Развитие коммуникативных умений школьников в процессе обучения
статья

Статья посвящена актуальной проблеме развития коммуникативных умений школьников в процессе их учебной деятельности, выбору таких технологий и методов преподавания, которые способствовали бы этому процессу, были адекватны возрасту учеников и были доступны для применения в любом образовательном учреждении. Так же в статье приводится описание эксперимента, направленного на выявление эффективности данных методик.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений школьников в процессе обучения 

Статья посвящена актуальной проблеме развития коммуникативных умений школьников в процессе их учебной деятельности, выбору таких технологий и методов преподавания, которые способствовали бы этому процессу, были адекватны возрасту учеников и были доступны для применения в любом образовательном учреждении. Так же в статье приводится описание эксперимента, направленного на выявление эффективности данных методик.  

Ключевые слова: коммуникативные умения, процесс обучения, младший школьный возраст, коммуникативные УУД, межличностные отношения учащихся, тренинги. Тематическая рубрика: начальная школа.   Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями.

Поэтому возникла необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми, к общению с окружающими. Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др. Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2007), среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной, Р.В. Овчаровой и др.

Проблему эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе обучения, взаимодействия школьников и способах воспитательного влияния на них рассматривает в своих работах В.В. Чечета. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование и развитие коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня развития коммуникативных умений субъектов общения.

 Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует развитию коммуникативных умений. Поэтому возникла необходимость позаботиться о своевременном и полноценном развитии коммуникативных умений. Это связано с общими задачами, с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования. Развитие коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как уровень развития данных умений, влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Поэтому целью нашего исследования было выявление условий развития коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения. После анализа взглядов различных исследователей на определение понятия «коммуникативные умения» было решено употреблять этот термин в значении освоенных детьми способов выполнения действий в процессе общения, зависящих от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающих им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых навыков, способов различения социальных ситуаций. В этот период на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действий в этом мире. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы познавательных мотивов и интересов, внутреннего плана действий, умением согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия с общественными нормами поведения, умением адекватно оценивать результаты собственной деятельности и своих возможностей. После изучения теоретических основ развития коммуникативных умений школьников, было решено применить полученные знания на практике, путём проведения эксперимента. Экспериментальная работа проводилась на базе ГБПОУ школа №576 СПБ  во 2 «а» классе. В исследовании принимали участие 22 ученика: 10 девочек и 12 мальчиков. В ходе проведения эксперимента в декабре месяце было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению коммуникативных умений младших школьников, в котором основным методом стал эксперимент.

Его целью было выявление уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников. Для диагностики уровня сформированности коммуникативных умений было решено использовать методику В.В. Синявского и В.А. Федорина по определению уровня сформированности коммуникативных способностей у детей, а также методику Р.В. Овчаровой по выявлению коммуникативных склонностей учащихся, которые модифицированы и адаптированы для детей младшего школьного возраста. По моему мнению, определение уровня сформированности коммуникативных способностей и склонностей возможность определить и уровень сформированности коммуникативных умений, поскольку коммуникативные способности и склонности входят в структуру понятия «коммуникативные умения». После проведения диагностик и анализа полученных результатов было выявлено, что около 56,5 % детей имеют трудности в общении со сверстниками, учителями.

Эти дети реже высказывают своё мнение, участвуют в групповых обсуждениях. Также для этой группы обучающихся характерны такие черты, как вспыльчивость, драчливость и капризность. Некоторые из них неаккуратны и небрежны. В ходе проведения исследования с декабря по май в экспериментальном классе были проведены уроки, внеклассные мероприятия и тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений. После всех запланированных экспериментальных работ в апреле была проведена повторная диагностика учащихся для выявления уровня развития коммуникативных навыков. Цель повторной диагностики: выяснить, как изменился уровень коммуникативных навыков младших школьников за прошедший период с декабря по апрель.

Уровень коммуникативных умений детей снова определялся с помощью методики В.В. Синявского и В.А. Федорина по определению коммуникативных способностей учащихся. Анализ диагностики показал, что уровень коммуникативных способностей младших школьников повысился. После обработки результатов была составлена динамика уровня коммуникативных способностей учащихся. Следующая диагностика, которую мы также провели повторно, была методика Р.В. Овчаровой по выявлению коммуникативных склонностей учащихся.

По результатам повторной диагностики данного теста также можно говорить, что коммуникативные склонности младших школьников повысились. Динамика результатов данного теста также представлена в диаграмме. Не каждый учащийся совершил качественный переход от одного уровня к другому, но все обучающиеся имеют количественный прогресс в баллах по обеим методикам. Исходя из выявленных нами критериев и результатов диагностических методик, можно сделать вывод, что большинство учащихся в классе умеют слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и координировать совместную деятельность, распределять роли, вести переговоры и дискуссию, правильно выражать свои мысли, поддерживать друг друга. После повторной диагностики оказалось, что количество учащихся с низким уровнем коммуникативных навыков значительно снизилось. Ученики стали более уверенно выражать свои мысли, спокойно общаться со сверстниками, доказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение. Дети, которые чувствовали эмоциональную неприязнь друг к другу, начали общаться и взаимодействовать чаще, стали более дружелюбны друг к другу.

Таким образом, использование форм и методов развития коммуникативных умений существенно повышает их уровень у детей младшего школьного возраста. Коллективные формы обучения интересны детям, увлекают их. Дети становятся свободнее в своих высказываниях, не боятся отстаивать свою точку зрения. По отношению друг к другу становятся более открытыми, вежливыми, тактичными.

Обработка результатов исследования дала возможность определить общие критерии уровня сформированности коммуникативных умений: ·     способность и готовность к общению; ·     возможность выбора языковых средств в конкретной ситуации; ·     возможность создавать собственные связные высказывания; ·     готовность к ролевому взаимодействию и взаимопониманию.

Достижению положительных результатов в области коммуникативных умений младших школьников способствуют составление конспектов уроков с подобранными задачами, способствующими их развитию. Развитие коммуникативных навыков эффективно в процессе групповой работы при следующих условиях: отбор коммуникативных УУД; учет межличностных отношений учащихся, разработка правил работы в группе и организация сотрудничества учащихся; отбор содержания для изучения. Успех процесса развития коммуникативных умений младших школьников может быть достигнут только при соблюдении комплекса педагогических условий.  

Список литературы: 1. Бодалев, А. А. Психология общения/ А.А. Бодалев. – М.: Изд. центр «Академия» – 1996. – С.95-97. 2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика – Пресс – 2002.– С. 263–269. 3. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении/ В.В. Давыдов. – М.: Педагогика – 1972. – 424 с. 4. Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. – М.: Просвещение – 1987. – С.78-89. 5. Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности/ Т.В. Сытенко //Школьные технологии. – 2006. – №7.– С.32.. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”

В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...

Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность....

Развитие речи младших школьников в процессе обучения.

 В данной статье представлен опыт работы по повышению речевой культуры, которую предполагается начинать с 1 класса. В этот период дети наиболее восприимчивы ко всему новому, язык их ...

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...

Развитие коммуникативных умений в учебном процессе у младших школьников с ОВЗ.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе общения с внешним миром возникает целый комплекс проблем. Данная статья посвящена проблеме развития и формирования коммуникативных навыков у...

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся в процессе обучения сценическому мастерству (из опыта работы)

Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополнительного образования...