Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (с примерами заданий)
опыты и эксперименты (3 класс)
В презентации содержится материал из опыта работы в направлении развития функциональной грамотности обучающихся начальной школе на уроках математики.
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_s.pptx | 180.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Математическая грамотность определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики.
С одержательные области математической грамотности п ространство и форма количество неопределенность изменения и отношения
УРОВНИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ» ВТОРОЙ УРОВЕНЬ «СВЯЗИ» ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ «РАЗМЫШЛЕНИЯ» Привычные формы представления информации Прямое применение - известных фактов, - стандартных приемов и методов Переход от одной формы информации к другой Создание математической модели Применение различных известных методов к решению задач, близких к известным Интерпретация полученного решения Сложные проблемы Размышление и интуиция Творческий подход Разработка метода решения Обобщение. Обоснование
Задача 1-го уровня «Воспроизведение» Чему равна площадь прямоугольника, длина которого 10 см, а ширина в 2 раза меньше? Отметь правильный ответ. А.15 см 2 Б.30 см 2 В.50 см 2 Г.80 см 2
Ответ к задаче 1-го уровня Ответ : В Комментарий. Стандартное задание на применение формулы площади прямоугольника.
Задача 2- го уровня «Связи» Все стороны прямоугольника уменьшили в 2 раза. Во сколько раз уменьшилась площадь прямоугольника? Отметь правильный ответ. А. в 2 раза Б. в 4 раза В. в 8 раз Г. Для ответа не хватает данных о длине сторон исходного прямоугольника
Ответ к задача 2-го уровня: Ответ : Б Комментарий. В этом задании отсутствие конкретных размеров прямоугольника не позволяет получить результат прямым вычислением с использованием формулы площади прямоугольника. Необходимо либо провести рассуждение общего характера, либо провести формальное преобразование буквенного выражения (что можно исключить применительно к начальной школе), либо построить графическую (геометрическую) модель. В любом случае это требует содержательного анализа предметной ситуации. Кроме того отсутствие конкретных размеров прямоугольника провоцирует некоторых детей выбрать ответ Г.
Задача 3-го уровня «Размышление»: Известно , что площадь квадрата со стороной b в 4 раза больше площади квадрата со стороной а (см. чертеж). Найди а . b 13см 3см а
Ответ к задаче 3-го уровня: Ответ : а = б:2 Комментарий. В этом задании связь между сторонами квадратов а и b не очевидна. Чтобы ее увидеть, надо преобразовать чертеж: сдвинуть маленький квадрат так, чтобы его стороны легли на стороны большого квадрата, т.е. вправо
Пример: Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка. Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке).
Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?
Пример: У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли? Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.
1. Какие задания тебе интересно делать на уроке? А) работать с учебником – 2%; Б) решать задачи – 45%; В) самому придумывать задания или вопрос – 85%; г) составлять схемы, графики, таблицы – 30%.
2. Что для тебя важно при выполнении заданий? А) задание должно быть интересным, связанным с жизнью – 100%; Б) в задании должны быть представлены критерии оценки – 33%; В) консультация учителя – 75%; Г) возможность выполнения совместно с одноклассником – 80%; Д) не потратить много времени на выполнение заданий – 50%.
3. Интересно ли тебе выполнять задания на бланках? да – 80%; нет – 12%; не знаю – 8%.
Формула успеха «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Спасибо з а в нимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.
Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
Выступление на РМО по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"...
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
Формирование функциональной грамотности - непростая задача современного учителя. Этот процесс требует креативности, применение инноваций. Освоение компонентов функциональной грамотности сп...
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах
В статье говорится о формировании функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах....
Доклад по теме «Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математичес...
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе».
Обобщение опыта работы, доклад по теме....