Подготовка и оформление методических материалов
учебно-методический материал
Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младших школьников
Шамрина В. И.
ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
Учитель начальных классов
Одним из важных вопросов образования и педагогической деятельности является формирование у подрастающего поколения правильного, ответственного отношения к природным богатствам родного края, уважительного отношения к растениям и животным, чувства защиты, охраны и восполнения запасов окружающей среды. Для решения этих вопросов необходимо воспитывать ответственность за состояние природы, изучать правила поведения в природе, начиная с детского возраста, чтобы эти правила сформировались в норму поведения каждого человека.
В непрерывном процессе экологического образования одно из главных мест принадлежит начальной школе, в которой младшие школьники обогащаются знаниями о природной и социальной среде, познают целостную картину мира, у них формируется исследовательское, нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру. Такие знаменитые люди как Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Д. И. Писарев, подчеркивали, что общение с природой в школьные годы и последующее изучение естественных наук необходимы для воспитания у детей основ естественнонаучного мировоззрения, формирования картины мира.
В соответствии с ФГОС НОО в обучении младших школьников уделяется большое внимание, как современным педагогическим технологиям, так и традиционным формам, методам обучения, которые должны способствовать формированию самостоятельности, творческого потенциала, универсальные учебные действия у обучающихся. Важной частью современного общего начального образования младшего школьника является экологическое образование, которое будет более эффективным, если в практике будут использоваться различные сочетания форм и методов обучения, таких как урок, практическая работа, проектная деятельность, ролевая игра и экскурсии.
Экскурсия представляет собой такую форму организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, а также формируя экологическую культуру, другими словами «природа изучается в природе».
Экскурсии в природу являются важной возможностью формирования экологической культуры младших школьников. Во время экскурсий дети:
- знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях;
- используют все органы чувств, что дает им возможность лучше понять и оценить ценность и красоту природных явлений;
- учатся видеть детали, анализировать, делать выводы и подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времён года;
- учатся находить связи между организмами живой и неживой природы;
- получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явлениях природы, телах и веществах, об их свойствах и использовании человеком;
Развитие экологической культуры в ходе проведения экскурсии достигается за счёт ознакомления детей с правилами взаимодействия с природой, формирования у них осознанной необходимости её охраны. Для эффективного проведения экскурсий в природу необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей данной возрастной группы
У детей младшего школьного возраста преобладает мир эмоций, поэтому при проведении экскурсии не стоит давать детям много конкретных дат, лучше делать акцент на эмоциональное переживание, формировать патриотическое воспитание, любовь к истории своей родины. Желательно создавать ситуации, способствующие личностным переживаниям. Например, изделия декоративно-прикладного искусства отличаются красочностью, что отвечает детскому восприятию.
Не стоит утомлять детей, время проведения экскурсии необходимо ограничивать 35-40 минут, так как из-за усталости, дети не только перестанут воспринимать информацию, но и получат большую психологическую нагрузку. Также, экскурсии не должны проводиться слишком часто, во избежание привыкания.
Детям 6-7 лет присуща слабость произвольного внимания. Исходя из этого, зрительный ряд необходимо подбирать максимально разнообразным. Например, выбор экспонатов по принципу контраста позволяет поддерживать у детей эмоциональную реакцию, контраст может быть выражен через размеры экспонатов, через сравнение характера или настроения героев, включение произведений, выполненных в разных видах искусства.
При разработке текста к экскурсии необходимо учитывать, что учащиеся начальной школы эффективно усваивают информацию лишь в первые 15-20 минут, поэтому, если предусмотрен новый сложный материал, то его стоит изложить в начале экскурсии, а в конце изложить материал на закрепление изученного. Речь учителя должна быть доступной, образной, выразительной.
Ведущим принципом во время экскурсий является принцип наглядности. Поэтому, каждое новое понятие необходимо подтверждать на конкретных примерах.
Таким образом, экскурсии являются не только благоприятной формой для формирования экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, но имеют большое познавательное и воспитательное значение. У детей формируются умения вести себя в природе, расширяются и углубляются знания об окружающим мире. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представления о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Поэтому, отдельные понятия, полученные на классных занятиях, природоведческих экскурсиях, сливаются в более широкое понятие - «природа».
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно в школьные годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Подготовка к сочинению по материалам наблюдений по теме "Зимние забавы"." 3 класс
Урок построен по принципу проектной деятельности, где дети делятся на группы, самостоятельно подбирают фотографии, иллюстрации, создают презентации, подбирают пословицы, стихотворения . А потом ...
Методические материалы для родителей о подготовке детей к школе
Известно, что первые дни ребенка в школе - самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника. Далеко не каждый малыш легко адаптируется к школе. Большая наполняемость классов, разный уровень...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС
Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...
Методические материалы для родителей о подготовке детей к школе
Методические материалы для родителей о подготовке детей к школе...
Методические материалы к подготовке конкурса выступления команды ЮИД
Данная методическая копилка будет интересна руководителю кружка ЮИД, для подготовки учащихся 3-4 классов к конкурсу смотра школьных команд ЮИД...
Требования к подготовке и оформлению конкурсной работы
Работа должна быть построена по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов....