Формирование функциональной грамотности на уроках математики и русского языка
презентация к уроку

Плотникова Татьяна Сергеевна

Формирование функциональной грамотности на уроках математики и русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

  Слайд 2

Добрый день, уважаемые коллеги! Своё выступление я хочу начать со слов Иоганна Генриха Песталоцци

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»  

Слайд 3

Сегодня я бы хотела поделиться с вами тем, какая она современная начальная школа? Что она от нас требует?

Современная школа – она другая! Как видно на слайде: другие дети, другие учителя. Она характеризуется тем, что от нас учителей требуется создание какой либо мотивирующей среды. Требуется обучение через исследование, обучение проектной деятельности, обучение функциональной грамотности.

Слайд 4

Я бы хотела более детально рассказать о том, насколько эффективным является реализация развития функциональной грамотности.  На помощь учителю в данной реализации развития приходит ФГОС НОО, требования примерной рабочей программы (ПРП), а так же примерная программа воспитания (ППВ). Они регламентируют, направляют нашу деятельность, помогают определить важнейшие значимые темы и выбрать необходимые ресурсы.

Мне бы хотелось отметить один очень важный аспект, что любой навык формируется, если он вырабатывается в системе.

Слайд 5

Предложу пример на комплекте системы Школы России комплект Марии Игнатьевны Моро. Обратите внимание, что учебная деятельность ученика это тот возраст, когда он переходит от практического мышления к некоторому теоретическому. Он может усваивать абстрактные понятия. Поэтому задача учителей научить его некой научной речи: математической, языковой. В учебнике на первой странице предлагается посмотреть ребенку в глубину той темы, которую он будет изучать. И это одна из

        При работе с первой странице всё зависит от учителя, как он попросит прочитать материал, чтобы пойти осознанно дальше в изучение той или иной темы.

Обращаю ваше внимание на некоторые задания для того, чтобы реализовать требования действующих  стандартов. Когда мы говорим ребенку в 4 классе «Делай как я» или «Вспомни алгоритм» т.е. он мотивируется заранее воспользоваться  своими внутренними ресурсами.

Слайд6

    Далее стрелочками я обозначила задание «Объясни», что такое объясни? Это создание текста - рассуждения. А что это, как не та функциональная грамотность, когда ребенок понимает что такое текст - рассуждение изучая это на уроках русского языка и литературного чтения. Ребенок  может этот навык перенести на математику. Когда его спрашивают «Объясни, как вычислено произведение?» он выстраивает текст-рассуждение. Практически очень удобно, что педагог в начальной школе, видит, какие умения и навыки становятся универсальными, какие выходят  на уровень метапредметности и становятся уже в интеллектуальной базе ребенка. И в этом смысле можно говорить о формировании функциональной грамотности.

Слайд 7, 8

Обратите внимание, что на сегодняшний день  работа с иллюстративным материалом, таблицами, диаграммами, умение изучить в новом виде материал является одним из главных аспектов повышения качества образования. В данном случае представлены диаграммы и информация в табличном варианте, как видно на экране. Опять же, вернусь к тому, что речь идет не о точечных заданиях разного вида, а о системе. Т.к. ребенок не может после одного урока новой темы  научиться практическому решению раз и навсегда, ему нужна некоторая практика, опыт, чтобы этот предметный навык, знание  вывести на уровень метапредмета и далее на уровень функциональной грамотности.

Слайд 9

Примерно то же самое  покажу и на комплекте Канакиной Валентины  Павловны. Мы видим, что и здесь ребенок действует по образцу и при этом он формирует свои умения, навыки на таких заданиях как «Докажи», что это значит? Опять же это текст - рассуждение. Работает со схемами и иллюстрациями для того, чтобы создать устное высказывание.

Слайд 10

 А на странице 24 вы увидите замечательные мнемонические приемы, на основе которых ребенок учится запоминать важные  существенные вещи, и они же становятся мотиватором для того, чтобы запомнить в данном случае слова, которые имеют нужную орфограмму.

Слайд 11

В комплекте Перспектива вы увидите не менее интересные подходы, когда есть алгоритмы действий к тому или иному заданию. Что такое алгоритм? Это выученные шаги к тому, чтобы привести определенные знания и умения до автоматизированного навыка. И говоря сегодня о теме формирования функциональной грамотности здесь на первый план выходит самостоятельность ребенка, когда шаги к умению он может не только выучить, но еще и осмыслить и создать впоследствии, сверить с учебником. В  таком случае это знание становится принятым ребенком т.к. мы подходим к вопросу создания некоторых теоретических аспектов в теме через собственную практическую деятельность.

Слайд 12

Как формируется функциональная грамотность? Она идет через свой собственный опыт и это главный первый шаг. И невозможно прийти к высоким вершинам без собственной практической деятельности. И вот это перемешивание практической и теоретической деятельности, вновь выход на абстрактное мышление и понятия, он должен быть систематизирован. Авторы изученных мной учебников предлагают эту систематизацию для того, чтобы четко отработать позиции по предметным навыкам, по метапредметным умениям и научить выходить на уровень функциональной грамотности.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность формирования функциональной грамотности на уроках математики

Актуальность формирования функциональной грамотности на уроках математики...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....

Рабочий лист по теме ЕМД "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"

Данное задание направлено на формирование математической грамотности младшего школьника: умение пользоваться изученной математической терминологией; находить значение числового выражения и совершенств...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (с примерами заданий)

В презентации содержится материал из опыта работы в направлении развития функциональной грамотности обучающихся начальной школе на уроках математики.Самый банальный вопрос — чему должны обучать ...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Выступление на РМО по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"...

Доклад по самообразованию "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 1 классе"

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач....