ДУХОВНО -НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
статья (2 класс)

Красноносова Лариса Николаевна

В статье раскрыто понятие духовное и нравственное воспитание на основе народных традиционных ценностей Описана методика духовно- нравственного воспитания, путём проведения тематических классных часов, игр, результатов проводимой со школьниками работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedchteniya.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Красноносова Лариса Николаевна

учитель начальных классов

СОШ №2 п. Чернышевск

Забайкальский край, Россия

ДУХОВНО -НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация. В  статье раскрыто понятие духовное и нравственное воспитание на основе народных традиционных ценностей. Описана методика духовно- нравственного воспитания, путём проведения тематических классных часов, игр, результатов проводимой со школьниками работы.

Ключевые слова: культура, нравственные ценности, родная страна, методы.

Российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Поэтому одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека, как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений.

Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе, как важнейшему институту социализации личности.

Основной целью программы духовно-нравственного развития и воспитания является формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее.

Новые современные условия заставляют пересматривать прежние позиции в духовно-нравственном воспитании, ставят педагогов перед необходимостью искать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Создание толерантной образовательной среды – это главное условие для развития высокого духовно-нравственного сознания и межэтнической толерантности обучающихся.

На этапе знакомства с культурными традициями народов на первый план выходят мотивация и познавательная активность школьника, эмоциональное насыщение содержания деятельности, создание творческой атмосферы, постановка проблемных вопросов. Беседы, тематические классные часы, конкурсы, игры, выставки, праздники способствуют вовлечению учащихся начальной школы в межкультурный диалог в ходе урочной и внеурочной деятельности, которая осуществляется в тесном взаимодействии с учреждениями посёлка: Центральной библиотекой, Домом  детского творчества.

Для организации внеурочной деятельности мы используем различные формы:

Кружковая деятельность (1-4 классы): «Тропинка к своему Я», «Уроки нравственности», «Занимательный родной язык», «Театр», «Здоровье – здорово!».

Традиционные общешкольные праздники: «Неделя Толерантности», «Масленица», «Пасха», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с букварём», «День Здоровья».

Коллективно-творческие дела: «День пожилого человека», «Делай добрые дела», конкурсы рисунков, поделок, чтецов, выпуск стенгазет и плакатов, экскурсии в краеведческий музей.

Работа с родителями. Лекции, беседы о народной педагогике; привлечение родителей к подготовке и проведению народных праздников, соревнований, мастер классов и т.д.; помощь в исследовательской, проектной деятельности.

На первом году обучения и воспитания в школе я стараюсь вовлечь ребят в новую для них школьную деятельность, формирую доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса – учеником и учителем, учеником и сверстниками, т. е. организую успешную адаптацию к школьной жизни, создаю предпосылки для формирования классного коллектива, детской организации.

Игра – эффективное средство формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств; в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «…игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Уже в первые дни обучения на предложение «Представьте себе, что все люди одинаковы…» первоклассники не задумываясь отмечают тот факт, что в мире было бы неинтересно жить. А ещё хуже было бы, если бы все мыслили одинаково. Так чем же люди отличаются друг от друга? И как здорово, когда маленькие первоклашки называют только внешние отличия (цвет волос, кожи, разрез глаз, рост и др.) и языковые.

Такие игры позволяют первоклассникам сделать вывод о том, что мир очень разный, разноцветный, в нем живём разные мы, непохожие друг на друга, каждый из нас любит что-то свое и мечтает по-своему.

Любовь к родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности.

Мы уделяем много времени патриотическому воспитанию своих учеников. И считаем, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Мы обсуждаем события, которые происходят в мире, в стране, в посёлке, делимся впечатлениями, мыслями, оцениваем поступки людей, ставим себя на место других.

Хочется, чтобы  ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, уважающим старших и своих одноклассников, хорошо относился к окружающим его людям, вырос интеллектуально-развитым. Хочется так воспитать своего ученика, чтобы он любил ту землю, на которой родился, ту страну, в которой живёт, которая о нём заботится. И это, мы считаем, одна из главных задач учителя, возможно, более важная, чем обучение.

Для воспитания этнокультурного сознания и межэтнической толерантности можно использовать материал любого учебника. Так, в учебнике по окружающему А.А. Плешакова , в теме «Россия – многонациональное государство» мы организуем экскурс в историю костюма, знакомимся с национальной кухней разных народов, разгадываем загадки, читаем пословицы и поговорки народов нашей страны, знакомимся с традициями и обычаями. В разделе «Путешествие по городам и странам» по теме «Золотое кольцо России» урок строю так, чтобы вызвать гордость за прекрасные города Золотого кольца, по которому любят путешествовать и иностранные туристы. Такое путешествие приобщает не только к прекрасному, но и помогает много узнать об истории нашего государства.

Тема войны – это особая тема в воспитании молодого поколения. Ежегодно в школе проводятся мероприятия на тему  Великой Отечественной войны, слушаем рассказы о детях войны, читаем стихи, поём  военные песни.

Сравнивая фотографии детей в мирное время и детей военных лет, ученики видят страх в широко раскрытых глазах, худые и грязные лица, и одежду не с детского плеча, а старую поношенную телогрейку, под которой прячется изможденное детское тельце. Такие беседы заставляют ребят задуматься над тем, как же надо относиться к хлебу, которого так не хватало в годы войны, и который был самым вкусным лакомством для всех…

А на вопрос «Почему же советские люди победили в Великой Отечественной войне?» сначала наступает тишина, а потом звучат обдуманные ответы ребят: были дружны, заботились друг о друге, не бросали товарищей в беде, делились последним куском хлеба и всегда помнили о погибших. И никто не думал о национальностях, все знали, что войну выиграл народ.

Толерантность… С этим понятием обучающиеся знакомы с первого класса. Любой из ребят знает, что это слово объединяет доброту души, уважение, терпение, дружбу, сострадание, милосердие… И подтверждают своими делами. Мы участвуем в  ежегодной благотворительной акции «Добро по кругу», делаем подарки детям, которые воспитываются в детском доме.

Одной из задач, поставленной передо мной, является воспитание высоконравственной, духовно богатой и физически здоровой личности. Данная задача реализуется посредством

– совершенствования педагогического процесса, предполагающего интеграцию обучения и воспитания; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеурочную деятельность; создание системы воспитательной работы на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики;

– повышения компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, методикой диагностики, расширение эрудиции, способности выходить за рамки предмета, конструктивно взаимодействовать с коллегами;

– создания условий для самовыражения и самоопределения учащихся, которые строятся на основе диагностики склонностей, способностей и интересов учеников; развития самоуправления учащихся; расширения сети кружков по интересам.

Любая деятельность должна привести к личному успеху, быть полезной и нравственно значимой для детей. Ведущие виды деятельности: игровая, познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная. Отношения всех участников учебно-воспитательного процесса должны строиться на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание на основе традиционной народной культуры, позволяет ребёнку самореализовываться, укреплять межнациональную дружбу, жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев, любить Родину, свою семью и природу.

И я уверена, что от того, как мы воспитаем души наших ребят, зависит их жизнь, их счастье.

Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания младших школьников.
  2. Научно-методический журнал «Классный руководитель». – 2007. – № 7.
  3. Дюркгейм Э. Социология образования / Пер. с франц. Т. Г. Астаховой / Под науч. ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева. – М.: ИНТОР, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.

В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....

Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

Мастер-клас по теме  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...

Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Презентация предназначена для родительских собраний, выступлений на педагогическом совете и заседании МО...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православного вероучения"

В статье раскрываются принципы и виды работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе православного вероучения....

Статья "«Значение программы «Этикет и культура общения в духовно-нравственном воспитании личности россиянина - ступени к формированию российской гражданской идентичности»

В статье раскрыта важность духовно-нравственного воспитания личности россиянина, ступени к формированию российской гражданской идентичности и показана актуальность и значимость в достижении этого допо...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...