1

26

4

Ладья и крайняя пешка против ладьи. Ладья и некрайняя пешка против ладьи.

1

27-28

5-6

Многопешечные окончания. Реализация лишней пешки в многопешечных  окончаниях.

2

29-30

7-8

Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле. Ладья с пешкой против ладьи с пешкой. Сложные ладейные окончания.  

2

Раздел 7. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций (4 часа)

31-32

1-2

 Участие в школьных и   районных турнирах и соревнованиях. Анализ партий и типовых позиций.

2

33-34

3-4

Анализ партий и типовых позиций.

2

Учебно-методический комплект, реализующий программу «Белая ладья» включает:

  • *Барский В. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. (В 2 частях). – ООО «Дайв», 2008г.
  • *Барский В.Карвин в шахматном лесу. Методическое пособие для учителя. – ООО «Дайв», 2008г.
  • *Попов С. Шахматный букварь.- М.:ИНФРА-М.1994 г.
  • *Цифровые образовательные ресурсы.

Для обучающихся  комплект включает:

  • *Барский В.Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. (В 2 частях). – ООО «Дайв», 2008г.

Литература

Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.

Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.

Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.

Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.

Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.

Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.

Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.

Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.

Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.

Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.

Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.

Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.

Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.

Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.

Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.

Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.

Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.

Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.

Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.

Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984.

Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.

Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.

Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.

Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.

Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.

Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.

Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...