Современные образовательные технологии и образовательные платформы как ресурс в практике обучения детей с миграционной историей.
статья
В данной статье представлены образовательные технологии для обучения детей с миграционной историей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaynitdinova_chelyabinsk.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Зайнитдинова Алия Фархитдиновна
МАОУ «СОШ № 152 г. Челябинска»,
г. Челябинск, Россия
Современные образовательные технологии и образовательные платформы как ресурс в практике обучения детей
с миграционной историей
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования современных образовательных технологий и образовательных платформ при обучении детей с миграционной историей в соответствии с основными языковыми проблемами таких обучающихся.
Ключевые слова: дети-билингвы, дети-инофоны, образовательные технологии, образовательные платформы.
Zainitdinova Аliya Farcitdinovna.
MAOU «Secondary school №152 of Chelyabinsk»,
Chelyabinsk, Russia
Modern educational technologies and educational platforms
as a resource in the practice of teaching children
with migration history
Annotation. The article discusses the possibilities of using modern educational technologies and educational platforms when teaching children with a migration history in accordance with the main language problems of such students.
Key words: bilingual children, foreign-language children, educational technologies, educational platforms.
В настоящее время активно развиваются и внедряются в работу инновационные образовательные технологии и различные образовательные платформы. Задача образовательных организаций – подобрать методы и формы организации работы с детьми, которые бы соответствовали поставленной цели развития каждой личности, в том числе при формирование ключевых компетенций и компетентностей обучающихся. Рассмотрим понятия:
- Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.
- Компетентность – владение, обладание учеником, воспитанником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности [2].
Компетентность всегда проявляется в деятельности, ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности». Формирование ключевых компетенций обучающихся осуществляется с помощью современных технологий. В настоящее время насчитывается более сотни образовательных технологий, их использование для обеспечения личностного развития ребенка в учебном процессе можно рассматривать как самое важное условие повышения качества образования.
Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю. Владея ими, учитель может создать необходимые условия обучения для детей, для которых русский язык не является родным.
В статье мы рассматриваем возможность использования эффективных образовательных технологий для выполнения актуальной на данный момент задачи – образование учащихся с миграционной историей.
С каждым годом в образовательных организациях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным.
Всех учащихся-мигрантов можно разделить на две группы:
- Учащиеся-билингвы – это учащиеся, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из таких учеников никогда не были на своей исторической родине. Для учащихся-билингвов русский язык является почти родным. К тому же в школе они еще изучают и иностранный язык. Как правило, такие учащиеся коммуникабельны, они свободно говорят на русском языке, пишут грамотно, не испытывают затруднений в использовании официально-делового, публицистического, научного стилей речи.
- Учащиеся-инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали в Россию. Учащиеся-инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским языком они владеют лишь на пороговом уровне, так называемом «бытовом» уровне. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, так как дома родители, в основном, общаются со своими детьми на родном языке. В школе учащиеся-инофоны вынуждены общаться с учителями, с одноклассниками только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности как в образовательном процессе, так и в коммуникативном общении со сверстниками
В своем классе я столкнулась с необходимостью обучения детей-инофонов. Дети-инофоны, в первую очередь, испытывают сложности в преодолении языкового барьера как с одноклассниками, владеющими русским языком, так и с учителем, т.к. в семье у детей мигрантов коммуникация осуществляется на родном (нерусском) языке. Исходя из этого, владение русским языком у детей-инофонов остается на пороговом уровне, в частности, из-за низкого словарного запаса.
Помимо сложностей в понимании лексического материала дети-инофоны также испытывают сложности в произношении звуков, лексико-грамматическом оформлении. По этой причине происходит нарушение понимания речи других людей. По нашим наблюдениям, особую сложность для детей-инофонов представляет монологическая речь. Учащимся трудно сформулировать развернутое речевое сообщение ввиду необходимости поиска подходящих языковых средств, который осложнен отсутствием понимания чужого языка.
Методика обучения неродному языку должна быть разработана с ориентацией на коммуникационные навыки детей мигрантов, используя принцип от частного к общему. Главная цель учителя – добиться от детей инофонов умения высказать свои мысли в устной форме, а после этого уже формировать навыки чтения и письма. Необходимо так смоделировать учебный процесс, чтобы вовлечь в учебную деятельность всех учащихся. При этом обеспечивая сопровождение, которое помогло бы им овладеть русским языком хотя бы в той степени, которая необходима для освоения образовательной программы и нормальной коммуникации с учителем и одноклассниками.
В своей работе я отталкивают от проблем, которые возникают у детей в ходе обучения. Для работы с детьми-инофонами требуются современные образовательные технологии в соответствии с разными категориями учащихся.
К современным технологиям относится технология сотрудничества. Основная цель технологии заключается в том, что создаются условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе работы. Учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек, им даётся одно задание, при этом перед началом учитель должен определить роль и функции каждого ученика. Каждый ученик отвечает не только за свою работу, но и за работу того, кто находится в группе. Учащиеся стараются выяснить друг у друга то, что им непонятно. От данного вида работы получает опыт весь класс, так как ученики совместно разрешают проблемы и ликвидируют их.
Для работы с детьми-инофонами можно использовать компьютерные технологии, которые сейчас становятся одним из эффективных способов передачи знаний. Этот способ мотивирует интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его качество.
Современные дистанционные платформы активно используются мною для обучения детей-мигрантов.
С помощью образовательной платформы Учи.ру активно использую метод педагогического моделирования, который направлен на разработку и обоснование деятельности по созданию условий социализации и адаптации детей-инофонов. Вся работа на Образовательной платформе Учи.ру строится на негласном диалоге: за каждое выполненное задание ученику программа дает ответ (оценку деятельности, например, «великолепно», «хорошо», «подумай еще» и т.д.) Данные методы используются с целью побуждения у обучающихся стремления к саморазвитию, совершенствованию личностных качеств, развитию сотрудничества и диалога между представителями разных национальностей.
Также привлекаются родители в процесс социализации и адаптации. Работа на платформе Учи.ру удовлетворяет потребности в общении, созданию доброжелательной и комфортной атмосфере взаимоотношений при получении образования. Всё это способствует эффективности процессов социализации и интеграции в образовательную деятельность детей-мигрантов, для которых русский язык не является родным.
Сервис «Онлайн-уроки. Учабрь. Пора учиться». Видеоуроки можно смотреть с любого устройства, включая планшет или телефон. Каждый урок сопровождают интерактивные задания. Для каждого предмета и класса своё расписание. Можно заниматься в своём ритме: просто смотрите видеоурок в записи, когда захочется. Можно замедлять и ускорять воспроизведение, ставить на паузу и просматривать видео несколько раз. Для детей-инофонов такие технические возможности позволяют соотнести свои учебные возможности со скоростью подачи материала на видеоуроке.
Для детей - мигрантов на данном этапе формируется важный аспект-овладение учебно-научным стилем речи.
Применение описанных современных технологий в моей практике значительно разнообразит учебный процесс, у учащихся появляется большая возможность овладения большим объёмом информации, а также появляется «ситуация успеха», что очень важно для формирования компетентностей.
Таким образом широкий спектр современных образовательных технологий, электронных ресурсов и образовательных платформ можно и нужно использовать при обучении детей с миграционной историей при формировании компетенций и компетентностей данной категории обучающихся.
Литература
- Колтырина, Н. И. Современные образовательные технологии – это путь формирования у обучающихся ключевых компетенций / Н. И. Колтырина. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – Москва
- Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с. ISBN 5-7695-2146-5
- Ползикова, Н. Б. Современные образовательные технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 232–234.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету при формировании коммуникативных компетенций
Всякое познание предполагает включение познающего субъекта в активную деятельность. Вот почему так остро стоит вопрос об организации этой деятельности учителем. Заинтересованность...
Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе. Отчет.
Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело необходимое. Учитель коррекционной школы должен демонстрировать на уроке такие стратегии учения, которы...
Система использования современных образовательных технологий, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении
Мною составлен план деятельности по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов....
Современные образовательные технологии в образовательном процессе. Системно – деятельностный подход в обучении.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные п...
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения и воспитательной работе.
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения и воспитательной работе....
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО
В статье приводится описание образовательных технологий и результат их применения в учебной деятельности в начальной школе....