Введение комплексного учебного курса ОРКСЭ. (доклад и презентация)
материал по теме

Хайдукова Наталья Валериевна

Доклад и презентация о введении и особенностях комплексного  учебного курса ОРКСЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Введение комплексного  учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Подготовила : Хайдукова Наталья Валериевна

г.Новошахтинск

2012г.

  На Руси на протяжении многих веков  семья была незыблемой силой. Забота о детях была первостепенной  задачей. Семья была носителем  духовных и культурных образцов. В семье  ребенок обучался социальным ролям.  За последние годы  институт семьи утерян. На смену нравственным понятиям пришли алчность, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания. При живых родителях растет  количество детских домов.  Поэтому назрел вопрос о возрождении устоев.

Мысль об исключительной важности нравственной, духовной консолидации общества, о национальных духовных традициях как ключевом факторе модернизации страны, необходимости морального оздоровления общества глубоко и последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 годов, в других государственных документах.

В конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об образовании», в котором установлено, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся.

 В 2009 году был принят новый стандарт общего образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

Преподавание курса осуществляется в соответствии с нормами законодательства РФ  

Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России

Но как соединить обучение ума с воспитанием души и возрастанием духа?

Этому будет способствовать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который  включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года с 1 сентября 2012-13 учебного года.

В него входят 6 модулей: курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет

1. Основы православной культуры

2. Основы мировых религиозных культур

3.  Основы исламской культуры

4. Основы светской этики

5. Основы иудейской культуры

6. Основы буддийской культуры

В целом необходимо отметить, что образовательный процесс в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не преследует иных целей, кроме воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи. Назначение нового предмета -  помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход.

 Содержание модулей не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач. Оно не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии. Одна из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной  духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны. Выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

Комплексный курс является светским.         Наука и религия не противоречат друг другу, а являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников систематически знаком с историческими и культурологическими основами традиционных религий, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?

Посредством введения нового курса и у нас в г.Новошахтинске положено начало формированию у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа Росси.  В образовательных учреждениях г.Новошахтинска курсом «Основы религиозных культур и светской этики» охвачены 834 учащихся начальной школы.                                       

С целью обеспечения условий для организации добровольного выбора модуля курса и учёта мнения родителей обучающихся в общеобразовательных учреждениях проведены общешкольные и классные родительские собрания, организовано коллективное ознакомление родителей школьников с учебной программой, проводилась индивидуальная работа с отдельными семьями, родителями с целью определения выбора модулей курса. Результаты выбора были зафиксированы протоколами родительских собраний, письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения детей.

В ходе знакомства родителей с учебниками, проведения разъяснительной работы и опроса мнения о модулях нового учебного курса состоялся добровольный выбор модулей

В настоящее время из 834 школьников изучают:

Основы православной культуры: 741 чел.

Основы светской этики –    68чел.

Основы мировых религиозных культур – 25чел.

Основы иудейской культуры – 0 чел.

Основы исламской культуры – 0 чел.

Таким образом в г.Новошахтинске выбраны 3 основных учебных модуля:

Основы православной культуры (89%),

Основы светской этики (8%),

Основы мировых религиозных культур (3%)

      В каждый из выбранных учебно- методических комплектов входят:

1.Программы курса ОРКСЭ

2. Книга для учителя

3. Книга для родителей

4. Учебник

5. Электронное приложение к учебному курсу

      В рамках действующего законодательства  Российской Федерации все учащиеся школ города обеспечены учебниками в полном объёме.

В содержании учебного модуля «Основы православной культуры»  представление о религии как о даре возвращает нас к пониманию школы как места духовного обогащения ребенка, нацеливает преподавание на задачу развития личности, т.е. выдвигает на первый план собственно педагогическую задачу.

С целью создания кадровых условий и обеспечения консультативной помощи для успешного ведения курса комитетом образования:

- в январе-феврале 2012 года проведены опережающие консультации с директорами школ по вопросам подготовки к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- в апреле 2012 года проведен круглый стол «Роль учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в духовно-нравственном воспитании учащихся» .

-Организована работа методических объединений учителей ОРКСЭ.

Особое внимание было уделено подготовке кадров для преподавания курса:

- 31 человек прошли повышение квалификации при Ростовском ИПК и ПРО.

Успешность учебно-воспитательного процесса в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» напрямую зависит от продуктивности сотрудничества школы и семьи, педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников. Все, кто будут участвовать в апробации нового курса, открыты для общения и обсуждения возникающих проблем.

Необходимо отметить, что часть опрошенных родителей выразили надежду на положительные результаты преподавания истории и культуры религий, считая, что изучение данного курса необходимо для общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа.

       Значение родительского участия в изучении курса «Основы  религиозных культур и светской этики» трудно переоценить. На уроках школьники получают домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, продуктивным.

Первые итоги введения курса.

  1.  Отработаны процедуры и механизмы взаимодействия участников образовательного процесса для обеспечения добровольного выбора учебного модуля курса родителями школьника;
  2.  В  системе образования г.Новошахтинска создан кадровый, мотивационный, содержательный и технологический ресурсы для успешного ведения комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
  3. Положено начало формированию у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  

Труд, терпение и здравый смысл – лучшие средства решения наших проблем. И еще требуется любовь к нашим детям. Будем ли мы жить в процветающей стране? Завтра точно не будем - чудо не произойдет. Но в наших силах сделать так, чтобы в благополучной России жили наши дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Дружба" (конспект + презентация)

                 Модуль "Светская этика".                   Тема:Дружба.  ...

положение о введении курса ОРКСЭ

Положение о введении ОРКСЭ...

доклад :Введение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»»

«Основы религиозных культури светской этики»»(Выступление на педагогическом совете) ...

Положение о введении курса ОРКСЭ

Положение разработано в связи с введением нового предмета ОРКСЭ в 4 классе . Содержит подробное описание целей, задач, нормативно-правовой и научно-методической базы....

«Введение нового курса ОРКСЭ в четвертом классе»

Родительское собрание 21.03.2016года Тема «Введение нового курса ОРКСЭ в четвертом классе» Задачи: -познакомить родителей с ц...

Родительское собрание по введению учебного курса ОРКСЭ, 4 класс

Цель учебного курса состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным....

Итоговая работа: "Роль курса ОРКСЭ. Доклад для родителей"

Методическая разработка+ презентация...