Исследовательская работа "Части речи вместе со сказкой"
проект (4 класс)
Исследовательская работа "Части речи вместе со сказкой" для начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 249.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таежинская начальная общеобразовательная школа»
(исследовательская работа)
Автор:
Рехлова Анастасия
Ученица 4 класса
МБОУ «Таежинская нош»
Научный руководитель:
Керш Ю. Л.
учитель начальных классов
МБОУ «Таежинская нош»
Д. Таежная
2023 г
Содержание
Введение . . . . . . . . . .
Часть 1. Теоретическая часть
Части речи .. . . . . . . .
Часть 2. Эмпирическая часть . . . . . .
- Описание проведения исследования . . . . . . .
- Анализ результатов исследования . . .. . . .
Выводы . . . . . .. . . . .
Литература. . . . . . . . .
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
На уроках русского языка мы изучали различные части речи. Знаем самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, глагол, наречие, числительное, местоимение) и служебные части речи (предлог, союз, частица «не»). Также на уроках литературного чтения мы изучали сказки: русские народные (фольклорные) и литературные (авторские) сказки. Мы уже многое знаем об особенностях и отличиях этих сказок, о том, что:
- Литературную сказку сочиняет автор, а народная − создаётся народом;
- Размер литературной сказки может быть любым, а народные сказки небольшие, так как тяжело запомнить большой текст;
- Литературная сказка всегда записывается, а народная может передаваться из уст в уста.
Изучая их, мы задались вопросом: «А каких частей речи больше в русской народной и в литературной сказках? Каково соотношение частей речи между собой в литературной и народной сказках?». Для ответа на этот вопрос мы решили провести исследование. Отобрать две сказки с похожим сюжетом - литературную и русскую народную сказку. Есть в русском языке и другие части речи, но с ними мы пока ещё недостаточно знакомы, поэтому не всегда сможем определить их. Поэтому в своём исследовании мы будем работать только с самостоятельными частями речи, про них мы уже много что знаем, и можем определить их в любом тексте.
Цель исследования: определение той части речи, которая встречается в литературной и русской народной сказках чаще других и сравнить их между собой.
Задачи исследования:
- Изучить теоретическую часть изучаемого вопроса.
- Подобрать сказки для исследования.
- Провести анализ сказок.
- Произвести расчёты и обработать полученные результаты.
- Сделать выводы.
Методы исследования:
- Анализ сказок.
- Математическая обработка полученных результатов исследования.
Гипотеза: Имя существительное и глагол – самые часто встречаемые части речи. Эти части речи встречается в текстах сказок чаще, чем слова других частей речи и занимают большую половину всех слов, независимо от того, русская народная или литературная сказка.
ЧАСТЬ 1.
ЧАСТИ РЕЧИ
Что такое часть речи? Для того чтобы это понять, вернёмся в те далёкие времена, когда люди начали говорить, когда они звуками голоса научились обозначать окружающие их предметы и выражать словами своё отношение к ним и друг другу. Тогда начали появляться первые слова, и сначала они были очень простыми. Видел человек растение с листьями и съедобными плодами – придумывал ему название: яблоня. Капала с неба вода – называл: дождь. Слышал, как жужжанием летит насекомое, - называл: жук. Так появились слова, обозначающие предметы и вопросы к ним: Кто это? Что это?
А когда люди делали орудия труда и охоты, им надо было рассказать друзьям и соседям, как и из чего эти орудия сделаны. Так появились слова, обозначающие действие, и первые вопросы: Что сделал человек? Что надо делать? Что не надо делать? Постепенно люди стали обращать внимание на качество предметов, которые их окружали, на качество своих действий и предметов, которые они сделали своими руками. Так появились слова, обозначающие качество предмета: Какой это предмет? Какая это пища? Какие это стрелы?
Проходили тысячелетия, образовалось множество новых слов, люди изобрели письменность, появились первые школы и учителя. Понадобилось разобраться во всём многообразии слов и разделить их на части в зависимости от вопросов, которые можно к ним подставить.
Если каждое слово будет находиться в своей категории и в своей части речи, то их легко можно будет изучить и запомнить.
И вот учёные решили разделить все слова по частям речи, по классам. Учение о слове как части речи получило название морфология.
Имя существительное – очень важная часть речи. Если из языка убрать все имена существительные, то нам станет не о чем разговаривать. Почему? Имена существительные – это те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. Такие слова отвечают на вопрос кто? или что?
Имя прилагательное. «Прилагательное» - какое интересное название. Что-то к чему-то прилагается. Для чего? Продаётся в магазине магнитофон, или фотоаппарат, или пылесос, и к каждому предмету прилагается своя инструкция. Посмотришь на инструкцию – и становится понятно, чем именно этот магнитофон отличается от других, в чём особенность именно этого конкретного пылесоса.
Вот для чего нужны имена прилагательные! Они обозначают признаки разных предметов, то есть отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные связаны с именами существительными, они делают нашу речь более точной и выразительной.
Глагол. Эта часть речи не менее важна, чем имя существительное. Раньше в нашем языке было такое слово «глаголить», значит – говорить. Глагол обозначает любое действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? что делал? что сделал?
ЧАСТЬ 2.
- ОПИСАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения своего исследования мы подобрали две сказки: русскую народную сказку «Морозко» (628 слов) и литературную сказку Владимира Одоевского «Мороз Иванович» (2142 слова). Для чистоты эксперимента обратились к сказкам со схожей сюжетной линией. И в одной и в другой сказке схожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Сказки отличаются размером: «Морозко» (628 слов), «Мороз Иванович» (2142 слова) – поэтому мы будем сравнивать не по количеству слов различных частей речи, присутствующих в сказках, а по процентному соотношению.
Мы распечатали текст сказок и сначала отделили слова известных нам частей речи от тех, которые мы еще не знаем, а также слов служебных частей речи. Далее для удобства в нахождении и подсчете слов в работе нам понадобились текстовыделители разных цветов, для обозначения каждой части речи определили свой цвет:
Имя существительное – фиолетовый цвет;
Имя прилагательное – желтый цвет;
Глагол – синий цвет;
Наречие – розовый цвет;
Местоимение – оранжевый цвет;
Числительное – зеленый цвет (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
После подсчетов количества частей речи, которые мы провели в русской народной сказке «Морозко», полученные результаты исследования мы занесли в таблицу 1.
Таблица 1.
Результаты исследования количества изученных частей речи в русской народной сказке «Морозко»
Часть речи | Количество слов | Занимаемая часть |
Имя существительное | 200 | 3-я часть |
Имя прилагательное | 29 | 20-я часть |
Глагол | 143 | 4-я часть |
Местоимение | 35 | 20-я часть |
Наречие | 65 | 10-я часть |
Числительное | 0 | 0 |
Слова незнакомых нам и служебных частей речи | 156 | 4-я часть |
Так как сказки у нас отличаются размером («Морозко» - 628 слов, «Мороз Иванович» - 2142 слова), то, для чистоты исследования, далее нам необходимо высчитать какую часть занимает та или иная часть речи от общего количества слов. Всего в сказке – 628 слов, так же мы подсчитали, что 156 слов – это слова, которые относятся к частям речи, которые нам мало знакомы и служебным частям речи – их мы тоже должны взять в расчет. Для того, чтобы вычислить какую часть занимает интересуемая нас часть речи, мы должны узнать сколько раз наша часть речи встречается в общем количестве слов сказки. Например, в сказке «Морозко» существительных – 200, а всего слов – 628. Делим 628 на 200 – получаем 4 и остаток. Это значит, что существительное занимает примерно 4-ю часть.
А теперь покажем результаты вычислений в диаграмме (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Результаты исследования сказки «Морозко»
Из результатов исследования видно, что в сказке чаще остальных встречаются имена существительные. Слова этой части речи встретились 200 раз - это, примерно, третья часть от всех слов сказки. Также часто встречаются глаголы – 143 раза - это, примерно, четвертая часть от всех слов сказки.
Далее мы провели подсчет количества частей речи в литературной сказке «Мороз Иванович», полученные результаты исследования мы занесли в таблицу 2.
Таблица 2.
Результаты исследования количества изученных частей речи в литературной сказке «Мороз Иванович»
Часть речи | Количество слов | Занимаемая часть |
Имя существительное | 527 | 4-я часть |
Имя прилагательное | 107 | 20-я часть |
Глагол | 471 | 4-я часть |
Местоимение | 190 | 20-я часть |
Наречие | 142 | 20-я часть |
Числительное | 8 | 268-я часть |
Всего в сказке – 2142 слова, так же мы подсчитали, что 697 слов – это слова, которые относятся к частям речи, которые нам мало знакомы и служебным частям речи – их мы тоже взяли в расчет.
Результаты подсчетов представлены в диаграмме 2 (см. рисунок 2).
Рисунок 1. Результаты исследования сказки «Мороз Иванович»
Также из результатов исследования можно отметить, что в сказке чаще остальных встречаются имена существительные. Слова этой части речи встретились 527 раз, что составило 25% (это четвертая часть от всех слов сказки). Также часто встречаются глаголы – 471 раз, что составило 22 % (это, примерно, четвертая часть от всех слов сказки).
Далее мы составили сравнительную таблицу двух сказок «Морозко» и «Мороз Иванович». Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты сравнения двух сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»
Части речи | «Морозко» | «Мороз Иванович» |
Имя существительное | 3-я часть | 4-я часть |
Имя прилагательное | 20-я часть | 20-я часть |
Глагол | 4-я часть | 4-я часть |
Местоимение | 20-я часть | 10-я часть |
Наречие | 10-я часть | 10-я часть |
Числительное | 0 | 268-я часть (8 слов) |
Из представленной таблицы мы делаем следующие выводы:
- В обеих сказках имя существительное – самая часто встречаемая часть речи, но в русской народной сказке имен существительных больше, чем в литературной;
- Имена прилагательные и в той, и в другой сказке занимают одинаковые позиции;
- Глагол также является одной из часто встречаемых частей речи. И в той, и в другой сказке позиции глаголов примерно одинаковы и занимают, примерно, четвертую часть;
- Местоимений в литературной сказке больше – примерно, в два раза;
- Наречий больше в народной сказке;
- Числительные – самая немногочисленная часть речи. В народной сказке не встречается, а в литературной сказке – всего 8 слов, что составляет 268-ю часть – очень мало.
ВЫВОДЫ
В результате исследования гипотеза о том, что имя существительное и глагол - самые часто встречаемые части речи, подтвердилась. Существительные и глаголы занимают примерно половину всех слов сказок.
Эти части речи встречаются в текстах чаще других частей речи, даже независимо от того, русская народная сказка или литературная. Мы считаем, что это происходит от того, что имя существительное и глагол играют большую роль в нашей речи, являются главными членами предложения. Но следует отметить, что в русской народной сказке их больше. Мы считаем, это происходит от того, что русская народная сказка более компактная, описывает сюжет сжато, передаёт саму суть событий.
Местоимений больше в литературной сказке. Автор предпочитает не использовать повторно имена, заменяя местоимениями.
Из проведенного нами исследования, мы можем сделать вывод, что числительное – самая редко встречаемая из самостоятельных частей речи, изученных нами.
Имя прилагательное и наречие встречается не так часто, независимо от того, русская народная это или литературная сказка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык (развитие речи): Мы иллюстрируем сказку, рассказ, стихотворение.
Иллюстрирование литературного произведения - одна из трудных работ в русском языке. Начальный этап этой работы отражен в этом уроке....
Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему «Вместе со сказкой против коррупции»
Начинать формировать антикоррупционное поведение у учащихся необходимо уже с младшего школьного возраста. Материал расчитан на учеников 3-4 класса....
Урок литературного чтения на тему "Сочиняем вместе волшебную сказку"
Комбинированный урок-игра с элементами литературного творчества. УМК "Перспектива", 3 класс...
Скороговорки. Ставим речь вместе.
Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например,...
Технологическая карта занятия по проектно-исследовательской деятельности "В мире волшебной сказки"
Дана технологическая карта первого внеурочного занятия , начального зтапа запуска проектно-исследовательской деятельности "В мире волшебной сказки" для обучающихся 3-4 классов...
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Данная презентация поможет обучающимся 4 класса создать свой проект по произведению А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся «Сочиняем вместе волшебную сказку»
Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся «Сочиняем вместе волшебную сказку»...