Организация проектной деятельности в начальной школе
статья

Ирина Анатольевна Сутурина

 Организация проектной  деятельности в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организация проектной деятельности учащихся.

Сутурина  Ирина Анатольевна,

 учитель начальных классов МОУ СОШ №6

г.Петровск-Забайкальский Забайкальского края

 

     Изменения в Российском образовании требуют учителя нового подхода к процессу обучения. Новые образовательные стандарты требуют, чтобы в начальной школе ребёнка научили не только читать, считать и писать, чему и сейчас вполне успешно учат,ему должны привить две группы новых умений.    К первой относится группа УУД (универсальных учебных действий), составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа  информации.  Ко второй формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Поэтому считаем, что очень важным становится воспитание личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, сотрудничать в группах. Речь идёт о формировании основ проектной деятельности.

       Проектная деятельность позволяет выйти за рамки школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

   К технологии проектно-исследовательской деятельности обратилась в 2009 году. Первой задачей было изучение методической и педагогической литературы, а также исследование передового опыта. Изучив литературу, выявили особенности организации проектной деятельности в начальной школе с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Что такое проект? Проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) - замысел, план.

      Проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личности значимых качеств, в процессе выполнения учебного проекта.

Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

      Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

     Известный русский педагог Е.Г Кагаров (1926г.) указывал на следующие      этапы реализации проекта:

Сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых;

Группировка материала и установление общих положений;

Применение полученных знаний на практике.

Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы, составление отчёта о ней. Этот вид работы с детьми очень интересен и полезен.

Проектно-исследовательскую деятельность сначала стали применять на уроках Забайкаловедения. С чего начинали?

  В первую очередь было  необходимо определить тему, в рамках которой будет проводиться проект; продумать название, его основополагающий (проблемный) вопрос; определить сроки реализации (а это был краткосрочный проект). Чётко определить цели и задачи проекта.

Чтобы работа была успешной, учащимся объяснили, что каждый работает на одну тему, поэтому никакого соревнования не должно быть, все участники команды вместе выполнять проектное задание. Каждый участник должен высказывать свое мнение. Участникам проекта были разработаны памятки начинающего исследователя.

Выбери тему исследования

Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы

Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

Поработай с источником информации, найди ответы на свои вопросы.

Сделай выводы.

Оформи результаты своей работы.

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Первым проектом стал проект «Манул- степная кошка»

План разработки урока-проекта

1. Тема «Манул степная кошка»

2. Проблема: Что мы знаем об этом животном? (Кто такой Манул?) Как можно ознакомить с этим других?

3. Цель: формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

-развитие у детей творческих способностей;

-повышение мотивации к обучению;

-повышение самооценки учащихся;

-приобщение родителей к совместной деятельности.

Задачи:

1.Разширить кругозор детей о животных нашего края

2.Развивать стремление к самостоятельному получению знаний, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач.

3.Развивать у детей способность к созданию определённого продукта, уметь презентовать свой творческий труд.

4.Развивать коммуникативные навыки.

5.Воспитывать уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами.

6.Воспитывать бережное отношение к…, патриотизма, гуманного отношения к окружающим.

Форма работы – метод учебных проектов.

Время работы над проектом 1-2 недели

Режим работы: использование учебных часов (уроков окружающего мира, уроков ИЗО, технологии, музыки), дополнительные занятия.

Дополнительно привлекаемые участники были: школьный библиотекарь и родители.

Работа над проектом осуществлялась в 3 этапа.

Первый этап. Подготовка

Предварительная подготовка учителя:

Выбор темы и формирование задач проекта;

Продумать ключевые понятия темы;

Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа;

Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы;

Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп;

Консультация для родителей.

    Второй этап. Проектирование.

Сообщается тема проекта « ….» дети выбрали проект « Манул»

Классу было предложено объединиться в творческие группы и выбрать, руководителя группы, определить ответственных за поиск нужной информации, продумать оформление своего будущего сообщения.

Все ребята познакомились с этапами проекта, оценкой каждого этапа.

    Третий этап. Защита проекта. Презентация.

Выступление детей

В группе были распределены роли. Каждый рассказывал рассказ по выбранной теме в рамках определённой темы (ареал (картосхема), место обитания, внешний вид, данные по биологии вида в области, цепи питания, данные о численности и тенденции её изменения в области, факторы, влияющие на сокращение, принятые меры охраны.

Группы проводили анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении. Участники делились мнениями, отвечают на вопросы:

-Соответствует ли выполнение проекта задуманному плану?

-Разнообразны ли были идеи?

-Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

-Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

-Чему научились?

-Что нового узнали?

-Что не получилось?

Оценивалась активность работы учащихся, креативность, качество и объём использованных источников, потенциал продолжения работы, качество отчета о проделанной работе.

Это получился творческий информационно-поисковый проект по Забайкаловедению.

Следующий этап работы над проектной деятельности стала исследовательская работа « Телефоны а нашей жизни»

Исследовательская работа «Телефоны в нашей жизни»

1. Выявили проблему – дети младшего школьного возраста много времени проводят за телефонами, поэтому мало гуляют,  мало двигаются, телефон заменил чтение книг. Трудно переоценить роль сотовых телефонов в нашей жизни. Сегодня почти невозможно найти  человека, чья рука, хотя бы раз в день, не тянулась к телефонной трубке.  Он спасает от одиночества, позволяет в короткий срок решать проблемы, получать необходимую информацию.

2. Сформулировали вопросы, на которые хотели бы найти ответы:

Так ли безобиден этот повседневный атрибут нашей жизни?

Что же волнует врачей, педагогов, да и простых обывателей.

Влияет ли он на человека ,на психику

Чем грозит «телефономания» нашим школьникам?

3. Выдвинули следующую гипотезу: мы предполагаем постоянное использования телефонов отрицательно влияет на здоровье и умственные способности ученика, и ученики нашей школы слабо осведомлены о его влиянии.

4. Выбрали методы исследования:

Изучение литературы

Наблюдение

Анкетирование учащихся

Анализ результатов.

5. После проведения анкеты ребята обработали результаты, зафиксировали, сделали выводы.

Материал по данной теме ребята собирали самостоятельно, ходили в школьную библиотеку, детскую городскую библиотеку, активно помогали в сборе материала родители. Пользовались, сетью Интернет.

Беседовали со школьным фельдшером, она тоже рассказала о влиянии телевидения на здоровье детей.

Познакомиться с историей происхождения телефонов.

Изучили положительные и отрицательные свойства сотовых телефонов.

Провели анкетирование учащихся 2-4 классов МОУ-СОШ№6 г Петровска-Забайкальского на предмет их информированности о влиянии сотовых телефонов на здоровье человека.

Защиту данного проекта на конференции решили провести в виде электронной презентации.  Ребята очень хорошо защитили свой проект,  проект был признан лучшим в номинации «Моё первое исследование», ребята получили грамоты.

Заключение.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. А так же путь к  развитию коммуникативной компетентности  у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать  в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка. Раскрывается творческий потенциал каждого учащегося, каждый ученик публично демонстрирует достигнутый результат, дети могут выступать в различных ролях. Развивается кругозор детей, активизируется мыслительная деятельность. Процесс и результат проекта приносит детям удовлетворение, радость, переживания успеха, происходит осознание собственных умений.

Результаты диагностики формирования умений у детей моего класса показали, что систематическая работа с использованием проектно -исследовательской деятельности помогает развивать важнейшие общеучебные умения.

Литература.

1.Е.Н. Макарова. Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.

2.Метод проектов. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Начальная школа – 2006, №10.

3.http: //festival.1september.ru/ articles/563370/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...