Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему «Вместе со сказкой против коррупции»
методическая разработка (4 класс) на тему

Нуртдинова Татьяна Рахимзяновна

Начинать формировать антикоррупционное поведение у учащихся необходимо уже с младшего школьного возраста. Материал расчитан на учеников 3-4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Вместе со сказкой против коррупции»

 Конкурс   методических разработок внеклассных мероприятий антикоррупционной направленности  

педагогических работников образовательных организаций

 Методическая разработка внеклассного мероприятия

 Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему

«Вместе со сказкой против коррупции»

Нуртдинова Татьяна Рахимзяновна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 13»

Ульяновск, 2017

Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему.

«Вместе со сказкой против коррупции»

Пояснительная записка

Актуальность:  Проявление коррупции является очень волнующим вопросом для нашей страны и с каждым годом коррупция принимает всё больший оборот. Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. Информация о данной проблеме является важной и значимой для учеников всех возрастов. Начинать формировать антикоррупционное поведение у учащихся необходимо  уже с младшего школьного возраста.

Цель

 Раскрыть понятие «коррупция» и её последствия;   обозначить для детей  ценностные ориентиры общества, в котором мы  живём; настроить детей на активную  жизненную позицию.

Задачи:
Познакомить с явлением коррупции.
Показать положительное отношение к  нетерпимости   проявления коррупции.

Формирование УУД:

Личностные:

- развитие  негативного  отношения  школьников к проявлениям коррупции в жизни общества;

- развитие  чувства  соучастия  к происходящим в стране событиям;

- представления о своей гражданской значимости в форме понимания своего  «Я»- как гражданина России.

Регулятивные:

  • учитывать обозначенные  учителем   ориентиры   действия в заданном   материале.

Познавательные:

-проводить сравнения  между  материалом, который предлагает учитель, и собственным опытом.

Коммуникативные:

- подбирать подходящие  термины и слова  в диалоге с учителем, одноклассниками;

-правильно  принимать мнения  и позицию своих одноклассников и учителя;

- грамотно высказывать  своё мнение и позицию.

Участники внеклассного мероприятия: педагог; учащиеся 3–4 классов.

Реквизиты: заготовленные ребусы, цветные полоски с буквами,  пословицы, карандаши, листы бумаги, элементы костюмов для героев сказки и необходимые предметы для инсценировки, презентация.

Время проведения: 1 час.

Форма: беседа,  инсценировка сказки. В мероприятии применяется парная и групповая форма работы.

Ход мероприятия :

  1. Подготовительный этап: учащихся нужно заранее разделить на группы, для выполнения дальнейших заданий.
  2. Основной этап.

Сценку  показывают заранее подготовленные ученики. Мероприятие можно проводить в классе, а также в актовом зале.

«Вместе со сказкой против коррупции»

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учитель:

Летела себе птичка,

Клюнула пшеничку,

Так развеселилась

И сказка появилась.

Она из жизни сцены нам покажет

И о коррупции расскажет. (Слайд 2)

     2.Основная часть.

Учитель:

Слово «коррупция» - латинского происхождения. Corruptio - это подкуп, порча. Corrumpere – значит растлевать. (Слайд 3)

Ребята, как вы понимаете слово коррупция? (Высказывания детей)

Учитель:  

Из словаря Ожегова

КОРРУПЦИЯ - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с   мафиозными структурами. (Слайд 4)

           Ребята, я  немного расскажу вам  об исторических корнях  коррупции. Они восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

           По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. (Слайд5)

          Коррупция активно процветает  в нашем современном мире. На сегодняшний день неизвестны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником.

          В то же время существуют и совершенствуются  методы борьбы с коррупцией. История борьбы с коррупцией в России  берёт своё начало в XIII веке. Коррупция наказуема законом, это уголовное преступление! По инициативе ООН   9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

             Давайте подумаем, каковы причины коррупции? (Ответы детей)

Правильно, причины коррупции - это желание обогатиться, жадность, часто люди не задумываются и не боятся ответственности за совершённое уголовное преступление, жажда денег берёт верх над человеком.

              А что является главным  составляющим звеном коррупции. Для этого предлагаю вам разгадать ребус. (ДЕНЬГИ) (Слайд 6)

Учитель:

            Работа в паре. 

 Как вы думаете, что указывает на проявление  коррупции? Чтобы ответить на этот вопрос, возьмите цветные полоски с буквами. Работая  в паре, вычеркните пожалуйста   все буквы И, О, Е. Какое слово у вас получилось? (Взятка) (Слайд 7).

 Как вы думаете, что такое взятка? (Ответы детей).

              Взятка - это получение одним  лицом от другого лица денег или иных благ, за которые им будут оказаны какие-либо услуги, связанные с должностью, которую он занимает. При этом указанные деньги и блага не всегда получает лично взяточник, зачастую они могут быть предоставлены близким ему людям или подставным организациям.

Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей .Коррупция- это нечестное, плохое, наказуемое законом дело)

Физминутка (Слайд 8)

Я буду называть вам разные  слова, если вы считаете, что слово имеет отношение к коррупции, поднимите вверх правую руку, если слово не имеет отношение к коррупции, поднимите вверх левую руку.

( Дружба, жадность, власть, милосердие, мошенничество, благородство, обман, доброта, взятка, справедливость, подкуп, помощь, нажива).

             

        Ребята, сегодня  мы побываем  в гостях у необычной сказки, которая называется «Семейка -  веселейка». У вас на партах в конверте  заготовлены пословицы. При обсуждении эпизодов,  вы, работая в паре, должны подобрать пословицу, наиболее подходящую для данного эпизода.

Инсценировка сказки  (с обсуждением)

Ведущий ( представление героев)( Слайд 9, 10)

    Жила одна семейка, а в общем веселейка. Семья была небольшая, но дружная. Мать – Ольга Красавишна, отец – Егор Строгиевич, бабушка – Лидия Хвастуля, да любимый сынуля Дмитрий Силович. Вот жили-поживали, добра наживали. Дмитрий уж школу годков семь назад окончил, умён и силён он был. Однажды отец говорит:

 Егор Строгиевич

- Поехали  на море, заодно и в Киев град заедем, отдохнём от работы. Ведущий 

- Рассуждали – рассуждали, да и собрались в кассу за билетами.  На окошке кассы висит объявление «Билетов нет». Бабушка с улыбкой  обратилась к кассирше.

Лидия Хвастуля 

-Мы семейкой нашей дружной

Съездить на море хотим.

Ты билеты нам получше,

Покомфортней подбери.

Ты на денежку взгляни,

И в карманчик убери.

Ведущий 

Заулыбалась кассирша, получив хорошее вознаграждение. На радостях выписала  четыре билета. А каждый билетик  был непростой, а  указывал на место в карете расписной.

Учитель: Ребята, какие проявления коррупции мы увидели? (Обсуждение)

Какая пословица подходит для данного эпизода?  (Не подмажешь - не поедешь!)

Ведущий 

Едут они в карете, мать прядёт, отец газету читает, бабка свои хвастливые истории рассказывает. Стало Дмитрию скучновато  и говорит он:

Дмитрий Силович

 - Скажите извозчику, пусть он остановится, мне по лесу погулять захотелось.

Ведущий 

Отговаривали его родители, да и уступили сыну. Пошёл Дмитрий Силович в лесок и увидел три тропинки. Думал, думал, куда же лучше пойти, да в раздумьях не заметил, как стемнело. Растерялся он. Вдруг из-за дерева старичок - лесовичок  выглянул.

Старичок - лесовичок 

Ручку мне позолоти

И не пропадёшь в пути.

На меня ты положись

И скорее улыбнись. (Слайд 11)

Ведущий 

Отдал Дмитрий старичку мешочек с монетками, тот ему подмигнул и быстро верный путь указал. (Слайд 12)

А родители Димушки в это время горевали, горевали, а сына нет и нет. Вернулись они в печали домой.

Учитель: Ребята, а  какие проявления коррупции мы увидели в этом эпизоде? (Обсуждение)

Какая пословица подходит для данного эпизода?  (Взятка чудеса творит).  Ведущий 

Идёт он и слышит  песни девичьи, видит ясный свет кругом, яркие огни и ковры из цветов. А среди девиц увидел Дмитрий царевну, да и влюбился. Позабыл он про родителей, про поездку дальнюю. Закружилась голова от счастья. (Слайд 13)

Дмитрий Силович

- Как тебя зовут, красавица?

Марина Умнейшая

- Марина Умнейшая, а ты кто?

Дмитрий Силович

- Я Дмитрий Силович, стань моей невестой!

  Ведущий 

Царевна улыбнулась, расцвела,  да и согласилась, видно  тоже сердце  заиграло. Царство, где жила царевна, называлось Веселухино, в нём царило веселье, красота, добро и любовь. Стала Марина Умнейшая своему суженому показывать владения, знакомить со всеми. (Слайд 14)

 Пригласила  она Дмитрия на чай. Дмитрий хлебнул горячего чайку, да словно проснулся, вспомнил про своих родителей.

Дмитрий Силович

- Марина Умнейшая, пойдём со мной, тоскливо мне, пора домой возвращаться.

Марина Умнейшая

- Пойдём!

Ведущий (Слайд 15)

 Шли они,  шли, и набрели на домик старенький, и вышла к ним Ёжка Гармошка. Хитрая и вредная была бабка, эта Ёжка Гармошка, любила она другим  вредить.

Дмитрий Силович

-Подскажи нам, бабушка, как дорогу  к дому родному найти?

Ёжка Гармошка 

- Угостите меня вкусным  мороженым, поиграйте  мне на гармошке, тогда и скажу.

Ведущий 

Молодым так хотелось домой, устали они в пути и не согласились на  бабкины уговоры. Разозлилась Марина Умнейшая.

Марина Умнейшая 

- Ты, Ёжка гармошка, в ушах  серёжки, укажи нам путь!

Ведущий 

 Разгневалась бабка и превратила их в обезьян. (Слайд 16)

 Смотрят они друг на друга, а беды не замечают. Выгнала обезьян бабка, пошли они дальше в  дорогу. Вышли  случайно на пригорок и увидели родной дом Дмитрия Силовича. Обрадовались, да вот только родители Дмитрия не признали их, напугались даже.

Егор Строгиевич

Кто вы такие, ступайте, откуда пришли!

Ольга Красавишна

Не верим мы вам, наш сынок красавец, удалой молодец! Уходите!

Лидия Хвастуля 

Уходите быстро, не знаем мы вас! 

Ведущий 

Когда из дома выходили, Лидия Хвастуля  угостила их мороженым.

(Слайд 17)

От  беспомощности  побрели они обратно к Ёжке Гармошке. Увидела их  Ёжка, запрыгала от радости, быстрей гармонь достала.

Ёжка Гармошка 

Мороженое! Ура! Играйте мне на гармошке, да повеселее!  А я попляшу от души! (Слайд 18)

Ведущий 

Съела Ёжка мороженое, размяла свои кости старые и от счастья сняла своё заклятие. Стали Дмитрий да Марина снова молодыми людьми прежними.

Учитель: Ребята, какие проявления коррупции  вновь вы увидели? (Обсуждение).

Подберите пословицу   для данного эпизода?  ( Ты мне — я тебе )

Ведущий 

Проводила их Ёжка с песнями.

 Ёжка Гармошка 

Ступайте, родненькие! Хорошо вы меня повеселили!!

Ведущий 

Вышли  молодые на дорогу, видят, волшебный ларец  стоит. Открыл  его Дмитрий, а там шапка – разгадалка  и чудо скороходы .(Слайд 19)

 В скороходах  быстро    они около родительского дома очутились.  Радость, восторг и веселье заполнили дом Дмитрия Силовича. (Слайд 20)

Родители поверить не могли, что сын вернулся. Понравилась им Марина Умнейшая своей красотой, добротой и умом.

Но,  отец, Егор Строгиевич, не зря так звался. Захотел он проучить сына за самовольство и не дал согласие на свадьбу.

Егор Строгиевич

- Ты, сынок,  принеси мне рыбку золотую, вот тогда и свадьбу сыграем. Ведущий 

Деваться некуда, собрался Дмитрий в путь, прихватил денег, волшебный ларец, шапку -  разгадалку и надел чудо скороходы. А  царевна его ждать осталась у родителей. Сам не заметил, как очутился Дмитрий Силович у водоёма. Видит, зелёная лягушка рядом с ним.(Слайд 21)

Дмитрий Силович

- Лягушка, лягушка, подскажи, где мне рыбку золотую найти, я тебе 1000 рублей подарю!

Лягушка

- Мне в болоте деньги не пригодятся. Разгадай  ты лучше три загадки, тогда и подскажу!

1.-Над водой круглолица         2.-Скачет зверушка                  3.-Кто по мшистой

     Поёт царевна,                             Не рот, а ловушка.                   Мокрой тропке

     Да так напевно,                          Попадут в ловушку                  Словно мячик

     Что все на суше                          И комар и мушка.                     Скачет ловкий?

      Затыкают уши.

Ведущий 

Думал Дмитрий и вспомнил он про шапку – разгадалку. Надел он её на голову и  осенило его:

Дмитрий Силович

- Да это ведь лягушка – квакушка!

Лягушка

- Молодец, ты угадал. Я сделаю  для тебя доброе дело! Вот тебе простая рыбка, клади её в свой волшебный ларец и станет она золотой.(Слайд 22)

Ведущий 

 Поблагодарил её Дмитрий Силович, взял рыбку, потёр свои чудо скороходы и вмиг дома очутился. Открыл перед отцом ларец, и, вправду, увидели они рыбку золотую.

Егор Строгиевич

- Молодец, сынок, теперь ты заслужил, бери в жёны красавицу Марину!

Ведущий 

Вот и свадьбу  сыграли, весёлую и  шумную. (Слайд 23)

Всей семьёй  переехали жить  в царство Веселухино, жили долго,  да беззаботно, всегда песни пели. Звали их - семейка–веселейка.  Ёжку Гармошку они не забывали, часто в гости приглашали.  А рыбка золотая в аквариуме у них жила, все желанья исполняла.

Учитель: Ребята, какие проявления коррупции  вновь вы увидели? (Обсуждение).

Подберите пословицу   для данного эпизода?  (Сами взяток не берем, и другим не даем).

Ведущий 

Вот и сказке конец, птичка на славу потрудилась, сама улетела, а сказку нам оставила.

 Учитель:

Понравилась вам сказка?

Какой эпизод понравился вам больше?

Чему учит нас эта сказка?

3.Рефлексия

Ребята, так что же означают такие слова: коррупция, взятка?

А сейчас я предлагаю вам составить синквейн, работая в группах.

 (Слайд 24).

Возьмите пожалуйста ручки и листочки.(Составление синквейна).

(Например)

Коррупция

Вечная, неприятная

Манит, разрушает, вредит

Незаконное решение любого вопроса

Болото

Выступление представителей групп, обсуждение.

4.Итог

Завершить наше внеклассное мероприятие позвольте стихотворением.

(Слайд 25)

Ученик

Такой страны на свете нет,

Но просто вы её представьте!

Там правят ложь и деньги много лет,

И люди там не знают, что запрет

Прописан верой, правдой и законом,

На взятки и преступные деянья!

Мы громко хором скажем: «Нет!»

Стране Коррупция, без колебанья.

Учитель:

У вас на партах листочки и карандаши. Изобразите пожалуйста  на  рисунке  как вы понимаете слово коррупция.(5 минут)(Выставка рисунков)

Спасибо за внимание!

Заключение

           Коррупция оказывает отрицательное  влияние на общество и государство в целом. Задача учителя показать детям, что  с детства люди должны быть справедливыми, честными, порядочными, законопослушными, милосердными. 

         Педагог  должен учить детей поступать правильно, по совести, не тогда, когда на них смотрят другие, видят их, а тогда, когда никто не видит и не узнает, как было. Главное  в развитии представления о своей гражданской значимости в форме понимания своего  «Я»- как гражданина России – это развитие  желания  поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой.

       Лучше всего это можно сделать на примере героев сказок, потому что сказки – один из самых доступных, понятных и любимых жанров детских  произведений.

Список литературы

  1. К. Ф. Амиров. «Аникоррупционное и правовое воспитание»
  2. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык1990
  4. Зимин В.И. Словарь –тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений.—М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2012.- 736 с.- ( Настольные словари русского языка).
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Сценарий сказки и  все стихотворения  составлены Нуртдиновой Т.Р.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пословицы

Не подмажешь –не поедешь!

Взятка чудеса творит. 

Ты мне — я тебе.

Сами взяток не берем,

и другим не даем.

Разгадай ребус

Pass notes No 3,002: The Oxford comma Education The Guardian                                                    Pass notes No 3,002: The Oxford comma Education The Guardian

               http://www.stihi.ru/pics/2017/02/01/6371.jpg     http://www.mhealth.ru/upload/img_get/73/7385043ba7859da9bbe9e69ab0686513_fitted_200x210.jpg         

Разгадай ребус

Pass notes No 3,002: The Oxford comma Education The Guardian                                                    Pass notes No 3,002: The Oxford comma Education The Guardian

               http://www.stihi.ru/pics/2017/02/01/6371.jpg    http://www.mhealth.ru/upload/img_get/73/7385043ba7859da9bbe9e69ab0686513_fitted_200x210.jpg                               

ВИОЗЕИЯИТЕОКИЕА

ВИОЗЕИЯИТЕОКИЕА

ВИОЗЕИЯИТЕОКИЕА

ВИОЗЕИЯИТЕОКИЕА

ВИОЗЕИЯИТЕОКИЕА

Синквейн

1. Первая строка – тема, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах( именами прилагательными);

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами,  (глаголами);

4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая ваше  отношение  к теме;

5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому.

Синквейн

1. Первая строка – тема, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах( именами прилагательными);

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами,  (глаголами);

4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая ваше  отношение  к теме;

5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Алтай и космос вместе 50 лет"

Разработка  внеклассного  мероприятия    "Алтай и космос вместе 50 лет"Цель:   • ознакомить учащихся с содержанием фактов и событий, которые связали Алтайский край с космосом...

Внеклассное мероприятие "Хорошо,когда мы вместе"

Цели и задачи:1.     Укрепление здоровья детей и их родителей.2.     Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы.3.     ...

«Не в службу, а в дружбу». Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему.

пропаганда  и формирование  у  учащихся антикоррупционного  мировоззрения; привитие антикоррупционных навыков, воспитание честности, порядочности...

Внеклассное мероприятие по физической культуре "Вместе дружная семья"

Это мероприятие направлено на обучение двигательным умениям и навыкам и способностей. Систематизированию знаний ребят о здоровом образе жизни и важности его в жизни человека. Развитию физических качес...

Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему во 2 классе.

Цель: пропаганда  и формирование у  учащихся антикоррупционного  мировоз зрения; привитие антикоррупционных навыков, воспитание честности, порядочности...

Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему.

Цель: пропаганда и формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения; привитие антикоррупционных навыков, воспитание честности, порядочности; Оборудование: эпиграф к классному часу, презен...