Внеклассное мероприятие" Математическая викторина" 3-4 класс
материал (3, 4 класс)

Кутвицкая Людмила Анатольевна

Аннотация к внеклассному мероприятию

« Математическая викторина»

 

Отличительной особенностью данного мероприятия определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

 

Цель: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

 Задачи :

· расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; · развитие краткости речи;

· умелое использование символики;

· правильное применение математической терминологии;

· умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

 · умение делать доступные выводы и обобщения;

 · обосновывать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskaya_viktorina_3-4_kl.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Маякская средняя общеобразовательная  школа»

Внеклассное мероприятие

Математическая викторина

3-4 класс

Материал разработала и провела

учитель начальных классов

Кутвицкая Людмила Анатольевна

2 016 г


Математическая викторина

Цели и задачи:

  1. Формировать творческие способности учащихся, в математической и логической смекалке.
  2. Активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать  кругозор, внимание, память, мышление, речь.
  3. Способствовать воспитанию коллективизма, воспитанию уверенности в своих силах. Развивать справедливость, ответственность, уважение к мнению товарищей. Прививать любовь к математике.

Вопросы отборочного этапа

1.        В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски — их называли гривнами. Если вещь стоила   меньше,   чем   весь  брусок,   то   отрубали
половину. Тоже деньги!

Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?

Ответ. Эту часть серебряного бруска называли рублем. Отсюда и пошло название денежной единицы — рубль.

2.        Какие часы показывают верное время только два раза в сутки?

Ответ. Часы, которые остановились.

3.        Поздно   вечером   два   мальчика   катаются на   велосипедах.   У  одного   из   них   велосипед с большими колесами, а у другого с маленькими. Мальчики едут с равными скоростями.

Внимание, вопрос! У кого из мальчиков ярче горит фонарь, работающий от динамо-машины на ободе колеса? Динамо-машины одинаковые.

Ответ. Яркость фонаря одинакова, так как скорости велосипедов равны.

  4.        Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневные часы.

Ответ. Солнце.

5.        Во    время    грозы    мы    нередко    видим вспышку  молнии,  а  затем  через  несколько   секунд — раскаты грома.

Внимание, вопрос! Почему раскаты грома мы слышим  позже,  чем видим  вспышку молнии?

Ответ. Скорость света во много раз больше скорости звука.

6.        Внимание,  вопрос!   В  какой   стране  самое большое население?

Ответ. В Китае. Там живет свыше миллиарда человек.

7.        Если  перевернуть цифру сверху  вниз,  она уменьшается на 3? Какая эта цифра?

Ответ. Цифра 9. Так как 9—6=3.

8.        Внимание,   вопрос!   Когда   мы  смотрим   начисло 3, а говорим «15»?

Ответ. Когда смотрим на часы, которые показывают 3 ч дня, т. е. 15 ч.

9.        Какое число записано римскими цифрами:XXXIV?

Ответ: 34.

Вопросы заключительного этапа

1.        Имеется   бутылка,   на    которой    наклеена полоска бумаги. Часть бутылки заполнена водой. Как узнать, больше или меньше половины бутылки  воды?   Можно   воспользоваться   карандашом.

Ответ. Поставить бутылку на горизонтальную поверхность, отметать карандашом уровень воды. Затем, зажав пальцем отверстие бутылки (если она не заткнута пробкой), перевернуть ее. Если уровень воды окажется ниже отметки, то в бутылке меньше половины воды.

2.        При    царе    Иване    IV    были    выпущены монеты,    на   которых   изображался   всадник с копьем в руке. Внимание , вопрос! Как назывались эти монеты?

Ответ. Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы — копейки.

3.        Сколько   минут   нужно   варить   яйцо,   сваренное вкрутую?

Ответ. Его не надо варить, ведь оно уже сварено.

4.        Две   дочери,   две   матери   да   бабушка   с внучкой. Сколько всех?

Ответ. Трое.

5.        Аквалангист   под   водой    потерял    ориентацию. Внимание, вопрос! Как он может определить, где верх, а где низ?

Ответ. Нужно проследить за пузырьками воздуха, выходящими из аппарата, который обеспечивает дыхание. Куда поднимаются пузырьки — там и верх. Можно уронить какой-нибудь тяжелый предмет. Куда он падает, там и низ.

6.        Сколько   раз   старик   ходил   к    морю   в  сказке   А.   С.   Пушкина   «Сказка   о   рыбаке   и   рыбке», чтобы рыбка выполнила пожелания старухи?

Ответ. 5 раз.

7.        Известно,   что   10   единиц   составляют -десяток, 10 десятков — сотню, 10 сотен — тысячу и т. д.  Мы видим,  что  число  10  играет большую роль. Почему именно число 10, а не другое?

Ответ. Потому, что на наших руках 10 пальцев. Дело в том, что одним из первых «аппаратов» для счета, который наиболее часто использовал древний человек, были руки.

8.        Мы очень  часто  пользуемся  словом  кило

метр.   Метр  в   переводе   с   французского   языка

означает мера. Внимание, вопрос! Что означает в
переводе   с   французского   языка   слово  
кило!

Ответ. Кило тысяча. Действительно, 1 км=1000 м, 1 кг=1000 г.

9.        Известно,   что   масса   монеты   в    1    к.—

1 г, а монеты в 2 к.— 2 г. Внимание, вопрос! Что дороже: килограмм 1-копеечных монет или килограмм 2-копеечных монет?

Ответ. Одинаково. 1 кг=1000 г, 1 кг 1-копеечных монет стоит 1000 к.= 10 р. 1 кг 2-копеечных монет стоит тоже 10 р., так как в 1 кг содержится 1000:2=500 (2-к. монет), и они стоят 2-500=1000 к.= 10 р.

Дополнительные вопросы

1.        В известной сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то —  не знаю что» царь послал стрелка Андрея «за тридевять земель». Внимание, вопрос! Тридевять — это сколько?

Ответ. Тридевять — это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам: тридевять — это 9-3=27.

2.        В   1556 году английский математик  Рекорд ввел знак равенства  (=), которым пользуются и поныне.   Внимание,   вопрос!   Как   он   обосновал введение этого знака?

Ответ. Расположенные таким образом отрезки равны.

3.        Эту  загадку   придумал   Корней   Чуковский:
«Шел Кондрат

В Ленинград,

А навстречу — двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке — кошка,

У  каждой кошки  —  двенадцать котят.

У каждого котенка

В зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

«Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?»
Как бы вы ответили на этот вопрос?        
Отгадка.        

Глупый, глупый Кондрат! Он один и шагал в Ленинград. А ребята с лукошками, мышами и кошками шли навстречу ему — в Кострому.

4.        Сколько   лет   рыбачил   старик   из   «Сказки о   рыбаке   и   рыбке».   А.   С.   Пушкина   до   того, как он поймал золотую рыбку?

Ответ. Ровно тридцать лет и три года, т. е. 33 года.

5.        В каком месяце 28 дней?
Ответ. В любом.

6.        Как   называется   явление   природы,   когда Луна   находится   между   Солнцем   и   Землей   —на одной прямой линии?

Ответ. Это явление называется солнечным затмением. Луна закрывает Солнце.

7.        Запись   LXXIV   римскими   цифрами   означает число 74. Какое число означает запись XLYn?

Ответ. 47.

Ответ. Возраст спиленного дерева узнают по количеству колец в его разрезе. Сколько таких колец — столько лет дереву.

  1. Назовите  пословицы,  связанные  с  числом.

Ответ. Семь раз отмерь — один отрежь. Семеро одного не ждут. Один за всех и все за одного.

Литература:

  • Л. Шелехова «Сюжетные задачи по математике в начальной школе»
  • В. Волина «Праздник числа»
  • Т. Жихалкина «Игровые и занимательные задания по математике».
  • Т. Нилова «Игры с цифрами и числами»
  • И. Светлова «Тренируем память»
  • Д. Галенс, Н. Тер «Книга ответов для почемучки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.

Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...

Математика + внеклассное чтение. 2 класс

Соединение диафильма со сказкой "Про лису Лариску и зайку Коську" с повторением пройденного на уроках математики за первую четверть 2 класса: числовые выражения, действия со скобками, периметр, величи...

Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"

Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского. В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций....

Внеклассное мероприятие(1 класс) С днем рождения

Внеклассное мероприяти в первом классе.Цель: формирование коллектива, развитие умения договариваться через познавательные задания в нестандартной ситуации, воспитание внимательного отношения к товарищ...

Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...

"Мистер класс" внеклассное мероприятие 3 класс

Конкурсная программа для мальчиков 3 класса "Мистер класс" к Дню защитника отечества....

Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс" 2 класс

Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс"...