Методы и приёмы обучения в преподавании комплексного учебного курса «ОРКСЭ»
методическая разработка

Жувак Елена Владимировна

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является требованием времени, это воссоединение обучения и воспитания.

На каждом уроке, следует уделять внимание мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

           От нас, педагогов, зависит многое, если не сказать всё. Потому что помимо содержания важна методика, то есть способ, как мы будет доносить знания до ребёнка. Результаты курса во многом зависят от того, как выстроить преподавание в конкретном классе с конкретными детьми. Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОРКСЭ17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы обучения

в преподавании комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является требованием времени, это воссоединение обучения и воспитания.

На каждом уроке, следует уделять внимание мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

           От нас, педагогов, зависит многое, если не сказать всё. Потому что помимо содержания важна методика, то есть способ, как мы будет доносить знания до ребёнка. Результаты курса во многом зависят от того, как выстроить преподавание в конкретном классе с конкретными детьми. Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

       словесных        (решают        задачу        формирования        теоретических        и фактических знаний  и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);

        наглядных        (решают        задачи        развития        образного        мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);

         практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);

         репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда)

        индуктивных и дедуктивных, оптимальное  чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечивает сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

        Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать  созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход  и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

  Для оптимизации процесса обучения можно выделить следующие методы и формы:

Метод моральных дилем и дискуссий -  создание доступной для понимания проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. На основе анализа правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы  - методы и приёмы  познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяет развивать способности человека.

Исследовательский метод — организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.

Проектирование -  особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Драматизация        (театрализация)        привлекательна        для        младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Однако необходимо помнить, что максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии  и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен отдельной творческой группе. Драматизация может стать прекрасным способом самовыражения и облегчит работу учителя по оценке результатов образовательной и воспитательной деятельности, поскольку на примере постановки достаточно легко установить личный вклад каждого участника и степень проникновения в суть изучаемых явлений культуры.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, ветеранов и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем. Результаты проведения интервью по наиболее важным разделам курса могут лечь в основу итогового проекта, который предполагается представить по окончании обучения.

Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для конкретной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока.

Сочинение, эссе. Письменная творческая работа, к сожалению, не пользуется особой популярностью, как среди педагогов, так и среди учащихся, однако именно она позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы.

Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными, стимулирующими фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и современностью.

Другая форма творческой письменной  работы – написание эссе- размышления на определенную тему по собственному выбору. Например, одной из тем может быть анализ явление чуда в жизни человека. Учитель может спросить учащихся случались ли в их жизни чудесные события и как они их воспринимали, и предложить написать об этом.

Создание галереи образов направлено, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Кроме того, эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Еще одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы за период изучения курса. Задания этого типа при составлении поурочного планирования могут быть равномерно распределены на протяжении курса.

Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повысит мотивацию учащихся и сделает уроки наиболее оптимальными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение комплексного учебного курса ОРКСЭ. (доклад и презентация)

Доклад и презентация о введении и особенностях комплексного  учебного курса ОРКСЭ....

Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

обозначение ценностных оснований введения данного курса в учебный план школ, специфики его преподавания, а также проблем, с которыми я столкнулась  в ходе практической работы....

Организация работы городской опорной школы «Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ

Смена ценностных ориентиров общества, расширение информационного пространства заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. С целью обеспечения уч...

Методы и приёмы обучения в преподавании комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

     Каждый человек имеет свой жизненный путь, и он имеет право на полноценное воплощение себя в жизни.     Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и ...

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...