Программа "Волшебный сундучок"
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный сундучок» имеет художественную направленность. Создана на основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество»,автора учебных пособий «Мастерская чудес» (Издательство «Учебная литература», 2004г.) и типовой программы «Вышивание» под редакцией О. С. Молотобаровой (сб. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. М., Просвещение, 1988) и дополнена разделами «Квиллинг» и «Работа с бумагой».
Занятия по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Призваны ввести детей в яркий мир декоративно-прикладного творчества, познакомить с культурными ценностями своего народа, а также создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса учащихся с целью продолжения обучения по базовым программам «Фантазёры» и «Страна Фантазий».
Новизна программы заключается в том, что ее содержание представлено
многоступенчато различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами по изготовлению открыток, картин, панно и игрушек, а также предметов, полезных для школы и дома. Раскрывает техники и приемы работы с
различными (нестандартными, нетрадиционными) материалами художественной
деятельности, которые окружают детей в повседневной жизни, помогают взглянуть на них с точки зрения творческого человека. Основные разделы программы: удивительный мир аппликации, поделки из текстиля и ниток, пластилинография тестопластика,
конструирование, плетение и др.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-
конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью
не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное
творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на
отношения с людьми, с окружающим миром.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в
поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок.
Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои
конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают
творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на
механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения
коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных
навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия,
открытости, развития толерантности.
Актуальность программы заключается в том, что декоративное искусство,
художественные ремесла играют важную роль в эстетическом воспитании детей.
Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд.
Данная программа педагогически целесообразна, так как раннее приобщение
детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них
творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии
и воображения.
Практическая значимость программы состоит в развитии у обучающихся
сенсомоторных навыков (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой
моторики рук), что является средством коррекции психического развития младшего
школьника; создание соответствующей учебной социально-профессиональной среды
для обучающихся.
В учебном плане образовательных учреждений на трудовое обучение детей 6 – 11
лет выделяется 1 час в неделю, что является недостаточным для изучения основ
декоративно – прикладного искусства – ручного труда. Данная программа поможет
решить эту проблему. Приемы и навыки народно - декоративного искусства,
выработанные на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их
применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми
и лаконичными средствами. Лепка, аппликация, плетение и др. - все эти виды
деятельности дают возможность детям творчески развиваться.
При изготовлении поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно
решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления
и художественной отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору
приемов работ и развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной
значимости, повышает их самооценку.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, с помощью таких
видов художественного творчества, как аппликация, лепка, вышивка,
конструирование, и дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Отличительные особенности программы. Структура программы предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к темам, техникам и технологиям на более высоком и сложном уровне. Это способствует тому, что получая первичные знания и навыки на первом году обучения, у ребят появляется интерес, который они могут закрепить и развить в последующие года обучения. Все задания разнообразны и соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия (поделки), таким образом, теоретические знания и технологические приемы подкрепляются практикой.
Основные идеи программы: воспитание и обучение осуществляется
"естественным путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании
поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. обучающийся получает
от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления
собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о
мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на
основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что
обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при
ведущем значении последних). Все поделки функциональны: ими можно играть, их
можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же
занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует.
Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать
художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском
коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению
индивидуальности каждого.
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа, основаны на
концепции дополнительного образования:
- право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в
которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и
подростков;
– вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
– адаптивность к возникающим изменениям.
Ключевые понятия: творчество, цветоведение, виды декоративно-прикладного
искусства: аппликация, вышивание, вязание, коллаж, плетение, оригами,
киригами, айрис-фолдинг, пластилинография, бисероплетение, конструирование,
витраж, мозаика, декупаж, лепка, скульптура, макраме, роспись и другие.
Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в творчестве,
воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей
индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в
процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой и другими
материалами.
Задачи:
Обучающие:
– ознакомить воспитанников с различными материалами; их свойствами;
– обучить навыкам и приемам работы с различным материалом (лепка,аппликация, коллаж, плетение, вышивка и т.д.);
– дать понятие о холодных и тѐплых тонах, научить подбирать цвета;
– научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия;
– обучить плоскостному моделированию – умению составлять из геометрических фигур изображения предметов и композиций;
– научить владеть иголкой, ниткой, шилом и ножницами;
– научить работе с трафаретами;
– сформировать умения следовать устным инструкциям.
Развивающие:
– развивать у воспитанников любознательность через развитие внимания и
наблюдательность, памяти, воображения, художественного мышления,конструкторских способностей;
– развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения;
– развивать координацию движений рук;
– развивать цветовое восприятие;
– расширять и обогащать практический опыт детей;
– создавать условия для саморазвития и самореализации детей.
Воспитательные:
- формировать потребности трудиться в одиночку, в паре, группе;
– воспитывать трудолюбие;
– воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
– добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
– формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
– расширять коммуникативные способности детей;
– воспитывать эстетический вкус;
– совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать
в порядке рабочее место.
Принципы отбора содержания: каждый раздел программы делится на два блока
– теоретический и практический. Объѐм теоретического курса невелик. Выбранные
темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории декоративно-прикладного
искусства. Практическая деятельность по создание собственных работ обеспечат
учащимся прочное усвоение и закрепление знаний, умений и навыков. В процессе
занятий ребята осваивают различные методики обработки разных материалов (бумаги,
ткани, пряжи, пластилина, соленого теста, природного материала и др.), участвуют в
конкурсах, творческих мастерских, в групповом проектировании и мастер – классах,
на которых применяют полученные знания.
Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый и
исследовательский, практический.
Формы занятий для активизации учебно-воспитательного процесса:
- совместные занятия с родителями,
- участие детей в выставках,
- экскурсии на выставки декоративно – прикладного искусства,
- посещение музея.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие
основные виды занятий: лепка, плетение, аппликация, с элементами дизайна, вышивка,
тестопластика, декоративная работа.
Серьезное и уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм предметов, украшений, рождают в них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
При организации учебно – воспитательного процесса, важная роль принадлежит
вопросам, связанным с обеспечением охраны труда, технике безопасности,
производственной санитарии и личной гигиены.
Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приемов обучения: консультация, беседа, объяснение, демонстрация приемов,практическая работа и т.д.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к
творчеству используются разнообразные типы, формы и методы проведения занятий:
– сообщение новых знаний (занятия - беседы, занятия с элементами выступлений учащихся и т.д.),
– комбинированные занятия (сообщение новых знаний и практикум),
– практические занятия,
– обобщающие (викторины, тематические кроссворды, занятия-путешествия),
– игры, праздники, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и другие.
Для выполнения поставленных в программе задач помимо традиционных
используются активные формы организации занятий:
- ролевые и деловые игры,
- взаимообучение,
- лабораторно-практические работы,
- самопрезентации,
- творческие лаборатории,
Возраст детей, участвующих в реализации программы, - 6-7 лет. Оптимальное
количество детей в объединении для успешного освоения программы - 10-15 человек.
Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой
возрастной группы.
Психологические особенности детей. Младший школьный возраст является
наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензетивность этого
возрастного периода определяет большие потенциальные возможности
разностороннего развития ребенка. Особенности возраста: дальнейшее физическое и
психологическое развитие ребенка; совершенствование работы головного мозга и
нервной системы; неустойчивость умственной работоспособности, нервно-
психическая ранимость ребенка, неспособность к длительному сосредоточению,
возбудимость, эмоциональность; развитие познавательных потребностей. Основная
особенность – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он имеет
теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает
общественную оценку.
Набор на обучение свободный.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- приемы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем, угольником);
- свойства и возможности бумаги, бисера, пластилина, теста и текстиля, как материала для художественного творчества;
- роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития;
- основы композиции, формообразования, цветоведения;
- основные виды работ: вырезание, плетение, складывание, наклеивание,декорирование, объемное конструирование;
- способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Обучающиеся должны уметь:
- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать простейшие технические рисунки, эскизы (определять название детали,
материал из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры), и самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов
изготовления, готовое изделие);
- создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале;
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в объемах и плоскостных композициях;
- творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения проектно – художественной задачи.
Механизм оценивания образовательных результатов:
творческие работы обучающихся;
участие в конкурсах различного уровня.
Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в
одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим
заданиям и оценке их выполнения.
Способы определения результативности реализации программы, основные
формы аттестации: работа по карточкам, решение кроссвордов, аукцион знаний
викторина, творческая зачетная работ, анкетирование, собеседование, тематические и
персональные выставки, зачетное изделие по заданной теме или по выбору.
С целью выявления уровней обученности детей предлагается следующая
градация:
I уровень – репродуктивный, включающий определение знаний, умений,
которые дети получают от педагога в готовом виде. По окончании 1 года реализации
программы проводится отчетная выставка работ воспитанников как одна из форм
текущего контроля;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в
несколько этапов и предусматривает несколько форм:
– Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня
усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий, решение
кроссвордов, аукцион знаний, творческая зачетная работа, викторина.
– Фронтальная и индивидуальная беседа.
– Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней
сложности.
– Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать
приобретенные знания на практике.
– Игровые формы.
– Участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного
уровня, что позволяет воспитанникам адекватно оценивать уровень своего мастерства
и результаты труда.
Формы подведения итогов реализации программы: суммирование
показателей за всѐ время обучения в творческом объединении, выполнение
комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной
схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных
материалов, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней. Основной
формой подведения итогов реализации программы является творческий отчет,
состоящий из выставки работ, созданных руками детей.
Режим занятий: 1 год обучения – 3 часа в неделю.
Количество часов - 1 год обучения – 108 часов в год.
Организационно-педагогические условия
Обучение по данной программе способствует интеллектуальному и духовному
воспитанию личности ребенка, социально-культурному и профессиональному
самоопределению, развитию познавательной активности и творческой самореализации
учащихся.
Программа построена по принципу от простого к сложному. Овладение данными
технологиями требует терпения и аккуратности, а поделки - тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий
органично сочетать организационный процесс восприятия детьми народных образов и
практическое участие в народном творчестве. Детям дается представление о
гармоничном сочетании различных видов народного творчества с окружающей
средой.
Программа построена на принципах:
– Доступности: при изложении материала учитываются возрастные особенности
детей, один и тот же материал по–разному преподается, в зависимости от возраста и
субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному.
-- Наглядности: человек получает через органы зрения в несколько раз больше
информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные
материалы, образцы.
-- Сознательности и активности.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения,
предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Методические занятия в объединении являются комплексными. На них
используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического
характера: устное изложение, рассказ, лекции, аналитические и эвристические беседы,
работа с наглядными пособиями т.д., наглядный (показ мультимедийных материалов,
иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что
обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при
ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе
лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, готовых работ;
- наблюдение;
- показ (выполнение педагогом), работа по образцу;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
– объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
– репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
– частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
– исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение.
Для организации качественных занятий необходимо:
- наличие светлого просторного помещения,
- шкафы для хранения материалов,
- для оформления выставок - стеллажи и стенды, рамки,
- наглядные и методические пособия - образцы готовых изделий, таблицы, схемы,
технологические карты, презентации, карточки для контроля знаний,
- мультимедийная техника и компьютер (для демонстрации презентаций),
- материалы (бумага цветная, картон белый и цветной, гофрокартон, бумажные
салфетка, бисер, проволока, леска, клей ПВА, лак, краски акварельные и
гуашевые, пластилин, мука и соль, лоскуты ткани разных цветов и разного
качества, нитки для шитья, вышивания и плетения, синтепон, фурнитура для
изделий из бисера, «глазки», паетки и др.),
- инструменты (ножницы, кисти, иголки, линейки, баночки для воды и клея,
тряпочки для вытирания рук и кистей, клеенки для столов, дощечки для работы
с пластилином и тестом и др.),
- наглядные пособия: готовые изделия, схемы, фотографии, презентации, книги,
трафареты и шаблоны и др.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1. Введение в программу, 1 час | |||||
1 | План работы объединения. История рукоделия. Техника безопасности. | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Работа с бумагой -15 часов. | |||||
1 | Аппликация из бумаги | 15 | 1 | 15 | Творческая работа. |
2 | Квиллинг | 24 | 1 | 24 | Творческая работа. |
3 | Оригами | 10 | 1 | 10 | Творческая работа. |
4 | Декупаж | 5 | 1 | 5 | Творческая работа |
5 | Папье-маше | 7 | 1 | 7 | Творческая работа |
6 | Конструирование | 12 | 1 | 12 | Творческая работа |
7 | Объёмные предметы | 4 | 1 | 4 | Творческая работа |
8 | Торцевание. | 7 | 1 | 7 | Творческая работа |
9 | Киригами. | 3 | 1 | 3 | Творческая работа |
Раздел 3. Работа с текстилем -22 часа. | |||||
1 | Аппликация из ткани. | 6 | 1 | 6 | Творческая работа. |
2 | Аппликация из различных материалов. | 6 | 1 | 6 | Творческая работа. |
3 | Аппликация из ниток. | 6 | 1 | 6 | Творческая работа. |
4. | Раздел 4. Лепка, 18 часов. | ||||
1 | Пластилиновая живопись. | 9 | 1 | 9 | Творческая работа. |
2 | Тестопластика. | 9 | 1 | 9 | Творческая работа. |
Раздел 5.Работа с природными материалами. | 13 | 1 | 13 | ||
Раздел 6.Итоговое занятие | 1 ч. | ||||
1 | Подведение итогов года. | 1 | 1 | Выставка работ. | |
144 | 17 | 144 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в программу.
Теория: Общие требования к обучающимся. План работы и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности при выполнении различных работ. Беседа о декоративно-прикладном творчестве. Выставка работ учащихся прошлых лет.
Раздел 2. Работа с бумагой.
Аппликация из бумаги.
Теория: Основные группы аппликации: предметная, сюжетная, декоративная. Материалы и инструменты для работы с бумагой.
Практика:
Изготовление предметной аппликации: вырезание фигурок, приклеивание на основание (фон), оформление работы.
Изготовление сюжетной аппликации: проработка сюжета, вырезание деталей, выкладывание картинки, приклеивание на основание (фон), оформление работы.
Квиллинг.
Теория: История квиллинга. Использование бумажной филиграни для украшения различных предметов. Материалы и принадлежности. Как работать с бумагой, ножницами. Техника безопасности.
Практика: Основные приемы работы в технике квиллинга. Основные формы: тугая спираль, капля, свободная спираль, изогнутая спираль, глаз, ромб, лист.
Изображение цветов. Определение формы частей растений, количества, цвета бумаги, длины бумажных лент, последовательности сборки. Сборка и оформление работ.
Создание открыток с цветочными композициями. Составление эскиза. Перенос сюжета на бумагу. Выбор фона. Вырезание деталей и наклеивание их на основу. Оформление работы.
Оригами.
Теория: История оригами. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами.
Практика: Базовые формы оригами. Конструирование моделей игрушек из плоских деталей. Соединение (сборка) плоских деталей между собой при помощи клея, при помощи щелевидных соединений «в замок», при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление круга на 2, 4 части. Деление квадрата, прямоугольника на 2, 4 равные части путём сгибания и резания.
Аппликация из геометрических форм. Изготовление объёмных открыток.
Декупаж.
Теория: Что такое декупаж. Материалы и инструменты. Правила наклеивания
бумажного узора. Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых
работ). Выполнение декупажа: подготовка основы, нанесение салфеточного элементы
на основу, покрытие лаком, оформление работы.
Раздел 3. Работа с текстилем.
Аппликация из ткани.
Теория: Виды ткани для аппликации, технология подготовки ткани, инструменты. Последовательность работы.
Практика: Изготовление предметной аппликации из ткани: подготовка ткани, вырезание фигурок, приклеивание на основание (фон), оформление работы.
Изготовление сюжетной аппликации из ткани: подготовка ткани, проработка сюжета, вырезание деталей, выкладывание картинки, приклеивание на основание (фон), оформление работы.
Аппликация из различных материалов..
Теория: Общие сведения о материалах из которых можно изготовить аппликацию. Цвет в изделии. Сочетание цветов. Тёплые и холодные цвета. Оттенки цветов. Дополнение – украшение.
Практика: Технология выполнения плоскостной аппликации из различных материалов..
Изготовление плоскостной аппликации : выбор сюжета, подготовка фона, вырезание деталей по шаблонам, наклеивание деталей. Оформление работы.
Аппликация из ниток.
Теория: Нитки для аппликации, особенности выполнения работ из ниток, выбор клея.
Практика: Технология и изготовление аппликации из резаных нитей. Выбор сюжета, подготовка фона, прорисовка деталей. Заготовки прямоугольной формы; заготовки круглой формы; сборка изделия; художественное оформление работы.
Раздел 4. Лепка
Пластилиновая живопись.
Теория: Свойства пластилина, технология рисования пластилином.
Практика: Изготовление картин из пластилина на бумаге и пластике.
Лепка из пластилина.
Теория: Свойства пластилина, технология работы с пластилином.
Практика: Изготовление базовых форм для лепки, вырезание фигурок из плоской лепешки.
Лепка сюжетных изделий из пластилина, оформление, использование природных материалов для оформления.
Лепка из соленого теста.
Теория: Материалы и инструменты. Рабочее место, техника безопасности. Замешивание и обработка теста подручными средствами.
Практика: Приготовление солёного теста, состав, свойства. Разработка эскиза изделия в цвете. Подбор декоративного материала для декорирования готовых сувениров. Лепка деталей. Сушка и обжиг, раскрашивание, лакировка. Оформление работ в рамки.
Планируемые результаты. Предметные результаты:
- учащиеся будут знать правила безопасности труда при работе с колющими и режущими предметами;
- учащиеся будут знать организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы;
- учащиеся научатся приемам ручной работы с текстилем и бумагой;
- учащиеся будут знать технологию работы с соленым тестом и пластилином;
- учащиеся будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- учащиеся будут знать правила личной гигиены при работе с различными материалами.
Личностные результаты:
- у учащихся будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни;
- у учащихся будет сформирована потребность в самосовершенствовании;
- у учащихся будет воспитано чувство патриотизма.
Метапредметные результаты:
- у учащихся будут сформированы навыки художественного творчества;
- учащиеся смогут последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и т.д.);
- у учащихся будут сформированы умения эстетически подходить к любому виду деятельности;
- у учащихся будут воспитаны аккуратность и умение работать в коллективе;
- у учащихся будет воспитано уважения к культуре своего народа и своей Родины.
Календарно-тематический план
№ | Содержание работы. | Дата |
Раздел 1. Введение в программу, 1 час | ||
1. | План работы объединения. История рукоделия. Техника безопасности. | |
Раздел 2. Работа с бумагой - 10 часов. | ||
2(1) | Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги. | |
3(2) | Аппликация «Букет цветов» | |
4(3) | Аппликация «Букет цветов» | |
5(4) | Аппликация «Грибок» | |
6(5) | Аппликация «Грибок» | |
7(6) | Аппликация «Ёлочка на полянке» | |
8(7) | Аппликация «Ёлочка на полянке» | |
9(8) | Аппликация «Циплёнок» | |
10(9) | Аппликация «Циплёнок» | |
11(10) | Обрывная аппликация. | |
12(11) | Обрывная аппликация. | |
13(12) | Аппликация «Аквариум». | |
14(13) | Аппликация «Аквариум». | |
15(14) | Аппликация «Цветы и бабочки». | |
16(15) | Аппликация «Цветы и бабочки». | |
17(1) | Квиллинг. Знакомство с одним из видов Корейской бумажной пластики – бумагокручением. Примеры работ, необходимые инструменты и материалы. | |
18(2) | Основной элемент - ролл. Скручивание элементов ролл, и выполнение элементов капля, лист. Техника изготовления цветочка. | |
19(3) | Изготовление 3-5 цветочков и 3-5 листочков. Изготовление основы для открытки. Сборка изделия. | |
20(4) | Элемент ягода - плотный ролл. Скручивание элементов для изготовления винограда. | |
21(5) | Вырезание листьев, скручивание побегов. | |
22(6) | Завершение формовки листьев. Изготовление основы для открытки. Сборка изделия. | |
23(7) | Изготовление элементов глаз, птичья лапка. Сборка цветов разной формы. | |
24(8) | Изготовление листьев рябины в 2 цвета. | |
25(9) | Изготовление ягод рябины – плотный ролл. Сборка изделия. Осенняя композиция. | |
26(10) | «Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовление снежинок. | |
27(11) | «Морозное кружево». Изготовление снежинок. | |
28(12) | Выполнение элементов для изготовления новогодней открытки. Элемент капля в два цвета. | |
29(13) | Сборка изделия «Новогодняя елка» | |
30(14) | Изготовление игрушек для украшения елки. Завершение работы. | |
31(15) | Скручивание роллов. Изготовление бабочек. | |
32(16) | Составление композиции «Цветы и бабочки» | |
33(17) | Композиция на тему « Подводный мир» . Выполнение рыбок разной формы и цвета. | |
34(18) | Изготовление водорослей, сборка композиции « Подводный мир» | |
35(19) | Изготовление цветов сложной формы для композиции « Весенний букет» | |
36(20) | Изготовление цветов сложной формы для композиции « Весенний букет» | |
37(21) | Изготовление листьев и мелких цветочков. | |
38(22) | Сборка изделия « Весенний букет» | |
39(23) | Техника изготовления ромашек. Нарезание, скручивание. | |
40(24) | Изготовление мелких цветов и листьев. | |
41(1) | Оригами. История оригами. Базовые формы оригами. | |
42(2) | Условные обозначения, применяемые в оригами. | |
43(3) | Базовая форма треугольник. | |
44(4) | Базовая форма «Катамаран». Модели из формы «Катамаран». | |
45(5) | Базовая форма треугольник. Полевые цветы. | |
46(6) | Базовая форма квадрат. Пингвины. | |
47(7) | Творческая работа «Лето». | |
48(8) | Изготовление базовых форм оригами. | |
49(9) | Составление композиции. | |
50(10) | Декоративное оформление творческой работы. | |
51(1) | Декупаж.Что такое декупаж. | |
52(2) | Декупаж. | |
53(3) | Декупаж. | |
54(4) | Декупаж. | |
55(5) | Декупаж. | |
56(1) | Папье- маше.Техника «Папье-маше». | |
57(2) | Изготовление посуды из папье –маше. | |
58(3) | Изготовление посуды из папье –маше. | |
59(4) | Изготовление посуды из папье –маше. | |
60(5) | Изготовление посуды из папье –маше. | |
61(6) | Изготовление посуды из папье –маше. | |
62(7) | Изготовление посуды из папье –маше. | |
63(1) | Конструирование .Обклеивание спичечного коробка. | |
64(2) | Конструирование .Обклеивание спичечных коробков.Соединение их. | |
65(3) | Конструирование зайчика из спичечных коробков. | |
66(4) | Конструирование зайчика из спичечных коробков. | |
67(5) | Конструирование кресла из спичечных коробков. | |
68(6) | Конструирование кресла из спичечных коробков. | |
69(7) | Конструирование стола из спичечных коробков. | |
70(8) | Конструирование стола из спичечных коробков. | |
71(9) | Конструирование кровати из спичечных коробков. | |
72(10) | Конструирование кровати из спичечных коробков. | |
73(11) | Конструирование животных из спичечных коробков. | |
74(12) | Конструирование животных из спичечных коробков. | |
75(1) | Изготовление объёмных предметов «Заяц» | |
76(2) | Изготовление объёмных игрушек «Заяц». | |
77(3) | Изготовление объёмных цветов из бумаги. | |
78(4) | Изготовление объёмных цветов из бумаги. | |
79(1) | Торцевание.История возникновения торцевания. | |
80(2) | Букет сирени в технике торцевания. | |
81(3) | Букет сирени в технике торцевания. | |
82(4) | Букет сирени в технике торцевания. | |
83(5) | Букет сирени в технике торцевания. | |
84(6) | Букет сирени в технике торцевания. | |
85(7) | Букет сирени в технике торцевания. | |
86(1) | Киригами.История возникновения техники коригами. | |
87(2) | Поделки в технике коригами. | |
88(3) | Поделки в технике коригами. | |
Раздел 3. Работа с текстилем, 18 часов. | ||
89(1) | Понятие «аппликация» из ткани. Правила пользования трафаретами и шаблонами. | |
90(2) | Плоская тканевая аппликация «Букет цветов» | |
91(3) | Плоская тканевая аппликация«Букет цветов» . | |
92(4) | Объёмная тканевая аппликация. | |
93(5) | Объёмная тканевая аппликация. | |
94(6) | Объёмная тканевая аппликация. | |
95(7) | Объёмная тканевая аппликация. | |
96(8) | Аппликация из ваты. | |
97(9) | Аппликация из ваты. | |
98(10) | Аппликация из ваты. | |
99(11) | Аппликация из ваты. | |
100(12) | Аппликация из нарезанных ниток «Цыплёнок» | |
101(13) | Аппликация из нарезанных ниток «Цыплёнок» | |
102(14) | Аппликация из ниток «Попугай». | |
103(15) | Аппликация из ниток «Попугай». | |
104(16) | Весенняя веточка – аппликация из ниток | |
105(17) | Весенняя веточка – аппликация из ниток | |
106(18) | Бабочка – аппликация из ниток. | |
107(19) | Бабочка – аппликация из ниток. | |
108(20) | Предметная тканевая аппликация. | |
109(21) | Предметная тканевая аппликация. | |
110(22) | Предметная тканевая аппликация. | |
Раздел 4. Лепка, 18 часов. | ||
111(1) | Знакомство с техникой прямая пластилинография . | |
112(2) | Панно «Яблочко» (материал) | |
113(3) | Отпечатки на пластилине. Рисуем мазками. | |
114(4) | Знакомство с техникой обратная пластилинография | |
115(5) | Рисунок «Птица» | |
116(6) | Проработка и нанесение крупных и мелких деталей рисунка | |
117(7) | Знакомство с контурной пластилинографией | |
118(8) | Аппликация «Чудо дерево». | |
119(9) | Аппликация «Чудо дерево». | |
120(1) | Тестопластика. История возникновения лепки из солёного теста. | |
121(2) | Корзинка из соленого теста. | |
122(2) | Раскрашиваем корзинку. | |
123(3) | Что есть в корзинке? Лепка фруктов. | |
124(4) | Раскрашиваем фрукты. | |
125(5) | Черепаха. Магнит на холодильник. | |
126(6) | Раскрашиваем черепашку. | |
127(7) | Магнит на холодильник. | |
128(8) | Магнит на холодильник. | |
129(9) | Форма промежуточной аттестации- выставка творческих работ. | |
Раздел 5 Работа с природными материалами. | ||
130(1) | Изготовление поделок из шишек. | |
131(2) | Изготовление поделок из шишек. | |
132(3) | Изготовление поделок из скорлупы орехов. | |
133(4) | Изготовление поделок из скорлупы орехов. | |
135(5) | Изготовление аппликации из крупы. | |
136(6) | Изготовление аппликации из крупы. | |
137(7) | Изготовление пано из крупы. | |
138(8) | Изготовление пано из крупы. | |
139(9) | Изготовление поделок из желудей. | |
140(10) | Изготовление поделок из желудей. | |
141(11) | Изготовление сюжетной поделки из природных материалов. | |
142(12) | Изготовление сюжетной поделки из природных материалов. | |
143(13) | Изготовление сюжетной поделки из природных материалов. | |
Раздел 6.Итоговое занятие | ||
144(1) | Выставка работ. Подведение итогов за год. |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Для занятий требуется помещение с хорошим освещением и вентиляцией, соответствующее требованиям САНПиН.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Дидактический материал | Материальное оснащение занятий |
1 | Вводное занятие | традиционное занятие | Образцы работ, программа занятий | |
2 | Работа с бумагой | традиционное занятие, занятие-путешествие, | Образцы работ, презентации, технологические карты, шаблоны | Ножницы, клей, копировальная бумага, картон, цветная ксероксная бумага, карандаши, краски, кисти, иглы для квиллинга. |
3 | Работа с текстилем | традиционное занятие, занятие-путешествие | Образцы работ, презентации. | Ножницы, нитки, текстиль в ассортименте, фетр, клей |
4 | Лепка | традиционное занятие, занятие-путешествие | Образцы работ, презентации, эскизы, готовые изображения | Соленое тесто, пластилин, бумага, картон, краски, кисти, клей |
Информационное обеспечение:
№ п/п | Раздел программы | Тема | Цифровые образовательные ресурсы |
1 | Введение в программу. | План работы объединения. История рукоделия. Техника безопасности. | -Презентация «История рукоделия»; -Презентация «Детские работы»; -Презентация «Техника безопасности». |
2 | Работа с бумагой. | Аппликация из бумаги. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Картонкино»; -Сайт «Поделки своими руками». -Презентация «Волшебница цветная бумага» |
Квиллинг. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками». -Презентация «Волшебная филигрань»; -Презентация « Квиллинг - детские работы»; -Квиллинг - схемы для начинающих. Мастер класс, фото.- Презентация «Квиллинг-изготовление основных элементов» | ||
Оригами. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; - Презентация «История искусства оригами» -электронные таблицы «Основные базовые формы»; -Презентация «Игрушки из базовых форм». | ||
3 | Работа с текстилем. | Аппликация из ткани. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; |
Аппликация из фетра. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -http://masterclasso.ru –мастер-классы-аппликации из фетра; -презентация «Аппликация своими руками». | ||
Аппликация из ниток. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -презентация «Аппликация из резаных ниток». | ||
4 | Лепка. | Пластилиновая живопись. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -презентация «Работы детей в технике пластилиновая живопись» |
Тестопластика. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -презентация «Тестопластика». | ||
5 | Итоговое занятие. | Подведение итогов года. | |
Отслеживание и фиксация образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной программе «Основы декоративно-прикладного творчества» происходит в следующих формах: протокол результатов индивидуальной аттестации обучающихся, участие в конкурсах и результаты участия в конкурсах, журнал посещаемости, материал тестирования.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовое изделие, диагностическая карта, конкурсы, открытое занятие.
Оценочные материалы.
Утвержденное в МБУДО ЦДО «Радуга» «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации» регламентирует порядок и формы проведения, систему оценки, оформление результатов аттестации обучающихся. Программой предусмотрено применение устной и практической форм контроля.
Аттестацию обучающихся рекомендуется проводить в течение всего учебного года, по завершении изучения каждой пройденной темы. Для фиксирования результатов использовать лист контроля, в котором освещены ключевые вопросы теории и практики пройденного материала. Выбор форм контроля зависит от специфики учебного материала, его сложности, объёма, доступности.
Оценивание практической работы проводится в форме анализа практической деятельности ребенка. Педагог оценивает качество выполнения работы, умение применить знание технологии изученного вида декоративно-прикладного творчества. Для оценивания теоретических знаний обучающихся используется проведение бесед, устных опросов.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе индивидуальной аттестации обучающихся» по каждой учебной группе.
Методические материалы.
При проведении занятий применяются следующие методы обучения:
1.Словесный (беседа, рассказ, работа с книгой, иллюстрациями, схемами);
2.Наглядно-демонстрационный;
3.Частично-поисковый;
4.Метод контроля (устный), т.е. анализ детских работ;
5.Практический.
Для повышения эффективности освоения различных видов декоративно- прикладного творчества разработаны и изготовлены следующие наглядные пособия (дидактические папки):
1. Работа с бумагой.
2. Работа с текстилем.
3. Лепка.
Дидактические папки представляют собой сборники образцов различных приемов, техник соответствующего вида декоративно-прикладного творчества и используются в процессе занятий как наглядное пособие для обучающихся. При освоении детьми той или иной техники задания должны нести в первую очередь нравственно-эмоциональную нагрузку. Необходимо поощрять в детях индивидуальность, творческое начало, воображение, изобретательность. Главное — придумать, а не изобразить. Сначала научить думать, а потом делать. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Создавая на занятиях условия для приобретения ребенком эмоций и используя богатство его эмоциональных состояний для развития воображения, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.
Любая тема должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ребенка. Только тогда, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности, формируется его ценностное отношение к миру. Ему необходим творческий опыт, и педагог должен создать ему эти условия.
На заключительном этапе реализации программы дополнительного образования обучающиеся выполняют отчетную работу. Текущие работы и отчетная работа представляются на выставках. Это воспитывает у обучающихся ответственность за качество своей работы.
Занятия носят дифференцированный характер. Педагог предлагает тему и варианты работ, ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях. В то же время широко использует принцип коллективности, так как работа в творческой атмосфере носит как характер соревновательности, так и взаимопомощи, что способствует более эффективному приобретению мастерства.
Список литературы:
Литература для педагога.
- Н.А. Горлева «Твоя мастерская» М. Просвещение 2007г.
- А.А. Неменская «Твоя мастерская» М. Просвещение 2010г
- Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва , 2008г.
- Долженко Г.И.Сто поделок из бумаги – С, 2006.
- Сборник методических рекомендаций к работе с бумагой – Н, 2007.
- Цирулин Н.А., Проснянова Т.Н. Уроки творчества – С, 2005.
- Соцкова А.Г. Открытки своими руками - Б, 2008.
- С.В. Горичева., Нагибина М.Н. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина- Я, 2010г.
- Лютиков А.Г., Жихарев Ю.А. Кружок Умелые руки - СПб: Терция, 2007 г.
- Соколова С. Школа оригами - М, 2007.
- Соколова С. Азбука оригами - М, 2007.
- Хоменко В.А. Лучшие поделки - Х, 2009.
- Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г.
- Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002
- Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- Просвещение, Москва, 1982 г.
- Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Вайтман С.М., Большев А.С., Силькин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филминов А.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2006.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс, 2007
- С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.
- С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
- С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
- Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
Литература для обучающихся.
- Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. – М.: «Университет», 2000 г.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: «Айрис Пресс», 2005 г.
- Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - СПб: Литеро, 2005 г
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
- Н.А. Горлева «Твоя мастерская» М. Просвещение 2007г.
- А.А. Неменская «Твоя мастерская» М. Просвещение 2010г
- « Цветы оригами для любимой мамы» Сталкер. 2006г.
- Л.Пицци «Фантазии из соленого теста» Мой мир. 2007г.
Литература для родителей.
- А. Лопатина, М. Скрабцова «Краски рассказывают сказки» М, «Амрита – Русь», 2006г
- Литвиненко В.М., Аксенов М.В. Семья Самоделкиных - СПб: Кристалл, 2006.
- Оригами для всей семьи. Составитель Майорская Т. - Б, 2008
- Хордина Р., Эстаделла П. Большая книга развивающих занятий длядетей - Б, 2009.
Интернет-ресурсы
- http://www.liveinternet.ru/users/4696724/post242272040
- http://www.liveinternet.ru/users/3235394/post170644207/
- http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php
- http://www.znaikak.ru/kaknaychitsyatehnikebymagokrycheniyakvilling.html
- http://moikompas.ru/compas/quilling
- http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki
- http://ejka.ru/blog/kvilling/638.html
- http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html
- http://stranamasterov.ru
- http://montessoriself.ru
- http://origami.ru/
- http://www.origami-do.ru/
- http://student.km.ru/
- http://www.bestreferat.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка русского народного праздника "В бабушкином сундучке"
Цель праздника: 1. Познакомить учащихся со старинной русской одеждой. Донести до сознания детей то, что они являются носителями русской народной культуры. 2. Формировать душевные качества ребёнка, р...
Сценарий новогоднего праздника "Волшебный сундучок"
Сценарий новогоднего праздника для детей младшего школьного возраста "Волшебный сундучок"...
Программа внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» 1и2 класс
Пояснительная запискаПервый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (...
Сундучок санбо
Презентация...
Развивающее занятие "Волшебный сундучок" (для учащихся 1 классов)
Задачи:1. Развитие внимания, памяти, логического мышления, речи, воображения, мелкой и крупной моторики.2. Развитие коммуникативных навыков.3....
Занятие внеурочной деятельности "Умники и умницы" "Сундучок занимательных заданий"
Занятие внеурочной деятельности "Умники и умницы" "Сундучок занимательных заданий"...