Актуальность формирования функциональной грамотности на уроках математики
статья по математике

Ахунова Гузелия Нагимулловна

Актуальность формирования функциональной грамотности на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cnfnmz.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мало иметь хороший ум,

главное – хорошо его применять.

Рене Декарт

Актуальность формирования функциональной грамотности

на уроках математики

       В условиях современной основной школы образовательный процесс ориентирован на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов, достижение которых обеспечивает формирование личностных характеристик, соответствующих портрету выпускника основной школы. Одним из показателей их сформированности является уровень знаний и умений школьников, достаточный для нормального функционирования личности в системе социальных отношений. Одновременно с этим формируется и готовность учащихся максимально адаптироваться и функционировать во внешней среде. Именно эти показатели становятся ведущими при оценке качества образования в странах мира в ходе международных мониторинговых исследований образовательных достижений пятнадцатилетних школьников (PISA, Programme for International Student Assessment). Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA проводится трехлетними циклами. Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Имеет ли возможность выпускник основной школы того или иного государства, получая бесплатное образование, приобрести знания и умения для того, чтобы вполне успешно функционировать в современном обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений. Согласно Всемирной Декларации «Образование для всех», образование должно удовлетворять важнейшие образовательные потребности личности. Эти потребности, в свою очередь, включают в себя усвоение базовых образовательных навыков, таких, как:

 - грамотность, способность производить исчисления, выражать свои мысли устно, решать проблемные ситуации, и усвоение базового содержания образования (включая знания, ценности и представления), необходимые личности для того, чтобы быть способной выживать;

  • развивать собственные способности;
  • вести достойный образ жизни;
  • активно участвовать в развитии общества;
  • улучшать условия собственной жизни;
  • принимать нестандартные решения;
  • продолжать образование .

       Исходя из этой декларации, в широком понимании важнейшими функциями базового образования является обеспечение прочной базы для дальнейшего обучения и усвоения наиболее значимых навыков для конструктивного поведения в контексте социальных отношений. Именно с данными целями связано понятие функциональной грамотности как способности человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

       По результатам тестирования PISA в 2012 году, Россия занимает в международном рейтинге качества образования 34 место, снизив свою позицию за двенадцать лет на семь пунктов. Данные факты показывают необходимость ориентации части учебного процесса на формирование видов тестируемых видов грамотности. В Федеральной целевой программе развития образования указывается на необходимость пристального внимания к системе оценочных процедур (включая международные исследования качества) в общем образовании.

       Кроме того, разработка практических материалов для формирования функциональной грамотности школьников основной общеобразовательной школы является эффективным инструментов для подготовки к международным мониторинговым исследованиям. Важно отметить, что при разработке содержания будем ориентироваться на комплекс результатов, предполагаемый для основной общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение особенностей формирования обучаемости на уроках математики во 2 классе

В работе рассматриваются вопросы:проблема обучаемости в психолого-педагогической литературе (сущность, возрастные особенности) диагностика обучаемости;разработка системы упражнений, направленных ...

Формирование УУД на уроках математики

выступление с презентацией...

Формирование УУД на уроках математики.

Методы формирования УУД у детей младшего школьного возраста....

Выступление на педсовете на тему "Формирование УУД на уроках математики в начальной школе"

В данном материале рассматривается формирование УУД на каждом этапе урока. Прилагается презентация выступления....

Мастер- класс «Формирование УУД на уроках математики"

Задачи мастер- класса:Познакомить   с перечнем  УУД, которые должны быть сформированы у обучающихся в 1 классе, а так же  с помощью чего можно сформировать УУД (задания учебника, технол...

Формирование УУД на уроках математики в начальной школе

формирование УУД в начальной школе (математика)...