Рациональное использование ИКТ возможностей на уроках окружающего мира
статья
Рациональное использование ИКТ возможностейна уроках окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ratsionalnoe_ispolzovanie_ikt_vozmozhnostey_na_urokah_okruzhayushchego_mira.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рациональное использование ИКТ возможностей
на уроках окружающего мира
Аносова А. В.
ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
Учитель начальных классов
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения цели современного образования и формирования информационной культуры ребенка ХХІ века. Сегодня одним из важнейших атрибутов обучения детей является компьютер. С помощью компьютера школьники учатся поиска новой информации и практическим способам работы с ней, осваивают компьютерную грамоту, в результате чего повышается мотивация усвоения знаний в учебном процессе.
Учет специфики предмета «Окружающий мир» в начальной школе позволяет обосновать значимость информационно-коммуникативных технологий, целесообразность обращение к средствам ИКТ для оптимизации процесса обучения и повышения качества его результатов. Результатом изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование системы природоведческих понятий, установление взаимосвязей между компонентами природы, осознание влияния элементов живой и неживой природы на трудовую деятельность людей; определение роли человека в обществе, общая сущность социальных процессов и явлений.
«Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии».
В контексте данного исследования информационно-коммуникационная технология обучения (ИКТ) понимается как совокупность педагогических методов и технических средств, направленных на реализацию учебной цели путем использования информационных технологий на основе компьютерных сетей, которые максимально обеспечивают эффективность учебного процесса.
Создание и развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Анализ педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе дает возможность:
- повысить мотивацию обучения;
- обеспечить самореализацию творческого потенциала;
- активизировать познавательную сферу обучающихся;
- усовершенствовать методики проведения уроков;
- повысить эффективность процесса обучения;
- своевременно отслеживать учебные результаты младших школьников;
- эффективно планировать и систематизировать работу;
- осуществлять качественную и быструю подготовку урока или мероприятия.
Вот несколько основных направлений применения ИКТ в системе начального образования:
1. Применение ИКТ позволяет осуществить переход на оформление основной документации в электронном формате: составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, создание методических копилок.
2. Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.
3. Обращение к ИКТ позволяет учитывать преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения электронных наглядных пособий.
4. Использование ИКТ позволяет более активно включать учащихся в проектную деятельность.
5. Применение ИКТ дает возможность осуществлять дистанционное образование учащихся начальных классов.
6. Использование ИКТ позволяет эффективно осуществлять самообразование и саморазвитие, что является важной составляющей профессиональной деятельности каждого современного педагога.
Применения средств ИКТ имеет ряд дидактических преимуществ, а именно:
- активизация мыслительной деятельности;
- прочное запоминание материала;
- формирование самостоятельности и организованности;
- развитие коммуникативных качеств;
- воспитание положительного отношения к учению
Анализ теоретических источников и педагогического опыта учителей начальных классов позволяет определить основные цели обращение к ИКТ в контексте преподавания учебного курса «Окружающий мир» начальной школе, а именно:
- демонстрация объектов природы, карт, схем и т.д;
- демонстрация документальных фильмов, мультфильмов о природе и природных явлениях;
- подбор текстового учебного материала (стихов, загадок, рассказов, интересных фактов и т.д);
- проведение обучающих игр;
- разработка дидактических материалов: карточек с задачами, схем, таблиц;
- демонстрация наглядных пособий;
- использование педагогических программных средств с мультимедийной поддержкой и т.п.
Обращение к информационно-коммуникативным технологиям в контексте дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе позволяет формировать ряд ключевых компетенций обучающихся, а именно:
- учебно-познавательной компетенции;
- информационной компетенции;
- коммуникативной компетенции;
- общекультурных компетенций.
Так же обращение к ИКТ на уроках окружающего мира обладает следующими преимуществами:
- обращение к ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения младших школьников на уроках, активизирует их познавательную деятельность;
- использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- средства ИКТ обеспечивает наглядность на уроках, привлечение большого количества дидактического материала;
- благодаря ИКТ на уроках окружающего мира повышается объем выполняемой работы в 1,5-2 раза;
- путем обращения к ИКТ в контексте изучения содержания курса «Окружающий мир» обеспечивается высокая степень дифференциации и индивидуализации обучения;
- применение ИКТ расширяет возможности самостоятельной деятельности младших школьников;
- применение средств ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать у обучающихся навыки исследовательской и проектной деятельности;
- обращение к средствам ИКТ обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, что позволяет качественно расширить и углубить содержание учебного курса «Окружающий мир», сделать уроки более информативно насыщенными.
Применение ИКТ на уроках «Окружающего мира» позволяет внести кардинально новое в обычные формы работы, способствует активному, интересному и всестороннему раскрытию, более понятном представлению даже очень сложного материала и тем самым значительному сокращению учебного времени для успешного усвоение темы.
Из основных направлений и преимуществ обращения к ИКТ в контексте учебного предмета «Окружающий мир» стоит особо подчеркнуть значимость анализируемых в данной статьи технологий обучения относительно обеспечения наглядности, подготовка которой не вызывает больших временных затрат. При этом наглядность выглядит для детей ярко, интересно, презентабельно. Электронная наглядность, учитывая специфику предмета, позволяет развивать образное мышление детей, дает возможность более точно изучать реалии окружающего мира, повышает уровень мотивации к обучению и познавательной активности ребят.
Также неоценима значимость ИКТ на уроках окружающего мира относительно реализации проектной деятельности младших школьников, ведь без обращения к данным средствам сегодня ребенку очень сложно найти необходимую для проекта информацию, оформить результаты работы и презентовать проведенное исследование.
Однако при обращении к ИКТ на уроках по окружающему миру необходимо помнить, что компьютер не может заменить педагога, а также то, что учебное занятие не должно превратиться в развлечение. В жизни современного ребенка компьютер и другие мультимедийные устройства имеют очень большое значение.
Много времени дети проводят перед электронным экраном, играя в игры, смотря видеоролики и т.п. Это может негативно отразиться на их физическом и психическом здоровье. Поэтому обращение к ИКТ на уроках окружающего мира не должно быть самоцелью. Применение средств информационно-коммуникативных технологий должно подчиняться основным целям педагогического процесса и реализовываться по потребности.
Таким образом, в условиях информатизации образования трудно представить учебно-педагогический процесс в школе без использования информационно-коммуникационных технологий. В большинстве учебных заведений страны учебные кабинеты оснащены компьютерами, мультимедийными досками, проекторами и другой оргтехникой, что позволяет разнообразить и оптимизировать учебно-воспитательный процесс, а также значительно улучшить его результаты.
Для решения задач повышения качества образовательных результатов в рамках преподавания дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе одним из эффективных подходов является использование информационно-коммуникационных технологий.
Применение этих технологий в преподавании предмета «Окружающий мир» расширяет содержание курса, предоставляет возможность использовать электронные образовательные ресурсы, увеличивает учебную мотивацию младших школьников, развивает их проектные и исследовательские навыки, а также делает уроки более насыщенными, наглядными и информативными. Это, безусловно, положительно скажется на качестве образования и учебных достижениях учеников.
Используемые источники:
1. Брызгалова Н.А. «Использование ИКТ на уроках окружающего мира» //
2. Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Пед. информатика. – 2011. – № 2. – С. 3-9.
3. А.И. Липкина, А.М. Низова // Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. – Москва: Педагогика, 1962. – С. 237-263.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках окружающего мира
У каждой новой технологии есть свой принципы: принцип мастер – класса такой: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Сегодня я выступа...
"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"
В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе с использованием ИКТ....
Использование ИКТ на уроках окружающего мира
Эффективность применения ИКТ на уроках....
Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...
Использование ИКТ на уроках окружающего мира
С данным сообщением выступала на районном МО учителей начальных классов....
статья "Использование ИКТ на уроках окружающего мира"
Используя информационные технологии на уроке можно увеличить объем тренировочных упражнений, активизировать внимание учащихся, их мотивацию к учебной деятельности, к предмету....
Использование ИКТ на уроках окружающего мира
доклад на ШМО...