Знакомство с творчеством долганской поэтессы Огдо Аксеновой
план-конспект урока (3 класс)
Познакомить детей с творчеством Огдо Аксеновой, с ее произведениями для детей;
Развивать устную речь, технику чтения;
Учить работать со стихотворными произведениями;
Расширить словарный запас;
Формировать познавательный интерес;
Воспитывать уважение к творчеству других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с творчеством долганской поэтессы Огдо Аксеновой | 66.5 КБ |
огдо аксенова | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с творчеством долганской поэтессы Огдо Аксеновой.
Цели:
1) познакомить детей с творчеством Огдо Аксеновой, с ее произведениями для детей;
2) развивать устную речь, технику чтения;
3) учить работать со стихотворными произведениями;
4) расширить словарный запас;
5) формировать познавательный интерес;
6) воспитывать уважение к творчеству других народов.
Оборудование: иллюстрации сказок народов Таймыра, портрет Огдо Аксеновой, выставка детских книг Аксеновой, книги «Веселая азбука», проектор, экран, презентация.
Дидактический материал: загадка о сове, рабочая тетрадь. С. 21,мозаика (разрезанная на части сова), закладки в виде солнышка.
Ход урока.
- Организационный момент. Сообщение цели урока. (Слайд 1)
Сегодня на урок к нам пришли гости мы должны их порадовать тем, что вы умеете внимательно слушать на уроке, активно работаете все, громко отвечаете, не отвлекаетесь и всегда стараетесь думать прежде, чем ответить на трудный вопрос. А узнаем мы на уроке как всегда, много интересного и полезного.
II. Повторение пройденного .
На прошлых уроках мы познакомились со сказками народов Таймыра. Давайте вспомним их.
Но прежде скажите, сказки каких народов мы читали? ( долганские, ненецкие и нганасанские). Правильно.
К нам на урок пришли животные из разных сказок. Нужно расселить их по своим сказкам.
( на доске: рисунки животных из сказок народов Таймыра и русских народных сказок и названия сказок.)
Первая сказка «Заяц и росомаха». Найдите героев этой сказки и прикрепите под названием этой сказки. Следующая сказка «Олень и мышь».И сказки о Рыжей Лисе.
О каком герое я говорю? Он был молод и не послушался совета мудрой росомахи и поэтому попался в капкан. ( О зайце из ненецкой сказки «Заяц и росомаха»)
Герои, какой сказки играли в прятки? Герои нганасанской сказки «Олень и мышь».
Эта героиня хоть и была хитра, но ей не удалось съесть все яйца этой птицы. Кто это? (Лиса из сказки «Рыжая лиса и птица Канюк»)
III. Изучение нового материала.
- Биография Огдо Аксеновой.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством долганской поэтессы. Её имя мы прочитаем на экране. (Слайд 2 портрет, год рождения). (На экране: Огдо Аксенова и ее портрет). Рассматривание ее портрета.
Огдо – это ее долганское имя. По русски ее зовут Евдокия Егоровна. Кстати, у нас в классе есть ее теска, ее зовут также Евдокия, это наша Дуся, ее полное имя тоже Евдокия. (показ презентации дальше).
Огдо Аксенова родилась в стойбище Волочанка 8 февравля 1936 года в семье потомственного долганского оленевода. С нею жили и росли две сестры Анна и Любовь.
2) Знакомство с произведениями Огдо Аксеновой.
Стихи Евдокия Егоровна начала писать еще в раннем детстве, в школе. С детских лет в сердце Огдо Аксеновой запали песни, сказки, предания, шутки, услышанные в родном доме от бабушки. Всей душой, всем сердцем она полюбила бескрайние просторы тундры. Свою любовь к родному краю она выражала в стихах: (Слайд 3).
Люб морозный воздух мне
В тундре милой с первых дней.
В нашей белой стороне
Счастье смелых ждет людей.
Первые стихи Огдо Аксенова написала, когда училась в школе. Но были они написаны на русском языке, так как еще не было долганской письменности. Она появилась тогда, когда Огдо Аксенова стала взрослой и впервые стала печатать свои стихи.
Первая книга ее называется «Бараксан» (показываю). (Слайд 4).
Она была издана на русском и долганском языках. Именно с этой книги началась долганская письменность(показ книги на выставке). Затем выщли книги ее стихов «Долганские песни», «Узоры тундры», «Тундровичок», «Песни северного сияния», «Морошка», «Талые воды», «Песни баргана». ). (Слайд 5).
В книге «Тундровичок» помещены стихи о долганском мальчике Уйбаче, который впервые приехал в город, первый раз летел на самолете, ехал на поезде.
(Чтение стихотворения «Поезд» из сборника «Тундровичок»).
С кем сравнивает Уйбача поезд? (Скорый поезд как олень).
Огдо Аксенова написала много стихов для детей. Вот послушайте несколько из них: стихотворение называется «Кукла». (На выставке показать куклу)
А следующее стихотворение называется «Чу-кил-лик», вы наверное в тундре часто бывали и слышали ее то грустное перед дождем пение чукуллик, то веселое чукиллик, посмотрите на экран вот она какая. (слайд 6). Итак, слушаем стихотворение.
Ну и еще из этого сборника я прочитаю стихотворение «Талая вода». Вот какие прекрасные стихи вам написала Огдо Аксенова.
IV. Физминутка.
Вы, наверное, устали? Да. (Ходьба на месте)
И поэтому все стали.(Руки вверх и потянулись)
Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед и влево-вправо)
И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш»
Пошипели, помолчали
И, как зайцы, поскакали.(Прыжки на месте)
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали. Сели тихонечко.
Вы можете потом на перемене эти книжки, которые вам показывала посмотреть и взять почитать домой.
А еще она является одним из авторов долганского букваря, по которым долганская группа с Татьяной Васильевной изучают свой родной язык ( показ букваря). А чтобы им легче было запоминать долганский алфавит, Огдо Аксенова написала «Веселую азбуку». Вот как она пишет про букву «А»: ( Читаю и показываю цветную картинку, нарисованную родителями)
Первой вышла буква «А».
Вот что молвила она:
- У меня посерединке
Поперечина на спинке.
Уберёшь её, тогда
Станет чумом буква «А».
На что похожа буква «А»? (На чум)
А сейчас ученики 5 класса вам прочитают еще несколько отрывков из этого стихотворения ( Дети красочно одетые к костюмах).
#1041;уква «У» я. Иногда
«У» звучит протяжно. – Я ребята, «Д» зовусь.
По-долгански «Уу» - «вода». Часто с буквой «Дь» роднюсь
Это знает каждый. «О» в соседи приглашаю.
Без воды не проживешь, «Л» я очень уважаю.
Зубы не почистишь. Если вместе нас возьмешь,
Хочешь пить, да не попьешь, Слово «Дьол» тогда прочтешь.
И не сваришь пищу… «Дьол» по-русски значит «счастье»,-
В жизни Родины участье.
А меня скажи потише, -Друзья мои, здравствуйте!
Потому что перед сном Спорите вы?..
Я ласкаю ребятишек. Что ж, ссорьте, но только пршу:
Сладко спят они потом. Упав, не кричите плаксиво «Ы-ы-ы!»
Коль меня ты не забудешь, Я нытиков не выношу.
«Истигэн» послушным будешь.
Вдруг «Г» явилась.
-Забыли про меня?
А ведь есть и я!
Хочу геологом я быть.
Хочу всю землю изучить.
Сибирь объехать и Кавказ,
Найти и золото, и газ.
V. Физминутка.
Чум, чум круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва. (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте)
Печка жарко топится. (Хлопаем в ладоши)
Угостить торопится. (Присели.)
Ладушки, ладушки. (Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки. (Шагаем на месте)
Работа по рабочей тетради.
Огдо Аксенова выросла в тундре и с детских лет запомнила обычаи и традиции, которые соблюдают тундровики. Об одном таком обычае она пишет в стихотворении «Обычай долган». Откройте рабочую тетрадь с помощью закладки на странице 21 и прочитайте.
(Самостоятельное чтение стихотворения по рабочей тетради с.21.)
А сейчас мы его прочитаем вслух. Начинает читать Денис, Лизавета, продолжает Александра и Христофор. Какой обычай есть у долган? (Делиться первою добычей) Правильно ребята, наши охотники и сейчас соблюдают этот обычай, если охотник убил первого оленя или убил первого гуся, он обязательно должен поделиться с соседями, угостить родственников. Если он этот обычай будет соблюдать, то его впереди ждет всегда удача. Прочитайте еще раз про себя это стихотворение и дома выучите наизусть. А может уже кто-то уже успел запомнить? (Денис)
3). Песни.
Много стихов у Аксеновой о природе, о животных. Ну, и, конечно же, она не могла не написать о главном животном тундры, помощнике и друге человека.
Что это за животное? (Олень) (слайд 7).
Почему олень считается главным животным в тундре? (потому что из оленьей шкуры шьют унтайки, шапки теплые, даже на них ездят). Правильно. Олень для тундровика - это и одежда, и пища, и транспорт. А вы знаете, что у нас по всему Таймыру весной широко отмечается праздник «День оленевода». Обычно этот праздник проводится на улице. В этот день проводятся разные соревнования по национальным видам и самое зрелищное соревнование это «Гонки на оленьих упряжках». И сейчас ребята вы увидите небольшой фильм об этом празднике. ( Показ фильма об олене.)
Огдо Аксенова любила слушать и сама очень хорошо пела. На ее стихи написано много песен. Ее песни исполняют солисты ансамбля «Хейро». Вот сейчас, ребята, послушайте песню на стихи Огдо Аксеновой «Я с малых лет люблю Таймыр», а исполняет ее наша односельчанка Надя Ефремова (Аксенова). (Включается песня). Следующая песня на долганском языке «Долганская девушка». Исполняют её солисты ансамбля «Хейро» (Прослушивание песни). А вот как звучит эта песня на русском языке чтение стихотворения «Долганская девушка». Послушайте отрывок.
Парка с ярким шитьем Зорок глаз у нее,
На девичьих плечах. Все приметит она.
Брызжет бисер огнем Потом на всю тундр
Вышла солнце встречаать В работе видна
Долганская девушка. Долганская девушка.
Шерсть пороши белей
В стаде у вожака. Моя радость как песня
Маут ловко набросит Как слава летит
Ему на рога Край родной мой такими
Долганская девушка. Как ты знаменит.
А возьмет карабин- Долганская девушка.
Дикий враз упадет.
И в песцовом капкане
Добычу найдет
Долганская девушка.
Что умеет делать долганская девушка?
Во что она одета? (показ слайда долганской девушки в национальном костюме)
4). Загадки.
Евдокия Егоровна писала не только стихи и сказки, но и составляла загадки. Вот одна из них. Отгадайте её.
Всю зиму до самого лета
В сокуй белоснежный одета.
Глаза как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таиться и спит,
Во тьму на охоту летит. (Сова.)
Если вы затрудняетесь, вам поможет разгадать эту загадку мозаика, находящаяся в конвертах. Составьте картинку и увидите, кто это. Кто же это? Сова. После ответа показать на экране сову. (Слайд 8 и рядом напечатана загадка).
На что похожи глаза совы? (На блюдца)
Кто знает, что такое «сокуй»?
Сокуй – это зимняя одежда северных народов.
Что делает сова днем? А ночью? (показ картинки)
Молодцы!
V. Итог урока.
Как зовут писательницу, с творчеством которой мы сегодня познакомились?
Кто она по национальности?
Какие стихи Огдо вы запомнили?
Рефлексия.
Молодцы. Ребята мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке активно, не отвлекались, старались отвечать полным ответом. Молодцы! Вы, наверное, все видели, что на Таймыре наконец-то взошло долгожданное солнце. Все люди радуются солнцу, здороваются с ним, кланяются и говорят ему «Здравствуй солнце!» И вы тоже сегодня были, как лучики солнца светили всем нам, согревали нас своим теплом, внимательно меня слушали. Я очень рада и дарю вам в память о сегодняшнем уроке эти закладки с солнышком. Светите всегда, светите везде.
VI. Домашнее задание: дома выучить наизусть любое стихотворение из «Веселой азбуки» Огдо Аксеновой. Спасибо за внимание. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Огдо Аксёнова
Люб морозный воздух мне В тундре милой с первых дней. В нашей белой стороне Счастье смелых ждет людей .
Первая книга
«Долганские песни», « Узоры тундры », « Песни северного сияния», «Морошка», «Талые воды», «Песни баргана»
Уйбача
Всю зиму до самого лета В сокуй белоснежный одета. Глаза как зеленые блюдца, Не плачут и не смеются. При солнце таиться и спит, Во тьму на охоту летит.
Спасибо за внимание. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с творчеством Г.Остера.
презентация Г Остер...
Знакомство с творчеством детского писателя
Биография, твочество известного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП...
Конспект занятия кружка «Литературное краеведение» Знакомство с творчеством писателей родного края: Александр Геннадьевич Чесноков «Мы шагаем по весне»
Конспект занятия занкомит детей с творчеством поэта и писателя Александра Чеснокова...
Творчество Новокузнецкой поэтессы Л.А.Буймовой
Творчество Новокузнецкой поэтессы Л.А.Буймовой...
«Знакомство с творчеством К.Бальмонта и его произведением «Поспевает брусника». Знакомство с творчеством А.Плещеева и его произведением «Осень наступила».
Цели урока:Познавательные:- познакомить учащихся с произведениями К. Бальмонта и А.Плещеева;- работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;- формировать у учащихся умение под...
Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4
Образовательные:Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворенийРазвивающие...