Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
статья по орксэ (4 класс) на тему

Алешина Юлия Михайловна

обозначение ценностных оснований введения данного курса в учебный план школ, специфики его преподавания, а также проблем, с которыми я столкнулась  в ходе практической работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня педагогическое сообщество решает множество важных задач по модернизации российского образования, к таким относится  и введение курса «Основы религиозных культур и светской этики».  На мой взгляд,  для нашего многонационального государства – это одно из приоритетных направлений работы в школе. Человек не рождается с врождённой нравственностью. Нравственность – это продукт воспитания – основа формирования личностных качеств  человека, в  том числе и таких, как  толерантность, умение  уважать культуру других национальностей, именно эту воспитательную задачу   целенаправленно решает ведение курса «Основы религиозных культур и светской этики», который является    составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

В своем выступлении я обозначу ценностные основания введения данного курса в учебный план школ, специфику его преподавания, а также проблемы, с которыми я столкнулась  в ходе практической работы.  

        Безусловно, все педагоги скажут, что этим вопросом школа занималась всегда. Да, но как? Каков механизм воспитания? В первую очередь хочу сказать, что мы делаем много, но насколько это эффективно; во-вторых, педагог сам должен быть просвященным в этом вопросе.  Мне тоже казалось, что после 17 лет стажа я все знаю, но пройдя курсы повышения квалификации поняла, что новый курс достаточно содержательный, выстроен в воспитательном ключе, является конкретным, а не абстрактным инструментом в руках учителя по формированию межнациональной культуры.  Что он из себя представляет?

Данный курс  включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», « Основы мировых религиозных культур», « Основы светской этики». С согласия ученика и по выбору его родителей ( законных представителей) изучается один из указанных модулей в объеме 34 учебных часов.

Теперь Вы представляете, насколько готов должен быть учитель, чтобы вести любой из выбранных  детьми модулей. Безусловно, важным аспектом введения является подготовка педагогов, которые должны осознанно применять ценностные установки программы и суметь эффективно преподнести её содержание.  

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Это - единая комплексная учебно-воспитательная система. Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Каковы задачи данного курса?  Это:

*знакомство обучающихся с основами национальных культур России, основами мировых религиозных культур и светской этики;

*развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

*обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,  формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

*развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической среде на основе взаимного уважения.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний, а также межпредметное взаимодействие, которое выражено в следующем:

  • По месту в учебном плане и по содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.
  • Курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы.
  • Курс ОРКСЭ предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

Почему курс вводится  в 4 классе ?

  1. Социально – психологические особенности обучающихся данного возраста ( бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;
  2. Происходит переоценка ценностей;
  3. К четвёртому классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;

Особенности методики преподавания этого культурологического курса в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребенка на основе социокультурного опыта. Предмет же «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) призван дать целостную картину мира, в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только логических законов.

Возникает вопрос: «Как преподавать?»

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества.

 Готовясь к урокам, я не забываю о таких формах, как дискуссия, мозговой штурм,  киносъемки, фестивали, ролевые игры, выставки, проекты,  эвристические беседы, восходящие к диалогу, самостоятельная работа и т.д.

Подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый. Основной источник нового материала – учебник. Учебники обязательно должны быть в работе. Другое дело, какой путь изберет при этом учитель. Это может быть:

  • продолжение ряда слов
  • составление словаря терминов и понятий
  • распределение терминов в таблице  
  • ролевое чтение и т.д.

Кроме того,  на уроках ОРКСЭ вполне уместно использование текстов сказок и притч. Причем использовать их тоже можно по-разному. Некоторые можно просто обсудить, другие предложить инсценировать. А можно, читая с остановками, дать возможность ребятам «дописать», «предположить» продолжение.

Вот пример:

« Однажды, мальчик поймал бабочку и решил обмануть мудреца, спросив: «Жива ли бабочка?" Если мудрец ответит, что она жива, он сожмет ладони, и бабочка умрет... А если он ответит, что нет, мальчик отпустит ее, и мудрец перестанет быть мудрецом. Мальчик пришел к мудрецу и задал свой вопрос…»

-Как вы думаете, что ответил мудрец?

Ребята постараются дать свои варианты ответа. Выслушав желающих, я дочитываю  финал притчи.

«На что Старик ответил: «Все в твоих руках…» «

Но применять  притчи  необходимо дозировано, они требуют определенной внутренней работы и времени.

Есть и другой вариант работы с притчей, когда даются ключевые слова, а ребятам предлагается сочинить свою историю, которая потом сравнивается с оригиналом. При этом работать дети могут как индивидуально, так и группами.

Пример: мудрец…рука…слава…бабочка

Для учеников начальных классов очень важна наглядность. Бесспорно, что в этом случае главным помощником учителя является  мультимедиа. Презентация не только обеспечит зрительный ряд, но и поможет ребятам сконцентрироваться на основных теоретических положениях урока. Работая с иллюстративным материалом, я использую следующие приемы:

1.Узнавание персонажей, вещей

- кто это?

- покажи, где кто или что

2. Соотнесение фраз текста с иллюстрациями

- найди  в тексте слова  к иллюстрации

- найди иллюстрацию к словам

3. Оценка ребенком нарисованных предметов

- почему тебе нравится/не нравится?

4. Сопоставление своего видения текста с видением художника

5. Прием «Шагни в картину/иллюстрацию»

- что видишь?

-что слышишь?

-что чувствуешь?

-кто рядом?

-какое у тебя настроение?

Обязательны игровые, тренинговые  моменты на уроках ОРКСЭ. Это яркие эпизоды, ребята максимально активизируются в этот момент, а уж о морально-нравственном воздействии и говорить нечего.  

Например, говоря о добре и зле уместно предложить следующий игровой момент: ребята на маленьких листочках пишут свои «плохие качества», от которых хотели бы избавиться. Затем учитель собирает листочки и сжигает, при этом мы  размышляем: наше зло сгорело и превратилось в добро, потому что зола  - это удобрение. Заранее на урок приносится  цветочный горшочек с землей. Зола добавляется в землю и перемешивается. Вместе с ребятами садим какое-нибудь растение, например, фасоль, поливаем и обязательно отдаем ребятам, чтобы они ухаживали за ним и наблюдали, как прорастает добро. Говоря о дружбе, мы создаем дерево дружбы из своих ладошек и т.д.

Особенно важно сказать об использовании кино - и  мультфильмов.  Мультфильм - это детство. Ребята любят их смотреть, а потом обсуждать. Так что это кладезь для уроков ОРКСЭ.

Особенный подход и к домашнему заданию. В общепринятом смысле его нет. Но уходя домой, ребенок точно должен знать, с чем прийти на следующее занятие. Как правило, я нацеливаю детей на то, чтобы дома обязательно рассказали родителям о том, что узнали на уроке, выяснили их мнение по данной теме.

Примеры домашних заданий:

  • Подобрать пословицы и поговорки, стихи, песни и т.п.
  • Составить генеалогическое древо семьи
  • Найти самое старое фото в семейном альбоме, рассказать о том (о тех), кто на нем изображен
  • Традиции семьи
  • Рассказать о заслугах семьи перед Родиной
  • Какие профессии у твоих родных, почему они сделали такой выбор
  • Есть ли профессиональные династии и пр.

Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность. Методическое обеспечение курса позволяет  мне использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.

К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, например, сейчас у нас в школе идёт подготовка к образовательному событию «Земля- мой дом родной…», в котором задействованы все классы и все педагоги. Образовательные события в нашей школе заменили предметные декады.  Содержание события реализуется через все предметы учебного плана и внеурочную деятельность.

К групповым формам внеурочной деятельности  можно отнести  тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовку проектов.

В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер и знакома каждому учителю. 

Итак, что бы мы  ни  использовали на своем уроке, мы должны помнить, что все наши усилия направлены, прежде всего, на   проявление у детей таких качеств,  как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, готовность слушать собеседника, вести диалог. Дети должны принять эти   основные нравственные ценности.

Реализация школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» может вызвать определенные  вопросы и трудности. Чем это вызвано?

Это вызвано несколькими объективными причинами:

1) Курс новый, и хотя есть учебники и методические пособия, все это не было проверено на практике. Жизнь показывает, что между теорией и практикой  иногда может быть  дистанция.  Есть материал, который для уровня учащихся преподносится очень сложно, и тогда я ищу пути более доступного объяснения.

2)  Этот курс объединяет  в себе и образовательную,   и воспитательную направленность, поэтому  учитель должен  реализовывать эти компоненты только в тесном единстве. И этому надо учиться.

Можно выделить и субъективные причины:

1) Предмет является новым для каждого из нас. При этом, никто из нас сам подобного курса не изучал ни в школе, ни в вузе.  Значит, учиться приходится вместе с детьми.

2)  Каждому человеку присущи некоторые сомнения в правильности своих действий, особенно, если дело выполняется впервые. Выход один: стать профессионалом в своем деле, а значит много и качественно готовиться. Действительно, у меня подготовка к данному курсу занимает много времени, но каждый раз я ощущаю себя увереннее и компетентнее.

 Я хочу закончить словами великого Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими, - это в нашей власти». Я всем желаю успехов!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

Цель: знакомство со святыней православия – иконойЗадачи:Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;Развивать иссле...

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального  государственно...

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...