Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православного вероучения"
статья на тему
В статье раскрываются принципы и виды работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе православного вероучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_duhovno-nrvstvennoe_18-19_g.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ОУ «ШКОЛА ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III»
Статья
«Духовно- нравственное воспитание
младших школьников
на основе православного вероучения»
Автор статьи: Мирзаянова Ирина Викторовна
учитель начальных классов
Г.Гатчина 2018 г.
Теме духовно-нравственного воспитания школьников в нашей стране всегда уделялось много внимания. Но сейчас, когда средствами массовой информации детей пытаются увести в мир, где нет нравственных ориентиров, когда человеческие добродетели, заменяются ценностями личностного обогащения, разобщенности, насилия, когда уходят из жизни такие понятия, как послушание, совесть, честь, правота, духовность и даже грех (ничто уже не считается грехом), становится особо актуальной эта тема. В нашей стране основополагающей религией является православие, и многие школы стремятся вводить уроки изучения основ православной культуры, которые являлись бы стержнем в духовно- нравственном воспитании учащихся.
Продолжая лучшие традиции российского образования 19 – н. 20 в., воспитание в школе проходит на основе православного вероучения. Дети учатся любить свое Отечество, почитать родителей и уважать друг друга.
По мнению психолога И. Н. Мошковой, «…православное воспитание должно способствовать накоплению внутренних сил и ресурсов души ребенка, чтобы в будущем высокая мотивация служения своей Родине, своему народу, высокое патриотическое чувство привилось и стало достоянием человека».
Содержание образования должно опираться на российскую национальную идею, которую для наших современных условий президент Российской академии образования Н.Д. Никандров сформулировал как триаду: православие, патриотизм, народность.
Целью своей работы я считаю: на основе православного вероучения наполнить духовным содержанием процесс образования и воспитания младшего школьника.
Задачи, которые ставлю, организуя процесс воспитания и образования:
- Заложить основы православного мировоззрения учащихся.
- Воспитывать послушание, смирение, терпение, целомудрие, любовь к ближнему, трудолюбие и формировать потребность выполнять в жизни эти нравственные категории.
- Воспитывать почитание и любовь к родителям.
- Воспитывать любовь к малой и большой Родине.
- Воспитывать культуру поведения в храме и в общественных местах.
- Формировать дружный коллектив единомышленников: учащихся и родителей.
Создание школы благословил епископ Гатчинский и Лужский Митрофан. Школа живет по определенному укладу. Ученики находятся под непосредственным окормлением священнослужителей храма святого благоверного великого князя Александра Невского в поселке Александровка, храма святого великого князя Владимира в г.Коммунар, Блокадного храма в г. Санкт-Петербурге. 1 сентября проводится молебен на начало учебного года, а в конце года - благодарственный молебен. Учащиеся посещают богослужения в двунадесятые праздники и дни особо почитаемых святых. По понедельникам школьным священником совершается молебен на начало учебной недели.
Главное правило воспитания, которым руководствуются учителя нашей школы, можно выразить словами святителя Московского Филарета «… давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим». Наши дети помимо общеобразовательных дисциплин изучают предмет внеурочной деятельности «Основы православного вероучения». С 1 класса преподается - Основы православного вероучения.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, обращаясь к педагогам, говорил: «И в нынешнее время, и в прошедшее только те люди успешно совершили свое умственное и нравственное воспитание, которые вверились Богу, жили по Его заповедям, которые ныне живут по Евангелию и учению Церкви, подчиняясь ее руководству».
Преп. Амвросий Оптинский советовал: «Что Вы благое посеете в душах своих детей в юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество… Если Вы успеете насадить в сердцах детей Ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причуды не могут так зловредно действовать».
Со 2 класса дети изучают церковно-славянский язык, который помогает им учиться читать псалтирь и молитвослов, разбирать тексты церковных песнопений. Русский философ И.А. Ильин говорил: «Богатство современного русского языка может быть многократно умножено, если наши дети будут знать церковнославянский язык, понимать его и читать на нем». Также, по словам философа: «…знание церковнославянского языка умножает словарный запас человека, что позволяет более глубоко осознавать и выражать свои мысли и свой внутренний мир, прикоснуться к целому пласту возвышенной духовной литературы».
Поскольку человек есть трехчастное существо, то его образование должно касаться тела, души и духа. В своей работе я стремлюсь формировать и развивать разные способности учащихся: интеллектуальные, физические, эстетические, музыкальные. Но главная моя задача – заложить духовно-нравственную основу в ребенке. Образовательный процесс я стремлюсь строить так, чтобы школьные предметы стали частью образования в христианском понимании этого слова, как однокоренного со словом «образ», стараюсь наполнять уроки таким содержанием, чтобы, независимо от предмета и темы, формировать православное мировоззрение учащихся.
По мнению философа И.А.Ильина, дети должны быть богаты национальными сокровищами. Главным сокровищем он считал родной язык. « Язык, - по словам Ильина,- вмещает в себя таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа… Культ родного языка должен царить не только в семье, но и на протяжении всего процесса образования, чтобы ученики прониклись богатством, благозвучием, выразительностью, точностью и творческой неисчерпаемостью родного языка».
Прекрасно понимая, что хорошая речь – результат высокой нравственности и образованности, я стараюсь заполнять сердце детей светлыми образами, наблюдением за красотой родной природы. На уроках развития речи ребята пишут сочинения на темы, связанные с историей, культурой, природными богатствами родного города:
«Красота родного края»
«Неповторимое своеобразие Гатчины»
«Любимый уголок Гатчинского парка»
«Любимое время года в Гатчинском парке»
Большое воспитательное значение имеет работа на уроках русского языка и минутках каллиграфии с текстами о святых и национальных героях, о Родине, о добрых делах и поступках.
Уроки литературного чтения способствуют воспитанию у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России. «Каждый из нас есть то, что он читает …, - И.А.Ильин. - Детям надо открыть красоту русской природы, … нашу землю, нашу духовность… Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно — национальный пророк и национальный музыкант». Поэтому на уроках литературного чтения я уделяю особое место изучению лучших произведений русской классической и советской литературы.
Для того, чтобы ребята знали фамилии, имена, отчества классиков русской поэзии и правильно соотносили их с произведениями этих авторов, я разработала дидактическую игру. Это разрезные карточки, где по – отдельности написаны: фамилия, имя и отчество, названия стихотворений, отрывки из них. Ученики сами готовят карточки по творчеству одного из поэтов, а потом опрашивают друг друга или я провожу опрос - викторину в занимательной форме.
Также ко многим произведениям отечественной классики ребята выполняют рисунки с отрывками из текста, картинный план. Такие виды работ прививают любовь к чтению и родному языку, развивают память, пополняют «литературный» запас знаний. Воспитанию патриотизма у школьников также помогают темы внеклассных занятий по литературному чтению:
«Любимая сердцу земля»
«Нам отцы завещали Отчизну беречь!»
«О богатырях земли русской»
Книги о блокаде Ленинграда.
«Святая Русь под мантией старинной»
Образ Родины в произведениях русских классиков.
Великий педагог К. Д. Ушинский говорил: «Кто наблюдал над детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекающим его делом». Ребята учат пословицы и поговорки о Родине, семье, матери, готовят литературно-музыкальные композиции.
Воспитание и обучение учащихся я стараюсь строить сообразно с их индивидуальными способностями. Как учили старцы, «к каждому необходимо подбирать свой ключ». Стараюсь отыскивать в ребенке, прежде всего, положительную сторону, раскрывать его способности и таланты. Как замечал еще в 19 в. мыслитель К.П.Победоносцев, «…мы скорее замечаем, чего нет в человеке, нежели что есть в нем. А что есть, это всего важнее».
Ежегодно проводятся классные и школьные конкурсы чтецов «О земле, что зовется Россией!»
Очень нравятся ученикам нетрадиционные уроки: уроки – викторины, уроки – сказки, уроки – праздники, посвященные творчеству великих русских писателей и поэтов. К этим урокам ребята самостоятельно оформляют газеты, ставят постановки, а я по итогам готовлю грамоты с фотографиями их выступлений.
Воспитательная и образовательная работа в классе и школе опирается на семейные ценности. В России традиционно субъектами воспитания являлись семья, государство и церковь. Семья представляет собой самую естественную основу для воспитания детей. Дети воспитываются в семьях новоначальных в вере, поэтому прежде всего проводится большая работа с родителями, чтобы они служили детям образцом в духовном возрастании. Организую для родителей беседы на родительских собраниях, оформляю рубрику «Советы родителям» с текстами из поучений старцев и священнослужителей о воспитании детей и создании особого семейного уклада. Н.В.Маслов, доктор педагогических наук, президент Фонда св. благ. князя Александра Невского считает, что «… семейства, дающие подрастающему поколению воспитание благочестивое и нравственное, увидят свое потомство многочисленным, уважаемым и благополучным».
Принцип внеклассной работы – участвуют все дети, даже самые неспособные, а также все родители. Каждый родитель, если не режиссер, то оформитель или костюмер, а также помощник в подготовке зала к празднику и уборке после него, фотокорреспондент или организатор игр, а иногда мастер по выпечке пирогов.
К. Д. Ушинский говорил: «В школьной скуке скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов, отвращения от учения, хитрости, лицемерия, обманов и тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку, и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой». Поэтому жизнь в нашей школе проходит увлекательно и радостно. Я использую самые разнообразные формы внеклассной работы:
- Беседы
- Классные часы
- Анкетирование родителей и детей
- Устные журналы
- Праздники
- Родительские собрания
- Поездки, экскурсии
- Походы
- Дни именинников (имена святых покровителей)
- Театральная студия
- Оформление стендов
- Классная библиотечка
- Составление родословных
- Советы родителям
- Статьи в школьную газету «Александрийка»
Особое место я отвожу проведению праздников и походов. Все мероприятия, которые я провожу в классе, проходят при большом понимании и участии родителей. Младшее поколение берет пример со старшего, учится у него житейской мудрости и любви к своей прекрасной стране.
Ребята с интересом узнают русские народные игры, в которые играли наши бабушки и дедушки – «Лапта», « Городки», «Пряничная доска», «Казаки – разбойники» и хороводные игры – «Золотые ворота», «Колечко», «Катись, катись яичко».
К праздникам патриотического содержания, таким как День Победы, День Защитников Отечества, я провожу совместно с родителями военно-спортивные игры: «А ну-ка, мальчики!», «Богатырская наша сила!», «Зарница».
Большое значение в воспитании детей я отвожу песне. Трудно рассказать о величии и красоте родной страны, о любви к ней обыкновенными словами. Не потому ли так много песен посвящено ей. Они окружают ребенка первых шагов в школе. Готовясь к каким – либо праздникам, мы разучиваем песни военных лет и на тему «Родина»:
О Родине: Гимн России, «Маленькая Родина», «С чего начинается Родина?», «Святая Родина моя», «Солдатушки – бравы ребятушки», «Вижу чудное приволье..», «Что за песни распевает наша Русь?».
Песни военных лет: «Вставай, страна огромная!», «Полем вдоль берега крутого, мимо хат…», «Ленинградские мальчишки», «На безымянной высоте» .
Также наша школа сотрудничает с музыкальной школой № 1 г. Гатчины, где ее преподаватели обучают детей хоровому пению. И.А. Ильин одним из сокровищ национальной культуры называет русскую песню, которая «… глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение». Хоровое пение «…национализирует и организует жизнь — оно приучает человека свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении», организует и жизнь классного коллектива, приучает слушать и слышать друг друга. Тексты духовных песнопений возвышают душу ребенка, наполняют сердце радостью и теплом, а речь делают красивой и благозвучной. Ведь «…чем заполнено сердце, тем мы и говорим» - утверждает Н. В. Маслов.
Если же в период отрочества и ранней юности у детей не будет положительных образцов, место высокой нормы займет «норма низкая»…Чтобы выработать иммунитет против дурных образцов, нужно приучить к хорошим. Гете говорил, что «… до четырнадцати лет ребенку нужно стараться показывать только положительные образы и образцы культуры, чтобы произошло срастание отроческой души с ними как с родными и должными. Тогда чувство красоты и чистоты при встрече с произведениями уродливыми, лживыми или просто развращающими будет внутренним обличителем и стражем».
Воспитание патриотизма – одно из приоритетных направлений современного воспитательного процесса в школе. От того, кого мы воспитаем в семье и школе, зависит будущее нашей страны.
Как сказал русский философ И.А.Ильин «Судьба России лежит в руках русского учителя».
Для учащихся младших классов наиболее интересно и доступно можно организовать работу по патриотическому воспитанию следующим образом.
Начинаю работу в этом направлении с представления ребятам вот такой цепочки:
Моя семья – моя школа – моя улица – мой город – мой край –мое Отечество – мир.
Каждое звено – элемент разноцветной радуги. Работа ведется в интеграции с уроками окружающего мира, русского языка, литературного и внеклассного чтения, ритмики, изобразительного искусства и, конечно, во внеклассной работе.
МОЯ СЕМЬЯ
На чем держится и дом, и счастье человека? На матери, а семья – фундамент жизни человека. Дети с радостью выполняют:
- рисунки «Моя семья»
- герб семьи
- семейное древо жизни
- свою ленту времени
Бабушки и дедушки пишут очерки-воспоминания о прожитых военных годах, о восстановлении разрушеннной Гатчины, каким был парк и наш город в 60-70 годы 20 века.
Становится традицией отмечать праздник День матери.
МОЯ ШКОЛА.
Друзья и учителя – это единомышленники ребенка. В школе проходит становление его личности, характера, мировоззрения. Привить любовь к своей школе помогают:
- Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского, имя которого носит гимназия.
- Богослужения в школьном храме святого А. Невского.
- Генеральные уборки класса, школы, изготовление кормушек и скворечников.
- Активное участие в ежегодных конкурсах осенних композиций и конкурсах чтецов «Нам отцы завещали Отчизну беречь!»
- Совместно с учителями и родителями: выпуски стенгазет, подготовка и украшение школы к праздникам, изготовление декораций к спектаклям, создание кукольного театра.
МОЯ УЛИЦА.
В своей учебно-воспитательной работе я соблюдаю принцип преемственности поколений. «Что мы оставим после себя, какое наследие?» - такой вопрос я задаю ученикам. Гатчина – особый город, где каждая улица дышит историей. Предлагаю детям интересные виды работ:
- Составление плана «Моя дорога в школу».
- Сочинение «Моя родная улица» (ее история и описание).
- Защита устных проектов «Как украсить мою улицу».
- Участие в субботниках и озеленении своей улицы.
МОЙ ГОРОД.
Помогают воспитать любовь к родному городу, развить интерес и внимание к его истории и архитектуре:
- Составление «паспорта» города: «Мой город – мой друг».
- Работа с плакатом « Цветик – семицветик», где каждый лепесток – одна из сторон богатства нашего города.
- Тематические занятия в Гатчинском дворце-музее.
- Самостоятельное проведение экскурсий учащимися.
- Сочинения о своем любимом городе.
- Краеведческо – исторические игры: лото, мозаика, кубики, игры – путешествия по дворцу и по картам Гатчины.
- Знакомство с военной истории Гатчины в городском Aрхиве.
МОЙ КРАЙ - ЗЕМЛЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ.
Работа в этом направлении проходит в интеграции с уроками развития речи и окружающего мира. Ребята пишут сочинение на тему, связанную с историей, культурой, природными богатствами земли Ленинградской: «Что дает наш край стране»
В интеграции с уроками изобразительного искусства дети рисуют дворцы, храмы, крепости нашей области.
Историю земли Ленинградской можно изучать и на уроках ритмики. Очень интересно прошел открытый интегрированный урок краеведения и ритмики «Путешествие в историю родного края».
МОЕ ОТЕЧЕСТВО.
С проникновенных слов К. Д. Ушинского в «Русской азбуке»: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия…» мы начинаем разговор о своей стране, а на дальнейших уроках пытаемся обратиться к истокам нашего Отечества и понять, откуда черпается сила и крепость любви к своей Родине для каждого из нас.
Я знакомлю детей с наиболее значимыми событиями доблестной истории Отечества, его героями: от былинных чудо – богатырей до солдат и полководцев Великой Отечественной войны.
Дети узнают, что не только оружием можно защищать Отечество, но молитвой за страну и крепкой православной верой. На уроках, во время краеведческих и паломнических поездок звучат имена святых покровителей Российской земли:
• св. благ. князь Александр Невский
• св. прав. И. Кронштадтский
- св. блаж. Ксения Петербургская
- св. прав. С.Вырицкий
- св. Илия Муромец
- св. Георгий Победоносец
- св. С.Радонежский
- св. прав. С.Саровский
- св. преподобномученица Мария Гатчинская
- св. семья царственных мучеников
МИР.
Так постепенно происходит плавный переход в осознании ребенком себя как частицы большой Родины – России. И в тоже время, все мы – дети планеты Земля, которую надо любить и беречь.
Такой подход содействует осознанию ребенком своего места в окружающем мире. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.
Большое воспитательное значение и расширение кругозора несут тематические экскурсии во дворцы – музеи жемчужного ожерелья Петербурга, по Пушкинским местам, в музеи боевой славы.
Как нельзя лучше межпредметные связи устанавливаются при организации поездок по святым местам нашего края, где ребята узнают и о восстановленных монастырях, и об истории, географии, культуре родного края.
Со 2 класса ученики пишут небольшие сочинения о паломнических поездках, походах, экскурсиях, по которым мы составляем классную фото-летопись. Это очень интересное и полезное дело! Вся жизнь класса остается в памяти на долгие годы!
Таким образом, я неотступно стараюсь реализовать главную задачу воспитательной работы гимназии – на основе целостного подхода к отечественному историко-культурному наследию формировать духовность школьников.
Какими будут наши дети, все зависит от воспитания. Как говорит народная мудрость: «Чему смолоду научится человек, того в жизни и держится».
Труд учителя сразу не заметен, но главное, на какую землю он бросает зерна. Я хочу верить, что труд учителей гимназии и мои усилия дадут хорошие всходы. Мне видится, что наш выпускник будет любить и гордиться историей своей страны, ее духовным, культурным и трудовым наследием, а также будет сохранять и оберегать это наследие сейчас, приумножать и передавать потомкам в будущем.
С.А.Рачинский, известный деятель народного образования 19 в., считал, что «…главное в организации школы - не методички или способы преподавания, но создание особого внутреннего строя, уклада, атмосферы, способствующей формированию человека, наделенного русской теплотой и сердечностью отношений, нравственностью, бескорыстием, патриотизмом, глубокой верой».
Обобщая сказанное, хочется напомнить, что духовное воспитание — это возвышение души человека. Каждый школьный предмет, каждое воспитательное мероприятие, вся атмосфера школьной жизни должны служить этой цели, поэтому девизом своей работы я выбрала следующие слова, произнесенные коллегами на Глинских педагогических чтениях в Москве: «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который надо зажечь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"
Данный материал является кратким описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....
Презентация методической системы нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"
Методическая система представлена в виде презентации...
Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры
Цель данной работы: показать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья в...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.
В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, осваивающих основы православной культуры.
Основы православной культуры в системе образовательной школы....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках православной культуры.
Выступление на семинаре в рамках Одиннадцатых муниципальных Рождественских чтениях." Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России."...
Воспитание младших школьников на основе православного вероучения.
Описан опыт работы в воскресной школе....