Исследовательская работа "Части речи вместе со сказкой"
проект (4 класс)

Юлия Леонидовна Керш

Исследовательская работа "Части речи вместе со сказкой" для начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx249.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таежинская начальная общеобразовательная школа»

1670467815_5-kartinkin-net-p-kartinki-k-skazke-morozko-pinterest-5.jpg

(исследовательская работа)

Автор:

Рехлова Анастасия

Ученица 4 класса

МБОУ «Таежинская нош»  

Научный руководитель:

Керш Ю. Л.

учитель начальных классов

МБОУ «Таежинская нош»  

Д. Таежная

2023 г

Содержание

Введение        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        

Часть 1. Теоретическая часть

Части речи        ..        .        .        .        .        .        .        .        

Часть 2. Эмпирическая часть        .        .        .        .        .        .

  1. Описание проведения исследования         .         .        .        .        .        .        .        
  2. Анализ результатов исследования        .        .        ..        .        .        .        

Выводы        .        .        .        .        .        ..        .        .        .        .        

Литература.        .        .        .        .        .        .        .        .        

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

На уроках русского языка мы изучали различные части речи. Знаем самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, глагол, наречие, числительное, местоимение) и служебные части речи (предлог, союз, частица «не»). Также на уроках литературного чтения мы изучали сказки: русские народные (фольклорные) и литературные (авторские) сказки. Мы уже многое знаем об особенностях и отличиях этих сказок,  о том, что:

  • Литературную сказку сочиняет автор, а народная − создаётся народом;
  • Размер литературной сказки может быть любым, а народные сказки небольшие, так как тяжело запомнить большой текст;
  • Литературная сказка всегда записывается, а народная может передаваться из уст в уста.

Изучая их, мы задались вопросом: «А каких частей речи больше в русской народной и в литературной сказках?  Каково соотношение частей речи между собой в литературной и народной сказках?». Для ответа на этот вопрос мы решили провести исследование. Отобрать две сказки с похожим сюжетом - литературную и русскую народную сказку.  Есть в русском языке и другие части речи, но с ними мы пока ещё недостаточно знакомы, поэтому не всегда сможем определить их.  Поэтому в своём исследовании мы будем работать только с самостоятельными частями речи, про них мы уже много что знаем, и можем определить их в любом тексте.  

Цель исследования: определение той части речи, которая  встречается в литературной и русской народной сказках чаще других и сравнить их между собой.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретическую часть изучаемого вопроса.
  2. Подобрать сказки для исследования.
  3. Провести анализ сказок.
  4. Произвести расчёты и обработать полученные результаты.
  5. Сделать выводы.

Методы исследования:

  1. Анализ сказок.
  2. Математическая обработка полученных результатов исследования.

Гипотеза: Имя существительное и глагол – самые часто встречаемые части речи. Эти части речи встречается в текстах сказок чаще, чем слова других частей речи и занимают большую половину всех слов, независимо от того, русская народная или литературная сказка.

ЧАСТЬ 1.

ЧАСТИ РЕЧИ

Что такое часть речи? Для того чтобы это понять, вернёмся в те далёкие времена, когда люди начали говорить, когда они звуками голоса научились обозначать окружающие их предметы и выражать словами своё отношение к ним и друг другу. Тогда начали появляться первые слова, и сначала они были очень простыми. Видел человек растение с листьями и съедобными плодами – придумывал ему название: яблоня. Капала с неба вода – называл: дождь. Слышал, как жужжанием летит насекомое, - называл: жук. Так появились слова, обозначающие предметы и вопросы к ним:  Кто это? Что это?

А когда люди делали орудия труда и охоты, им надо было рассказать друзьям и соседям, как и из чего эти орудия сделаны. Так появились слова, обозначающие действие, и первые вопросы: Что сделал человек? Что надо делать? Что не надо делать? Постепенно люди стали обращать внимание на качество предметов, которые их окружали, на качество своих действий и предметов, которые они сделали своими руками. Так появились слова, обозначающие качество предмета: Какой это предмет? Какая это пища? Какие это стрелы?

Проходили тысячелетия, образовалось множество новых слов, люди изобрели письменность, появились первые школы и учителя. Понадобилось разобраться во всём многообразии слов и разделить их на части в зависимости от вопросов, которые можно к ним подставить.

Если каждое слово будет находиться в своей категории и в своей части речи,  то их легко можно будет изучить и запомнить.

И вот учёные решили разделить все слова по частям речи, по классам. Учение о слове как части речи получило название морфология.

Имя существительное – очень важная часть речи. Если из языка убрать все имена существительные, то нам станет не о чем разговаривать. Почему? Имена существительные – это те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. Такие слова отвечают на вопрос кто? или что?

Имя прилагательное.  «Прилагательное» - какое интересное название. Что-то к чему-то прилагается. Для чего? Продаётся в магазине магнитофон, или фотоаппарат, или пылесос, и к каждому предмету прилагается своя инструкция. Посмотришь на инструкцию – и становится понятно, чем именно этот магнитофон отличается от других, в чём особенность именно этого конкретного пылесоса.

Вот для чего нужны имена прилагательные! Они обозначают признаки разных предметов, то есть отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные связаны с именами существительными, они делают нашу речь более точной и выразительной.

Глагол. Эта часть речи не менее важна, чем имя существительное. Раньше в нашем языке было такое слово «глаголить», значит – говорить. Глагол обозначает любое действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? что делал? что сделал?

ЧАСТЬ 2.

  1. ОПИСАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

        Для проведения своего исследования мы подобрали две сказки: русскую народную сказку «Морозко» (628 слов) и литературную сказку Владимира Одоевского «Мороз Иванович» (2142 слова). Для чистоты эксперимента обратились к сказкам со схожей сюжетной линией. И в одной и в другой сказке  схожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Сказки отличаются размером: «Морозко» (628 слов), «Мороз Иванович» (2142 слова) – поэтому мы будем сравнивать не по количеству слов различных частей речи, присутствующих в сказках, а по процентному соотношению.

        Мы распечатали текст сказок и сначала отделили слова известных нам частей речи от тех, которые мы еще не знаем, а также слов служебных частей речи. Далее для удобства в нахождении и подсчете слов в работе нам понадобились текстовыделители разных цветов, для обозначения каждой части речи определили свой цвет:

Имя существительное – фиолетовый цвет;

Имя прилагательное – желтый цвет;

Глагол – синий цвет;

Наречие – розовый цвет;

Местоимение – оранжевый цвет;

Числительное – зеленый цвет (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

2.2.  АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

        После подсчетов количества частей речи, которые мы провели в русской народной сказке «Морозко», полученные результаты исследования мы занесли в таблицу 1.

Таблица 1.

Результаты исследования количества изученных частей речи в русской народной сказке «Морозко»

Часть речи

Количество слов

Занимаемая часть

Имя существительное

200

3-я часть

Имя прилагательное

29

20-я часть

Глагол

143

4-я часть

Местоимение

35

20-я часть

Наречие

65

10-я часть

Числительное

0

0

Слова незнакомых нам и служебных частей речи

156

4-я часть

Так как сказки у нас отличаются размером («Морозко» - 628 слов, «Мороз Иванович»  - 2142 слова),  то, для чистоты исследования, далее нам необходимо высчитать какую часть занимает та или иная часть речи от общего количества слов. Всего в сказке – 628 слов, так же мы подсчитали, что 156 слов – это слова, которые относятся к частям речи, которые нам мало знакомы и служебным частям речи – их мы тоже должны взять в расчет. Для того, чтобы вычислить какую часть занимает интересуемая нас часть речи, мы должны узнать сколько раз наша часть речи встречается в общем количестве слов сказки. Например, в сказке «Морозко» существительных – 200, а всего слов – 628. Делим 628 на 200 – получаем 4 и остаток. Это значит, что существительное занимает примерно 4-ю часть.

        А теперь покажем результаты вычислений в диаграмме (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Результаты исследования сказки «Морозко»

Из результатов исследования видно, что в сказке чаще остальных встречаются имена существительные. Слова этой части речи встретились 200 раз - это, примерно, третья часть от всех слов сказки.  Также часто встречаются глаголы – 143 раза - это, примерно, четвертая часть от всех слов сказки.

Далее мы провели подсчет количества частей речи в литературной сказке «Мороз Иванович», полученные результаты исследования мы занесли в таблицу 2.

Таблица 2.

Результаты исследования количества изученных частей речи в литературной сказке «Мороз Иванович»

Часть речи

Количество слов

Занимаемая часть

Имя существительное

527

4-я часть

Имя прилагательное

107

20-я часть

Глагол

471

4-я часть

Местоимение

190

20-я часть

Наречие

142

20-я часть

Числительное

8

268-я часть

Всего в сказке – 2142 слова, так же мы подсчитали, что 697 слов – это слова, которые относятся к частям речи, которые нам мало знакомы и служебным частям речи – их мы тоже взяли в расчет.

Результаты подсчетов представлены в диаграмме 2 (см. рисунок 2).

Рисунок 1. Результаты исследования сказки «Мороз Иванович»

Также из результатов исследования можно отметить, что в сказке чаще остальных встречаются имена существительные. Слова этой части речи встретились 527 раз, что составило 25% (это четвертая часть от всех слов сказки). Также часто встречаются глаголы – 471 раз, что составило 22 % (это, примерно, четвертая часть от всех слов сказки).

Далее мы составили сравнительную таблицу двух сказок «Морозко» и «Мороз Иванович». Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты сравнения двух сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»

Части речи

«Морозко»

«Мороз Иванович»

Имя существительное

3-я часть

4-я часть

Имя прилагательное

20-я часть

20-я часть

Глагол

4-я часть

4-я часть

Местоимение

20-я часть

10-я часть

Наречие

10-я часть

10-я часть

Числительное

0

268-я часть (8 слов)

Из представленной таблицы мы делаем следующие выводы:

  • В обеих сказках имя существительное – самая часто встречаемая часть речи, но в русской народной сказке имен существительных больше, чем в литературной;
  • Имена прилагательные и в той, и в другой сказке занимают одинаковые позиции;
  • Глагол также является одной из часто встречаемых частей речи. И в той, и в другой сказке позиции глаголов примерно одинаковы и занимают, примерно, четвертую часть;
  • Местоимений в литературной сказке больше – примерно, в два раза;
  • Наречий больше в народной сказке;
  • Числительные – самая немногочисленная часть речи. В народной сказке не встречается, а в литературной сказке – всего 8 слов, что составляет 268-ю часть – очень мало.

 

ВЫВОДЫ

В результате исследования гипотеза о том, что имя существительное и глагол - самые часто встречаемые части речи, подтвердилась. Существительные и глаголы занимают примерно половину всех слов сказок.

Эти части речи встречаются в текстах чаще других частей речи, даже независимо от того, русская народная сказка или литературная. Мы считаем, что это происходит от того, что имя существительное и глагол играют большую роль в нашей речи, являются главными членами предложения. Но следует отметить, что в русской народной сказке их больше. Мы считаем, это происходит от того, что русская народная сказка более компактная, описывает сюжет сжато, передаёт саму суть событий.

Местоимений больше в литературной сказке. Автор предпочитает не использовать повторно имена, заменяя местоимениями.

Из проведенного нами исследования, мы можем сделать вывод, что числительное – самая редко встречаемая из самостоятельных частей речи, изученных нами.

Имя прилагательное и наречие встречается не так часто, независимо от того, русская народная это или литературная сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык (развитие речи): Мы иллюстрируем сказку, рассказ, стихотворение.

Иллюстрирование литературного произведения - одна из трудных работ в русском языке. Начальный этап этой работы отражен в этом уроке....

Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему «Вместе со сказкой против коррупции»

Начинать формировать антикоррупционное поведение у учащихся необходимо уже с младшего школьного возраста. Материал расчитан на учеников 3-4 класса....

Урок литературного чтения на тему "Сочиняем вместе волшебную сказку"

Комбинированный урок-игра с элементами  литературного творчества.  УМК "Перспектива", 3 класс...

Скороговорки. Ставим речь вместе.

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например,...

Технологическая карта занятия по проектно-исследовательской деятельности "В мире волшебной сказки"

Дана технологическая карта первого внеурочного занятия , начального зтапа запуска проектно-исследовательской деятельности "В мире волшебной сказки" для обучающихся 3-4 классов...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Данная презентация поможет обучающимся 4 класса создать свой проект по произведению А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся «Сочиняем вместе волшебную сказку»

Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся «Сочиняем вместе волшебную сказку»...